Развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 8
1.1 Особенности развития дивергентного мышления у детей
6-7 лет с амблиопией и косоглазием 8
1.2 Игровые технологии как средство развития дивергентного
мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 25
2.1 Выявление уровня развития дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 25
2.2 Содержание работы по развитию дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 34
2.3 Выявление динамики развития дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 8
1.1 Особенности развития дивергентного мышления у детей
6-7 лет с амблиопией и косоглазием 8
1.2 Игровые технологии как средство развития дивергентного
мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 25
2.1 Выявление уровня развития дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 25
2.2 Содержание работы по развитию дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий 34
2.3 Выявление динамики развития дивергентного мышления
у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что в современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о потребности раннего выявления и преодоления нарушения развития мышления у дошкольников. Своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка с нарушением зрения имеет особое значение для формирования его личности.
Несмотря на то, что у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием ограничена полнота, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития, они очень любознательны, обладают богатым воображением, полны желания узнавать новое, проявляют неординарность в решении тех или иных задач. Детям 6-7 лет с амблиопией и косоглазием приходится, одолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта.
Большая часть исследователей, таких как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова и другие подчеркивают, что старший дошкольный возраст у детей с сохранным развитием считается сензитивным для развития дивергентного мышления. Можно отметить, что и у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием дивергентное мышление может развиваться, практически, в рамках возрастной нормы, если проводить серьезную работу по развитию в образовательной организации и дома.
У детей 6-7 лет с данным нарушением складываются подходящие предпосылки для присвоения образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности, как нужного источника собственного роста и саморазвития. Развитие креативной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно мыслить, и, соответственно, также действовать, формируется у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием и является условием последующего гармоничного развития личности человека.
Вопросами развития дивергентного мышления занимались в возрастной психологии и в педагогической практике многие ученые: Дж. Гилфорд, Е. Рензули, Э.П. Торренс, Д. Филтенсон и другие.
Развивать дивергентное мышление у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием возможно посредством игровых технологий. В отличие от игр, игровые технологии обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием и недостаточным использованием игровых технологий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игровых технологий в развитии дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием?
На основании выделенной проблемы бала сформулирована тема данного исследования: «Развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Объект исследования: процесс развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования: развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий будет
возможно, если:
- подобраны игровые технологии для развития показателей дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием;
- организована индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми и материалами, активизирующими творческую активность детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
2. Выявить уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения специальной психологии о структуре дефекта у детей с нарушением зрения (А.М. Витковская, Л.В. Рудакова);
- исследования об особенностях психического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием (И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец);
- исследования о развитии мышления у детей с нарушением зрения (Б.И. Коваленко, Ф.Н. Шемякин, А.М. Щербина);
- исследования о развитии мышления посредством игровых технологий у детей (В.П. Беспалько, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, П.И. Третьякова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных; методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета Детства «Лада» детский сад № 173 «Василек». В эксперименте принимало участие 10 детей с амблиопией и косоглазием.
Новизна исследования состоит в том, что обоснована возможность развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены
содержательные характеристики уровней развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные игровые технологии могут быть использованы в практической деятельности педагогами и учителями-дефектологами дошкольной образовательной организации для развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Несмотря на то, что у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием ограничена полнота, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития, они очень любознательны, обладают богатым воображением, полны желания узнавать новое, проявляют неординарность в решении тех или иных задач. Детям 6-7 лет с амблиопией и косоглазием приходится, одолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта.
Большая часть исследователей, таких как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова и другие подчеркивают, что старший дошкольный возраст у детей с сохранным развитием считается сензитивным для развития дивергентного мышления. Можно отметить, что и у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием дивергентное мышление может развиваться, практически, в рамках возрастной нормы, если проводить серьезную работу по развитию в образовательной организации и дома.
У детей 6-7 лет с данным нарушением складываются подходящие предпосылки для присвоения образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности, как нужного источника собственного роста и саморазвития. Развитие креативной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно мыслить, и, соответственно, также действовать, формируется у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием и является условием последующего гармоничного развития личности человека.
Вопросами развития дивергентного мышления занимались в возрастной психологии и в педагогической практике многие ученые: Дж. Гилфорд, Е. Рензули, Э.П. Торренс, Д. Филтенсон и другие.
Развивать дивергентное мышление у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием возможно посредством игровых технологий. В отличие от игр, игровые технологии обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием и недостаточным использованием игровых технологий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игровых технологий в развитии дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием?
На основании выделенной проблемы бала сформулирована тема данного исследования: «Развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Объект исследования: процесс развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования: развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования: развитие дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий будет
возможно, если:
- подобраны игровые технологии для развития показателей дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием;
- организована индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми и материалами, активизирующими творческую активность детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
2. Выявить уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения специальной психологии о структуре дефекта у детей с нарушением зрения (А.М. Витковская, Л.В. Рудакова);
- исследования об особенностях психического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием (И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец);
- исследования о развитии мышления у детей с нарушением зрения (Б.И. Коваленко, Ф.Н. Шемякин, А.М. Щербина);
- исследования о развитии мышления посредством игровых технологий у детей (В.П. Беспалько, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, П.И. Третьякова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных; методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета Детства «Лада» детский сад № 173 «Василек». В эксперименте принимало участие 10 детей с амблиопией и косоглазием.
Новизна исследования состоит в том, что обоснована возможность развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровых технологий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены
содержательные характеристики уровней развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные игровые технологии могут быть использованы в практической деятельности педагогами и учителями-дефектологами дошкольной образовательной организации для развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством игровой деятельности, смогли выявить, что изучаемый вопрос является актуальным в педагогической теории и практике.
Изучение определения «дивергентное мышление» и сравнение трактовок этого понятия дает возможность, учитывая разнообразные варианты, выбрать основным определением следующее: дивергентное мышление - это способность человека генерировать значительное число решений, которые могут быть основаны на одних и тех же критериях, и показателях.
Анализ исследований Дж. Гилфорда позволяет выделить следующие критерии развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием: вариативность, оригинальность, изменчивость, гибкость, беглость.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием, обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствует система работы по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием; недооцениваются потенциальные возможности использования игровых технологий для развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием; недостаточная методическая подготовленность педагогов к эффективному решению задач по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием были проведена работа с детьми посредством игровых технологий, так же, была проведена работа с родителями и педагогами и обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
По итогам сопоставления полученных на констатирующем и контрольном этапах результатов исследования, можно сказать, что уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием повысился. Можно констатировать, что высокий уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием стал выше на 30%, так как 3 детей перешли со среднего уровня на высокий, при этом, недостаточный уровень, уменьшился на 50%.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование игровых технологий в работе по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием выбраны верно. Гипотеза нашла свое подтверждение, задачи, поставленные в начале работы, выполнены в полном объеме.
Изучение определения «дивергентное мышление» и сравнение трактовок этого понятия дает возможность, учитывая разнообразные варианты, выбрать основным определением следующее: дивергентное мышление - это способность человека генерировать значительное число решений, которые могут быть основаны на одних и тех же критериях, и показателях.
Анализ исследований Дж. Гилфорда позволяет выделить следующие критерии развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием: вариативность, оригинальность, изменчивость, гибкость, беглость.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием, обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствует система работы по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием; недооцениваются потенциальные возможности использования игровых технологий для развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием; недостаточная методическая подготовленность педагогов к эффективному решению задач по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием были проведена работа с детьми посредством игровых технологий, так же, была проведена работа с родителями и педагогами и обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
По итогам сопоставления полученных на констатирующем и контрольном этапах результатов исследования, можно сказать, что уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием повысился. Можно констатировать, что высокий уровень развития дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием стал выше на 30%, так как 3 детей перешли со среднего уровня на высокий, при этом, недостаточный уровень, уменьшился на 50%.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование игровых технологий в работе по развитию дивергентного мышления у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием выбраны верно. Гипотеза нашла свое подтверждение, задачи, поставленные в начале работы, выполнены в полном объеме.



