Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных упражнений 9
1.1 Сущностная характеристика наглядно-образного мышления в
системе психолого-педагогических категорий 9
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 16
1.3 Аддитивные задания как средство развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 24
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию наглядно¬
образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 32
2.3 Выявление динамики развития наглядно-образного мышления
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список экспериментальной выборки 49
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 50
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 52
В познавательной деятельности детей дошкольного возраста отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, A. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие). Данный вид мышления обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы.
Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно хорошо исследованы и описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии (С. А. Домишкевич, З. М. Дунаева, Н. В. Елфимова, B. А. Пермякова, Т. А. Стрекалова). Если в возрасте 5-6 лет активно развивается наглядно-образное мышление, то у детей с задержкой психического развития наблюдается значительное отставание. Исследователи отмечают конкретность мышления детей с задержкой психического развития, недостаточное развитие мыслительных операций, их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью; недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение; трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий. Вместе с тем при задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, отмечаются гораздо большие потенциальные возможности в преодолении выделенных недостатков мышления. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление.
Следовательно, проблема коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития остается актуальной. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений. Решение этого вопроса позволит рассмотреть потенциальные возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства, что имеет важное значение при подготовке этих детей к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства мы определили аддитивные задания. Это задания с наглядным стимульным материалом, требующие завершения, дополнения образа. Данные задания за счет своей наглядности позволят сделать занятия с детьми с задержкой психического развития более интересными и эффективными.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- поиском новых средств коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- выбором аддитивных заданий в качестве средства развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанной необходимостью специальной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием аддитивных заданий как коррекционно-развивающего средства.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности аддитивных заданий как средства развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: аддитивные задания как средство развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий возможно, если:
- разработаны специальные аддитивные задания, направленные на развитие показателей наглядно-образного мышления;
- аддитивные задания включены в непрерывную образовательную деятельность педагога с детьми (изобразительную деятельность, конструирование).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий.
4. Выявить динамику уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения исследований:
- развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста (Н. Л. Бондаренко, Л. А. Венгер, Г. А. Глотова, О. М. Дьяченко, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, В. Н. Чекулаева);
- развития мышления детей с задержкой психического развития (С. А. Домишкевич, З. М. Дунаева, Н. В. Елфимова, В. А. Пермякова, Т. А. Стрекалова);
- применения аддитивных заданий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Е. А. Каминская, Н. Г. Пищикова, Е. А. Шилкова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в следующем: выявлена возможность использования аддитивных заданий в развитии наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей аддитивных заданий как средства развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования апробированного комплекса аддитивных заданий учителями-дефектологами и воспитателями в работе по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника), 3 приложений. В тексте представлены 10 рисунков и 2 таблицы. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для развития наглядно-образного мышления у дошкольников. Однако у детей с задержкой психического развития в становлении мышления отмечается заметное отставание и своеобразие. Исследователи отмечают конкретность мышления детей с задержкой психического развития, недостаточное развитие мыслительных операций, их лучшую продуктивность в предметно- чувственной форме, нежели в вербальной. Вместе с тем при задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, отмечаются гораздо большие потенциальные возможности в преодолении выделенных недостатков мышления. Актуальным является выбор средств коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитии.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития нами были выделены следующие показатели: умение осуществлять анализ и синтез на наглядной основе; умение осуществлять обобщение на наглядной основе; умение устанавливать причинно-следственные связи на наглядной основе. В соответствии с показателями нами были подобраны диагностические методики, с помощью которых было выявлено, что в среднем у 64% детей экспериментальной выборки выявлен низкий уровень развития наглядно-образного мышления, у 28% детей выявлен средний уровень, только у 8% детей - высокий уровень.
Таким образом, нами было зафиксировано преобладание у детей экспериментальной выборки низкого и среднего уровней развития наглядно-образного мышления. Дети испытывают трудности в осуществлении анализа и синтеза на наглядной основе, не могут сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи на наглядной основе.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития мы разработали и апробировали специальные аддитивные задания, направленные на развитие показателей наглядно-образного мышления. Аддитивные задания были включены в непрерывную образовательную деятельность педагога с детьми (изобразительную деятельность, конструирование).
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику показателей наглядно-образного мышления у детей экспериментальной выборки. Положительная динамика высокого уровня составила 10%, среднего уровня - 12%. Изменение низкого уровня в сторону среднего произошло с 64% на этапе констатирующего эксперимента до 42% на этапе контрольного эксперимента.
Проведённая работа по развитию наглядно-образного мышления посредством аддитивных заданий имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также продолжена в дальнейшей работе специалистов детского сада.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены экспериментальные данные, доказывающие выдвинутую гипотезу.
1. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. М. : Наука, 2016. 176 c.
2. Богословский В. В., Степанов А. А., Виноградова А. Д. Общая психология. М. : Просвещение, 2008. 226 с.
3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
4. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. 624 с.
5. Бурцева И. В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. 2013. №2. С. 63-68.
6. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М : Просвещение, 1973.
7. Вильшанская А. Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 6. С. 22-32.
8. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления и советской психологии. М., 1966.
9. Головей Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 374 с.
10. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 5.
11. Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск, 1994.
12. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
13. Певзнер Л. Н. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Академия, 1998.
15. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977.
16. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. СПб. : Речь, 2003. 432 с.
17. Сиволапов С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР // Дефектология.1988. №2.
18. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т. Г. Неретиной. М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2004. 240 с.
19. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
20. Трофимова Н. М. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ. СПб. : Питер, 2006. 304 с.
21. Ульенкова У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. СПб., 2004.
22. Шевченко С. Г. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. СПб., 2002.