Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ РИНОЛАЛИЕЙ

Работа №111766

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией 11
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
с открытой органической ринолалией 11
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции
звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией 37
2.1 Выявление уровня развития звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с открытой органической ринолалией 37
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией 61
2.3 Динамика развития звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с открытой органической ринолалией 81
Выводы по второй главе 91
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Приложение 102


Актуальность темы исследования. Врождённые расщелины губы и нёба являются одними из самых распространенных пороков развития, занимая 3-4 место в структуре врождённых патологий человека. По статистическим данным имеется тенденция к увеличению данного показателя, вследствие повышения воздействия токсических веществ на организм в результате развития промышленной и химической индустрии. Известно, что расщелины губы и нёба провоцируют тяжёлое речевое нарушение - ринолалию, которое представляет собой нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии расщелина губы и нёбного свода является фактором, который влечёт за собой ряд других патологических изменений и функций артикуляционного аппарата, которые усугубляют речевой дефект. Из этого можно сделать вывод, что проблема реабилитации детей с данным видом нарушения является одной из наиболее актуальных в современном мире.
Открытая ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами губы и нёба, является предметом изучения для логопедии, психологии и целого ряда медицинских наук. Данная патология приводит к отсутствию изоляции ротовой и носовой полостей, что влечет за собой появление функциональных нарушений, осложняющих психофизическое развитие ребёнка с рождения. Коррекционная работа предполагает системное, последовательное и комплексное воздействие таких специалистов, как хирургов, ортодонтов, логопедов и педагогов-психологов.
Оперативное вмешательство лишь создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования правильного звукопроизношения. После уранопластики у детей остается патологическая поза языка в ротовой полости, нарушение деятельности мышц мягкого нёба, наблюдается отсутствие костоабдоминального дыхания, что ведёт к расстройству тембра голоса, его просодических характеристик и специфическому нарушению звукопроизношения. В комплексном лечении проводятся ортодонтические и ортопедические мероприятия, которые направлены не только на устранение тяжелых деформаций зубочелюстной области, но и на нормализацию нарушенных функций. Это обеспечивает важность оперативного вмешательства в ранние сроки. Таким образом, поиск наиболее оптимальных методов ортодонтического и ортопедического вмешательства носит актуальный характер.
Логопедическая и психолого-педагогическая работа с детьми с врождёнными расщелинами губы и нёба основана на необходимости понимания специфических черт и проблем данной патологии, что обуславливает социальную направленность изучения данной проблемы. В современном мире человек, имеющий врождённую патологию челюстно-лицевой области, должен рассматриваться не только как объект медицинского воздействия и социально-педагогической помощи, но и как активный субъект социума, создающий условия для самореализации.
Опираясь на принципы логопедического воздействия при открытой органической ринолалии, которые были выделены А.Г. Ипполитовой, проводится логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей с данным речевым нарушением. Результаты диагностики позволяют выстроить этапы коррекционной работы и определить ее содержание с помощью практических, наглядных и словесных методов. Изучением методов обследования и коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией, обусловленной врождёнными расщелинами губы и нёба занимались Ф.Л. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, АГ. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, А.С. Балакирева, С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова, Е.В. Лаврова.
Так Ф.Л. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, Л.И. Вансовская, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, А.С. Балакирева, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина занимались изучением вопросов симптоматики, механизмов и структуры дефекта при открытой ринолалии, также ими были разработаны методологические подходы и отдельные направления коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией. С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова, Е.В. Лаврова занимались развитием голоса при различных его нарушениях.
Следует отметить, что в настоящее время определение логопедии, как педагогической науки, влечет за собой постановку такой задачи, как всестороннее обучение и воспитание категории детей с врождённым расщелинами губы и нёба с учетом всех особенностей аномальных проявлений.
Для того, чтобы дети с ОВЗ получили качественное образование в образовательной организации должны быть созданы необходимые условия (из закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ст. 5, п.5), а так же в Федеральных государственных стандартах
дошкольного образования (Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.2) проведение логопедом диагностики и коррекции нарушений развития речи, социальной адаптации, организация ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволяет выявить следующие противоречия:
-между необходимостью в решении проблем коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией и недостаточной разработанностью данного направления;
-между возможностью использования психолого-педагогических условий для достижения положительных результатов при коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией и недостаточным обоснованием данного направления.
Выявленные противоречия позволяют выдвинуть в качестве актуальной проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией?
Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить тему исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Гипотеза исследования: коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией возможна при следующих психолого-педагогических условиях:
- учёт особенностей нарушения звукопроизношения при ринолалии, таких как структура дефекта;
- коррекция звукопроизношения при открытой органической ринолалии проводится с соблюдением этапности в коррекционной работе в дооперационном и послеоперационном этапах;
- организация совместной деятельности педагога и детей с открытой органической ринолалией с включением программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III».
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией, также определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
3. Экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ медицинской, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседы, эксперимент), методы обработки результатов (качественная и количественная обработка результатов).
Методологическую основу исследования составила теория деятельностного подхода к формированию личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Теоретическую основу исследования составили:
- отечественные концепции развития психики в онтогенезе (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Обухова, Д.Б. Эльконин);
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 147 «Сосенка» г.о. Тольятти.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2015-2017 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2015 г.) - поисково-аналитическом этапе были определены основные проблемы исследования, уточнены объект, предмет, цели и задачи исследования, сформирован понятийный аппарат, осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования, сформирован теоретико-методологический аппарат исследования, дано теоретическое обоснование методики диагностического исследования, а также подобраны и проанализированы авторские методики, позволяющие изучить степень выраженности нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
На втором этапе (2016-2017 гг.) - опытно-экспериментальном этапе проведены разработка и апробация содержания, форм и методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
На третьем этапе (2017 г.) - заключительно-обобщающем этапе проведены контрольный эксперимент, анализ и интерпретация полученных данных, определены эффективность внедрённых психолого-педагогических условий, сформулированы выводы, оформлены и систематизированы материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией»;
- предложены психолого-педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнены данные о первичных и вторичных нарушениях в структуре дефекта;
- описаны содержательные характеристики уровней развития коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
Практическая значимость: разработанные психолого-педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией могут быть внедрены в практику работы педагогов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных; репрезентативностью выборок испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения; заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии; научно - методическом семинаре гуманитарно-педагогического института; научно-практических конференциях городского уровня. Материалы исследования отражены в публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией определяется нами как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
2. Процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: учет особенностей нарушения звукопроизношения при ринолалии, такими как структура дефекта; коррекция звукопроизношения при открытой органической ринолалии проводится с соблюдением этапности в коррекционной работе в дооперационном и послеоперационном этапах; использование средств ИКТ в коррекционно-логопедической работе.
3. Показатели и уровни звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией характеризуются: гиперназальностью, нарушением просодических характеристик речи, оглушением согласных звуков, большим количеством замен звуков, причем звуки-заменители также являются искаженными.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 источников) и 6 приложений. Текст иллюстрируют 12 таблиц и 4 рисунка. Объем работы 125 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование направлено на изучение проблем организации психолого-педагогических условий для коррекции нарушения звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией, обусловленной врождёнными расщелинами губы и нёба. Необходимость данного исследования обусловлена увеличением количества детей, имеющих открытую органическую ринолалию и сочетанную патологию, которая требует углубленного обследования ребёнка и выбора оптимальных средств коррекционного воздействия. Также необходимость исследования обусловлена недостаточным количеством методик, которые позволят изучить все необходимые аспекты для определения направлений коррекционной работы.
В соответствии с поставленной целью и задачами были определены приёмы изучения состояния речевой функции у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.
В ходе проведённого исследования, были получены результаты, которые позволяют выявить неоднородность нарушения речевой функции у детей с челюстно-лицевыми патологиями. Также подтвердилась гипотеза, что незращения нёбного свода приводят к тяжёлому нарушению речи - ринолалии, а также сочетанной речевой патологии. Проявление речевого дефекта зависит от степени тяжести нарушения.
Проведение формирующего эксперимента по коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией подтвердило необходимость соблюдения психолого-педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией.
При построении коррекционной работы необходимо учитывать степень проявления патологической симптоматики, а также необходимо помнить о том, что дети с челюстно-лицевыми дефектами нуждаются в устранении гиперназальности, формировании направленной сильной воздушной струи, проведении логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию просодической стороны речи. В ходе системной коррекционной работы обнаружена положительная динамика. До проведения хейлопластики и уранопластики возможно уменьшить назальность и скорректировать произношение определённых звуков. После оперативного вмешательства возможно полностью устранить назальность и сформировать правильное звукопроизношение.
Дети с сочетанной патологией нуждаются в первую очередь в устранении патологической симптоматики, проявляющейся при дизартрии, также большое внимание следует уделять развитию артикуляторной и мелкой моторики, проведению массажа и постановке дефектных звуков. Коррекционная работа с детьми, имеющими ринолалию в сочетании с дизартрии, продвигается медленнее, чем у детей с открытой органической ринолалией, при более длительной коррекционной работе удается достичь положительных результатов и полностью устранить носовой оттенок речи, а также осуществить коррекцию дефектных звуков речи. Возможно присутствие остаточных проявлений нарушения звуков в виде назальности или лёгких искажений согласных звуков.
Таким образом, разработанные дифференцированные подходы коррекции звукопроизношения позволили устранить патологическую симптоматику, которая связана с наличием челюстно-лицевого дефекта. Полученные результаты показали целесообразность последующего изучения речевой функции у детей с врождёнными расщелинами губы и нёба для выявления наиболее эффективных путей коррекционного воздействия, направленного на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с открытой органической ринолалией.



1. Алекминская, С.В. Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения [Текст] / С.В. Алекминская // Специальное образование. - 2015. - №9. - С. 39-43
2. Андреева, О.В. Поэтапная реабилитация детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба [Текст] / О.В. Андреева // Вестник Чувашского университета. - 2012. - №3. - С. 269-275
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ.
2010. 256 с.
4. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения.
Нейропсихологический подход [Текст] : учебное пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М. : Академия, 2015. 288 с.
5. Базина, И.Г. Планирование хирургического лечения детей с нёбно-глоточной недостаточностью после уранопластики [Текст] / И.Г. Базина, А.В. Лопатин, Э.С. Мкртумян, Е.В. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - №1. - С. 260-261
6. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А.С. Балакирева. - М. : Секачев В.Ю., 2012. 208 с.
7. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М. : МОДЭК, 2014. 536 с.
8. Белоусов, А.Е. Функциональная ринопластика [Текст] /
А.Е. Белоусов. - М. : Издательство Политехнического университета, 2010. 512 с.
9. Богородицкая, А.В. Состояние среднего уха и слуховой функции у пациентов с врождённой расщелиной верхней губы и нёба в различные периоды детства [Текст] / А.В. Богородицкая, М.Е. Сарафанова, Е.Ю. Радциг, А.Г. Притыко // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2015. - №1. - С. 65-67
10. Бородулина, З.Ф. Коррекционная работа с детьми с ринолалией [Текст] / З.Ф. Бородулина // Логопед. - 2011. - №4. - С.67-83
11. Вансовская, Л.И. Коррекция психического развития. Некоторые аспекты онтогенеза речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.И. Вансовская, О.А. Платонова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. 64 с.
12. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи [Текст] / Т.Г. Визель. - М. : Секачев В.Ю., 2011. 16 с.
13. Водолацкий, М.П. Характер сопутствующих пороков развития у детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба [Текст] / М.П. Водолацкий, П.И. Чумаков, А.В. Баландина // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - №4. - С. 195
14. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. 352 с.
15. Волосовец, Т.В. Коррекционно-логопедическое воздействие на детей с врождёнными расщелинами губы и нёба [Текст] / Т.В. Волосовец, Е.А. Соболева // Специальное образование. - 2012. - №1. - С. 36-40
16. Геллер, Н.Б. Коммуникативно-речевая компетентность
дошкольников с врождённой расщелиной нёба [Текст] / Н.Б. Геллер // Логопед сегодня. - 2011. №2 (апрель-июнь). С.11-14
17. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М. : Академия, 2011. 272 с.
18. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: методическое пособие / О.Е. Грибова. - М. : Аркти, 2015. 80 с.
19. Грязных, Л.А. Сотрудничество детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации детей с ринолалией [Текст] / Л.А. Грязных // Логопед. - 2011. №4. С.67-83
20. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов [Текст] / под ред.
О.Э. Топольницкого, С.В. Дьяковой, В.П. Вашкевич. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2011. 192 с.
21. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. - М. : Парадигма, 2013. 534 с.
22. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж [Текст] / Е.А. Дьякова.- М. : Академия, 2010. 104 с.
23. Ежанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Ежанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2013. 336 с.
24. Ешиев, А.М. Анализ выявления сопутствующей и сочетанной патологии у детей с расщелинами губы и нёба [Текст] / А.М. Ешиев, А.К. Давыдова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №9-1. - С. 42-45
25. Ешиев, А.М. Устранение послеоперационных дефектов при врождённых расщелинах губы и нёба [Текст] / А.М. Ешиев // Инновации в науке. - 2015. - №10 (47). - С.101-105
26. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция [Текст] / В.П. Кащенко. - М. : Академия, 2010. 304 с.
27. Китик, Е.Е. Основы логопедии [Текст] : учебное пособие / Е.Е. Китик. - М. : Флинта, 2014. 196 с.
28. Консультации логопеда. Старшая группа [Текст] / под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб. : Детство-пресс, 2013. 34 с.
29. Кравцова, О.А. Расщелины губы и нёба [Текст] / О.А. Кравцова // Здоровье и образование в 21 веке. - 2012. - Т. 14, №2. - С. 112.
30. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] /
Е.В. Лаврова. - М. : Секучев В.Ю., 2013. 184 с.
31. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология [Текст] / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М. : Владос, 2010. 464 с.
32. Ларина, Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии [Текст] / Е.А. Ларина // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №4. - С. 169-172
33. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М. : Академия, 2014. 256 с.
34. Мазанова, Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал [Текст] / Е.В. Мазанова. - М. : Гном, 2014. 64 с.
35. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2013. 320 с.
36. Московкина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии [Текст] : учебное пособие / А.Г. Московкина, Н.И. Орлова. - М. : Владос, 2015. 224 с.
37. Набойченко, Е.С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью [Текст] / Е.С. Набойченко //Специальные (коррекционные) школы. -2010. - №2. - С.29-35
38. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В, Фуряева. - М. : Академия, 2012. 336 с.
39. Нелюбина, О.В. Современный подход к лечению детей с нёбно-глоточной недостаточностью в послеоперационном периоде [Текст] / О.В. Нелюбина, Т.Я. Мосьпан, А.А. Гусев, Г.А. Оганесян // Вопросы современной педиатрии. - 2014. - №5. - С. 104-107
40. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] / Т.Г. Неретина. - М. : Владос, 2014. 334 с.
41. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : учебное пособие для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. - М. : Владос, 215.. 288 с.
42. Радкевич, А.А. Диагностика нарушений речи у больных с расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти и нёба [Текст] / А.А. Радкевич, В.Г. Галонский, А.А. Гантимуров, М.Ю. Юшков // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - №9. - С. 41-44
43. Романенко, Ю.В. Профессиональная компетентность педагогов, работающих с детьми с ринолалией [Текст] / Ю.В. Романенко // Логопед. -
2011. - №4. С.67-83
44. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет [Текст] / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - М. : Владос, 2013. 112 с.
45. Рудик, О.С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР [Текст] / О.С. Рудик. - М. : Владос, 2014. 320 с.
46. Рыжкова, Н.В. Развитие речевого дыхания и голоса у детей с открытой органической ринолалией [Текст] / Н.В. Рыжкова // Логопед. -
2012. - №8. - С.48
47. Сапронова, Н.Д. Занятия с детьми после уранопластики [Текст] / Н.Д. Смирнова // Логопед. - 2011. №1. С.56-65
48. Сорокина, Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями [Текст] / Н.А. Сорокина. - М. : Владос, 2013. 116 с.
49. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие / В.С. Кукушин [и др.]. - М. : Московский психолого-социальный университет, 2014. 552 с.
50. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. 448 с.
51. Степанов, С.С. Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / С.С. Степанов. - М. : Новая школа, 2012. 80 с.
52. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М. : Владос, 2014. 256 с.
53. Ткачева, В.В. Патопсихология [Текст] : учебное пособие / В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. - М. : Академия, 2013. 224 с.
54. Уманская, Т.М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики [Текст] : учебное пособие / Т.М. Уманская. - М. : Владос, 2014. 304 с.
55. Фоменко, И.В. Эффективность современных методов диагностики и лечения в комплексной реабилитации пациентов с врождённой односторонней полной расщелиной верхней губы и нёба [Текст] : автореф. дис. д-ра мед. наук. - Волгогра, 2011. 282 с.
56. Хватцев, М.Е. Логопедия в 2 книгах. Книга 1 [Текст] / М.Е. Хватцев. - М. : Владос-Пресс, 2013. 272 с.
57. Чистоградова, И.А. Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врождённой расщелиной губы и нёба [Текст] / И.А. Чистоградова // Известия Российского государственного педагогического университета им. И.А. Герцена. - 2010. - №29. - С. 128-130
58. Чиркина, Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2013. - №6. - С.3-22
59. Чудесникова, Т.А. Как сделать интересным занятие для ребенка с ринолалией [Текст] / Т.А. Чудесникова // Современный детский сад. - 2015. - №4. - С.37-40
60. Шарова, О.Б. Логопедическая работа с детьми, имеющими врождённую расщелину верхней губы и нёба [Текст] / О.Б. Шарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №7. - С.33¬40
61. Швецова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Швецова, Л.В. Забродина. - М. : Астрель, 2010. 224 с.
62. Attuluri Navya, The correlation between derived nasalance measures and perceived nasality in children with repaired cleft lip and palate. - Cl. Pal. J., 2014. -p.123-128.
63. Claudia Berbert-Campos, Legal Considerations in the Management of Cleft Lip and Palate. - The Cleft Palate-Craniofacial Journal, 2015. - p.223-225.
64. Fundagul Bilgic, Ozlem Akinci Sozer,Diagnosis and presurgical orthopedics in infants with cleft lip and palate. - Mustafa Kemal University, 2015. - p. 41-47.
65. Ghassan Abu Sitta, Secondary Cleft Nasolabial Deformities: A New Classification System for Evaluation and Surgical Revision. - The Cleft Palate-
Craniofacial Journal, 2017. -р. 175-178.
66. Stoicescu Simona, Considerations Regarding Age at Surgery and Fistula Incidence Using One- and Two-stage Closure for Cleft Palate. - Printice-Hall, Englewood Cliffs, 2014. -p.268-284.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ