Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 8
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному
учреждению 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий адаптации
детей раннего возраста к дошкольному учреждению 14
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию и реализации психолого - педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 21
2.1 Выявление уровня адаптации детей 2-3 лет к дошкольному
учреждению 21
2.2 Реализация психолого-педагогических условий адаптации детей
2-3 лет к дошкольному учреждению 41
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий
адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению 56
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Изменения в общественной, социальной и демографической ситуации требуют преобразования сложившейся сети дошкольных учреждений путем увеличения в них количества групп раннего возраста. По мнению специалистов, для детей раннего возраста полезно общение с одногодками. Родители же хотят, чтобы с их ребенком занимались профессиональные педагоги и психологи. От того, как в современном обществе решаются проблемы семьи и детства, зависит судьба маленького человечка.
Поступление ребенка раннего возраста (1-3-х лет) в дошкольное образовательное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Ранний возраст особенно уязвим для адаптации, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. Поэтому фактор социально-психологической адаптации рассматривается как существенно влияющий на психическое здоровье ребенка, а анализ состояния психического и физического здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, делает проблему адаптации особенно актуальной. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению нашла отражение во многих психолого-педагогических исследованиях. Коллективом под руководством Р.В. Тонковой-Ямпольской была определена динамика адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению.
Психологами А.И Захаровым, Н.И. Гуткиной, Н.А. Ноткиной, Л.В. Макшанцевой, Е.И. Морозовой был проведен анализ причин трудностей адаптационного периода и степень выраженности адаптационных нарушений. В педагогических исследованиях В.Г. Алямовской, Н.Д. Ватутиной, Р.Р. Калининой, Н.В. Кирюхиной, Е.О. Севостьяновой содержатся методические рекомендации по организации адаптации детей к детскому саду.
Несмотря на достаточно большое количество исследований по проблеме адаптации детей к дошкольному учреждению, остаются недостаточно изученными психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, и недостаточно разработанными психолого-педагогическими условиями организации этого процесса.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению будет более успешной при реализации следующих психолого-педагогические условий:
- организована игровая, речевая, двигательная и познавательная деятельность детей 2-3 лет в адаптационный период на основе сценариев дня для детей 2-3 лет;
- организованы практические занятия для родителей с детьми адаптационной группы с целью согласования действий родителей и воспитателей, сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
- выявить уровень адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению;
- организовать и апробировать психолого-педагогические условия, способствующие адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению;
- оценить динамику уровня адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- идеи A.A. Бодалева, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, E.H. Приступа о гуманизации общения с детьми раннего возраста как условия развития личности и ее психологического здоровья;
- концептуальные положения Е.Е. Алексеевой, Г.А. Балл, A. Н. Леонтьева, А.С. Галанова по проблеме адаптации детей к ДОУ;
- исследования Л.В. Белкиной, Н.В. Соколовской, Р.В. Айсиной, B. А. Дедковой, А.С. Русакова в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми: «Психолого - педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» К.Л. Печора; «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» Ю.В. Микляева, «Методика изучения адаптационных возможностей ребенка раннего возраста к ДОУ» Е.И. Морозова, «Лист адаптации» Н.Д. Ватутина, «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» А.С. Роньжина;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена эффективность предложенных психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению.
Теоретическая значимость исследования заключается в характеристике уровней адаптации детей 2 -3 лет к дошкольному учреждению; в обосновании психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные психолого-педагогические условия адаптации детей 2 -3 лет к дошкольному учреждению могут использовать в своей работе педагоги дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 наименований). Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Адаптация к дошкольному учреждению представляет собой вхождение ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям, представляющее собой активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или негативным (стресс). К основными психолого - педагогическим условиям адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению относится правильно организованный прием детей группу; эмоционально-благоприятная атмосфера в группе, обеспечивающая малышам эмоциональный комфорт, грамотная организация игровой и познавательной деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, развитие инициативности, активности и самостоятельности детей, работа с семьями воспитанников.
На основе исследований Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.И. Морозовой Н.Д. Ватутиной были определены показатели адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических заданий и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. По результатам диагностики было установлено, что низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению продемонстрировали 12 детей (40%), средний уровень адаптации к дошкольному учреждению показали 13 детей (43%), высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению выявлен у 5 детей (17%).
Реализация разработанных психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько этапов.
На первом этапе были разработаны сценарии дня для детей 2-3 лет, объединяющие речевую, двигательную, познавательную, игровую деятельность детей, направленные на повышение степени готовности к поступлению в дошкольное учреждение, развитие адаптационных возможностей и психофизиологической адаптации к дошкольному учреждению, развитие коммуникативных умений и навыков, адаптированности к дошкольному учреждению.
На втором этапе формирующего эксперимента были реализованы сценарии дня для детей 2-3 лет, включая организацию утреннего приёма каждого ребёнка, осуществление с ним индивидуальной работы, проведение с пришедшими детьми утреннего круга приветствия и гимнастики пробуждения, организацию после завтрака познавательно-игровой деятельности и подвижных игр.
На третьем этапе были проведены практические занятия для родителей с детьми адаптационной группы с целью согласования действий родителей и воспитателей, сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
- количество детей с низким уровнем адаптации уменьшилось на 25%;
- количество детей с высоким уровнем адаптации повысилось на 25%.
Таким образом, разработанные нами психолого -педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению являются эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Антипова И. А. Взаимодействие детского сада с семьей как фактор первичной социализации детей раннего возраста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (283). С. 135-139.
2. Антонова Н. Л., Караева А. А. Основные условия для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // SciencesofEurope.2021. № 4. С. 28-29.
3. Арифулина Р. У., Никишин В. Е., Мещенкова А. В., Югай Л. А., Шлыкова Ю. В. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2018. 3 (33). С.204-210.
4. Ажиев А. В. Гадаборшева З. И. К вопросу о психолого-педагогическом аспекте проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО // Мир науки, культуры, образования. № 3 (70) 2018. С. 375 - 377.
5. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 2012. 263 с.
6. Белкина А. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. М. : ТЦ Учитель, 2018. 236 с.
7. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2016. 207 с.
8. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателей / Под ред. Л. И. Каплан. М. : Просвещение, 2013. 80 с.
9. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. М. : АСТ, 2014. 207 с.
10. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 301 с.
11. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2019. 128 с.
12. Ежкова Н. С., Постникова А. В. Сущность, содержание, структура социально-психологической адаптации детей раннего возраста //Вестник экспериментального образования. 2018. № 4. (29) С. 24-28.
13. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2019. 112 с.
14. Коган Е. А., Корчевная А. В. Факторы адаптации детей к условиям детского сада [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN119.pdf(дата обращения 27.01.2022).
15. Кострикина Д. А., Микотка О. Ю., Кузьмина Е. В. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации / // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов XVI междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.В. Яковлева. Чебоксары, 2019. С. 108-111.
16. Лиферов А. С., Курякина Т. В. Роль самоценности ребёнка в адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Интерактивная наука. 2020. № 4 (50). С. 48-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samotsennosti-rebyonka-v-adaptatsii-k-doshkolnomu-obrazovatelnomu-uchrezhdeniyu (дата обращения: 24.01.2022).
17. Морозова Е. И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2011. № 4. С. 54-70.
18. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 2019. 144 с.
19. Прокопьева М. М. Никифорова А. В. Изучение адаптации детей раннего возраста в ЧДОО ЦПИУД «Изумрудный город» в г. Якутске // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 357-359.
20. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 256с.
21. Серебрякова Т. А., Глазова Е. А. Роль семьи в эффективной адаптации ребенка к образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 5. С. 61-66.
22. Сотникова В. А. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2015. 136 с.
23. Смирнова Е. О. Дети раннего возраста в детском саду: лекции 1 - 4. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 104 с.
24. Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей. М. : Просвещение; Учебная литература, 2014. 158 с.
25. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград : Учитель, 2012. 188 с.
26. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. В. Шмидт-Кольмер, А.Г. Атанасовой- Буковой. М. : 2013. 87 с.
27. Сгонник Л. В., Сидоренко В. М. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста в условиях адаптации к ДОО // Защита детства: проблемы, поиски, решения : сб. материалов всерос. науч. - практ. конф., приуроч. к Десятилетию детства в России / под ред. Смагиной М. В. Ставрополь, 2018. С. 430-435.
28. Основы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения: учебное пособие / под ред. О. В. Удовой. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО». 2012. 138 с.
29. Цаплина О. В., Царева Е. М. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 2(36). С. 53-81.
30. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии. Детский практический психолог: Программы и методические материалы. М. : Просвещение. 2001. 356 с.
31. Черток Т. Я. Проблемы адаптации детей к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С.40-42.
32. Чибрина С. П. Взаимодействие родителей и воспитателей в детском саду во время адаптации // Перспективы и реалии педагогического образования : сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. Сыктывкар, 2020. С. 13-15.
33. Meadows S. The Science Inside the Child: The Story of what Happens when We're Growing Up. Routledge, 2016. 185 p.
34. Muratori P. Giuli C., Bertacchi I., Orsolini L., Ruglioni L. Coping power for pre-school aged children: A pilot randomized control trial study // Early Intervention in Psychiatry. 2016. N 11 (6). P. 532-538.
35. Ostrov J. M. Prospective associations between aggression/bullying and adjustment in preschool: Is general aggression different from bullying behavior [Electronic resource] / J. M. Ostrov, K. E. Kamper-DeMarco, S. J. Blakely-McClure, K. J. Perry, L. Mutignani // Journal of Child and Family Studies. 2018. P. 1-14. (Dateoftreatment: 4.04.2022).
36. Poulou M. S. Emotional and behavioural difficulties in preschool [Electronic resource] / M. S. Poulou // Journal of Child and Family Studies. 2015. № 24. P. 225-236. (Dateoftreatment: 4.04.2022).
37. Yoder M. L. Teacher perception of preschool disruptive behavior: Prevalence and contributing factors [Electronic resource] / M. L. Yoder, A. P. Williford // Early Education and Development. 2019. № 28 (1). P. 43-58. (Dateoftreatment: 26.03.2019)