Введение 9
Глава 1. Организационно-правовые аспекты банковской деятельности в
Азербайджане 13
1.1 Структура и функции банковской системы Азербайджана 13
1.2. Особенности формирования банковских продуктов на рынке
услуг 19
1.3. Тенденции и динамика компаний страны участия во внешнеэкономической деятельности 29
Глава 2. Капитал Банк - лидер на рынке услуг передачи банковской информации 33
2.1 Организационная структура и система межбанковских
коммуникаций ОАО «Капитал Банк» 33
2.2 Оценка доходности услуг Капитал Банка по передаче банковской
информации 37
Глава 3. Риски банковской деятельности 45
3.1 Риски в международном бизнесе 45
3.2 Риски Связанные с системой передачи банковской информации 51
Глава 4. Корпоративная социальная ответственность ОАО «Капитал Банк» 60
4.1 Внутренняя социальная ответственность предприятия 63
4.2 Внешняя социальная ответственность предприятия 64
4.3 Стейкхолдеры ОАО «Капитал Банк» и программы КСО 65
Заключение 69
Список публикаций студента 72
Список использованных источников 74
Стабильный и эффективно функционирующий банковский сектор является важнейшим фактором роста национальной экономики. Банковская система Азербайджана уже прошла довольно сложный путь со времени своего становления и достигла значительных положительных результатов в своем развитии. Высокий потенциал роста делает банковский сектор привлекательным не только для отечественных, но и для иностранных игроков.
В условиях растущей глобализации и обострения конкуренции в азербайджанском банковском секторе ключевой становится задача обеспечения его максимально эффективного функционирования. При этом определяющим фактором служит повышение конкурентоспособности банковских учреждений страны, низкий уровень которого может, на наш взгляд, привести к фактической потере банковской системы. А это, в свою очередь, означает потерю рычагов влияния на финансовую систему государства, без чего регулирование экономики становится невозможным.
Среди факторов, влияющих на устойчивость банковской системы Азербайджана и делающих ее подверженной рискам, можем выделить следующие: состояние нормативно-правового обеспечения банковской деятельности, степень асимметричности информации в системе, а также рентабельность банков и уровень капитализации банковской системы и стабильность общих макроэкономических условий в стране.
Главными предпосылками эффективного функционирования банковской системы Азербайджана на сегодня является укрепление и улучшение ресурсной базы, поддержание сбалансированности темпов роста кредитного портфеля с темпами изменения капитализации, обеспечение экономических условий для повышения доли долгосрочного кредитования инвестиционной направленности в активах банков, уменьшение уязвимости банковской системы к внешним и внутренним факторам дестабилизации, обеспечения ее надежности, а, следовательно, повышение ее роли в процессах экономических преобразований.
Геополитическая обстановка на мировой арене способствовала быстрым темпам развития мировой экономики. Значительное развитие экономики также затронуло и банковскую сферу. В связи с глобализацией мировой экономики роль мировой торговли между странами начала составлять большую часть ВВП. В связи с увеличением международных финансовых операций появилась нужда в единой системе банковских операций. Результатом этого явилось создание единой системы межбанковской передачи финансовой информации. Система СВИФТ была создана в 1973 году, а с 1987 года к системе подключились и участники фондовой биржи.
Развитие системы СВИФТ облегчило обмен финансовой информации между членами банками. Следствием этого число банков-членов организации начало увеличиваться.
Изначально СВИФТ был создан с целью облегчения обмена финансовой информации между банковскими организациями, однако в дальнейшем банки начали рассматривать систему денежных переводов как дополнительный источник доходов. Осуществление денежных переводов позволяет банковским организациям зарабатывать дополнительный доход при переводе денежных средств, а также предоставляет возможность привлечения новых клиентов посредством оказания большего спектра услуг. Так, например, банки предлагают более низкие комиссионные ставки для тех клиентов, кто имеют депозитный счёт или являются постоянными пользователями различных услуг банка.
Исходя из сложившейся рыночной ситуации, выдвинута гипотеза о том, что услуги по передаче банковской информации являются комплементарным товаром для банковского бизнеса, который генерирует дополнительный поток клиентов и, соответственно, повышает доходность бизнеса, как банковского, так и компаний-клиентов.
Цель работы: показать на примере Банка Азербайджана, что услуги по передаче банковской информации являются комплементарным товаром для банковского бизнеса, который генерирует дополнительный поток клиентов и,соответственно, повышает доходность бизнеса, как банковского, так и компаний-клиентов.
Для достижения поставленной цели необходимо анализировать следующее:
2. составить базу данных систем передачи банковской информации и проанализировать нормативно-правовые основы деятельности систем;
7. сформировать перечень услуг, которые предлагает каждая из этих систем;
8. выяснить, какая система межбанковских коммуникаций применяется в Азербайджане;
9. проанализировать структуру затрат на осуществление перевода по применяемой в банках Азербайджана системе;
10.оценить риски, связанные с системой передачи банковской информации;
11. исследовать корпоративную социальную ответственность Капитал Банка.
Объектом исследования является управление банковской деятельностью на рынке услуг банковской информации.
Предметом исследования является услуги по передаче банковской информации в Капитал Банке республики Азербайджан.
Теоретическая значимость. Автор пришел к заключению, что на всех этапах истории управления банковским делом банковские услуги были комплементарным товаром. Вначале они появились для удовлетворения потребностей экономики, так как разделение труда и расстояния потребовали определенных финансовых связей. С развитием конкуренции потребность финансовых связей на расстоянии только усилилась, и банкам пришлось искать новые варианты удовлетворения потребностей экономики, в частности, предприятий - участников внешнеэкономической деятельности. Это вызвало необходимость, а развитие Интернета и его проникновение в банковский бизнес создало возможность управления новым видом банковской деятельности - передачи информации на расстоянии. Таким образом, появилась новая комплементарная услуга - международная передача банковской информации, а организационной структурой, которая позволила это реализовать, был СВИФТ. Новизна реализуемого в ВКР подхода состоит еще и в том, что СВИФТ - не только комплементарная услуга в банковском бизнесе, а и как организация, призванная передавать информацию на расстояние, является синергией двух функций: банковской (финансирование ВЭД), и почты (связь на расстоянии).
Практическая значимость работы в том, что на основании изучения различных систем денежных переводов на примере Капитал Банка, а также учитывая функциональные отличия Капитал Банка можно сделать вывод, что услуги по передаче банковской информации посредством системы СВИФТ и других платежных систем является дополнительным источником дохода банка. Широкий спектр услуг по обмену финансовой информации также позволяют банку привлекать новых клиентов.
При написании выпускной квалификационной работы использовалась специализированная литература в печатной и электронной форме; источники Интернет; официальные базы данных государственных органов статистики; информация Центрального Банка Азербайджана; информация, собранная лично автором во время прохождения практики в Капитал Банке республики Азербайджан.
Цель данной работы было изучение систем денежных переводов как дополнительный источник дохода для Банка, а также изучение рисков, связанных с пользованием данной системы.
На протяжении развития всей банковской индустрии самой главной целью банковских организаций было нахождение дополнительных источников дохода.
Развитие телекоммуникационных технологий создало новый вид дохода- денежные переводы. Анализ рынка на основе Капитал Банка показал, что дальнейшее углубление сервисов по денежному переводу позволяет банку зарабатывать доход, который в некоторых случаях не уступает прибыли от основной деятельности (а именно от прибылей за кредитование).
Однако прибыльность денежных переводов зависит от международных экономических отношений страны, где банк проводит свою деятельность. Азербайджан с каждым годом увеличивает товарооборот с экономическими партнерами и постоянно находится в поиске новых экономических союзников. Такая политика развития экономики также позитивно влияет на развитие банковского сектора (а именно увеличение объема денежных переводов).
Долгое время банковские организации имели монопольное право на рынке ввиду различных факторов, включая политических и экономических. Однако дальнейшее развитие банковской индустрии увеличило количество участников на рынке. В такой ситуации для поддержания конкурентоспособности очень важно для банков привлекать клиентов, предлагая новые услуги и поддерживать высокий уровень качества предлагаемых услуг.
Различные банковские услуги, предоставляемые Капитал Банком, являются доходными для Банка. Это было очевидно на основе анализа финансовой отчетности Капитал Банка. Среди предоставляемых услуг самой прибыльной является услуги по пластиковым карточкам. Второе место по доходности занимали услуги денежных переводов.
Наряду с системой СВИФТ, Капитал Банк пользуется еще другими системами денежных переводов как Лидер, Золотая Корона, Вестерн Юнион, Контакт, и Хазри. Система Хазри, в свою очередь, была разработана самим Капитал Банком. Анализ доходов и расходов, связанных с системами денежных переводов показал, что данная сфера услуг является прибыльной в Банковской сфере. Однако, более детальный анализ показал, что на протяжении 5 лет доходы от денежных переводов варьировали в промежутке 15-19 миллионов. За исключением 2015 года, кода снижение цен на нефть значительно подорвало банковский сектор, на протяжении промежутка 2011 - 2014 годов рост доходов от денежных переводов не был постоянным.
Несмотря на тот факт, что с развитием банковского сектора оборот доходов от перевода денежных средств не увеличился, данная сфера деятельности является важной для Капитал Банка. Предоставляя различный спектр услуг по денежным переводам, Капитал Банк не только зарабатывает на денежных переводах, но и рекомендует себя клиентам как банк с широким спектром услуг. Это позволяет Капитал Банку привлекать новых клиентов. В добавок, Капитал Банк по общем оборотом доходов от денежных переводов уступал лишь Международному Банку Азербайджана. Международный Банк Азербайджана, пользуясь тем, что является государственным банком, обслуживает все крупные государственные организации Азербайджана. Учитывая то, что самой крупной организацией на территории Азербайджана является Государственная Нефтяная Компания, не удивительно, что оборот доходов у Международного Банка был намного выше. Однако, Капитал Банку следует воспользоваться со скандальной ситуацией, которая сложилась вокруг Международного Банка, и постараться переманить крупных клиентов Международного Банка.
К примеру, после скандала с участием Международного Банка, количество кредитов, выданных государственный предприятиям Капитал Банком намного увеличилось. Учитывая такую тенденцию Капитал Банк в состоянии намного увеличить свою доходность не только от предоставления денежных услуг, но и от предоставления кредитов.
Учитывая все вышесказанное Капитал Банк имеет почву для дальнейшего расширения своей деятельности и утверждения себя как Банка лидер на территории Азербайджана.
1. Афонасова М.А. Предпосылки преодоления инерции регионального экономического развития в условиях санкционной политики и ресурсных ограничений // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 1-2. С. 47-57
2. Банковская система Азербайджана [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.azerbaij ans .com/content_73 8_ru.html
3. Годовой отчет СВИФТ [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/gg/Downloads/swift_annual_review_2015.pdf
4. Господарчук Г.Г., Аникин А.В. Оценка уровня стабильности российской банковской системы // Деньги и кредит. 2014. № 5. С. 24-30.
5. Ещё один успешный проект КСО от азербайджанского "Kapital Bank"
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.trend.az/business/economy/2311936.html
6. Закон о банках Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://www.cbar.az/assets/3545/Banklar_haqq%C4%B 1 nda- SON_v1__2_.pdf
7. Закон АР ЦБ, глава 11:Капитал ЦБ. Указ Центрального Банка от 2014 г.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
www.cbr.ru/SngLav/GetDocument.aspx?DocumentID= 190
8. Индекс информационной прозрачности банков Азербайджана самый низкий в СНГ [Электронный ресурс]// Panorama.am. Режим доступа: http: //www.panorama.am/ru/region/2010/ 10/26/standart-poors
9. Качество активов банков в 2016 году: крупные проблемы с крупными заемщиками [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nacfin.ru/kachestvo-aktivov-bankov-v-2016-godu-krupnye-problemy- s-krupnymi-zaemshhikami/
10. Капитал Банк и Азербайджанский государственный экономический университет подписали меморандум о сотрудничестве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ann.az/ru/kapital-bank-i-azerbaydzhanskiy- gosudarstvennyy-ekonomicheskiy-universitet-podpisali-memorandum-o- sotrudnichestve/
11. Kapital Bank озеленяет Азербайджан [Электронный ресурс] Режим доступа: http://haqqin.az/news/57923
12. Кокин А.С., Квашнин С.С. Положение России в контексте скрытых финансовых методов глобального управления // Финансы и кредит.
2013. № 4. С. 9-15.
13. Мамедов З. Банковская система Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //litceyvib.ru/iskouo/part-2 .html
14. Мамедов З. Банковская система Азербайджана: современное состояние, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] Режим доступа: mbka.ru/price/mamedov.doc
15. Международные экономические связи Азербайджана [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://unec.edu.az/application/uploads/2015/07/Mezhdunarodny-e-e- konomicheskie-svyazi-azerbajdzhana.pdf
16. Международные экономические отношения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.azerbaijans.com/content_730_ru.html
17. Николюкин С.В. Купля-продажа товаров во внешнеторговом обороте
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kommentarii.org/kuply_prodaj_vnesnetorg/page23 .html
18. О банках и банковской деятельности. ФЗ № 395-1 от 2 Декабря 1990 г.
// Консультант плюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 06.06.16)
19. О банках и банковской деятельности. Закон Республики Азербайджан от 7 Августа 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://policy.mofcom.gov.cn/english/flaw!fetch.action?id=5e9e0d2c-84dd- 490c-8e0c-7fbf8bd8c86a
20. Об НСПК [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.nspk.ru/about/
21. Организация международного бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //бизнесвидение.рф/
22. Официальный сайт. Годовой отчет СВИФТ [Электронный ресурс] file:///C:/Users/gg/Downloads/swift_annml_review_2015.pdf
23. Официальный сайт. Система международных срочных денежных переводов «ХАЗРИ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kapitalbank.az/ru/individual-banking/money-transfers/xazri/
24. Официальный сайт. Общая информация банке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kapitalbank.az/ru/about-bank/
25. Подробнее о влиянии санкционной политики на региональное экономическое развитие см.: [Афонасова, 2015].
26. Политический риск [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.grandars .ru/student/fin-m/politicheskiy-risk. html
27. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://knigi.news/finansovoe/pravovoe- polojenie-tsentralnogo-banka-29313.html (дата обращения: 10.004.16)
28. Преимущества и недостатки системы SWIFT [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://economy-ru.com/vneshneekonomicheskaya-
deyatelnost/preimuschestva-nedostatki-seti-21176.html
29. РИА Рейтинг: ТОП-200 банков СНГ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_bank_TOP200_2015.pdf
30. Риски банковской деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.provsebanki.ru/text/196
31. Система переводов СВИФТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bankirsha.com/cistema-perevodov-svift-swift-perevod-deneg- mezhdu-bankami.html
32. Система SWIFT остается в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/23/swift.html
33. Стандарты и форматы SWIFT [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //merichenkoinvestmentsgroup .com/swift/standarty/
34. США и ЕС отвергли возможность отключения России от SWIFT
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/
news/2015/03/20/swift/
35. Устав SWIFT [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.somebanks.ru/soans-92-3.html
36. Форматы и правила использования. SWIFT-RUR. Утверждено Комите
том Российской Национальной Ассоциации SWIFT 18 февраля 2014 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.rosswift.ru/doc/2014021815_SWIFT_RUR_rus.pdf
37. Янкина И.А., Долгова Е.Е. Применение усовершенствованной модели управления операционным риском // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 11. С. 2-9.
38. 27,2 млн. сообщений в день на общую сумму более 5 трлн долларов
США [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.kisc. kz/swift/index.html
39. Annual Review 2011 [Электронный ресурс]// SWIFT. URL:
http://www.swift.com/assets/swift_com/ docu-
ments/about_swift/Annual_Review_2011 .pdf
40. SWIFT переводят на русский [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. gazeta.ru/business/2014/09/04/6203057. html
41. With a focus on five mutually reinforcing strategic initiatives Brussels, 27 May 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.swift.com/insights/press-releases/swift-launches-customer- security-programme-to-reinforce-the-security-of-the-global-banking-system