ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2. Совместная познавательно-исследовательская деятельность как
средство формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений
у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 39
2.3. Изучение динамики уровня сформированности коммуникативных
умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 62
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что коммуникативные умения затрагивают сферу социальных отношений и самым естественным образом имеют выход на личностные качества ребёнка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов.
Своеобразие коммуникативного умения, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их коммуникативных умений, отставанием в формировании системы социальных отношений.
В то же время актуальным в частности с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в работах З.А. Грачевой, которая рассматривала познавательно-исследовательскую деятельность в качестве главного условия развития коммуникативных умений и устранения недостатков коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Коммуникативные умения формируются в процессе проведения ребёнком поиска и исследования предмета, явления, события и базируется на коммуникативном развитии. А так как мы имеем дело с общим недоразвитием речи III уровня, с недоразвитием или нарушением всех компонентов родного языка, то следует иметь в виду, что совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи III уровня специфична и проявляется в приемлемой для логопатов форме, одновременно служит задаче развития коммуникативных умений.
Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе обоснования актуальности исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Противоречие помогло обозначить проблему исследования: какова роль совместной познавательно-исследовательской деятельности в формировании коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность влияния совместной познавательно-исследовательской деятельности на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательская деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности будет протекать эффективнее, если:
- определены этапы работы по формированию коммуникативных умений в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности;
- осуществлен подбор тем совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе выделенных критериев и уровней сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня провести исследование в старшей группе.
3. Разработать и апробировать условия организации совместной познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику уровня сформированное™ коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместная познавательно-исследовательская деятельность.
Методологической основой исследования явились:
- психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, B. А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.);
- общедидактические положения о формировании коммуникативных умений (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.);
- теория общения (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская и др.);
- психолого-педагогические подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, И.А. Петухова).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Экспериментальная база: экспериментальная работа осуществлялась на базе АНО ДО «Планета Детства» Лада» детский сад № 161 «Лесовичок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей старших групп, 20 - экспериментальная группа (далее ЭГ) и 20 детей - контрольная группа (далее КГ)
Новизна исследования заключается в том, что:
- охарактеризованы показатели, уровни сформированное коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- определены подходы к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и обобщении подходов к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности как к средству формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной в настоящее время. Теоретические основы формирования коммуникативных умений рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что процесс коммуникативного взаимодействия детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня со взрослыми существенно отличается от нормы, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям.
С целью проверки гипотезы было проведено исследование по выявлению уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик. На констатирующем этапе были выделены критерии, показатели, уровни и методики исследования развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления диагностики коммуникативных умений, выбрали критерии оценки, разработанные А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой: коммуникативный критерий, который отражает уровень сформированности у детей эмоционального отклика на общение с ровесниками, доброжелательность в общении, непосредственность, искренность, умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания, 55
бесконфликтность и инициативность; перцептивный критерий, который отражает у детей организационные умения, такие как умение выступать организатором, лидером, инициатором общения, взаимодействия; умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; интерактивный критерий, который отражает уровень сформированности умения к самоорганизации общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой. Данный этап проводили в самостоятельной деятельности дошкольников после проведения совместной познавательно-исследовательской деятельности на основании проекта.
По трем уровням формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня можно проводить наблюдение за его прогрессивным течением.
Проведя констатирующий этап эксперимента, увидели, что большая часть всех дошкольников показали частично сформированные коммуникативные умения; у меньшего числа из них были выявлены сформированные коммуникативные умения; и довольно большой процент дошкольников имеют уровень несформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе исследования мы проводили работу по следующим направлениям:
- разработали этапы формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
-определили темы для совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализовали индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
После проведения формирующего этапа провели контрольный эксперимент, который продемонстрировал динамику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогом сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента установили, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня в экспериментальной группе после того, как провели формирующий этап изменился в сторону улучшения - 20% дошкольников перешли с уровня «не сформировано» на «частично сформировано», а количество детей, продемонстрировавших достаточный уровень увеличилось на 18%.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанного подхода к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
1. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст]: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями /Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. - М.: Владос, 2014. - 178 с.
2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2013.-254с.
3. Гаркуша, Ю.Ф. Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. — М.: Логос, 2013.-271с.
4. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] /О.Е. Грибова //Дефектология. - 2013. - №6. - С.7 -16.
5. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] /Б.М. Гриншпун //Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - С.63 -72.
6. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] /А.Б. Добрович - М. : Академия, 2015. - 205 с.
7. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2014.
— 356с.
8. Коломинский, Я.Л. Лидер в коллективе [Текст] /Я.Л. Коломинский.
— М.: Владос, 2014. — 323с.
9. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические проблемы
взаимоотношений в малых группах и коллективах [Текст] /Я.Л.
Коломинский //Вопросы психологии.- 2012.-С. 6-18.
10. Коротаева, Е. Творческая педагогика для дошкольника [Текст] /Е. Коротаева. - М.: Академия, 2014. -187с.
11. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Е. Кравцова.-М.: Логос, 2013.-254с.
12. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст] /Л.Л. Лашкова //Дошкольное воспитание. - 2014 .-№3. - С.34-48.
13. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов [Текст] /Р.Е. Левина. - М.: Владос, 2012.-259с.
14. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи у детей /Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Апрель Пресс, 2013. -248с.
15. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР [Текст] /О.Л. Леханова //Практическая психология и логопедия. Дайжест. - 2014. - №5.- С. 23-27.
16. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Логос, 2014.-196с.
17. Люсова, Е.С. Особенности состояния коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Люсова.-Спб.: Питер, 2014.-196с.
18. Максимова, С. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] // Народное образование. - 2012. - №1. - С. 106¬
111.
19. Мудрость воспитания [Текст]: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим- Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: АСТ, 2012. - 293с.
20. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР [Текст] /Е.Р. Мустаева //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С.14-19.
21. Маллаев, Д.М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье[Текст] /Д.М.Маллаев, П.О.Омарова, З.З.Гасанова. - М: СМУР «Academa», 2014. - 144 с.
22. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст]: Пособие по
дошкольному воспитанию /В.А. Недоспасова. - Тольятти: Центр
медиаобразования, 2010.-246с.
23. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров /Р.С. Немов. — М.: Логос, 2012. — 445с.
24. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольников [Текст] /В. Г. Нечаева.- М.: Академия, 2014.-321с.
25. Общая психология [Текст] /Под ред. проф. А.В.Петровского.- М.: Эфра, 2012.-197с.
26. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый.-М.: Владос,
2012. -247с.
27. Практикум по общей психологии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов /А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. — М.: Логсо, 2014. — 345с.
28. Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога [Текст] /Е.С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2014. - 720 с.
29. Робер, М. А. Лидер и группа [Текст] /М. А. Робер, Ф. Тильман /Пер. с фр. Предисл. А.В. Толстых. — М.: АСТ, 2012. — 163с.
30. Сиденко, А. Игровой подход в обучении (Роль игры, феномен детской игры, роль игры в учебном процессе) [Текст] /А. Сиденко //Народное образование.-2013.-№8.-С.134-142.
31. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] /Л.Г. Соловьева // Дефектология. -
2013. - №1. - С.62-67.
32. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2014.- № 4. - С. 37-46.
33. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2013.-229с.
34. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР [Текст] /Н.В. Соколова //Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 55-63.
35. Социальная психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов /А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова; под ред. А.В.Петровского. — М.: Логос, 2014.-357с.
36. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст] /А.С. Спиваковская.- М.: ИНФРА-М, 2013.-247с.
37. Туманова, Т.В. Работа воспитателя в группе детей с ОНР [Текст] /Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева // Логопедия сегодня. - 2013. - № 3. - С. 63-74.
38. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] /О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2013.-283с.
39. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] /С.Н. Шаховская, под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: АСТ, 2014. - 240с.
40. Эльконин Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. -256с.