Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессиональной самореализации в отечественной и зарубежной науке 7
1.1 Обзор исследований самореализации личности в отечественной
и зарубежной психологии 7
1.2 Профессиональная самореализация личности в современных
условиях 18
1.3 Специфика деятельности работников общественного питания в
контексте их профессиональной самореализации 29
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей и специфики профессиональной самореализации работников системы общественного питания 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ результатов и выводы 40
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение
Актуальность. Активное совершенствование информативных ресурсов, массовые общественно-финансовые, а также социокультурные изменения актуализуют вопрос самоопределения и самореализации личности, обостряя разногласие среди существующего рынка образовательных программ, и современным рынком труда и неясной пока что востребованностью специальностей будущего. Компетентная
профессиональная самореализация - важное условие гармоничной жизни современного человека. Предпочтение в выборе профессионального пути, происходит, как правило, в молодости. Так как реализация считается функцией, в первую очередь особенностей человека, существуют выраженные персональные отличия самореализации. А в связи с тем, что самореализация личности считается непростым системным образованием, индивидуальные отличия самореализации выражаются практически во всех его подсистемах. Полезность самореализации в интересах общества состоит в том, что самореализация содействует развитию общественно одобряемых стандартов индивидуальной благополучности, которые могут быть образцом для подражания последующих поколений и служат стабилизацией социума, росту его «социального капитала». Благодаря самореализации происходит индивидуальный прогресс и формирование личности, она создает психологически крепкую, хорошо приспособленную личность, и в этом ее большая полезность.
За последние годы в социуме произошли серьезные изменения, которые затронули моральные, этические, жизненные и профессиональные нормы поведения. В связи с этим, научному миру требуются новые подходы к исследованию психосоциальных процессов в обществе в целом и в частности изучения такого феномена как профессиональная самореализация личности. Самореализацию изучали такие ученые как: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Т.М. Титаренко, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Л.Ю. Коган, А.А. Кроник, В.И. Каменщик, В.А. Роменця, Л.И. Анциферова и многие другие. Они рассматривали самореализацию как целенаправленный и сознательный процесс раскрытия сущностных сил личности в различной практической деятельности. Становление активной и гармонично развитой личности, зависит от личных усилий самого человека, ориентированного на самореализацию и самосовершенствование, как на обязательное условие достижения успеха и реализацию своих возможностей. (Т.В. Говорун, Л. Демина, С.Д. Максименко и др.).
Цель исследования: выявить особенности профессиональной
самореализации работников системы общественного питания.
Объект исследования: профессиональная самореализация как
социопсихологический феномен.
Предмет исследования: особенности профессиональной
самореализации работников системы общественного питания (на примере компании DsGroup).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у работников системы общественного питания, в структуре профессиональной самореализации выраженность целевого, ресурсного и феноменологического компонента зависит от уровня самореализации.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить проблему профессиональной самореализации в отечественной и зарубежной психологической науке.
2. Рассмотреть специфику деятельности работников общественного питания в контексте их профессиональной самореализации.
3. Провести эмпирическое исследование на определение особенностей самореализации, выявить тип и уровень профессиональной самореализации работников общественного питания.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об особенностях профессиональной самореализации работников системы общественного питания.
Методологической основой исследовательской работы выступили:
- принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения субъектного - деятельностного подхода;
- полисистемная модель самореализации личности С.И. Кудинова.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методики:
1) Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова.
2) Методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.А. Гаврилова)/
Новизна данного исследования заключается в детальном изучении вопроса специфики и структуры профессиональной самореализации работников системы общественного питания.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования результаты, могут использоваться психологами в рамках профконсультатицонной работы, а также помогут специалистам кадровых служб, анализировать профессиональное развитие сотрудников, с целью увеличения кадрового потенциала организации.
Экспериментальная база исследования: сеть ресторанов компании DsGroup, сотрудники компании в количестве 35 человек.
Под профессиональной самореализацией понимают непрерывный процесс развития своего потенциала в созидательной деятельности на протяжении жизненного пути. Как известно, самое большое раскрытие способностей человека, осуществляется в социально ценной деятельности. При этом весьма немаловажно, чтобы подобная работа обуславливалась не только внешними условиями, но и внутренними потребностями самой личности. В данном случае, функционирование обретает характер самодеятельности, а осуществление её возможностей в данной деятельности приводит к самореализации. В профессиональной деятельности раскрываются наиболее широкие возможности в плане самореализации. Профессиональная деятельность, захватывает одну из наиболее значимых зон в жизни человека, ей отдается значительная доля времени и сил. В рамках профессии протекает рост возможностей, личностный и карьерный рост, гарантируется экономическая основа жизнедеятельности и достигается определенный социальный статус. Применение профессиональных способностей и следование собственной профессии считаются значимыми факторами достижения определенной степени жизненной успешности.
В психологической науке, проблема профессиональной деятельности неразрывно связанна с субъектом этой деятельности, а качество и эффективность труда по большей части определяется исполнителем и соответствием профессии. В процессе профессионального развития, формируются функции и качества личности, которые необходимы для профессиональной реализации. Важной частью подготовки к профессиональной деятельности является формирование профессиональных качеств, волевой и моральной готовности к выполнению деятельности, осознание своих способностей и возможностей.
Ученым до сих пор сложно прийти к общему мнению, что такое самореализация: процесс, явления, результат, свойство или что-то другое?
65
Дать ответ на подобный вопрос мы попытались, проведя теоретический анализ различных концепций, как самой самореализации, так и её проявлений в профессиональной сфере. Под феномен самореализации мы понимаем непрерывный процесс развития человеком своего потенциала в деятельности на протяжении всего жизненного пути. Профессиональная самореализация, понятие достаточно широкое и может рассматриваться не только в процессе профессиональной деятельности в зрелом возрасте. Процесс её развития начинается гораздо раньше, чем человек вступает в официальную должность. Многие высококвалифицированные специалисты, любящие своё дело и постоянное развивающие свой потенциал, обнаружили эти потенциалы в себе еще в юном возрасте, развитие которых и привело их к успеху в определенной области. Причем не обязательно с самого детства осознавать себя в какой-то специальности. Главное - умение увидеть и раскрыть свой потенциал и в дальнейшем развивать его. То же самое можно сказать и про конечную стадию профессиональной самореализации. Этот процесс не всегда завершается с окончанием трудовой деятельности. Для специалистов, которые реализовали себя в полной мере в определенной деятельности, эта деятельности становится неотъемлемой частью их жизни до конца жизненного пути.
В эмпирической части своей работы, мы ставили задачу выявить особенности профессиональной самореализации работников системы общественного питания, её структуру, специфические особенности выраженности её компонентов, типа и уровня. Исследование проводилось на базе компании DsGroup, которая включает в себя сеть ресторанов. Выборку составил персонал данной компании в количестве 35 человек. Для сбора данных мы применили «Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова» и методику «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой. На первом этапе, мы проанализировали данные всех респондентов, а в дальнейшем разделили их на три группы, в соответствии с их уровнем самореализации. Анализ особенностей 66
профессиональной самореализации трех групп испытуемых позволил нам сделать следующие выводы:
У респондентов с гармоничным уровнем самореализации в структуре профессиональной самореализации выражены целевой, ресурсный и феноменологический компонент. У них преобладает уровень реализации ролей и норм и уровень смысложизненной и ценностной реализации, а тип профессиональной самореализации находится на успешном или прогнозируемо успешном уровне.
У респондентов с адаптивным уровнем самореализации в структуре профессиональной самореализации выражены целевой и
феноменологический компонент, а ресурсный практически не выражен. Им присущ уровень реализации ролей и норм в организации, преобладает астенический тип профессиональной самореализации.
У респондентов с инертным уровнем самореализации в структуре профессиональной самореализации выражен только ресурсный компонент, на фоне не выраженности целевого и феноменологического. Они обладают индивидуально-исполнительским уровнем профессиональной
самореализации и не рефлексируемым типом профессиональной самореализации.
Результаты совокупной оценки выраженности или не выраженности трех компонентов профессиональной самореализации в конечном итоге определяют её тип и уровень. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельности и психология
личности. Москва : Наука, 1980. 335 с.
2. Азарян Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности: затруднения и пути их преодоления. М.: Изд-во РАО, 2014. 96 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511с.
6. Гаврилова Е.А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия /Вестник ТвГУ // Серия "Педагогика и психология". Тверь: Изд-воТвГу,2018. Выпуск 2.С. 22-32.
7. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика.2003. №10.С. 3-7.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии.1994. №3. С. 43-52.
9. Дорошкевич В.А., Журба А. В. Становление профессиональной ориентации за рубежом: модели Т. Парсонса и Д. Холланда // Журнал Технологическое образование. 1998. №2. С. 90-106.
10. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб. : Питер, 2010. 210 с.
11. Егорычева И.Д. Самореализации личности во времени и пространстве онтогенеза. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012.178 с.
12. Ивашкин А.Г. Психологические основы развития
профессиональной успешности личности муниципального руководителя: Монография. Краснодар: Кубань-книга, 2006.202 с.
13. Идинов И.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ / Автореф. дис. канд. филос. наук.Фрунзе: Изд-во КГУ им. 50-летия СССР, 1990. 25 с.
14. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии / Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1993.16 с.
15. Ишмухаметов Р.Р. Проблемы самореализации личности. М.:Красанд, 2010.104 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
17. Ковалевич М.С. Синергизм процесса профессионального самоопределения и саморазвития личности // Мастерство. 2003. С.13-16.
18. Коваленко A.B., Сыромятников И. В. Профессионализм и его развитие как научная проблема в психологии // Инновации в образовании. 2008. №10. С. 59-70.
19. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. : Мысль, 1984. 256 с.
20. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. С. 322-333.
21. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. № 8. С. 113-115.
22. Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 3-19.
23. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности:
затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Речь, 2005. 222 с.
24. Кудинов С.И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности: учеб. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.
25. Кудинов С.И., Кулагина И. В. Психодиагностика: практикум для студентов специальности «Психология». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. 244 с.
26. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2000. 480 с.
27. Максименко С.Д., Осёдло В. И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации [Электронный ресурс]: Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru (дата обращения: 07.12.2019).
28. Манжос Л.В. Сравнительный анализ профессиональной самореализации педагогов образовательных организаций общего и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 29. С. 75-80. URL: http://e-koncept.ru(дата обращения 12.11.2019).
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Педагогика, 1996. 256 с.
30. Маслоу А.Х. Дальние пределы человеческой психики. СПб. : Питер, 2017. 448 с.
31. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. М.: Спутник, 2008. 298 с.
32. Мичурина Е.С. Формирование профессионального
самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования /Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1999. 16 с.
33. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс: Методолого-социологический аспект /Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1990. 16 с.
34. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 5-19.
35. Платонов K.K. Краткий словарь системы психологических понятий. М. : Высш. школа, 1984.174 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002.
720с.
37. Русакова О.В. Функции и особенности системы общественного питания// Молодой ученый. 2012. № 7. С. 121-123.
38. Федосенко Е.В. Психология самореализации профессионала. СПб. : Речь, 2011. 158 с.
39. Франк С.Л. Реальность и человек. М. : Республика, 1997. 478 с.
40. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности /дис. д-ра. филос. наук. СПб., 1994. 263 с.
41. Шорохова Е.В., Зотова О. И. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. 245 с.
42. Kaur R., Ward C. Cross-cultural Construct Validity of the Fear of Success// A Singapurean case study. Amsterdam, 1992. p. 214-222.