ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2. Совместная познавательно-исследовательская деятельность как
средство формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений
у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 39
2.3. Изучение динамики уровня сформированности коммуникативных
умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 62
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2. Совместная познавательно-исследовательская деятельность как
средство формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у
детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений
у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 39
2.3. Изучение динамики уровня сформированности коммуникативных
умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 62
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что коммуникативные умения затрагивают сферу социальных отношений и самым естественным образом имеют выход на личностные качества ребёнка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов.
Своеобразие коммуникативного умения, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их коммуникативных умений, отставанием в формировании системы социальных отношений.
В то же время актуальным в частности с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в работах З.А. Грачевой, которая рассматривала познавательно-исследовательскую деятельность в качестве главного условия развития коммуникативных умений и устранения недостатков коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Коммуникативные умения формируются в процессе проведения ребёнком поиска и исследования предмета, явления, события и базируется на коммуникативном развитии. А так как мы имеем дело с общим недоразвитием речи III уровня, с недоразвитием или нарушением всех компонентов родного языка, то следует иметь в виду, что совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи III уровня специфична и проявляется в приемлемой для логопатов форме, одновременно служит задаче развития коммуникативных умений.
Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе обоснования актуальности исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Противоречие помогло обозначить проблему исследования: какова роль совместной познавательно-исследовательской деятельности в формировании коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность влияния совместной познавательно-исследовательской деятельности на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательская деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности будет протекать эффективнее, если:
- определены этапы работы по формированию коммуникативных умений в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности;
- осуществлен подбор тем совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе выделенных критериев и уровней сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня провести исследование в старшей группе.
3. Разработать и апробировать условия организации совместной познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику уровня сформированное™ коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместная познавательно-исследовательская деятельность.
Методологической основой исследования явились:
- психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, B. А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.);
- общедидактические положения о формировании коммуникативных умений (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.);
- теория общения (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская и др.);
- психолого-педагогические подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, И.А. Петухова).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Экспериментальная база: экспериментальная работа осуществлялась на базе АНО ДО «Планета Детства» Лада» детский сад № 161 «Лесовичок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей старших групп, 20 - экспериментальная группа (далее ЭГ) и 20 детей - контрольная группа (далее КГ)
Новизна исследования заключается в том, что:
- охарактеризованы показатели, уровни сформированное коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- определены подходы к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и обобщении подходов к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности как к средству формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Своеобразие коммуникативного умения, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их коммуникативных умений, отставанием в формировании системы социальных отношений.
В то же время актуальным в частности с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в работах З.А. Грачевой, которая рассматривала познавательно-исследовательскую деятельность в качестве главного условия развития коммуникативных умений и устранения недостатков коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Коммуникативные умения формируются в процессе проведения ребёнком поиска и исследования предмета, явления, события и базируется на коммуникативном развитии. А так как мы имеем дело с общим недоразвитием речи III уровня, с недоразвитием или нарушением всех компонентов родного языка, то следует иметь в виду, что совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи III уровня специфична и проявляется в приемлемой для логопатов форме, одновременно служит задаче развития коммуникативных умений.
Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе обоснования актуальности исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
Противоречие помогло обозначить проблему исследования: какова роль совместной познавательно-исследовательской деятельности в формировании коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность влияния совместной познавательно-исследовательской деятельности на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательская деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности будет протекать эффективнее, если:
- определены этапы работы по формированию коммуникативных умений в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности;
- осуществлен подбор тем совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе выделенных критериев и уровней сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня провести исследование в старшей группе.
3. Разработать и апробировать условия организации совместной познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику уровня сформированное™ коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместная познавательно-исследовательская деятельность.
Методологической основой исследования явились:
- психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, B. А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.);
- общедидактические положения о формировании коммуникативных умений (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.);
- теория общения (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская и др.);
- психолого-педагогические подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, И.А. Петухова).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседа, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, опытно-экспериментальное исследование, анализ полученных результатов).
- педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Экспериментальная база: экспериментальная работа осуществлялась на базе АНО ДО «Планета Детства» Лада» детский сад № 161 «Лесовичок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей старших групп, 20 - экспериментальная группа (далее ЭГ) и 20 детей - контрольная группа (далее КГ)
Новизна исследования заключается в том, что:
- охарактеризованы показатели, уровни сформированное коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- определены подходы к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и обобщении подходов к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности как к средству формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной в настоящее время. Теоретические основы формирования коммуникативных умений рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что процесс коммуникативного взаимодействия детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня со взрослыми существенно отличается от нормы, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям.
С целью проверки гипотезы было проведено исследование по выявлению уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик. На констатирующем этапе были выделены критерии, показатели, уровни и методики исследования развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления диагностики коммуникативных умений, выбрали критерии оценки, разработанные А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой: коммуникативный критерий, который отражает уровень сформированности у детей эмоционального отклика на общение с ровесниками, доброжелательность в общении, непосредственность, искренность, умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания, 55
бесконфликтность и инициативность; перцептивный критерий, который отражает у детей организационные умения, такие как умение выступать организатором, лидером, инициатором общения, взаимодействия; умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; интерактивный критерий, который отражает уровень сформированности умения к самоорганизации общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой. Данный этап проводили в самостоятельной деятельности дошкольников после проведения совместной познавательно-исследовательской деятельности на основании проекта.
По трем уровням формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня можно проводить наблюдение за его прогрессивным течением.
Проведя констатирующий этап эксперимента, увидели, что большая часть всех дошкольников показали частично сформированные коммуникативные умения; у меньшего числа из них были выявлены сформированные коммуникативные умения; и довольно большой процент дошкольников имеют уровень несформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе исследования мы проводили работу по следующим направлениям:
- разработали этапы формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
-определили темы для совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализовали индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
После проведения формирующего этапа провели контрольный эксперимент, который продемонстрировал динамику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогом сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента установили, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня в экспериментальной группе после того, как провели формирующий этап изменился в сторону улучшения - 20% дошкольников перешли с уровня «не сформировано» на «частично сформировано», а количество детей, продемонстрировавших достаточный уровень увеличилось на 18%.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанного подхода к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной в настоящее время. Теоретические основы формирования коммуникативных умений рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. Именно совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что процесс коммуникативного взаимодействия детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня со взрослыми существенно отличается от нормы, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям.
С целью проверки гипотезы было проведено исследование по выявлению уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик. На констатирующем этапе были выделены критерии, показатели, уровни и методики исследования развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления диагностики коммуникативных умений, выбрали критерии оценки, разработанные А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой: коммуникативный критерий, который отражает уровень сформированности у детей эмоционального отклика на общение с ровесниками, доброжелательность в общении, непосредственность, искренность, умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания, 55
бесконфликтность и инициативность; перцептивный критерий, который отражает у детей организационные умения, такие как умение выступать организатором, лидером, инициатором общения, взаимодействия; умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; интерактивный критерий, который отражает уровень сформированности умения к самоорганизации общения, умение проводить беседу, собрание, умение увлечь за собой. Данный этап проводили в самостоятельной деятельности дошкольников после проведения совместной познавательно-исследовательской деятельности на основании проекта.
По трем уровням формирования коммуникативных умений в совместной познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня можно проводить наблюдение за его прогрессивным течением.
Проведя констатирующий этап эксперимента, увидели, что большая часть всех дошкольников показали частично сформированные коммуникативные умения; у меньшего числа из них были выявлены сформированные коммуникативные умения; и довольно большой процент дошкольников имеют уровень несформированности коммуникативных умений.
На формирующем этапе исследования мы проводили работу по следующим направлениям:
- разработали этапы формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
-определили темы для совместной познавательно-исследовательской деятельности с учетом характера общего недоразвития речи III уровня у детей 6-го года жизни;
- реализовали индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
После проведения формирующего этапа провели контрольный эксперимент, который продемонстрировал динамику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогом сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента установили, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня в экспериментальной группе после того, как провели формирующий этап изменился в сторону улучшения - 20% дошкольников перешли с уровня «не сформировано» на «частично сформировано», а количество детей, продемонстрировавших достаточный уровень увеличилось на 18%.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность использования совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанного подхода к организации совместной познавательно-исследовательской деятельности для формирования коммуникативных умений у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК - КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК - КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2020



