Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовое регулирование нотариальной деятельности

Работа №111888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Общая характеристика нотариата в Российской Федерации 8
1.1 Организационно-правовые основы деятельности нотариата 8
1.2 Субъекты, наделенные правом совершать нотариальные действия 16
1.3 Ретроспективный анализ законодательного регулирования
нотариата в России 19
2 Особенности содержания административно-правового статуса нотариуса 22
2.1 Квалификационные и иные требования для занятия нотариальной
деятельностью 22
2.2 Освобождение от должности нотариуса 42
2.3 Особенности отдельных видов ответственности нотариуса 47
3 Проблемы и тенденции развития нотариата как эффективного
правозащитного механизма 58
3.1 Актуальные проблемы нотариата 58
3.2 Основные тенденции и перспективы развития нотариата в России 62
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71

В современных условиях развития общественных отношений в сфере товаров, услуг, сделок с недвижимостью, оборота неимущественных отношений, роль нотариата в жизни российского общества трудно переоценить.
Мировая рыночная экономика находится в данное время в трудном положении, что не может не отражаться на жизни общества в целом, и на существовании отдельного члена общества - гражданина. По статистике прошлых лет, примерно каждый третий житель Российской Федерации обращался за помощью к нотариусу, что составляет примерно 50-60 миллионов нотариальных действий в год. Последние события, связанные с мировым финансовым кризисом, значительно увеличили роль нотариата в России. Нотариат становится защитником гражданских прав как гражданина, так и юридического лица.
На сегодняшний день нотариат стал неотъемлемой частью нашего современного российского общества. Нередко мы сталкиваемся с покупкой недвижимости, с правом наследования и другими гражданско-правовыми, трудовыми, семейными вопросами и нам для их разрешения необходима нотариальная помощь, консультация по какому-либо возникающему вопросу.
Преимущества нотариальной защиты сегодня осознаются гражданами более очевидно, чем всего несколько лет назад. Люди желают оградить себя от всевозможных споров и проблем, защитить свои имущественные и неимущественные права. Каждый человек хочет предотвратить и уменьшить возможные потери, о чем говорит увеличение количества обращений граждан за помощью к нотариусу. Не стоит забывать о том, что основной целью нотариата является отсутствие судебного спора, а, следовательно, уменьшение конфликтов между людьми.
В современном нотариате и его взаимоотношении с государством и обществом существует ряд проблем. Данная работа посвящена изучению правового статуса нотариуса в Российской Федерации, также ознакомлению с перспективами развития современного нотариата в России, определение места и роли нотариуса в системе субъектов, оказывающих юридические услуги. Представлен также зарубежный опыт регулирования правового положения нотариуса. Сравнительно-правовое исследование позволяет увидеть недостатки отечественного регулирования, а также выявить положительные моменты, которые могут быть учтены в нашей стране при совершенствовании законодательной базы деятельности нотариуса.
Объектом изучения являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления нотариальной деятельности.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением нотариальной деятельности, а также правоприменительная практика.
Актуальность работы необходимо влечет за собой определение целей и задач исследования.
Основная цель выпускной квалификационной работы - определение актуальных теоретических и практических проблем правового статуса нотариуса, а также предложение правовых способов их разрешения.
Постановка цели определила и перечень задач, к которым следует отнести следующие:
- изучить законодательство о нотариате;
- ознакомиться с судебной практикой, посвященной правовому статусу нотариуса;
- выявить содержание прав, обязанностей и гарантий деятельности нотариуса;
- провести сравнительно-правовое исследование статуса нотариуса;
- выявить современные проблемы правового статуса нотариуса и определить пути их решения.
Специфика норм права в данной области предопределила и методологическую основу настоящего исследования, которую составили общенаучный диалектический метод и отдельные частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и логический. В работе также используется критический анализ теоретического материала.
Теоретико-правовую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, среди которых следует выделить следующих, внесших наибольший вклад в науку нотариального права: М.К. Кислицин, Н.П Ляпидевский, Г.Б. Романовский, О. В. Романовская, И.Г. Черемных, В.В. Ярков, В.В. Самсонов, В.В. Ефимова, Л.В. Щенникова и др.
Исследование посвящено не только проблемам нотариата, но и изучению значения должности нотариуса, определению места данной профессии в области юриспруденции, что возможно поможет частично ликвидировать невысокую степень знания права российскими гражданами.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Законодательство о нотариате страдает определенным несовершенством.
Во-первых, сами Основы о нотариате приняты еще в 1993 году, в условиях действия прежней Конституции Российской Федерации. В настоящее время даже такой вид нормативного акта, как Основы законодательства Российской Федерации, не предусмотрен. С учетом принципов преемственности Основы о нотариате рассматриваются как Федеральный закон. В этой части следует указать, что большинство нормативных актов, принятых до 25 декабря 1993 года (до даты вступления в силу Конституции РФ 1993 года) были обновлены российским законодательным органом, а их наименование приведено в соответствие с существующей системой правовых актов.
Во-вторых, научные дискуссии указывают на наличие значительных пробелов в определении статуса нотариуса (как и всей модели нотариата), которые отчасти не восприняты законодательным органом. Происходит спорадическое «латание» Основ о нотариате. Однако системная работа по исправлению недостатков так и не проведена.
В-третьих, на протяжении более 20 лет велась масштабная работа по принятию нового федерального закона о нотариате. Официальными органами власти опубликовывалось уже четыре проекта, которые были согласованы практически со всеми заинтересованными лицами. Наименования проектов изменялись, но концепция, заложенная в самой идее латинского нотариата, оставалась прежней. Это все подчеркивает, что основные дискуссионные моменты согласованы. Органы юстиции и органы нотариального сообщества нашли точки соприкосновения, и не находятся в стадии взаимного противостояния.
В-четвертых, нотариат по многим вопросам находится в числе догоняющих институтов. Меняется гражданское законодательство, семейное законодательство, корректируются отдельные институты, но Основы о нотариате меняются в самую последнюю очередь.
В результате исследования установлено, что нотариальная деятельность является совокупностью систематически происходящих публичных действий, которые юридически закрепляют бесспорные гражданские права и факты, исполняются с целью обеспечить защиту прав и законных интересов обратившихся к нотариусу юридических лиц и граждан. Ее особенностями являются: правоохранительный, подзаконный, профессиональный юридический и возмездный характер. Она осуществляется от имени государства, а значит, является официальной, публичной. Ее особой чертой является двойственность, основанная на сочетании самоуправления и государственного управления.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует систему нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Также деятельность нотариата регулируют и иные Федеральные законы, подзаконные акты и т.д. Например, Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса»; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от «Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса».
Нотариат - это правовой институт, который обеспечивает стабильность гражданского оборота посредством совершения нотариальных действий, защищающих права граждан и юридических лиц. Следует различать конституционные принципы нотариального права и принципы нотариального права, которые закреплены помимо Конституции, другими законодательными актами. Так же принципы можно разделить на межотраслевые и специфические принципы нотариального права. Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок, оформление наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий.
К субъектам нотариальной деятельности относятся: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе; частнопрактикующие нотариусы, главы местных администраций поселений, должностные лица консульских учреждений РФ. Основными субъектами являются государственные и частнопрактикующие нотариусы. Государственный нотариат представляет собой наследство советской административно - командной системы управления государством, который постепенно изживает себя в пользу небюджетного нотариата. Представляется необходимым исключение из числа субъектов наделенных право совершения нотариальных действий глав местных администраций и уполномоченных лиц в поселениях по причине частого отсутствия у них юридического образования, отсутствия контроля со стороны нотариальных палат, а также должностных лиц консульских учреждений.
Изучение перспектив развития нотариата, выявило множество проблем, связанных не только с вопросами организации и статуса нотариат, но и с коррупционной стороной данной профессии. Ознакомление с зарубежным опытом позволяет сделать вывод, что реформирование законодательства должно осуществляться, опираясь не только на собственный богатейший опыт, но и на опыт других стран, с учетом изменений мировых отношений, и правосознания общества.
Сегодня институт нотариата в РФ требует реформирования в связи с этим представляется необходимым произвести следующие изменения, которые найдут отражение в новом ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности». Необходимо:
- отказаться от государственного нотариата и создать единую небюджетную нотариальную систему, что ликвидирует двойственность статуса нотариуса и приблизит институт к латинской нотариальной системе;
- дать нотариусам право комплексного предоставления юридической помощи, связанной с совершаемыми нотариусами нотариальными действиями;
- наделить нотариальные акты полной юридической силой, т.е. освободить обратившихся к нотариусу от необходимости доказывания в суде фактов указанным в акте при отсутствии спора сторон по данным фактам;
- наделить нотариусов полномочиями по проведению медиации;
- передать нотариат в исключительное ведение РФ, исключив его из совместного ведения РФ и субъектов РФ;
- предоставить право совершения нотариальных действий исключительно нотариальным сообществом (исключить из субъектов глав местных администраций и лиц на это уполномоченных, равно как и должностных лиц консульских учреждений).



1. Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. 2017. № 2. С. 3-7.
2. Аргунов В.В., Борисова Е.А., Бочарова Н.С. и др. Гражданский процесс: учебник / под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.
3. Ахрамеева О.В., Звонок С.О. Гражданско-правовые и нравственно-религиозные аспекты исторического становления и развития нотариата как института государства и права // Нотариус. 2007. № 1. С. 2-3.
4. Бабич М.Е. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2011. № 2. С. 39.
5. Балышева О.В. Нотариат и квазинотариат: перспективы
правового регулирования // Нотариальный вестник. 2011. № 3. С. 9- 13.
6. Бегичев А.В. Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов // Евразийская адвокатура. 2017. № 2 (27). С. 83-86.
7. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований М.: 2012. 214 с.
8. Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации / под ред. Ю.Н. Власова, В.В. Калинина. - М.; ОМЕГА-Л, 2005. 528 с.
9. Гасанов З.У. Основные особенности нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2019. № 2. С. 7-10.
10. Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. Т. 1. - М., 2004. 398 с.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.
12. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 4.
13. Дроздова Е.А., Радченко Е.П. К вопросам о работе российского нотариата // Нотариус. 2019. № 7. С. 6-7.
14. Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / И.Н. Кашурин. - М., 2005. 191 с.
15. Ковалевская Н.С., Шварц М.З. Страхование профессиональной ответственности нотариуса. М.: Фонд развития правовой культуры, 2010. 168с.
16. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2002. 444 с.
17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
18. Корсик К.А. Позитивный потенциал российского нотариата // ЭЖ-Юрист. 2004. № 50. С.18-22.
19. Крашенинников П.В., Копеина С.А. Наследование выморочного имущества в России, государствах - участниках СНГ и Балтии: история и современное состояние // Наследственное право. 2011. № 1. С. 13-18.
20. Кристафорова А.В. Как стать нотариусом? // Нотариус. 2015. № 7. С. 44-48.
21. Кузовков И.А. Перспективы развития нотариальной формы защиты и охраны права в контексте разработки проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» / И.А. Кузовков // Закон. 2010. №12. С. 68-74.
22. Куленко Н.И. Проблемы действующей системы нотариата в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318). С. 51-56.
23. Кулишова Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 56. С. 10-15.
24. Лемеш Ю.Ч. Российский нотариат и его задачи // Актуальные проблемы права. 2016. № 3. С. 37-43.
25. Майборода В.А. Развитие правоохранительной функции нотариата в сделках с земельными участками // Нотариус. 2015. № 6. С. 41¬44.
26. Михайлова А.С. О перспективах страхования имущественных интересов, связанных с риском гражданско-правовой профессиональной ответственности нотариусов в свете проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» // Нотариус. 2014. № 4. С. 36-41.
27. Михайлова И.А., Романова И.Н. К вопросу о страховании
профессиональной ответственности нотариуса // Нотариус. 2019. № 3. С. 6-8.
28. Моисеева О.В. Основные пути и проблемы становления
института нотариата: от традиций к современности // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 2 (10). С. 98.
29. Москаленко М.Н. Взаимодействие правоохранительных органов, нотариата и суда: историко-правовой анализ российского и зарубежного опыта // История государства и права. 2013. № 20. С. 55-62.
30. О государственном нотариате: Закон СССР от 19 июля 1973 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 393.
31. Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования: Приказ Минюста России от 30 августа 2017 года № 156 (начало действия документа - 01.01.2018). - URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.12.2020).
32. Об утверждении Состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов: Приказ Минюста России от 17 июня 2014 года № 135 // Российская газета. 2014. № 136.
33. Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации: Приказ Минюста России от 01 июля 2011 года № 254 // Бюллетень Минюста Российской Федерации. 2015 № 5.
34. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 г. № 4462-1) //Российская газета. 1993. № 49.
35. Определение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2004 г. по делу № 16 -Г04-14. URL: http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_30585.htm(дата
обращения: 10.04.2021).
36. Определение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда РФ от 18.08.2003 г. № 86-Г03-9. URL:
http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_29157.htm. (дата обращения: 10.04.2021).
37. Положение о государственном нотариате РСФСР от 30 сентября 1965 г. // Ведомости РСФСР. 1965. № 40. Ст. 991.
38. Решение Ленинского районного суда г. Ульяновск № 2-3887/2015 2-3887/2015~М-4253/2015 М-4253/2015 от 19 августа 2015 г. по делу № 2-3887/2015.URL: https://sudact.ru/regular/doc/D4RLy5vnlQ6j/(дата обращения: 18.03.2021).
39. Романовская О.В. Нотариат в Российской Федерации. Санкт- Петербург; 2004. 440 с.
40. Романовская О.В., учебное пособие «Нотариат в РФ»- М.: «РИОР». 2008г. 69 с
41. Соколова Е.И. Институт нотариата и предстоящая его реформа // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 4 (10). С. 88.
42. Сучкова Н.В. О проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и о назначении на должность нотариуса // Комментарий судебной практики / под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2011. Вып. 16. С. 233-249.
43. Сучкова Н.В. Нотариат: учебник для академического
бакалавриата / Н. В. Сучкова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. 46 с.
44. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 29.
45. Фучко А.С. Административно-правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации // Юридическая мысль. 2008. № 6 (50). С. 148
46. Черемных И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. 254 с.
47. Черемных Г.Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 5-9.
48. Ярков В.В. Современный нотариат России: выбор вектора развития // Судья. 2014. № 7. С. 8-18.
49. Ярков В.В. Нотариальное право России: учебник 2-е изд, испр. и доп. / В.В. Ярков. - М.: Статут, 2017. 135 с
50. Ярошенко Т.В. Понятие и роль нотариата в правовой системе: различные подходы // Нотариус. 2019. № 1. С. 10-13.
51. Baarsma B., J. Mulder and C. Teulings. Rechtszekerheid als publiek belang. Over de notaris, zijn domein en de markt, SEO, Amsterdam, 2004. 462 р.
52. Dijkstra M. and R. Aalbers. Kruissubsidiering in de familiepraktijk. Een empirische studie naar de kosten en opbrengsten in de familiepraktijk van het notariaat, SEOR/OCFEB, Rotterdam, 2002. 78 р.
53. Jong R. de. Tussen ambt en vrij beroep. Het notariaat tussen 1842 en 1999, Stichting ter bevordering van de notariele wetenschap, Amsterdam, 2002. 98 р.
54. Notaries of Europe. The Council of the Notariats of the European
Union (CNUE) / http://www.notaries-
ofeurope.euZplan2020ZpdfZCNUE_Brochure2020_WEB_En.pdf.
55. St. Aubin D.M. What’s in a name? The Quebec notary, mimeo, Quebec, Canada, 2000. 126 p.
56. Thaw D.M. The notary office and its impact in the 21st century, National Notary Association, Chatsworth, 2000. 342 p.
57. Voert M. ter and M. van Ewijk. Eerste Trendrapportage Notariaat. Toegankelijkheid, continuiteit, kwaliteit en integriteit van het notariaat, WODC, The Hague, 2004. 322 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ