Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Дидактические игры как средство развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 20
2.1 Выявление уровня развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание и организация работы по развитию интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 28
2.3 Оценка динамики уровня развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 34
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Характеристика выборки исследования 44
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 45
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 46
Приложение Г Картотека дидактических игр для развития интонационной выразительности 47
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач названа задача развития речи детей. В частности, согласно требованиям стандарта «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Немаловажной задачей в данной связи является развитие интонационной выразительности. «В тоне голоса, в глазах, и в выражении лица говорящего не меньше красноречия, чем в самих словах» говорил ещё Кан де Лабрюйер. Действительно, значение интонационной выразительности речи в жизни человека сложно недооценить: от неё зависит понимание эмоций и настроения собеседником, характер общения в целом.
Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным для развития всех сторон речи, в том числе и её выразительности. В возрасте 6-7 лет ребёнок при нормальном развитии уже овладевает умением использовать средства выразительности речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы речи, согласно ситуации. Что касается детей с общим недоразвитием речи, наблюдается явное отставание в овладении данными умениями. Изучением проблемы развития интонационной выразительности у дошкольников занимались такие учёные, как Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Е.А. Брызгунова и многие другие авторы. Однако, на практике развитию интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи уделяется недостаточно внимания, методика требует пересмотра традиционных подходов и пополнения.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей дидактических игр в реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в развитии интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: развитие интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр будет возможным, если:
• отобраны дидактические игры в соответствии с показателями развития интонационной выразительности;
• организована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты, включающая подготовительный, импровизационный и закрепляющий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования в области просодики Е.А. Брызгуновой, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурия, Н.М. Сеченова, И.А. Сикорского;
• исследования Е.С. Алмазовой, Н.И. Лепской, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, посвящённые особенностям развития интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи;
• исследования в области методики диагностики и развития интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи Е.А. Архиповой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебрякова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: СПДС «Росинка» с. Тимофеевка. В исследование приняли участие 10 дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны дидактические игры в соответствии с показателями развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; обоснованы потенциальные возможности дидактических игр в развитии интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержание работы по развитию интонационной выразительности речи посредством дидактических игр, которое может быть использовано в практике работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка и 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 43 страницах.
Развитие интонационной выразительности играет важную роль в общем речевом развитии детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Именно интонационная выразительность позволяет понимать эмоции и настроение звучащей речи, облагораживает её, делает более яркой и выразительной. Для диагностики уровня развития интонационной выразительности были отобраны диагностические задания, предложенные О.И. Лазаренко: произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции; узнать ритмический рисунок фразы при простукивании; произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции; отхлопать слова, ударный слог- громкий хлопок, безударный - негромкий; прослушать и повторить предложение, фразу, выделяя главное слово голосом.
В результате диагностики по выделенным показателям были получены данные, которые свидетельствуют о том, что интонационная сторона речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня развита недостаточно. В частности детям требуется коррекция и овладение умением изменять темп и высоту голоса.
Для этого были отобраны дидактические игры. Данные игры проводились в рамках совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. Для того чтобы оценить результативнность реализованных в рамках формирующего эксперимента игр, проводилась диагностика, направленная на выявление динамики развития интонационной выразительности речи у детей. Контрольный срез позволил получить данные, которые свидетельствуют о том, что интонационная сторона речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в результате проведённых в ходе формирующего этапа эксперимента дидактических игр повысилась. Низкий уровень на констатирующем этапе диагностирован у 30% детей, средний у 60% и высокий у 10%. На контрольном этапе низкий уровень снизился на 20% и составил 10% детей, средний уровень повысился на 10% и составил 70% и высокий уровень также повысился на 10% и составил 20%.
Число детей, испытывающих сложности в определении ритмического рисунка фразы и предложений, определении ударного слога, логического ударения, значительно снизилось.
Исходя из положительной динамики показателей развития интонационной выразительности у детей 6-7 лет, формирующая работа, описанная ранее, успешно реализована. Отобранные дидактические игры и организованная поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты, включающая подготовительный, импровизационный и закрепляющий этапы способствуют развитию интонационной выразительности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза доказана. Подобранные нами дидактические игры действительно позволяют развивать у детей интонационную выразительность речи.
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М : Айрис пресс, 2005. 151 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 271 с.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. К. I Межд. Конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. 208 с.
4. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М. : Педагогика, 1979. 304 с.
5. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М. : Издательство МГУ, 1963. 306 с.
6. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [методическое пособие] О. И. Лазаренко. М., 1999. 260 с.
7. Жинкин Н. И. Психолингвистика. М. : Лабиринт, 2009. 351 с.
8. Лалаева Р. И. Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов. М. : Педагогика, 2013. 281 с.
9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.СПб., 2001. 348 с.
10. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 2007. С. 19-23.
11. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М. : Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2013. 291 с.
12. О методах преподавания художественной литературы в школе II ступени // Семейный арх. Л. С. Выготского. Гомель, 1922. 17 с.
13. Лазаренко О. И. Физическое описание. Серия. Библиотека журнала «Логопед».. М. : Сфера, 2009. 64 с.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 612 с.
15. Сеченов И. М. Избранные произведения. Том 1, часть 2. М. : Педагогика, 2010. 610 с.
...