Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 20 младших школьников – учащихся 4-го класса.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения синонимов 7
1.1 Синонимия как языковое явление. Типы синонимов 7
1.2 Функции синонимов в тексте 12
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Особенности организации работы над синонимами в начальной школе 19
2.1 Анализ методической литературы по проблеме исследования 19
2.2 Анализ программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы 29
Выводы по 2 главе 34
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по обогащению словаря младших школьников синонимами на уроках русского языка 35
3.1 Определение уровня сформированности словаря синонимов у младших школьников (констатирующий этап эксперимента) 35
3.2 Формирующий этап эксперимента 45
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по 3 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложения 67
Цель исследования – выявить эффективные приемы обогащения речи младших школьников средствами синонимии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть синонимию как языковое явление.
2. Охарактеризовать функции синонимов в тесте.
3. Описать особенности организации работы над синонимами в начальной школе.
4. Проанализировать образовательные программы по проблеме обогащения речи младших школьников синонимами.
5. Разработать и апробировать методический комплекс упражнений по обогащению словаря младших школьников средствами синонимии.
6. Проверить эффективность использования методического комплекса упражнений в обогащении речи младших школьников синонимами в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: процесс обогащения речи младших школьников будет эффективным, если на уроках русского языка систематически использовать упражнения, направленны на работу с синонимами.
Объект исследования – процесс обогащения речи младших школьников средствами синонимии.
Предмет исследования – приёмы обогащения речи младших школьников средствами синонимии.
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методической литературы, систематизация и обобщение, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к выделению функций и роли синонимов языке – Л.Г. Бабенко, Г.О. Винокур и др.;
- подходы к определению лексико-грамматических групп синонимов – П.С. Александров, М.Ф. Палевская и др.;
- подходы к использованию синонимов на уроках языка как средства обогащения речи младших школьников – О.Н. Левушкина, М.Р. Львов и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка для обогащения речи младших школьников синонимами.
Структура дипломной работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В ходе теоретического анализа было установлено, что синонимы – это слова различные по звучанию, но обозначающие одно и тоже. Они отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Синонимы используются: для более точного выражения мысли; для выражения эмоциональной окраски; как средство преодоления повторения одного и то же слова; как способ связи соседних предложений в тексте.
Определено, что изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте предполагает знакомство младших школьников со словом как единицей лексической системы, его значением, особенностями употребления в речи, связи с другими единицами языка; создание условий для обогащения, расширения словарного запаса учащихся. Актуальным в соответствии со сказанным становится установление определенной последовательности, целенаправленности, упорядочение данного процесса. Работа над словарем синонимов младших школьников, наряду с решением стилистических и орфографических задач, важной своей целью имеет развитие речи учащихся, придание ей большей выразительности.
Работа над синонимами – один из эффективных способов обогащения лексического запаса учащихся. Она дает возможность выразить информацию в краткой, логически стройной форме, необходимой ученикам не только при устной, но и при письменной речи, при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании. Работа над синонимами как средствами коммуникативных умений должна проводиться на каждом уроке русского языка и усложняться по мере овладения данным умением. Обогащение активного словаря учащихся составляет одну из основных задач обучения русскому языку. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено работе с синонимами.
Была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по обогащению словаря младших школьников синонимами. На констатирующем этапе эксперимента был изучен опыт учителей и проведена диагностическая работа, целью которой было выявление уровня развития словаря младших школьников. Результаты показали, что этот уровень невысок – в основном средний и низкий.
Для повышения уровня развития словаря младших школьников был разработан методический комплекс упражнений, в который была включена работа с синонимами. Разработанный методический комплекс был апробирован в экспериментальном классе.
Повторная диагностическая работа показала, что уровень развития словаря младших школьников в экспериментальном классе повысился значительно, с высоким уровнем количество учащихся увеличилось на 20%.
Общий вывод заключается в том, что при работе с синонимами необходимо использовать упражнения и синтетического и аналитико-синтетического характера, так как они способствуют развитию аналитического мышления и соответственно развитию речи. В разработанном методическом комплексе предлагаются упражнения разного характера: на выбор и группировку слов, близких по смыслу; упражнения градационного характера и упражнения на подбор синонимов к данному слову с уточнением семантических и стилистических оттенков. Упражнения на подбор синонима в большей степени способствуют развитию мышления, так как учащиеся сами должны подбирать подходящие слова, а не выбирать из уже имеющегося материала для справок.
Полученные результаты проведенного исследования заключаются в том, что речь младших школьников экспериментальной группы стала более богатой, точной, выразительной, следует на уроках русского языка уделять внимание упражнениям и заданиям, которые направлены на осмысление и понимание семантики слов-синонимов и разграничении их от других смежных явлений.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Алекторова, Л. П. Об оттенках значений лексических синонимов / Л. П. Алекторова // Вопросы языкознания. – 2013. – №4. – С. 48-52.
2. Александров, П. С. О понятии синонима / П. С. Александров // Лексическая синонимия. Сб. ст. – Москва : Наука, 1967. –С. 38-42.
3. Андреева, Л. Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника / Л. Н. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 105-107.
4. Антонова, А. Н. Обогащение словаря младшего школьника / А. Н. Антонова // Начальная школа. – 2018. – №4. – С. 52-55.
5. Архипова, И. Н. Знакомство с понятием «синоним» / И. Н. Архипова // Начальная школа. – 2018.– № 12. – С. 39-42.
6. Бабенко, Л. Г. Лексикология русского языка / Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А.М. Горького, 2017. – 126 с.
7. Баранов, М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Б. Баранов. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2019. – 471 с.
8. Белянкова, Н. М. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе / Н. М. Белянкова, С. А. Калишкина // Начальная школа. – 2019. – №9. – С. 57-63.
9. Бережных, Е. В. Синонимы и антонимы / Е. В. Бережных, Н. Л. Гашкова // Начальная школа. – 2017.– № 3.– С. 90-93.
10. Богданова, Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий / Л. И. Богданова. – Москва : Флинта, 2016. – 248 c.
11. Винокур, Г. О. Синонимия и контекст / Г. О. Винокур // Вопросы языкознания. – 2013. – №2. – С. 62-68.
12. Денмухаметова, Э. Н. Роль изучения синонимов в формировании коммуникативной компетенции / Э. Н. Денмухаметова, А. Ш. Юсупова // Филология и культура. –2019. – № 4 (38). – С. 63-69.
13. Канакина, В. П. Особенности лексики младших школьников / В. П. Канакина // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 80- 83.
14. Ковалева, И. Г. Практические приемы при обучении младших школьников лексическим темам / И. Г. Ковалева // Начальная школа. – 2015. – №2. – С. 41-44.
15. Курыгина, О. Е. Лексическая работа на уроках русского языка / О. Е. Курыгина, Л. В. Савичева // Начальная школа До и После. – 2015. – № 2. –С. 30-36.
16. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова // Книга для учителя. – Москва : Просвещение, 2011. – 240 с.
17. Левушкина, О. Н. Словарная работа в начальных классах / О. Н. Левушкина. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 523 с.
18. Либерова, Л. А. Роль и значение синонимов в русском языке / Л. А. Либерова // Психология и школа. – 201.– № 4.– С. 32-40.
19. Лиман, Н. А. Работа с синонимами на уроках русского языка в начальной школе / Н. А. Лиман // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 74-77.
20. Львов, М. Р. Русский язык в школе: история преподавания / М. Р. Львов. – Москва : Академия, 2012. – 452 с.
21. Любшина, П. Л. Проблема освоения младшими школьниками лексических тем на уроках русского языка / П. Л. Любшина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 58-61.
22. Морозова, Т. И. Методические аспекты обучения лексике младших школьников / Т. И. Морозова // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 36-39.
23. Никитин, М. В. Курс лингвистической семантики / М. В. Никитин. – Санкт-Петербург : Научный центр проблем диалога, 2014. – 760 с.
24. Палевская, М. Ф. Синонимы в русском языке / М. Ф. Палевская. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 358 с.
25. Петровская, А. И. Активизация словарного запаса младших школьников средствами лексических упражнений / А. И. Петровская // Начальная школа До и После. – 2018. – №6. – С. 74-77.
26. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка / С. В. Плотникова. – Москва : Флинта, 2011. – 402 с.
27. Плотникова, Е. А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е. А. Плотникова // Начальная школа. – 2017. – № 5. – С.15-20
28. Потебня, A. A. Из записок по русской грамматике / А. А. Потебня. – Т. 1-2 / Отв. ред. В. И. Борковский. – М.: Учпедгиз, 1958. – 536 с.
29. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
30. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
31. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
32. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
33. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
34. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с.
35. Рыжкова, Г. В. Обогащение словарного запаса младшего школьника / Г. В. Рыжкова // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 607-610.
36. Самотик, Л .Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие / Л. Г. Самотик. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, – 2012. – 510 с.
37. Соколова, Е. К. Методы обогащения словарного запаса младших школьников / Е. К. Соколова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 26-31.
38. Сухотин, В. П. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке / В. П. Сухотин // Вопросы языкознания. – 2013. – №4. – С. 54-58.
39. Терентьева, Ю. В. Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе / Ю. В. Терентьева // Начальная школа До и После. – 2018. – №2. – С. 41-44.
40. Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой ученый. – 2021. – №7 – С. 565-567
41. Усатова, Н. И. Методы обогащения лексического запаса младших школьников / Н. И. Усатова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 85-88.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
43. Филин, Ф. П. Историческая лексикология русского языка / Ф. П. Филин. – Москва : Издательство ЛКИ, 2015. – 176 c.
44. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка / Н. М. Шанский. – Москва: Ленанд, 2015. – 310 c.
45. Юрчик, Ю. Р. Методика обучения русского языку. Для учителей начальных классов / Ю. Р. Юрчик. – Москва : АСТ, 2018. – 587 с.