ВВЕДЕНИЕ 4
1 Общая характеристика системы автоматизированного проектирования в электроэнергетике 9
1.1 История развития специализированного программного обеспечения 9
1.2 Сравнительный анализ специализированного программного обеспечения в электроэнергетике 16
1.3 Выводы по разделу 1 42
2 Основные функциональные возможности программного продукта Etap 44
2.1 Описание и системные требования при установке программного продукта Etap 44
2.2 Создание нового проекта однолинейных схем в программном продукте Etap 51
2.3 Мастер проекты в программном продукте Etap 55
2.4 Программа сравнения выходной базы данных и библиотеки Etap 58
2.5 Описание общей структуры и пользовательского интерфейса программы Etap 63
2.6 Создание однолинейных схем в Etap 69
2.7 Анализ потоков нагрузки 73
2.8 Анализ потоков несимметричной нагрузки 77
2.9 Выводы по разделу 2 80
3 Практическая работа по учебному курсу «Электроэнергетические системы и сети» 82
3.1 Исследование влияния компенсирующих устройств на режим напряжений электрической сети 82
3.2 Краткие теоретические сведения 82
3.3 Задание на практическую работу 94
3.4 Порядок выполнения работы 96
3.5 Содержание отчета 100
3.6 Контрольные вопросы 100
3.7 Выводы по разделу 3 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
В последние годы в высших учебных заведениях наблюдаются изменения в организации учебного процесса, что приводит к сокращению количества часов контактной работы и увеличению количества часов самостоятельной работы студентов. При этом падают уровни знаний и умений студентов при изучении электротехнических дисциплин, так как не в достаточной степени осваивается физико-математический аппарат обязательной части дисциплин учебного плана.
С другой стороны, сохранению качественной подготовке будущих выпускников (бакалавров, инженеров и магистров) способствует применение в учебном процессе современных образовательных технологий и специализированных пакетов прикладных программ. Особыми видами самостоятельной работы студентов являются выполнение ими практических и расчётно-графических работ, учебных курсовых работ и проектов, которые имеют важную роль при усвоении теоретического материала и получения необходимых компетенций, согласно учебному плану. Понятно, что при выполнении данных видов работ студенты тратят наибольшее количество времени и она является наиболее трудоёмкой. В электротехнических дисциплинах наиболее эффективно указанные виды работ могут выполняться студентами с применением компьютерной поддержки учебного процесса - с помощью пакета специальных программ системы автоматизированного проектирования (САПР). Использование прикладных программных продуктов является одним из современных направлений развития образовательного процесса в высших учебных заведениях [1].
Следует отметить, что благодаря большому вниманию со стороны промышленных предприятий к интегрированным САПР, ни одна важная разработка не обходится без их использования, поэтому внедрение последних в учебный процесс является актуальной задачей. Таким образом, компьютерная поддержка учебного процесса должна являться неотъемлемой частью подготовки современных выпускников бакалавров и магистров. А одним из критериев конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда будет являться владение умениями и навыками САПР при выполнении проектных работ и проектов.
В настоящее время, термин САПР является синонимом таких характеристик, как высокая точность и высокая скорость проектных работ [2]. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) к числу самых сложных, но важных компетенций выпускников вузов направлений подготовки бакалавра могут быть отнесены навыки работы с пакетами прикладных программ в проектной области. Например, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» к выпускнику в проектно-конструкторской деятельности предъявляются следующие виды компетенций [3]:
• способен использовать методы анализа и моделирования электрических цепей и электрических машин (ОПК-3);
• способен участвовать в проектировании систем электроснабжения объектов (ПК-1);
• способен проводить обоснования проектных решений систем электроснабжения объектов (ПК-2).
К достоинствам выполнения работ с применением современных САПР в учебном процессе следует отнести:
• расчет и моделирование многих режимов работы электроэнергетической системы и отдельных ее компонентов;
• использование современной справочной базы электрооборудования;
• повышение качества подготовки выпускника бакалавра и магистра;
• значительное сокращение периода времени, необходимого для адаптации молодого специалиста на рабочем месте после окончания вуза;
• существенное повышение востребованности выпускника бакалавра и магистра со стороны работодателя.
В сегодняшних реалиях, использование в учебном процессе САПР является актуальной задачей, а значит, требуется разработать соответствующее методические рекомендации по учебным курсам кафедры «Электроснабжение и электротехника», где в качестве контактной или самостоятельной работы студента предусмотрено выполнение практических и курсовых работ или проектов.
Актуальность работы.
Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс методических рекомендаций к практическим работам по учебному курсу «Электроэнергетические сети и системы», отвечающим современным требованиям и пожеланиям работодателей.
Цель работы.
Целью настоящей работы является внедрение в учебный процесс кафедры «Электроснабжение и электротехника» САПР Etap, направленное на формирование у студентов навыков по использованию современных систем автоматизированного проектирования в электроэнергетике.
Задачи исследования:
• провести сравнительный анализ доступного специализированного программного обеспечения в электроэнергетике;
• описать функциональные возможности программного продукта Etap;
• разработать методические указания по выполнению практической работы «Электроэнергетические системы и сети».
Практическая значимость.
Разработанные методические указания позволят углубить знания и получить навыки при расчёте, моделировании и проектировании электроэнергетических систем, с помощью применяемого специализированного САПР Etap.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Методические указания к практическим работам по учебному курсу «Электроэнергетические системы и сети».
Новизна магистерской диссертации
1. Новизна работы заключается в разработке новых типов практических и курсовых работ по дисциплине «Электроэнергетические системы и сети», позволяющие углубить знания о принципах построения районных, местных и распределительных электрических сетей и получить навыки проектных работ.
Основные материалы диссертации обсуждались на научно-технических семинарах кафедры и конференций Международного и Всероссийского уровней.
По теме диссертации опубликовано 3 научные статьи [27, 28, 29]:
1. Шлыков С. В., Скворцов А. В., Старостин В. Д. О способах коррекции коэффициента мощности в системах электроснабжения // Технологии XXI века: Проблемы и перспективы развития : сб. статей Международной научно-практической конференции. (13 июня 2017 г., г. Пенза) Часть 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С.157-160.
2. Шлыков С.В. Специализированные САПР в проектных работах электротехнических дисциплин // «Студенческие Дни науки в ТГУ» : научно-практическая конференция (Тольятти, 2-27 апреля 2018 года) : сборник студенческих работ - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018.-С.155-156.
3. Шлыков С.В. Специализированная САПР Etap в учебном процессе / «Молодежь. Наука. Общество» : Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года) - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. - с 727 — 729.
Структура и объём работы.
Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников из 30 наименований. Основное содержание работы изложено на 90 страницах, содержит 50 рисунков и 10 таблиц.
Во всех академических учебных заведениях неотъемлемым критерием является качество обучения. Последнее время компьютерные технологии и специализированные САПР активно используют крупные промышленные компании, исследовательские учреждения и учебные заведения. Они становится неотъемлемой частью человеческой жизни, так как позволяют сократить время при расчетах и проектировании, повысить качество и технико-экономический уровень результатов моделирования и проектирования, и в конечном счете обеспечить энергоэффективность и энергосбережение при выполнении проектных работ.
Целью данной работы является внедрение в учебный процесс кафедры «Электроснабжение и электротехника» САПР Etap, направленное на формирование у студентов навыков по использованию современных систем автоматизированного проектирования в электроэнергетике. Были поставлены задачи проведения сравнительного анализа специализированных САПР, описание функциональных возможностей программного продукта Etap и разработка методических указаний по выполнению практической работы, которые успешно решены в соответствующих разделах.
В первом разделе был проведен сравнительный анализ нескольких наиболее подходящих специализированных САПР: SKM, XGSLab, DIgSILENT, CYME, RTDS, PSCAD, Etap, ElectriCS Pro, EnergyCS, ERACS. В результате изучения справочных профильных источников информации на английском и русском языках для получения необходимых навыков расчета и моделирования выделены следующие основные критерии:
• простота и удобство при пользовании интерфейсом рабочего стола;
• максимальный охват набора пакетов приложений в областях электроэнергетики и электрооборудования;
• большая библиотека элементов и режимов работы систем;
• возможность вывода результатов расчетов или моделирования в файлах офисных приложений;
• визуализация данных вывода результатов расчетов или моделирования;
• наличие бесплатной версии программы для учебных заведений.
В результате сравнения выбор был сделан в пользу специализированной САПР Etap, так как подходит по большинству критериев.
Во втором разделе было подробнее рассмотрены функциональные возможности программного продукта Etap. Прописаны основные инструменты для получения навыков при расчётах и моделировании однолинейных схем в режимах с симметричной и несимметричной нагрузок.
В третьем разделе показана возможность выполнения практической работы по учебному курсу «Электроэнергетические сети и системы» с применением специализированной САПР Etap. Работа содержит краткие теоретические сведения, методику выполнения работы, форму отчета и контрольные вопросы.
1. Обуховец В.А. САПР как инструмент освоения высокотехнологичных дисциплин // Высшее образование в России. М., 2014. №5. С. 80 - 85.
2. Малюх В.Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. М.: ДМК Пресс, 2010. 192 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 г. №144
4. M. Phiri. Information Technology in Construction Design. (англ.) — London: Thomas Telford Publishing, 1999. P.52. 228 p. ISBN 0-7277-2673-0.
5. California Public Utilities Commission [Electronic resource] URL: http://www.cpuc.ca.gov/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
6. SKM Systems Analysis [Electronic resource] URL: http://www.skm.com/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
7. Electromagnetic Simulation for Power, Grounding and Lightning Protection Systems [Electronic resource] URL: https://www.xgslab.com/index.php/en/xgslab-new/general (дата обращения 15.05.2019 г.)
8. DIgSILENT| Power System Software & Engineering [Electronic resource] URL: https://www.digsilent.de/en/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
9. CYME International Inc. [Electronic resource] URL: http://www.cyme.com/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
10. Real Time Digital Power System Simulator [Electronic resource] URL: https://www.rtds.com/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
11. Electrical Power System Analysis Software [Electronic resource] URL: https://etap.com/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
12. Кушнир А.В., Белоусов А.В., Виноградов А.А., Рощубкин П.В. Использование программно-аппаратного комплекса диспетчеризации на базе платформ Etap Real Time и PSI Control для моделирования режимов и управления в электроэнергетических системах. Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. 2015. № 11-2 (42). С. 50-52.
13. Касем М.К., Килин С.В. Исследование динамической устойчивости электрических систем в комплексной программе Etap. Научная дискуссия: вопросы технических наук. 2015. № 12. С. 130-135.
14. Блюк В.В. Некоторые проблемы расчета динамических режимов промышленных ЭТС программного комплекса Etap. В сборнике: Фёдоровские чтения - 2017 XLVII Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы. 2017. С. 254-260.
15. Корнилова Н.А. Сравнительная характеристика программных комплексов «Etap» и «Energycs», используемых для анализа, проектирования и тестирования энергосистем / В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород. 2015. С. 3255-3260.
...