Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования расходов федерального
бюджета
1.1 Сущность и роль расходов федерального бюджета
1.2. Классификация расходов федерального бюджета
Вывод по первой главе:
Глава 2. Анализ расходов Главного управлениям МЧС России по Мурманской
области
2.1. Анализ динамики основных финансовых показателей
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей Главного управления
МЧС России по Мурманской области
Вывод по второй главе:
Глава 3. Основные направления повышения эффективности использования
расходов
3.1 Мероприятия по укреплению исполнения бюджетной росписи
3.2. Оптимизация налогообложения и налогового планирования
Вывод по третьей главе:
Заключение
Список используемых источников
Динамичное и поступательное развитие человечества базируется на
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Грамотное распределение расходов бюджета между социально-
значимыми направлениями финансирования (оборона, правоохранительная
деятельность, здравоохранение, образование, жилищный и
агропромышленный сектор) позволяет с наибольшим результатом достигать
поставленные цели, решать насущные проблемы и во многом снимать
социальную напряженность в государстве. Эта деятельность является крайне
важной в стране, и она не зависит от того, какое в настоящий момент развитие
национальной экономики и объем, поступающих средств в госбюджет [12].
С учетом общемировой тенденции к росту количества чрезвычайных
ситуаций и техногенных катастроф, выделение денежных средств для
финансирования вопросов их предупреждения и ликвидации всегда
оказывались недостаточными. Актуальность избранной темы как раз и
обуславливается необходимостью поиска эффективных мер
совершенствования расходной стороны федерального бюджета на эти цели,
ведь от них, в том числе, зависит безопасность и развитие страны в целом.
Цель исследования – разработка мер по повышению эффективности
расходов федерального бюджета (на примере Главного управления МЧС
России по Мурманской области).
Объект исследования – Главное управление МЧС России поМурманской области, основным видом деятельности, которого является
реализация государственной политики в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на
территории Мурманской области
Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность
Главного управления МЧС России по Мурманской области.
Задачи исследования:
− рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета
федерального уровня и его значение;
− проанализировать динамику и структуру расходов Главного
управления МЧС России по Мурманской области;
− определить пути совершенствования расходов федерального
бюджета России на примере Главного управления МЧС России по
Мурманской области.
Динамичное и поступательное развитие человечества базируется на
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Государственный бюджет имеет две составные части: доходную и
расходную.
В доходной части государственного бюджета содержатся источники
поступлений. Налоги являются главным источником финансовых
поступлений в бюджет, это примерно три четверти. Другая часть поступлений
называется неналоговой.
Государственный бюджет в части расходов характеризует цели, на
которые должны быть направлены финансы, собранные государством.
Расходы бюджета, проявляясь через определенные виды расходов,
характеризуются с количественной и качественной стороны.
Структура и размер расходов государственного бюджета находится под
влиянием множества факторов: общего уровня экономики, государственного
устройства, уровня благосостояния граждан страны, размера
государственного сектора в экономике, внешней и внутренней политик страны
и др.
Эффективное расходование финансовых средств всегда являлось
большой проблемой. Эта проблема вызвана ограниченностью любых ресурсов
– материальных, денежных, трудовых.
Эффективность и результативность использования средств госбюджета,исходя из ст.34 БК РФ значит, что все участники этого процесса должны
достигать результата при использовании малого объема финансов и
определенного бюджетом объема финансов.
Комплексная оценка финансовых показателей учреждения
производится путем проведения финансового анализа, как части общего
анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Нами проведен анализ основных групп расходов ГУ МЧС России по
Мурманской области за период 2019-2021гг.: заработная плата; пособия по
социальной помощи; налоговые обязательства; увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств; коммунальные расходы; расходы
на содержание имущества и зданий; услуги связи; компенсация стоимости
проезда к месту отдыха и обратно; медицинские услуги; профессиональное
обучение; страхование имущества и личного состава; специальная оценка
условий труда; транспортные расходы; вещевое обеспечение; прочие расходы.
Рассмотрение финансовых показателей 2019 года проведено на основании
сводной отчетности с целью обеспечения сопоставимости показателей.
Расходы федерального бюджета в 2021 году возросли на сумму 39143,54
тысяч рублей по отношению к 2020 году и на 42734,39 тысяч рублей по
отношению к 2019 году. Причём наибольшему изменению подверглись:
заработная плата, налоговые платежи, коммунальные услуги, расходы на
содержание имущества, а также компенсация проезда к месту отдыха.
Наибольший удельный вес занимает заработная плата, если рассуждать
о динамике данного показателя, то в 2021 году он увеличился на 2,41%, в 2020
году на 1,75%. Минимальный удельный вес приходится на транспортные
расходы и специальную оценку условий труда и не изменяется существенно
по отношению к предыдущему году. По сравнению с 2019 годом удельный вес
заработной платы и социальных выплат уменьшился, тогда как увеличился по
налоговым платежам и приобретению материальных запасов.
Эти изменения связаны с увеличением фонда заработной платы в 2020 и
в 2021 году по отношению к 2019, в связи с индексацией заработной платы иполучением двух земельных участков от ликвидируемых казенных
учреждений от Росимущества.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
Снижение темпа роста наблюдается в 2 полугодии 2021 года, в связи с
отпускным периодом и уменьшением фонда начисленной заработной платы и
денежного довольствия. Наибольшую налоговую нагрузку из налогов,
относимых к фонду оплаты труда, составляет НДФЛ. Налоговую нагрузку из
налогов, относимых к обеспечению деятельности, составляет земельный
налог.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В связи с большим количеством и значительной территориальной
удаленностью структурных подразделений ГУ МЧС России по Мурманской
области в ходе аудиторской проверки расходов на эффективность было
выявлено значительное количество телефонных абонентских линий, которые
не используются длительное время, так же были выявлены экономически не
целесообразные тарифы телефонной связи и интернет соединений.
В целях приведения в соответствие потребностям личного состава так
же необходим пересмотр нормативов минутной тарификации телефонных
переговоров.
Для Главного управления предлагается следующий вариант
оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих уплате по
дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, необходимо завершить специальную оценку условий труда на всех
рабочих местах, входящих в состав штатного расписания Главного
управления.Проведение анализа расходов Главного управления позволило сделать
следующие выводы:
Основными финансовыми показателям Главного управления
являются расходы учреждения. Анализ расходов позволяет сделать вывод о
том, что по состоянию на 01.01.2022 объемы расходов лимитов бюджетных
обязательств увеличились на 3,4 %. (темп роста 103,4), по наибольшему
показателю темп роста – 126,8 % составляет увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
При оценке налоговой нагрузки можно определить, что показатели
Главного управления в среднем укладываются в показатели по отрасли и,
следовательно, организация не входит в список организаций, подлежащим
срочным внеплановым камеральным проверкам.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения:
коммунальным расходам, налогообложению.
Для оптимизации коммунальных расходов необходимо установить
приборы учета во всех зданиях, где они отсутствуют, и перевести их на
коммерческий учет; необходим пересмотр нормативов минутной тарификации
телефонных переговоров, необходимо выполнить мероприятия по изменению
структуры телефонных линий структурных подразделений, а также провести
отключение дополнительных телефонных услуг.
Для оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих
уплате по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, важно провести специальную оценку условий труда на всех рабочих
местах, входящих в состав штатного расписания Главного управления.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-
ФЗ (ред. от 29.11.2021)// СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823. Изменения:
официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru -
29.11.2021 (дата обращения: 03.02.2022).
2. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и
практики / Д.В. Винницкий. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 395 с.
3. Годин А. М., Подпорина И. В.. Бюджет и бюджетная система
Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
4. Гриб, С. Н. Бюджетная система Российской Федерации: учебное
пособие / С. Н. Гриб, Ю. И. Черкасова. - Красноярск: СФУ, 2020. - 392 с. - ISBN
978-5-7638-4208-1. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. - URL: https://e.lanbook.com/book/181567 (дата обращения:
11.02.2022). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020
г. N 144.
6. Министерство финансов Российской Федерации, Структура
фактических расходов по отчету об исполнении за период с 2018 по 2020 год.
URL: http://info.minfin.ru/fbrash.php. (дата обращения 08.02.2022).
7. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред.
от 26.03.2022) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. Изменения: официальный
интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru -26.03.2022 (дата
обращения: 03.04.2022).
8. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 21.04.2021
«Послание Президента Федеральному Собранию»// Российская газета, № 87,
22.04.2021.9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 (ред. от
01.11.2021) «О государственной интегрированной информационной системе
управления общественными финансами «Электронный бюджет»// СЗ РФ от
13.07.2015, № 28, ст. 4228.
10. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 01.03.2021 № 166 «Об организации повседневной деятельности Главного
управления МЧС России по Мурманской области в 2021 году»// Архив
Главного управления МЧС России по Мурманской области. Дело 5-1, Том 1,
стр. 56.
11. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 08.06.2020 № 473 «О назначении ответственных лиц за учет и проверку
правомерности использовании социальных гарантий по проезду
военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России,
сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной
пожарной службы и членами их семей»// Архив Главного управления МЧС
России по Мурманской области. Дело 4-4, Том 1, стр. 89.
12. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 13.05.2021 № 401 «О наделении правом подписания электронных
документов и назначении ответственных лиц за осуществление электронного
документооборота в системе удаленного финансового документооборота»//
Архив Главного управления МЧС России по Мурманской области. Дело 3-2,
Том 1, стр. 112.
13. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 25.12.2020 № 1040 «Об организации повседневной деятельности Главного
управления МЧС России по Мурманской области в 2021 году»// Архив
Главного управления МЧС России по Мурманской области. Дело 5-1, Том 1,
стр. 254.
14. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 27.07.2021 № 624 «О наделении полномочиями по работе в государственной
интегрированной информационной системе «Электронный бюджет»// АрхивГлавного управления МЧС России по Мурманской области. Дело 3-2, Том 1,
стр. 158.
15. Приказ Главного управления МЧС России по Мурманской области
от 30.12.2021 № 1073 «Об организации деятельности по планированию и
реализации основных мероприятий в Главном управлении МЧС России по
Мурманской области»// Архив Главного управления МЧС России по
Мурманской области. Дело 5-1, Том 1, стр. 278.