Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация психоэмоциональных состояний личности как средство повышения субъективного ощущения здоровья

Работа №111816

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи эмоциональных состояний личности и психосоматических расстройств 11
1.1 Понятие эмоциональных состояний личности в периоды взрослости 11
1.2 Особенности психосоматических расстройств и их виды 22
1.3 Связь эмоциональной сферы и психосоматических расстройств личности в период взрослости 41
Глава 2 Исследование взаимосвязи психоэмоционального состояния личности и субъективного ощущения здоровья 56
2.1 Организация и методы исследования 56
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 60
2.3 Этапы программы профилактики эмоционального состояния личности по повышению субъективного ощущения здоровья в период средней взрослости и определение её эффективности (формирующий и контрольный этап) 75
Заключение 91
Список используемой литературы 95
Приложение А Анкета субъективной оценки собственного здоровья 102
Приложение Б Гиссенский опросник 103
Приложение В Шкала личной тревожности 104
Приложение Г Опросник САН 106

В настоящее время в науке наблюдается рост интереса ученых к проблематике взаимосвязи личности, эмоций и болезней. Эмоции, переживания - один из китов организации личности на которых держатся все психические процессы. В зависимости от характера переживаний, эмоции бывают положительные (восторг, радость, восхищение), отрицательные (гнев, грусть, разочарование) или нейтральные (интерес и любопытство). Люди, любого периода взрослости, по-разному переживают эмоции. Степень выражения и силы переживаний влияет не только на психологическое состояние личности, но и на его психосоматику.
Г. Крайг выделяет три периода взрослости: «ранняя взрослость - от 18 до 40 лет; средняя взрослость - от 40 до 60-65 лет; поздняя взрослость - от 60-65 лет до смерти». Согласно этой периодизации средняя взрослость соответствует среднему возрасту человека. Именно в этом возрасте эмоциональная сфера становится одним из «индикаторов» личностной зрелости человека.
Понимание принципов развития, факторов влияющих на взаимосвязь периода взрослости и психосоматических заболеваний личности в разные периоды взрослой жизни, имеет решающее значение для разработки программ психологической профилактики, программ поддержки семьи и психологического консультирования, а также для понимания механизмов человеческого развития.
Актуальность настоящего исследования определяется широкой распространенностью психосоматических расстройств личности и их резким возрастанием в последние десятилетия на фоне стрессовых переживаний личностью негативных эмоций. Под психосоматическими расстройствами понимают нарушения функций органов и систем организма, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит психологическим, психосоциальным и культурным факторам. По современным представлениям, одним из важнейших факторов возникновения и развития различных психосоматических расстройств являются эмоционально-негативные состояния личности. Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражаемых непосредственным опытом, чувством принятия и неприемлемости, отношением человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности.
Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, К. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Симонов и другие). Эмоции, по словам Л.С. Выготского, участвуют «...в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», поэтому особенности развития эмоциональной сферы не могут не повлиять на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения.
По мнению большинства специалистов, более 80 % всех посещений врача являются результатом симптомов, имеющих сильный психосоциальный компонент, и что только 16 % этих посещений можно объяснить чисто биофизической моделью заболевания. Поскольку эмоциональная дисрегуляция участвует в качестве фактора, способствующего многим функциональным расстройствам, отсюда следует, что психотерапия, предназначенная для улучшения осознания и сознательного переживания, ранее отрицаемых чувств, должна приносить пользу при таких состояниях.
Эта проблема становится экспоненциально более актуальной в современном сетевом мире. Причины этих неблагоприятных последствий могут быть как внешними (пандемии, войны, миграционные кризисы), так и внутренними, например, от усиления социального давления. Последнее происходит потому, что современные люди все больше интегрируются во множество различных информационных процессов, которые, в свою очередь, производят все большее количество соответствующих внешних раздражителей.
Вот почему важно иметь необходимые инструменты для диагностики и профилактики эмоционального состояния (и связанных с ним явлений, таких как эмоциональная дезадаптация, повышенная тревожность) личности. Учитывая масштабы и распространенность явления, такая диагностика и профилактика должна быть масштабной и простой в реализации без существенной потери точности.
Многочисленные методы и подходы, идентифицируют эмоции, связывая физиологические и самооценковые показатели. Все эти методы часто опираются на использование в качестве стимульного материала изображений или, в некоторых случаях, звуков (музыки, звуков природы). Кроме того, ученые активно используют современные технологии нейробиоуправления, использующие резонансную стимуляцию эндогенной ритмической активности головного мозга. Эти методы могут вызывать определенные функциональные состояния у человека, например, для коррекции нарушений нервной системы или улучшения адаптации человека к окружающей среде путем бинауральной стимуляции.
Некоторые ученые рассматривают эмоции как сложный психофизиологический феномен, который может быть связан с: пережитое и/или воспринятое чувство (состояние) - феноменология эмоций; висцеральные процессы, сопровождающие эмоции; экспрессивные характеристики эмоций (мимика, интонация, жесты, позы).
Соответственно, эмоции можно использовать как тот или иной инструмент/маркер для разработки соответствующей модели и схемы инициирования внешних раздражителей и диагностики характерных состояний личности, в том числе эмоциональных состояний.
Исследования переживших Холокост, больных раком, жертв сексуального насилия, родителей умерших детей и руководителей, потерявших работу, выявили знакомую закономерность: торможение эмоций, вызванных неприятными жизненными событиями, приводит к стрессу и нарушению иммунного функционирования, тогда как свободное выражение этих чувств, приводит к снижению физиологической реактивности и улучшению иммунного функционирования.
Взаимосвязь эмоционального состояния личности и психосоматических ощущений здоровья, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (В.В. Николаева, В.И. Сидоров, Е.А. Григорьев, А.Б. Смулевич, Б.Д. Карвасарский, С.Л. Соловьева, А.Б. Холмогорова, Е.В. Дёмин, В.А. Чулкова, К.В. Сельченок, Ф.Х. Данбар, Ф. Александер, Р. Дэвидсон, С. Кольманн).
Мы поддерживаем мнение тех авторов, которые подчеркивают, что для достижения полноты психологических знаний и построения целостной модели личности необходимо преодолевать как косность исследовательских традиций, так и трудности, связанные со спецификой изучения эмоциональной сферы. Необходимо отметить, что о возрастных особенностях эмоций и чувств, психологи больше информации черпают из литературных источников, нежели из специальных фундаментальных исследований.
Однако при анализе научных источников по данной теме отмечается недостаточное количество полных исследований, относительно специфики взаимосвязи эмоциональной сферы личности и субъективного ощущения здоровья. Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение эмоционального самочувствия людей средней взрослости.
Таким образом, назревает острая необходимость выбора методологического подхода и разработки инструментария исследования, позволяющего найти ответы на вопросы как теоретического, так и практического характера, решить актуальные задачи, связанные с особенностями эмоциональной сферы в том или ином возрасте.
Цель исследования: выявление степени эффективности разработанной и реализованной программы оптимизации психоэмоционального состояния личности.
Объект исследования: субъективное ощущение здоровья.
Предмет исследования: оптимизация психоэмоциональных состояний личности как средство повышения субъективного ощущения здоровья (на примере средней взрослости).
Гипотеза исследования основана на том, что мы предполагаем, что разработанная нами программа оптимизирует психоэмоциональное состояние личности и будет повышать субъективное ощущение здоровья.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
• проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме взаимосвязи эмоциональных состояний личности и психосоматических расстройств;
• охарактеризовать эмоциональное состояние личности в период средней взрослости;
• исследовать взаимосвязь психоэмоционального состояния личности и субъективного ощущения здоровья;
• разработать программу профилактики эмоциональной сферы личности по повышению ощущения здоровья;
• сформулировать выводы о проделанной работе.
Методологической основой для данной работы являются основные принципы системно-деятельностного подхода. Теоретической основой исследования являются работы авторов, изучавших возрастные особенности зрелости: Э. Эриксона, Д. Левинсона, Э. Клапареда, Н. Бредберна, К. Юнга, Э. Динера, Г. Крайга, Р. Кеттела, Б.А. Сосновского, Е.П. Ильина, В.В. Фролькиса, О.С. Гребенюк, В.М. Дильмана. Работы авторов, изучавших особенности эмоциональной сферы личности средней взрослости Г.М. Андреевой, П.В. Симонова, А.А. Бодалева, Д. Галина, Р. Орнштейн, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова. Работы авторов, изучавших особенности соматических заболеваний Д.Б. Колесникова, С.И. Рапопорта, А.Н. Львова, А.Б. Смулевича, М.И. Расулова, Р.М. Заславской, А.Г. Чучалина, И.В. Давыдовского, F. Rackeman, J.L. Heinroth. А также работы авторов различных психокоррекционных техник эмоциональной сферы личности в профилактике соматических заболеваний: И.А. Фурманова, Л.И. Селивановой, С.Н. Жеребцова, Э.А. Соколовой, И.В. Сильченко, Д. Мак-Каллоу, С.А. Кулакова, А. Лазаруса, Ю.Ф. Антропова, Ю.С. Шевченко, А.И. Уемова, А.М. Новиковой.
Способами получения информации в процессе проведения данного исследования явились такие методы как: традиционный анализ литературы в области психологии здоровья, тестирование, методы математической и статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе Амурского государственного университета. Выборка в исследовании составила 40 человек, в возрасте от 42 до 58 лет включительно. Средний возраст по выборке составил 50 лет. В состав выборки вошли 17 мужчин (42,5 %) и 23 женщины (57,5 %). Образование испытуемых: 27 опрошенных (67,5 % от общего объема выборки) имеют высшее образование, 13 опрошенных (32,5 %) имеют среднее профессиональное образование. Общий трудовой стаж работы испытуемых варьировал в диапазоне от 15 до 38 полных лет.
Новизна исследования состоит в том, что проблема эмоциональной сферы личности в период средней взрослости и её взаимосвязь с субъективным ощущения здоровья и их профилактикой являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования эмоциональной сферы личности как фактора, влияющего на возникновение субъективного ощущения здоровья (на примере средней взрослости).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам эмоциональной сферы личности и её взаимосвязь с субъективными ощущениями здоровья, а также могут составлять теоретико­методологическую основу дальнейших исследований в области психологии здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы в области организационной психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для эмоциональной сферы личности в период средней взрослости по оптимизации субъективных ощущений здоровья.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит: в построении методологической основы исследования; в глубоком и разностороннем теоретическом анализе изучаемой проблемы; подборе диагностических методик и с их помощью решение эмпирических задач в исследовании.
Апробация результатов исследования. Результаты и выводы по проведенному исследованию нашли отражение в научных публикациях:
• Публикация статьи (в соавторстве с Л. Ф. Чекиной) «Особенности психосоматического состояния больных» в сборнике VII Международной научно-практической конференции: «Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития». Петрозаводск, 4 октября 2020 г.
• Публикация статьи «Психосоматические причины в возникновении и течении онкологических заболеваний» в сборнике VI Международной научно-практической конференции «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты». Пенза, 5 октября 2020 г.
На защиту выносятся следующие положения:
• изучение взаимосвязи психоэмоционального состояния личности и субъективного ощущения здоровья;
• разработка и реализация программы, направленной на оптимизацию психоэмоционального состояния и повышению субъективного ощущения здоровья личности в период средней взрослости.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (в количестве 76), 4 приложения. В тексте представлены рисунки (в количестве 16) и 7 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние десятилетия проблема психоэмоционального состояния личности все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано с острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы субъективного ощущения здоровья.
Наибольшая разработанность данной проблемы представлена в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (В.В. Николаева, В.И. Сидоров, Е.А. Григорьев, А.Б. Смулевич, Б.Д. Карвасарский, С.Л. Соловьева, А.Б. Холмогорова, Е.В. Дёмин, В.А. Чулкова, К.В Сельченок, Ф.Х. Данбар, Ф. Александер, Р. Дэвидсон, С. Кольманни другие).
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что по данной теме отмечается недостаточное количество полных исследований, относительно специфики взаимосвязи эмоциональной сферы личности и субъективного ощущения здоровья. Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение эмоционального самочувствия людей средней взрослости.
В результате исследования психоэмоционального состояния личности и субъективного ощущения здоровья было установлено:
• в структуре заболеваний/состояний преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта - мнение 25 % опрошенных. Другие 22,5 % респондентов отметили, что наличие сердечно-сосудистые заболевания. На третьем месте стоят заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани - 17,5 % «опрошенных». Менее всего респондентов беспокоят эндокринные заболевания (10 %), заболевания органов дыхания (7,5 %) и болезни кожи (5 %). И лишь 12,5 % опрошенных считают, что у них нет серьезных проблем со здоровьем;
• результаты Гиссенского теста, проведенной среди людей средней взрослости, позволили установить, что среднее значение по шкале «Истощение» равно 15,35 баллам. Это объясняется тем, что людей среднего возраста наблюдается потеря жизненной энергии, что связано с потерей творческой активности, усталостью от работы, семейных забот. Среднее значение по шкале «Желудочные жалобы» равно 11,55 баллам, что говорит о среднем уровне данного показателя. В этом возрасте люди много уделяют внимание своему финансовому состоянию, поскольку несут ответственность не только за себя, но и за своих родных и близких. У 8 % испытуемых женщин зафиксировано отсутствие мужа, в связи, с чем они вынуждены работать дополнительно, чтобы прокормить своих детей;
• результаты исследования ситуативной и личностной тревожности показали, что у большинства опрошенных высокий уровень ситуативной тревожности - 23 человек (57,5 %). Количество испытуемых с умеренным уровнем ситуативной тревожности составило - 14 человек (35 %). Люди, у которых преобладает умеренный уровень ситуативной тревожности, относительно субъективно переживают эмоции, а именно: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Меньше всего респондентов с низким уровнем ситуативной тревожности - 3 человека (7,5 %). Количество испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности - 8 человек (20 %). Количество респондентов с умеренным уровнем личностной тревожности составило - 25 человек (62,5 %). Такие люди с умеренным уровнем личностной тревожности достаточно спокойно относятся к ситуациям, которые, по их мнению, выглядят угрожающими для них и их самооценки. С низким уровнем личностной тревожности оказалось 7 человек (17,5 %). Возможно, такие показатели являются свидетельством активного вытеснения личностью высокой личной тревоги с целью показать себя в «лучшем свете»;
• результаты методики САН, проведенной среди людей средней взрослости, позволили установить, что среднее значение по шкале «Самочувствие» равно 4,12 баллам. Это объясняется тем, что в организме людей среднего возраста начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. В связи с этим ухудшается общее самочувствие человека. Среднее значение по шкале «Активность» равно 4,53 баллам, что говорит о среднем уровне данного показателя. Среднее значение по шкале «Настроение» в данной возрастной группе равно 4,66 баллам. Это тоже средний балл по данной шкале. В данной группе у опрошенных чаще преобладает изменчивое настроение, либо эти люди, сами не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое;
• результаты корреляционного анализа, указывают на наличие высокой степени обратной взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения здоровья и показателями функционального состояния личности. Наиболее сильная прямая пропорциональная зависимость зафиксирована для взаимосвязи субъективное ощущение здоровья и настроение.
Предложенная программа по оптимизации психоэмоционального состояния личности по повышению субъективного ощущения здоровья улучшает способность анализировать эмоции и позитивно справляться с ними, поскольку содержит множество заданий, побуждающих людей анализировать причины, факторы или стимулы, порождающие негативные эмоции, негативные последствия таких эмоций (для человека, который испытывает те или иные эмоции, эмоции и для других), а также способы позитивного совладания с негативными эмоциями (например, посредством позитивного диалога, символизации). Например, в упражнении под названием «эмоциональное восприятие и светофор» участники смотрят видеоролики и отвечают на вопросы о причинах и следствиях эмоций видеогероев. В другом упражнении «коллаж и инсценировка» респонденты, участвующие в эксперименте составляют коллаж, рассказывающий историю, выражающую эмоцию, с началом, проблемой и концом.
Положительное изменение, вызванное программой профилактики, можно объяснить характеристиками содержащихся в ней действий, а также соответствующей метакогнитивной ролью этапа обсуждения. Результаты оценки программы позволяют предположить важность реализации программ, способствующих социально-эмоциональному развитию в среднем возрасте, как инструмента профилактики и вмешательства. Кроме того, научные данные об эффективности программ эмоциональной профилактики у личности среднего возраста весьма ограничены, так что это исследование вносит значительный вклад в психологические исследования.
Когда такие программы приводят к положительным изменениям, они могут способствовать нашему пониманию причинно-следственных процессов в развитии поведенческих проблем и психопатологии у людей среднего возраста.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : ЮРАЙТ, 2012. 811 с.
2. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология. М.: НИЦ ИНФРА-М. : 2014. 352 с.
3. Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. М. : Свет, 2014. 80 с.
4. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М. : Просвещение, 2009. 235 с.
5. Александров А. А. Психотерапия. СПб. : Питер, 2004. 240 с.
6. Александров А. А. Аутотренинг. СПб. : Питер, 2011. 420 с.
7. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2012. 272 с.
9. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 2000. 288 с.
10. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина. 2008. 547 с.
11. Арнольд М. Чувства и эмоции как динамические факторы с.
12. Арпентьева М. Р. Психология и психотерапия здоровья: особенности отношения к болезням и ограничениям здоровья и стратегии реабилитации // Инвалиды и общество. 2018. № 1(27). С. 40-53.
13. Бабкина А. Ю. Семантические особенности наименований чувств и эмоций человека в современном русском языке. Казань. 2008. 190 с.
14. Бакова Ф. М. Эмоции и чувства как основа психического состояния человека // Студенческий вестник. 2019. № 11-1(61). С. 18-20.
15. Батоцыренов В. Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы // Вестник ЗабГУ. 2011. №6. С.67-72.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ