Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовая характеристика образовательных отношений и отношений в сфере образования 9
1.1 Признаки и правовая сущность образовательных отношений и отношений с сфере образования 9
1.2 Правовой статус участников образовательных отношений и отношений в сфере образования 17
1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие общие вопросы организации деятельности учреждений образования 23
1.4 Особенности правового регулирования образовательных отношений международном образовательном праве 27
Глава 2 Особенности правового регулирования образовательных отношений сфере профессионального образования и профессионального обучения 32
2.1 Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования и профессионального обучения. Проблемы стандартизации в сфере профессионального образования и профессионального обучения 32
2.2 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам высшего и среднего профессионального образования 38
2.3 Особенности оценки качества образовательных услуг по программам высшего и среднего профессионального образования 48
2.4 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам профессионального переобучения и повышения квалификации 57
Глава 3 Особенности правового регулирования образовательных отношений сфере дополнительного образования 65
3.1 Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. Проблемы стандартизации дополнительного образования детей 65
3.2 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 68
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 76
Образование - одно из важных социальных прав человека. Для любого общества современности образование собственных граждан основа благосостояния государства. И в новом столетии вопросы организации образовательной деятельности встают также остро, как и в предыдущие периоды. Меняющееся общество, экономика, право ставят перед людьми сложные задачи, которые подчас сложно разрешить в рамках той системы знаний, что преподавалась в прошлом столетии. Поэтому неудивительна ситуация, сложившаяся и развивающаяся в наши дни - перманентная реформа образования. Многие возмущаются затянувшейся реформой, кто-то недоумевает и не понимает ее необходимости и только те, кто является ее движущей силой понимают ее вынужденность и обязательность.
Нормы Конституции РФ выступают гарантией права на образование для всех жителей страны независимо от гражданства и иных особенностей правового статуса. Закрепленные в Конституции уровни образования получили более подробную регламентацию в законах об образовании. Пункт 5 статьи 43 Конституции устанавливает право Российской Федерации вырабатывать федеральные государственные образовательные стандарты и иными способами управлять образовательным процессом [24]. Статья 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон РФ Об образовании) определяет образование как приоритетное направление государственной политики в Российской Федерации [69]. Определение стратегии развития государства и общества в перспективе формулирует задачи, решаемые образовательными учреждениями сейчас.
Ориентация на соблюдение индивидуальных нужд обучающихся, выполнение социальной функции по инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья, возможность разработки вариативных программ обучения в последние годы становятся основными направлениями развития образования. Но при этом обеспечение всех вышеперечисленных возможностей требует не только жесткого контроля со стороны государства и уполномоченным им органов над деятельностью образовательных учреждений, но и возможности выбора путей самосовершенствования для жителей страны.
Современные условия жизни приводят к тому, что образовательные программы высшего профессионального образования требуют большой продолжительности обучения в процессе освоения, а это неизбежно приводит к тому, что часть полученных навыков и компетенций утрачивает актуальность и требуется постоянная профессиональная переподготовка. Рынок дополнительных образовательных услуг в настоящее время необычайно оживился и образовательные услуги очень востребованы потребителем.
Но образование как предмет гражданско-правовых договоров не так давно стали изучаться теорией гражданского права, и целостная непротиворечивая картина нормативно-правового регулирования еще не сформировалась в полной мере.
Актуальность рассматриваемой темы определяется общей актуальностью проблем гражданско-правового регулирования образовательной деятельности, их большой вариативностью и необходимостью создания действенных механизмов защиты образовательных прав граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания образовательных услуг в сфере профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
Предмет исследования составили нормы российского гражданского и образовательного права, регламентирующие вопросы оказания образовательных услуг в сфере профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
Цель работы - проанализировать состояние гражданско -правового регулирования образовательной деятельности сфере дополнительного и профессионального образования, выявить существующие проблемы и определить пути его совершенствования.
Гипотеза исследования состоит в том, что образовательные отношения в сфере дополнительного образования детей и профессионального образования в последние десятилетия все сильнее выходят за рамки конституционного и административного правового регулирования и подчиняются регулированию со стороны норм гражданского права.
Задачи исследования:
• определить признаки и правовую сущность образовательных отношений и отношений в сфере образования;
• описать правовой статус участников образовательных отношений;
• проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие общие вопросы организации деятельности учреждений дополнительного образования;
• изучить особенности правового регулирования образовательных отношений международном образовательном праве;
• проанализировать проблемы стандартизации в сфере профессионального образования и профессионального обучения;
• определить порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам высшего и среднего профессионального образования;
• проанализировать особенности оценки качества образовательных услуг по программам высшего и среднего профессионального образования;
• изучить порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам профессионального переобучения и повышения квалификации;
• изучить особенности нормативно-правового обеспечения дополнительного образования детей;
• описать порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы российских авторов, посвященные анализу различных аспектов реализации образовательного процесса: общих проблем нормативного обеспечения образовательного процесса [62], [63], [71], проблем профессионального образования [6], [22], [61] и дополнительного образования детей [17]. Также для освещения отдельных проблем современной системы образования автор опирался на исследования посвященные оценке качества образования [65], [70], [74].
Базовыми для настоящего исследования являлись также нормативные акты, определяющие правовой режим органов, осуществляющих образовательную деятельность и регулирующие процесс дополнительного образования. Основу нормативного регулирования правоотношений в сфере образования составляют международные договоры, Конституция РФ [24] и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6 9].
Общим для различных отношений в сфере профессионального и дополнительного образования являются нормы договорного права, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ [12], [13]. Общие положения договорного права применительно к договорам об оказании образовательных услуг также были дополнены нормами Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» [40] и Приказа Минобрнауки России «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» [54].
Нормативные акты, определяющие порядок проведения аккредитации и лицензирования образовательное деятельности образовательных учреждений призваны гарантировать одинаково высокое качество оказываемых потребителю образовательных услуг и обеспечивают единство образовательного пространства в стране при существующей вариативности образования. Основу для процедуры лицензирования заложил Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [67], и позже общие положения этого закона были конкретизированы в Постановлении Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [42] и Постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» [41]. В настоящее время действуют не первоначальные Постановления Правительства РФ в этой сфере, в 2020 г. прежнее Постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» было серьезно переработано и фактически было принято новое постановление. Также с 01 марта 2022 г. в силу вступили изменения в Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», существенно изменяющие цели, содержание и процедуру государственной аккредитации образовательной деятельности. Вместо подтверждения соответствия содержания и качества образования требования федеральных государственных образовательных стандартов государственная аккредитация нацелена подтверждение соответствия и качества образования установленным аккредитационным показателям [69]. Дополнительно введено понятие аккредитационного мониторинга.
Методология исследования представлена совокупностью общенаучных (в частности, методы анализа, синтеза, дедукции, индукции,) и частно -научных (в том числе сравнительного, сравнительно-правового, конкретно-исторического, формально-юридического методов, а также метода правового моделирования) приемов и способов.
Научная новизна исследования заключается в:
• выявлении признаков и правовой сущности образовательных отношений и отношений в сфере образования,
• выполненном анализе правового статуса участников образовательных отношений,
• выполненном анализе нормативно-правовых документов, регулирующих общие вопросы организации деятельности учреждений дополнительного образования;
• выявленных особенностях правового регулирования образовательных отношений международном образовательном праве,
• анализе проблемы стандартизации в сфере профессионального образования и профессионального обучения,
• анализе особенностей оценки качества образовательных услуг по программам высшего и среднего профессионального образования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельном выполнении всех этапов работы.
Апробация результатов работы проведена в форме публикации результатов исследования в рецензируемом периодическом издании «Академическая публицистика» [73].
На защиту выносятся следующие положения.
Установление равноправия в образовательных правоотношениях привело к изменению правовой природы образовательных отношений. Из предмета регулирования административного права и права социального обеспечения значительная часть образовательных отношений становится предметом регулирования договорного права.
Договоры об оказании образовательных услуг помимо реализации типовых условий все чаще вносят новые элементы, которые не урегулированы до конца существующей нормативной базой.
Закон РФ об образовании ввел в число субъектов, осуществляющих образовательную деятельность индивидуальных предпринимателей. Лицензирование их деятельности - процесс, имеющий еще больше пробелов нежели все вышеописанное. Отношения между индивидуальным предпринимателем и лицами, обратившимися к нему за образовательной услугой, переходят из области образовательного права и административно - правового регулирования в область гражданско-правовых отношений.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и используемых источников из 79 наименований. Основной текст работы изложен на 87 страницах.
Резюмируя сказанное выше, можно констатировать, что образование не просто является одной из важнейших общественных ценностей, но и выступает объектом государственного интереса. Признавая значимость образования в современном обществе государство предпринимает все возможные усилия для установаления требований, минимальных стандартов и гарантий образовательных прав, позволяющих избежать злоупотреблений в сфере образования. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
С другой стороны, общество начинает предъявлять к образованию собственные требования, все сильнее вовлекая образование в систему гражданско-правовых, экономических отношений. Подобная двойственность отношения к образованию (как к конституционному праву и объекту договорных отношений) порождает в современном российском праве ряд коллизий, связанных с нормативным регулированием реализации образовательных программ. Особенно много коллизий возникает в сфере дополнительного образования, ввиду того, что они не регламентируются в форме государственных стандартов образования.
Основываясь на изложенном выше, необходимо констатировать, что установление равноправия в образовательных правоотношениях привело к изменению правовой природы образовательных отношений. Из предмета регулирования административного права и права социального обеспечения значительная часть образовательных отношений становится предметом регулирования договорного права. Участие в определении порядка осуществления образовательной деятельности со стороны обучающихся и их законных представителей существенно меняет структуру источников правового регулирования образовательных отношений, не только усложняя ее, но и делая систему образования многовариантной и расширяя сферу дополнительного образования.
Как указывалось ранее, привлечение в качестве полноправных участников процесса нормообразования обучающихся и их законных представителей, усложняет сложившуюся систему источников образовательного права не только большим числом локальных актов, которые разрабатываются всеми образовательными организациями в обязательном порядке, но и еще большим числом правоприменительных источников. Договоры об оказании образовательных услуг помимо реализации типовых условий все чаще вносят новые элементы, которые не урегулированы до конца существующей нормативной базой. Так, например, переход на дистанционное обучение в период пандемии потребовал формирования нового массива правоприменительных актов, ставших основой нового правового института. Так, например, правовое обеспечение дистанционного обучения требует заключения лицензионных соглашений по разработке, использованию и технической поддержке различных программных оболочек, позволяющих обеспечить эту форму обучения, заключения договоров об обработке персональных данных с потребителями образовательных услуг и общего договора о содержании реализуемых через дистанционную форму образовательных услуг.
Остро стоит проблема регулирования качества дополнительного образования. Да, для традиционных, реализуемых уже несколько десятилетий образовательных программ (музыкального или художественного образования) существуют четко определенное понимание результатов и содержания образования, сложившееся за годы воспитания молодых музыкантов и художников. Но все остальные новые программы разрабатываются на основании Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», которое юридически утратило силу, а фактически еще применяется как ориентир. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 года N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» содержит рамочные требования к организации процесса получения дополнительного образования [46]. А как проверить эффективность, нужность и правильность таких новомодных программ дополнительного образования как «Ментальная математика» или «Основы модного блогинга» не ясно.
Закон РФ об образовании ввел в число субъектов, осуществляющих образовательную деятельность индивидуальных предпринимателей. Лицензирование их деятельности - процесс, имеющий еще больше пробелов нежели все вышеописанное. В случае, когда индивидуальный предприниматель оказывает услуги по обучению только одной дисциплине (репетитор английского языка) встаёт вопрос о том, должны ли к нему предъявляться все требования стандарта общего среднего образования, предъявляемые к педагогическим работникам образовательной организации. Административным правом не урегулирован вопрос оценки деятельности такого индивидуального предпринимателя в случае, если он оказывает образовательные услуги по разработанной им программе дополнительного образования, основанной на элементах программы высшего образования. В этой ситуации отношения между индивидуальным предпринимателем и лицами, обратившимися к нему за образовательной услугой, переходят из области образовательного права и административно-правового регулирования в область гражданско-правовых отношений. Органы исполнительной власти, на которые возложена обязанность осуществления контроля в сфере образования из этих правоотношений исключены в принципе и повлиять на них не в состоянии.
1. Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Роль оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в совершенствовании правового регулирования образовательной деятельности//Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 6 (98). С. 34-38.
2. Барабанова С.В. Актуальные вопросы правового обеспечения образовательной деятельности: теория и практика подзаконного регулирования//Ежегодник российского образовательного законодательства. 2015. Т. 10. С. 4-24.
3. Батяев А.А., Наумова Р.Л. Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // СПС Гарант Эл.ресурс. URL: г.) http://ivo.garant.ru (дата обращения 01.02.2022).
4. Бодров А.А., Гробер Е.М. Особенности и основные принципы нормативно-правового регулирования деятельности образовательной организации высшего образования//Вестник Международного института рынка. 2016. № 2. С. 43-51.
5. Борисова Н.Р., Гарифянов Е.И. Методологические подходы к совершенствованию и обеспечению эффективности гражданско -правового регулирования образовательных отношений // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 129-133.
6. Борисова М.П. Правовое регулирование защиты прав потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Борисова Марина Петровна ; Российский государственный гуманитарный университет. - Орел, 2017. - 212 с.
7. Василенко А.А. Гражданско-правовые и трудовые правоотношения в механизме образовательных отношений // Право и образование. 2015. № 5. С. 4-15.
8. Верстов В.В., Верстова М.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования //Общество и право. 2013. № 4 (46). С. 42-45.
9. Власов А.А., Левушкин А.Н. Методологические проблемы гражданско-правового регулирования отношений по возмездному оказанию образовательных услуг в сфере высшего образования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 4 (47). С. 83-91.
10. Волегова Ю.С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе//Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 735-739.
11. Володина Ю.А. Законодательство в сфере образования как источник правового регулирования образовательной деятельности в организациях высшего образования//В сборнике: Развитие российской системы государственного управления: реалии современности, тенденции, перспективы Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции. Составитель И.В. Мишуткина. 2017. С. 47-49.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
14. Дедовец Г.И. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России//В сборнике: Образование: традиции и инновации материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 5759.
15. Додевич А.В. Государственная аккредитация образовательной деятельности//Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 26-2. С. 135-140.
...