Расходы федерального бюджета, повышение их эффективности (на примере Главного управления МЧС России по Мурманской области)
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования расходов федерального
бюджета
1.1 Сущность и роль расходов федерального бюджета
1.2. Классификация расходов федерального бюджета
Вывод по первой главе:
Глава 2. Анализ расходов Главного управлениям МЧС России по Мурманской
области
2.1. Анализ динамики основных финансовых показателей
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей Главного управления
МЧС России по Мурманской области
Вывод по второй главе:
Глава 3. Основные направления повышения эффективности использования
расходов
3.1 Мероприятия по укреплению исполнения бюджетной росписи
3.2. Оптимизация налогообложения и налогового планирования
Вывод по третьей главе:
Заключение
Список используемых источников
Глава 1. Теоретические аспекты формирования расходов федерального
бюджета
1.1 Сущность и роль расходов федерального бюджета
1.2. Классификация расходов федерального бюджета
Вывод по первой главе:
Глава 2. Анализ расходов Главного управлениям МЧС России по Мурманской
области
2.1. Анализ динамики основных финансовых показателей
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей Главного управления
МЧС России по Мурманской области
Вывод по второй главе:
Глава 3. Основные направления повышения эффективности использования
расходов
3.1 Мероприятия по укреплению исполнения бюджетной росписи
3.2. Оптимизация налогообложения и налогового планирования
Вывод по третьей главе:
Заключение
Список используемых источников
Динамичное и поступательное развитие человечества базируется на
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Грамотное распределение расходов бюджета между социально-
значимыми направлениями финансирования (оборона, правоохранительная
деятельность, здравоохранение, образование, жилищный и
агропромышленный сектор) позволяет с наибольшим результатом достигать
поставленные цели, решать насущные проблемы и во многом снимать
социальную напряженность в государстве. Эта деятельность является крайне
важной в стране, и она не зависит от того, какое в настоящий момент развитие
национальной экономики и объем, поступающих средств в госбюджет [12].
С учетом общемировой тенденции к росту количества чрезвычайных
ситуаций и техногенных катастроф, выделение денежных средств для
финансирования вопросов их предупреждения и ликвидации всегда
оказывались недостаточными. Актуальность избранной темы как раз и
обуславливается необходимостью поиска эффективных мер
совершенствования расходной стороны федерального бюджета на эти цели,
ведь от них, в том числе, зависит безопасность и развитие страны в целом.
Цель исследования – разработка мер по повышению эффективности
расходов федерального бюджета (на примере Главного управления МЧС
России по Мурманской области).
Объект исследования – Главное управление МЧС России поМурманской области, основным видом деятельности, которого является
реализация государственной политики в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на
территории Мурманской области
Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность
Главного управления МЧС России по Мурманской области.
Задачи исследования:
− рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета
федерального уровня и его значение;
− проанализировать динамику и структуру расходов Главного
управления МЧС России по Мурманской области;
− определить пути совершенствования расходов федерального
бюджета России на примере Главного управления МЧС России по
Мурманской области.
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Грамотное распределение расходов бюджета между социально-
значимыми направлениями финансирования (оборона, правоохранительная
деятельность, здравоохранение, образование, жилищный и
агропромышленный сектор) позволяет с наибольшим результатом достигать
поставленные цели, решать насущные проблемы и во многом снимать
социальную напряженность в государстве. Эта деятельность является крайне
важной в стране, и она не зависит от того, какое в настоящий момент развитие
национальной экономики и объем, поступающих средств в госбюджет [12].
С учетом общемировой тенденции к росту количества чрезвычайных
ситуаций и техногенных катастроф, выделение денежных средств для
финансирования вопросов их предупреждения и ликвидации всегда
оказывались недостаточными. Актуальность избранной темы как раз и
обуславливается необходимостью поиска эффективных мер
совершенствования расходной стороны федерального бюджета на эти цели,
ведь от них, в том числе, зависит безопасность и развитие страны в целом.
Цель исследования – разработка мер по повышению эффективности
расходов федерального бюджета (на примере Главного управления МЧС
России по Мурманской области).
Объект исследования – Главное управление МЧС России поМурманской области, основным видом деятельности, которого является
реализация государственной политики в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на
территории Мурманской области
Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность
Главного управления МЧС России по Мурманской области.
Задачи исследования:
− рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета
федерального уровня и его значение;
− проанализировать динамику и структуру расходов Главного
управления МЧС России по Мурманской области;
− определить пути совершенствования расходов федерального
бюджета России на примере Главного управления МЧС России по
Мурманской области.
Динамичное и поступательное развитие человечества базируется на
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Государственный бюджет имеет две составные части: доходную и
расходную.
В доходной части государственного бюджета содержатся источники
поступлений. Налоги являются главным источником финансовых
поступлений в бюджет, это примерно три четверти. Другая часть поступлений
называется неналоговой.
Государственный бюджет в части расходов характеризует цели, на
которые должны быть направлены финансы, собранные государством.
Расходы бюджета, проявляясь через определенные виды расходов,
характеризуются с количественной и качественной стороны.
Структура и размер расходов государственного бюджета находится под
влиянием множества факторов: общего уровня экономики, государственного
устройства, уровня благосостояния граждан страны, размера
государственного сектора в экономике, внешней и внутренней политик страны
и др.
Эффективное расходование финансовых средств всегда являлось
большой проблемой. Эта проблема вызвана ограниченностью любых ресурсов
– материальных, денежных, трудовых.
Эффективность и результативность использования средств госбюджета,исходя из ст.34 БК РФ значит, что все участники этого процесса должны
достигать результата при использовании малого объема финансов и
определенного бюджетом объема финансов.
Комплексная оценка финансовых показателей учреждения
производится путем проведения финансового анализа, как части общего
анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Нами проведен анализ основных групп расходов ГУ МЧС России по
Мурманской области за период 2019-2021гг.: заработная плата; пособия по
социальной помощи; налоговые обязательства; увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств; коммунальные расходы; расходы
на содержание имущества и зданий; услуги связи; компенсация стоимости
проезда к месту отдыха и обратно; медицинские услуги; профессиональное
обучение; страхование имущества и личного состава; специальная оценка
условий труда; транспортные расходы; вещевое обеспечение; прочие расходы.
Рассмотрение финансовых показателей 2019 года проведено на основании
сводной отчетности с целью обеспечения сопоставимости показателей.
Расходы федерального бюджета в 2021 году возросли на сумму 39143,54
тысяч рублей по отношению к 2020 году и на 42734,39 тысяч рублей по
отношению к 2019 году. Причём наибольшему изменению подверглись:
заработная плата, налоговые платежи, коммунальные услуги, расходы на
содержание имущества, а также компенсация проезда к месту отдыха.
Наибольший удельный вес занимает заработная плата, если рассуждать
о динамике данного показателя, то в 2021 году он увеличился на 2,41%, в 2020
году на 1,75%. Минимальный удельный вес приходится на транспортные
расходы и специальную оценку условий труда и не изменяется существенно
по отношению к предыдущему году. По сравнению с 2019 годом удельный вес
заработной платы и социальных выплат уменьшился, тогда как увеличился по
налоговым платежам и приобретению материальных запасов.
Эти изменения связаны с увеличением фонда заработной платы в 2020 и
в 2021 году по отношению к 2019, в связи с индексацией заработной платы иполучением двух земельных участков от ликвидируемых казенных
учреждений от Росимущества.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
Снижение темпа роста наблюдается в 2 полугодии 2021 года, в связи с
отпускным периодом и уменьшением фонда начисленной заработной платы и
денежного довольствия. Наибольшую налоговую нагрузку из налогов,
относимых к фонду оплаты труда, составляет НДФЛ. Налоговую нагрузку из
налогов, относимых к обеспечению деятельности, составляет земельный
налог.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В связи с большим количеством и значительной территориальной
удаленностью структурных подразделений ГУ МЧС России по Мурманской
области в ходе аудиторской проверки расходов на эффективность было
выявлено значительное количество телефонных абонентских линий, которые
не используются длительное время, так же были выявлены экономически не
целесообразные тарифы телефонной связи и интернет соединений.
В целях приведения в соответствие потребностям личного состава так
же необходим пересмотр нормативов минутной тарификации телефонных
переговоров.
Для Главного управления предлагается следующий вариант
оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих уплате по
дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, необходимо завершить специальную оценку условий труда на всех
рабочих местах, входящих в состав штатного расписания Главного
управления.Проведение анализа расходов Главного управления позволило сделать
следующие выводы:
Основными финансовыми показателям Главного управления
являются расходы учреждения. Анализ расходов позволяет сделать вывод о
том, что по состоянию на 01.01.2022 объемы расходов лимитов бюджетных
обязательств увеличились на 3,4 %. (темп роста 103,4), по наибольшему
показателю темп роста – 126,8 % составляет увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
При оценке налоговой нагрузки можно определить, что показатели
Главного управления в среднем укладываются в показатели по отрасли и,
следовательно, организация не входит в список организаций, подлежащим
срочным внеплановым камеральным проверкам.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения:
коммунальным расходам, налогообложению.
Для оптимизации коммунальных расходов необходимо установить
приборы учета во всех зданиях, где они отсутствуют, и перевести их на
коммерческий учет; необходим пересмотр нормативов минутной тарификации
телефонных переговоров, необходимо выполнить мероприятия по изменению
структуры телефонных линий структурных подразделений, а также провести
отключение дополнительных телефонных услуг.
Для оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих
уплате по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, важно провести специальную оценку условий труда на всех рабочих
местах, входящих в состав штатного расписания Главного управления.
активном участии государства в экономических преобразованиях,
регулировании финансовой системы страны, основной составляющей которой
является бюджет.
На протяжении всего исторического периода развития экономической
мысли федеральный бюджет был и является важнейшим инструментом
реализации государственной политики, в условиях ограниченности
экономических ресурсов решающим источником денежных средств,
направленных на достижение основополагающих задач государства.
Государственный бюджет имеет две составные части: доходную и
расходную.
В доходной части государственного бюджета содержатся источники
поступлений. Налоги являются главным источником финансовых
поступлений в бюджет, это примерно три четверти. Другая часть поступлений
называется неналоговой.
Государственный бюджет в части расходов характеризует цели, на
которые должны быть направлены финансы, собранные государством.
Расходы бюджета, проявляясь через определенные виды расходов,
характеризуются с количественной и качественной стороны.
Структура и размер расходов государственного бюджета находится под
влиянием множества факторов: общего уровня экономики, государственного
устройства, уровня благосостояния граждан страны, размера
государственного сектора в экономике, внешней и внутренней политик страны
и др.
Эффективное расходование финансовых средств всегда являлось
большой проблемой. Эта проблема вызвана ограниченностью любых ресурсов
– материальных, денежных, трудовых.
Эффективность и результативность использования средств госбюджета,исходя из ст.34 БК РФ значит, что все участники этого процесса должны
достигать результата при использовании малого объема финансов и
определенного бюджетом объема финансов.
Комплексная оценка финансовых показателей учреждения
производится путем проведения финансового анализа, как части общего
анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Нами проведен анализ основных групп расходов ГУ МЧС России по
Мурманской области за период 2019-2021гг.: заработная плата; пособия по
социальной помощи; налоговые обязательства; увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств; коммунальные расходы; расходы
на содержание имущества и зданий; услуги связи; компенсация стоимости
проезда к месту отдыха и обратно; медицинские услуги; профессиональное
обучение; страхование имущества и личного состава; специальная оценка
условий труда; транспортные расходы; вещевое обеспечение; прочие расходы.
Рассмотрение финансовых показателей 2019 года проведено на основании
сводной отчетности с целью обеспечения сопоставимости показателей.
Расходы федерального бюджета в 2021 году возросли на сумму 39143,54
тысяч рублей по отношению к 2020 году и на 42734,39 тысяч рублей по
отношению к 2019 году. Причём наибольшему изменению подверглись:
заработная плата, налоговые платежи, коммунальные услуги, расходы на
содержание имущества, а также компенсация проезда к месту отдыха.
Наибольший удельный вес занимает заработная плата, если рассуждать
о динамике данного показателя, то в 2021 году он увеличился на 2,41%, в 2020
году на 1,75%. Минимальный удельный вес приходится на транспортные
расходы и специальную оценку условий труда и не изменяется существенно
по отношению к предыдущему году. По сравнению с 2019 годом удельный вес
заработной платы и социальных выплат уменьшился, тогда как увеличился по
налоговым платежам и приобретению материальных запасов.
Эти изменения связаны с увеличением фонда заработной платы в 2020 и
в 2021 году по отношению к 2019, в связи с индексацией заработной платы иполучением двух земельных участков от ликвидируемых казенных
учреждений от Росимущества.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
Снижение темпа роста наблюдается в 2 полугодии 2021 года, в связи с
отпускным периодом и уменьшением фонда начисленной заработной платы и
денежного довольствия. Наибольшую налоговую нагрузку из налогов,
относимых к фонду оплаты труда, составляет НДФЛ. Налоговую нагрузку из
налогов, относимых к обеспечению деятельности, составляет земельный
налог.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В связи с большим количеством и значительной территориальной
удаленностью структурных подразделений ГУ МЧС России по Мурманской
области в ходе аудиторской проверки расходов на эффективность было
выявлено значительное количество телефонных абонентских линий, которые
не используются длительное время, так же были выявлены экономически не
целесообразные тарифы телефонной связи и интернет соединений.
В целях приведения в соответствие потребностям личного состава так
же необходим пересмотр нормативов минутной тарификации телефонных
переговоров.
Для Главного управления предлагается следующий вариант
оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих уплате по
дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, необходимо завершить специальную оценку условий труда на всех
рабочих местах, входящих в состав штатного расписания Главного
управления.Проведение анализа расходов Главного управления позволило сделать
следующие выводы:
Основными финансовыми показателям Главного управления
являются расходы учреждения. Анализ расходов позволяет сделать вывод о
том, что по состоянию на 01.01.2022 объемы расходов лимитов бюджетных
обязательств увеличились на 3,4 %. (темп роста 103,4), по наибольшему
показателю темп роста – 126,8 % составляет увеличение стоимости
материальных запасов и основных средств.
Существенный темп роста уплаченных налогов приходится на 2
полугодие 2020 года и 2 полугодие 2021 года, в связи с закрытием
финансового года и укомплектованием штатной численности сотрудников.
При оценке налоговой нагрузки можно определить, что показатели
Главного управления в среднем укладываются в показатели по отрасли и,
следовательно, организация не входит в список организаций, подлежащим
срочным внеплановым камеральным проверкам.
В целях эффективного планирования и расходования федерального
бюджета особое внимание стоит уделять направлениям, имеющим
экономический вес для финансово-хозяйственной деятельности учреждения:
коммунальным расходам, налогообложению.
Для оптимизации коммунальных расходов необходимо установить
приборы учета во всех зданиях, где они отсутствуют, и перевести их на
коммерческий учет; необходим пересмотр нормативов минутной тарификации
телефонных переговоров, необходимо выполнить мероприятия по изменению
структуры телефонных линий структурных подразделений, а также провести
отключение дополнительных телефонных услуг.
Для оптимизации налогообложения - снижение сумм подлежащих
уплате по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование.
Для того чтобы отрегулировать размер уплачиваемого дополнительного
тарифа, важно провести специальную оценку условий труда на всех рабочих
местах, входящих в состав штатного расписания Главного управления.





