Исследование и разработка технологической карты специалиста по безопасности технологического процесса и производств на примере образовательной программы 20.03.01 «Техносферная безопасность»
Введение 6
Термины и определения 8
Перечень сокращений и обозначений 9
1 Анализ рабочих программ дисциплин образовательной программы 20.03.01
«Техносферная безопасность» направленность «Безопасность технологических процессов и производств» 10
2 Разработка технологических карт рабочих программ дисциплин для проведения экспертизы представителями профессионального сообщества .. 13
3 Актуализация технологических карт дисциплин образовательной
программы 20.03.01 Техносферная безопасность» направленность «Безопасность технологических процессов и производств» 25
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Форма технологической карты дисциплин 52
Приложение Б Технологическая карта «Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 53
Приложение В Технологическая карта «Специальная оценка условий труда»
Приложение Г Технологическая карта «Промышленная безопасность и производственный контроль» 63
Приложение Д Технологическая карта «Безопасность труда и технологий» 69
Приложение Е Технологическая карта «Управление техносферной безопасностью» 75
Приложение Ж Технологическая карта «Надежность технических систем и технологический риск» 81
Приложение И Технологическая карта «Охрана труда» 84
Приложение К Технологическая карта «Производственная санитария и гигиена» 88Приложение Л Технологическая карта «Производственная безопасность» .. 92
Приложение М Технологическая карта «Промышленная экология» 97
Приложение Н Технологическая карта «Эксплуатация насосных, компрессорных станций, нефтебаз и АЗС» 101
Приложение П Технологическая карта «Обслуживание и ремонт линейной части газонефтепроводов» 110
Приложение Р Технологическая карта «Основы технической диагностики объектов транспорта и хранения нефти и газа» 114
Тема бакалаврской работы: Исследование и разработка технологической карты специалиста по безопасности технологического процесса и производств на примере образовательной программы 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Актуальность работы в первую очередь заключается в поддержании университетом качественного образования. Также не стоит забывать, что студент, получая или не получая профессиональные компетенции, имеет влияние на степень качества образования в университете.
Разработка технологических карт дисциплин позволит интегрировать все качественные показатели специалиста по безопасности технологических процессов и производств, как со стороны его подготовки, так и со стороны осуществления его трудовой деятельности.
«Качественное образование является одним из ключевых критериев любого университета/вуза перед заинтересованными сторонами, обозначая не только требования к производству высокого уровня знаний, но также и необходимостью в эффективном обеспечении образования, чтобы студенты достигли своей цели - обучение без каких-либо проблем (S. Kumar Yadav, JP Nagar, 2012)» [1].
Спрос на качественное образование в последние десятилетия значительно возросло. Для вузов важно поддерживать статус качественных выпускников, ведь студенты - это лицо университета, а профессиональные знания студента - это последствие получения «качественного образования».
Тольяттинский государственный опорный университет, как один из системообразующих университетов, ставит в приоритеты «качество образования».
Согласно документу «Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», на период 2017-2021 гг.», одной из стратегических задач Тольяттинского государственного опорного университета является модернизация образовательной деятельности, которая состоит в обеспечении формирования и развития «высокоэффективной системы подготовки кадров в интересах региона как в части опережающего удовлетворения потребностей ключевых работодателей, так и для повышения потенциала инновационного развития через подготовку специалистов, способных к генерации и реализации инноваций. В том числе путем: «внедрения образовательной модели, основанной на проектной деятельности и передовых информационных технологиях. Внедрения системы актуализации образовательных программ на основе прогнозов изменения перечня актуальных профессий и потребностей регионального рынка труда.
В бакалаврской работе основной целью стояло исследование и разработка технологической карты специалиста по безопасности технологического процесса и производств на примере образовательной программы 20.03.01 «Техносферная безопасность».
«Для полноценного развития образования, эффективного использования человеческих ресурсов и развития талантливой молодежи, улучшения трудовых отношений, подготовки кадров в России необходимо взаимодействие вузов и работодателей. Цель - консолидация усилий работодателей и вузов в решении вопроса эффективной подготовки кадров и трудоустройства выпускников» [26].
Достижение цели влечёт за собой повышение качества подготовки специалистов, для ее достижения нам необходимо было исследовать образовательные программы бакалавриата, по которым обучаются студенты института Инженерной и экологической безопасности. В рамках исследования были изучены РПД образовательной программы 20.03.01 «Техносферная безопасность» направленность «Безопасность технологических процессов и производств».
В первом разделе работы была проведена проверка содержания рабочих программ с точки зрения соответствия требованиям учебного плана и запросам работодателей.
Во втором разделе описывается разработка технологических карт рабочих программ дисциплин для проведения экспертизы представителями профессионального сообщества. Всего дисциплин, рассматриваемых в рамках данного исследования, насчитывается 14, все они взяты из официальных внутривузовских документов (ОПОП, РПД):
- «расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний»;
- «специальная оценка условий труда»;
- «промышленная безопасность и производственный контроль»;
- «безопасность труда и технологий»;
- «управление техносферной безопасностью»;
- «надежность технических систем и технологический риск»;
- «охрана труда»;
- «производственная санитария и гигиена»;
- «производственная безопасность»;
- «промышленная экология»;
- «эксплуатация насосных, компрессорных станций, нефтебаз и АЗС»;
- «обслуживание и ремонт линейной части газонефтепроводов»;
- «основы технической диагностики объектов транспорта и хранения нефти и газа»;
- «система автоматического контроля».
Результаты третьего раздела так же состоят из технологических карт дисциплин, но уже с рекомендациями представителей профессионального сообщества.
Достоинство данной темы ВКР в том, что работодатели заинтересованы в подготовленных и квалифицированных специалистах, и если качество подготовки студентов будет удовлетворять и соответствовать нынешним требованиям работодателей, то и качество образования будет считаться высоким. «Деловое качество работника» [27] зависит от его качественной подготовки в вузе, и определяется, прежде всего, в «Профессиональном стандарте» [28] и в «Едином квалификационном справочнике» [29].
Технологические карты дисциплин, разработанные в рамках данного отчёта, были изучены экспертами и в соответствии с их комментариями внесены корректировки в материалы рабочих программ дисциплин, под руководством заинтересованных работодателей, института Инженерной и экологической безопасности Тольяттинского государственного университета. Согласно официальным данным «институт Инженерной и экологической безопасности выпускает специалистов высшей квалификации - бакалавров и магистров по направлению «Техносферная безопасность» [30] благодаря постоянной актуализации своих основных профессиональных образовательных программ высшего образования и рабочих программ дисциплин.
«Вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку продукцию собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль» [31].
«Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого» [31].
«Качественное образование является необходимым условием для обучения и развития человека» [32].
Результаты данной выпускной квалификационной работы, посвящены исследованию и разработке технологической карты специалиста по направлению «Безопасность технологических процессов и производств». Данная работа планируется к внедрению в образовательную программу 20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавриат).
Благодаря проведённым исследованиям, все изученные материалы рабочих программ по дисциплинам прошли полную актуализацию, что, во- первых, поспособствует высокому ровню конкурентоспособности и востребованности на рынке образовательных услуг и, во-вторых, простимулирует рост числа выпускников данной специальности, обладающих более высоким уровнем профессиональных компетенций.