Введение 4
1. Теоретические аспекты изучения механизма финансирования образования б
1.1. Финансирования современной сферы образования 6
1.2. Модели финансирования образования 12
1.3. Особенности финансирования дошкольного образовательного
учреждения 19
2. Механизм финансирования деятельности МБДОУ «Детский сад №55
комбинированного вида «Чудесница» 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ смет бюджетной организации МБДОУ «Детский сад №55
комбинированного вида «Чудесница» 32
2.3. Анализ отчетных данных бюджетной организации МБДОУ
«Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница» 45
3. Меры по совершенствованию финансирования МБДОУ «Детский сад №55
комбинированного вида «Чудесница» 53
3.1. Рекомендации по совершенствованию финансирования МБДОУ
«Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница» 53
3.2. Расчет показателя экономического эффекта 57
Заключение 61
Список используемых источников 65
Приложение А Порядок разработки и утверждения ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств 69
Приложение Б Нормативные затраты 70
Приложение В Отзыв заказчика о выпускной квалифицированной работе 74
Актуальность исследования. Современные процессы реформирования образовательной системы в России непосредственно влияют на систему ее финансирования. Именно данный аспект определяют актуальность и необходимость изучать финансирование сферы образования, учитывая методологические базы и основные принципы финансового обеспечения современного образования.
Как и в большинстве, странах мира государство является основным источником финансирования образования, являясь гарантированным помощником в этой области. В основном это связано с тем, что вкладывание ресурсов и финансового обеспечения в область образования, через время получит отдачу в виде квалифицированных образованных и подготовленных профессионально студентов, а впоследствии и специалистов различных компаний. Расходы, выделяемые на образование, показывают степень озабоченности государства в получении достойного образования своим гражданам. Социальное развитие, также влияет на престиж страны среди остальных государств. Достойный вклад в образовательную деятельность, несомненно, улучшает экономическую составляющую страны, но и помогает расширить кругозор людей, дает возможность им самореализоваться, вести здоровый образ жизни.
Однако государство не может взять на себя всю область обязательств по финансированию направленное на обеспечение эффективного развития образования. Поэтому на сегодняшний день есть различные формы финансирования не требующий вклада из бюджета государства.
Предмет исследования: механизм финансирования.
Объект - МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница» г. Воркуты.
Цель исследования: разработка рекомендаций для дополнительного финансирования бюджетного учреждения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности финансирования современной сферы образования.
2. Рассмотреть модели финансирования образования.
3. Рассмотреть особенности финансирования дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести анализ механизма финансирования деятельности МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница».
5. Разработать мероприятия по совершенствованию финансирования МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница».
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснованы актуальность, цель, предмет, объект и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования механизма финансирования образовательных бюджетных учреждений. Вторая глава посвящена анализу механизма финансирования деятельности МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница». В третьей главе представлены мероприятия по совершенствованию финансирования МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница», путем внедрения нового источника получения дохода за счет предоставления платной образовательной услуги.
В век научного, медицинского, технического прогресса образование тоже не стоит на месте в каждой стране мира. Сфере образования уделяется особое внимание, ведь за счет него взращивается новое поколение, которое и будет достигать дальнейших высот в различных областях. Образование нацелено на формирование рынка труда и профессионализм выпускников вузов. Оценка работодателя будет складываться на основании полученных знаний, а значит и конкурентоспособность работников возрастет на место в престижных компаниях не только в России, но и зарубежных странах. Стоить отметить, что сфера образования определяет не только рост объема производства, а также формирует инновационный потенциал, акцентируется на улучшение жизни граждан, способствует росту производительности труда и тем самым создает появление новых рабочих мест.
В данной работе оценены возникшие проблемы финансирования учреждений сферы дошкольного образования.
Денежные средства учреждений в области дошкольного образования складываются за счет:
• бюджетных ассигнований и иных поступлений от учредителя;
• платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами
• иной приносящей доход деятельности;
• добровольных пожертвований, субсидий, средств, приобретенные по завещанию;
• кредитов банков и других кредитных учреждений;
• иные доходов и поступлений в согласовании с законодательством Российской Федерации.
Бюджетные учреждения в сфере дошкольного образования самостоятельно ведут финансово-хозяйственную деятельность, еще имеют автономный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки с собственным названием.
Главным источником финансирования бюджетных учреждений в области дошкольного образования являются бюджетные средства. Однако основную часть бремени расходов учреждение принимает на себя, за счет предоставления платных услуг и родительской платы за присмотр и уход за ребенком, так как бюджетный кодекс РФ предусматривает довольно узкий набор форм финансирования дошкольного образования из городского бюджета. Согласно действующему законодательству величина родительской платы не должна превышать двадцати процентов от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей - десяти процентов. Кроме того, для категорий многодетных семей, а также детей инвалидов, опекаемых или ОВЗ, есть ряд компенсаций родительской платы, или отсутствие таковой.
При сравнивании местного и регионального бюджета, можно сказать, что основную роль финансирования возлагается на местные органы власти, так как региональный бюджет направлен только на массовую закупку технических средств и оплаты заработной платы педагогического персонала. Невозможно утверждать, что денежные средства совершенно не выделяются на обеспечение дошкольных учреждений, и это так. Учреждение потребляет многочисленные ресурсы для поддержания автономного существования и на содержание детского сада, несомненно, выделяется не один миллион рублей, но, однако этого все равно не хватает и по итогу, практически каждого года, собирается кредиторская задолженность.
Сметные показатели по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» с последующим годом становится минимальным, так за анализируемый период на данную статью в 2017 было выделено всего 652693,5руб., в 2018 - 173735,4 руб., а в 2019 - 31383,0 руб.
Основой достаточного доведения средств для бюджета учреждения, является правильное составление сметных показателей на будущий год. Планирование бюджета должно подкрепляться расчетами обоснованиями по итогам прошлого года с учетом индексации на текущий год. Исходя из правильности составления сметы и разброса запланированных финансовых и экономических характеристик по разным статьям затрат, будет залогом правильной работы экономиста и нормального существования учреждения.
Рассмотрев отчетные данные по экономическому финансированию МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница» за 2017-2019 гг. можно заметить, что затраты учреждения, осуществленные за счет бюджетных средств, за период с 2017 по 2019 годы выросли на 608775 руб.
В течение анализируемого периода наблюдается устойчивый рост затрат, нацеленных на приобретение услуг. В 2017 году объём данных затрат составил 1573118,65 руб., 2018 году - 1875163,10 руб., в 2019
году - 2560782,87 руб. Наибольший удельный вес в структуре расходов учреждения, отражаемых по статье 220 «Приобретение услуг» занимают расходы на оплату коммунальных услуг (в 2017 году - 4,33%, в 2018 году - 5,77%, в 2019 году - 6,36%.
Ключевая проблема МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница» это несоответствие уровня финансирования даже с минимальными потребностями учреждения. Недостаток финансирования сказывается негативно не только на достойное существование учреждения, но и на работниках детского сада. А это значит, что отток квалифицированных сотрудников является главной причиной обратить внимание на недостаточность денежных средств для поддержания образовательной деятельности. Имеются и иные результаты недостающего финансирования в МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного типа «Чудесница»: износ оборудования, проблема с обслуживающим персоналом, учебное заведение требует капитального ремонта.
Таким образом, в рамках данной работы, предлагается рассмотреть такую дополнительную платную услугу, как подготовка старших дошкольников к поступлению в школу. Затраты на разработку и внедрение новой услуги составляет 70247,40 рублей. Основные расходы на реализацию новой платной образовательной услуги приходятся на оплату педагогов и накладные расходы (приобретение методических пособий и т. д.). На внедрение и реализацию дополнительной платной услуги потребуется 70247,40 руб., общие эксплуатационные затраты составят 112263,29 руб., экономический эффект составит 101726,18 руб., расчет коэффициента экономической эффективности показал 1,4, а срок окупаемости предложенных мероприятий составит 0,7 года. А это говорит о том, что данная образовательная услуга будет, не только принята потребителями данной услуги, но и поможет учреждению в получении дополнительных средств. Так же это благоприятно сказывается на прибавке к заработной плате педагогическому персоналу, что будет, несомненно, ценно для учреждения в целом. Особое внимание родителей направлено на выбор учреждения, в котором будет достаточное количество дополнительных образовательных услуг, направление которых будет нацелено на повышение развития ребенка и главное подготовки его к школе.
1. Бабун Р. В. Организация муниципального управления / Р.В. Бабун. - СПб.: Питер, 2017 г. - 336 с.
2. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2017 г. - № 9. - 691-695 с.
3. Воробъева Е.В. Заработная плата в 2019 году. (22-е изд. перепаб. и доп.) АйсиГрупп 2019 г.- 122 с.
4. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2018 г. - 416 с.
5. Горушкина С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. - М.: Феникс, 2018 г. - 304 с.
6. Грицюк Т. В. Бюджетная система Российской Федерации / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин. - М.: Финансы и статистика, 2018 г. - 560 с.
7. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017 г. - 672 с.
8. Деребизова С.А., Сидорова Ю.И. Стандартизация контрольной деятельности в Федеральном казначействе // Финансы. - 2017 г. - № 5. - 28-31 с.
9. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система
Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018 г. - 232 с.
10. Кобилев А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - М.: Феникс, 2018 г. - 496 с.
11. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2018 г. - № 8. - 15-18 с.
Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017 г. - 352 с.
13. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2018 г. - 553 с.
14. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления / Р.Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2017 г. - 688 с.
15. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2018 г. - 556 с.
16. Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2018 г. - 480 с.
17. Парахина В. Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2018 г. - 496 с.
18. Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (с изменениями и дополнениями)
19. Приказ Минфина РФ от 25 мая 1999 N 38н (ред. от 18.11.2002) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
20. Рагулина Ю. В. Экономика муниципальных образований. Учебник / Ю.В. Рагулина, Т.В. Бутова, А.В. Боговиз. - М.: КноРус, 2018 г. - 230 с.
21. Разрешительная система в Российской Федерации: науч. - практич. пособие (отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). - "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Акимов Л.Ю. [и др.]: ИНФРА-М", 2015 г. - 12 с.
22. Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений // Образование. - 2017 г. - № 4.
23. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие / О.М. Рой. - М.: Питер, 2017 г. - 701 с.
24. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018 г. - № 3. - 15-20 с.
25. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2018 г. - 448 с.
26. Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы (5-е изд., перераб. и доп.) - ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2017 г. - 37 с.
27. Система государственного управления. Учебное пособие / Н.Г. Можаева и др. - М.: Гардарики, 2017 г. - 256 с.
28. Становихина А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы // Молодой ученый. - 2017 г. - №37. - 66-67 с.
29. Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2018 г. - № 1. - 71-78 с.
30. Тапсиев И.С., Бабушкина С.А. Отдельные аспекты учета органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств // Финансы. - 2018 г. - № 8. - 18-22 с.
31. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция) Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
32. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2018 г. - 496 с.
33. Цирихова А.Х. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2018 г. - № 12. - 80-84 с.
34. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017 г. - 352 с.
35. Щербак Евгений Николаевич // Право и государство: теория и практика. - 2011 г. - N 10. - 103-108 с.
36. Шкатулла В. И. Образовательное право России : Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Юстицинформ, 2015 г. - 48 с.
37. Шредер Н.Г. Радачинский В.И. Производство. Бухгалтерский учет и налогообложение. Изд.: Юстицинформ. 205 г. - 15 с.
38. Яновский В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017 г. - 304 с.