Территориальная организация публичной власти местного самоуправления в РФ (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (филиал Республики Коми))
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие и значение публичной власти местного самоуправления 8
1.2. История территориальной организации публичной власти местного самоуправления 15
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 23
2.1. Двухуровневая модель территориальной организации публичной власти местного самоуправления 23
2.2. Практика субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации публичной власти местного самоуправления 27
2.3. Направления реформирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие и значение публичной власти местного самоуправления 8
1.2. История территориальной организации публичной власти местного самоуправления 15
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 23
2.1. Двухуровневая модель территориальной организации публичной власти местного самоуправления 23
2.2. Практика субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации публичной власти местного самоуправления 27
2.3. Направления реформирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления в Российской Федерации.
Задачи. Для достижения данной цели требуется решить следующий спектр задач:
1. Изучить понятие и раскрыть значение публичной власти местного самоуправления;
2. Изучить территориальную организацию публичной власти местного самоуправления в историческом аспекте.
3. Проанализировать двухуровневую модель территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
4. Рассмотреть практику субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
5. Проанализировать направления реформирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
Методология. Для написания работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза и другие. Для написания выпускной квалификационной работы также были использованы специальные юридические методы, в частности метод сравнения правовых норм, формально-юридический метод, метод юридической герменевтики. Широко применялись такие методы исследования как логический, системно-структурный методы, метод обобщения и прочие. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был использован метод юридико-технической экспертизы в целях исследования содержания законопроекта. Метод юридического анализа позволяет оценить содержание нормативно-законодательных актов и также был использован в ходе выполнения работы.
Теоретическая база. Значительный вклад в разработку исследуемой тематики внесли: Г.В. Атаманчук, Г.В. Барабашев, О.Е. Кутафин, ВА Лапина, B.C. Мокрый и другие исследователи. Их работы составили теоретическую основу исследования. Также для выполнения работы были использованы труды В.Э. Отинова, Е.П. Забелиной и других.
Нормативно-правовая база. Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, которые позволяют выделить проблемы территориальной организации местного самоуправления.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключение и библиографический список.
Задачи. Для достижения данной цели требуется решить следующий спектр задач:
1. Изучить понятие и раскрыть значение публичной власти местного самоуправления;
2. Изучить территориальную организацию публичной власти местного самоуправления в историческом аспекте.
3. Проанализировать двухуровневую модель территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
4. Рассмотреть практику субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
5. Проанализировать направления реформирования территориальной организации публичной власти местного самоуправления.
Методология. Для написания работы были использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза и другие. Для написания выпускной квалификационной работы также были использованы специальные юридические методы, в частности метод сравнения правовых норм, формально-юридический метод, метод юридической герменевтики. Широко применялись такие методы исследования как логический, системно-структурный методы, метод обобщения и прочие. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был использован метод юридико-технической экспертизы в целях исследования содержания законопроекта. Метод юридического анализа позволяет оценить содержание нормативно-законодательных актов и также был использован в ходе выполнения работы.
Теоретическая база. Значительный вклад в разработку исследуемой тематики внесли: Г.В. Атаманчук, Г.В. Барабашев, О.Е. Кутафин, ВА Лапина, B.C. Мокрый и другие исследователи. Их работы составили теоретическую основу исследования. Также для выполнения работы были использованы труды В.Э. Отинова, Е.П. Забелиной и других.
Нормативно-правовая база. Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, которые позволяют выделить проблемы территориальной организации местного самоуправления.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключение и библиографический список.
На сегодняшний день в Российской Федерации применяется двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления. Двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления направлена на оперативное решение вопросов, приближение власти к населению. Такая модель, несомненно, имеет ряд очевидных преимуществ и позволяет оперативно решать ряд вопросов на местном самоуправлении. Однако несмотря на применение двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления, система местного самоуправления сталкивается с рядом нерешенных и сложных проблем и требует совершенствования законодательства.
В рамках деятельности по совершенствованию местного самоуправления в контексте конституционных новелл 2020 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Принятие нового законопроекта обусловлено огромным количеством изменений, которые вносились и продолжают вноситься в действующий Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», большое число изменений требуется введение нового законодательного акта. Одним из ключевых понятий законопроекта является применение одноуровневой системы местного самоуправления. Авторы законопроекта считают, что существующая система местного самоуправления, предполагающая возможность существования муниципальных образований 8 видов (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские территорий городов федерального значения) является избыточной и достаточно будет сохранить три вида муниципальных образований - городские округа, муниципальные округа, внутригородской территории городов федерального значения. В законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций – многоуровневых муниципальных образований – сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом. Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению.
А также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах. А также избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому.
Можно говорить о том, что новый законопроект призван усовершенствовать и урегулировать систему территориальной организации местного самоуправления.
По результатам второй главы можно сделать обоснованный вывод о том, что в настоящий момент наша страна осуществляет переход от двухуровневой модели местного самоуправления к одноуровневой модели. Данная мера является мерой обоснованной и призвана исключить несовершенство распределения полномочий, призвана решить проблему ограниченности финансовых средств, исключить многообразие территориальных образований на местном уровне в нашей стране. Однако на практике до сих пор можно встретить как положительные, так и негативные высказывания в адрес разработанного законопроекта. Сторонники перехода к одноуровневой модели местного самоуправления отмечают, что большинство муниципалитетов дотационны, активно применяют практику передачи полномочий на уровень муниципального района, а одноуровневая модель позволит повысить эффективность местных органов власти, укрепить финансовую основу их деятельности. Однако имеются и противники данного законопроекта. Дотационность муниципалитетов определяется не количеством уровней, а распределение налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты территорий. На местном уровне (особенно на уровне сельских и городских поселений) катастрофически не хватает средств. Проблему недофинансирования можно решить с помощью лишения муниципалов полномочий, как предполагается по новому закону, а можно дать муниципалитетам средства, изменить налоговое и бюджетное законодательство. Даже если предположить, что местные администрации останутся в городских и сельских поселениях как территориальные органы муниципального или городского округа, то ликвидация представительных органов отдалит муниципальную власть от местного населения. Это окончательно превратит положение Конституции Российской Федерации о не вхождении органов местного самоуправления в систему государственной власти в фикцию. Будет разрушена сама идея местного самоуправления. На уровне городских и сельских поселений значительно снижается доступность власти для людей. Целесообразность перехода к одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления можно будет оценить спустя некоторое время. Противники данного законопроекта утверждают, что необходимо перераспределить полномочия между поселениями и районами, передать часть полномочий, таких как обеспечение здравоохранения и образования, на региональный уровень, и изменить систему налогообложения таким образом, чтобы в бюджеты муниципалитетом попадала большая часть средств налогообложения граждан и предприятий, находящихся в границах поселений и районов.
В рамках деятельности по совершенствованию местного самоуправления в контексте конституционных новелл 2020 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Принятие нового законопроекта обусловлено огромным количеством изменений, которые вносились и продолжают вноситься в действующий Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», большое число изменений требуется введение нового законодательного акта. Одним из ключевых понятий законопроекта является применение одноуровневой системы местного самоуправления. Авторы законопроекта считают, что существующая система местного самоуправления, предполагающая возможность существования муниципальных образований 8 видов (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские территорий городов федерального значения) является избыточной и достаточно будет сохранить три вида муниципальных образований - городские округа, муниципальные округа, внутригородской территории городов федерального значения. В законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций – многоуровневых муниципальных образований – сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом. Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению.
А также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах. А также избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому.
Можно говорить о том, что новый законопроект призван усовершенствовать и урегулировать систему территориальной организации местного самоуправления.
По результатам второй главы можно сделать обоснованный вывод о том, что в настоящий момент наша страна осуществляет переход от двухуровневой модели местного самоуправления к одноуровневой модели. Данная мера является мерой обоснованной и призвана исключить несовершенство распределения полномочий, призвана решить проблему ограниченности финансовых средств, исключить многообразие территориальных образований на местном уровне в нашей стране. Однако на практике до сих пор можно встретить как положительные, так и негативные высказывания в адрес разработанного законопроекта. Сторонники перехода к одноуровневой модели местного самоуправления отмечают, что большинство муниципалитетов дотационны, активно применяют практику передачи полномочий на уровень муниципального района, а одноуровневая модель позволит повысить эффективность местных органов власти, укрепить финансовую основу их деятельности. Однако имеются и противники данного законопроекта. Дотационность муниципалитетов определяется не количеством уровней, а распределение налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты территорий. На местном уровне (особенно на уровне сельских и городских поселений) катастрофически не хватает средств. Проблему недофинансирования можно решить с помощью лишения муниципалов полномочий, как предполагается по новому закону, а можно дать муниципалитетам средства, изменить налоговое и бюджетное законодательство. Даже если предположить, что местные администрации останутся в городских и сельских поселениях как территориальные органы муниципального или городского округа, то ликвидация представительных органов отдалит муниципальную власть от местного населения. Это окончательно превратит положение Конституции Российской Федерации о не вхождении органов местного самоуправления в систему государственной власти в фикцию. Будет разрушена сама идея местного самоуправления. На уровне городских и сельских поселений значительно снижается доступность власти для людей. Целесообразность перехода к одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления можно будет оценить спустя некоторое время. Противники данного законопроекта утверждают, что необходимо перераспределить полномочия между поселениями и районами, передать часть полномочий, таких как обеспечение здравоохранения и образования, на региональный уровень, и изменить систему налогообложения таким образом, чтобы в бюджеты муниципалитетом попадала большая часть средств налогообложения граждан и предприятий, находящихся в границах поселений и районов.



