Введение
1 Современное состояние проблемы использования сервис-ориентированной
системы
1.1 Анализ литературы по методам и средствам моделирования систем
основанных на СОА
1.2 Постановка проблемы, цели и задач для дальнейшего исследования
2 Методология использования сервис-ориентированной архитектуры
2.1 Существующие методы сервис-ориентированной информационной системы
2.2 Сравнение работы организации без использования СОА и с внедренной
системой
2.3 Характеристика и моделирование существующих архитектур
2.4 Описание и сравнение сервис-ориентированной архитектуры и
микросервисов
2.5 Методы внедрения сервис-ориентированной архитектуры
3 Разработка улучшенной СОА системы и ее апробация
3.1 Создание улучшенной модели системы основанной на СОА
3.2 Сравнительный анализ улучшенной модели СОА с существующими
аналогами
3.3 Апробация улучшенной СОА системы
Заключение
Список используемых источников
В современном мире факторами успешной работы организаций и
предприятий является эффективное использование тех или иных
существующих на данный момент технологий и систем.
В наше время экономическим условиям свойственно меняться очень
быстро, поэтому IT-подразделениям следует своевременно ставить перед собой
такие задачи, как существенное изменение или дальнейшее развитие
работоспособности применяемых в тех или иных организациях или
предприятиях информационных систем.
Также следует ввести в дальнейшее использование новые технологии, их
решения, внедрение которых должно осуществляться с учетом уже
существующих механизмов инфраструктур.
IT-архитекторы исследуют сервис-ориентированную архитектуру (SOA)
и дают ему такую характеристику – это такой подход, который объединяет
бизнес-процессы и механизмы, тесно связанные друг с другом и их можно
использовать многократно в течение длительного времени, а также изменять
или объединять в соответствии с изменениями в конкретной организации.
Цель представленной работы провести анализ методов и средств
моделирования систем на базе СОА, сравнить способы их внедрения и
предложить улучшенную версию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
ознакомиться с научными работами на данную тематику или
близкую к ней;
ознакомиться с существующими методами сервис-ориентированной
информационной системы. Изучить преимущества и недостатки
рассмотренных методов;
рассмотреть способы внедрения СОА системы;разработать улучшенную модель СОА системы, провести
апробацию;
сделать выводы по полученным данным.
Гипотеза исследования магистерской диссертации:
Проектирование программного обеспечения на основе СОА с
возможностью интеграции дополнительных модулей позволит упросить
процесс внедрение и сопровождение данного ПО.
Объектом исследования магистерской диссертации являются методы и
средства моделирования систем с сервисно-ориентированной архитектурой.
Предметом исследования диссертации является процесс использования
СОА системы.
Методологической основой исследования являются работы российских
и зарубежных специалистов, посвященные проблеме изучения возможности
использования системы основанной на сервис-ориентированной архитектуре.
Научная новизна заключается в разработке улучшенной модели сервис-
ориентированной архитектуры.
Теоретической основой диссертационного исследования являются
научные труды российских и зарубежных специалистов, проводивших
исследование и внедрение данной системы.
Теоретическая значимость состоит в уточнении и развитии
теоретических основ внедрения системы в организации.
Практическая значимость заключается в том, что применение сервис-
ориентированной архитектуры позволит снизить расходы на внедрение и
препровождение, и увеличить производительность системы.
Публикации по теме исследования. Основные результаты
теоретической части исследования изложены в статьях:
1. Талицких В.А. Анализ методов внедрения сервис-ориентированных
информационных систем. VII Международная научно-практическая
конференция (школы-семинара) молодых ученых «Прикладная математика иинформатика: современные исследования в области естественных и
технических наук» – 2021 – с. 64 – 68.
Положения, выносимые на защиту:
улучшенная модель сервис-ориентированной архитектуры;
методы внедрения СОА системы и какой наилучший;
результаты тестирования работы системы с СОА;
апробация системы, разработанной на основе сервис-
ориентированной архитектуры.
Диссертация состоит из введения, трех частей, заключения и списка
литературы.
Первая часть содержит описание исследований современного уровня
проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа, как
зарубежных, так и СНГ источников и материалов, анализ различных точек
зрения.
Вторая включает в себя сравнительный анализ существующих методов
СОА. Также содержит в себе варианты моделирования сервис-
ориентированной системы и существующие методы внедрения. После,
приводится сравнение популярного конкурента с объектом исследования и
выбирается наилучшее решение для данной системы.
Третья часть включает в себя тестирование работы СОА системы,
улучшение этой системы, описание и сравнение систем с СОА, аналогами,
основанными на СОА и без использования данной архитектуры. А также,
апробация полученных данных в ходе сравнения систем основанных на сервис-
ориентированной архитектуре.
Работа изложена на 78 страницах и включает в себя 27 рисунков, 7
таблиц, 64 источника.
В ходе написания магистерской диссертации на тему «Методы и средства
моделирования систем с сервисно-ориентированной архитектурой» была
проанализирована существующая литература, определены основные
положительные и отрицательные стороны использования сервис-
ориентированной системы, а так же сформированы цели и задачи.
На основе этих данных была поставлена проблема для дальнейшего
исследования. Также была выдвинута гипотеза о том, что использование
системы основанной на сервис-ориентированной архитектуре является
отличным выбором, так как эта архитектура имеет ряд преимуществ. У
заказчиков при выборе системы в пользу СОА появится возможность сократить
затраты на улучшение, так как, данную систему не нужно каждый раз
пересоздавать заново, достаточно лишь изменить модули или же службы, без
ущерба всей системе.
Во второй части диссертации были рассмотрены организации, в которых
данная система уже внедрена, были изучены их преимущества и недостатки. По
полученным данным было произведено сравнение организаций, которые
используют СОА систему и которые не используют.
Следующим этапом были рассмотрены и другие архитектуры, которые
могут использовать заказчик при разработке системы в организации, среди них
были выделены три основные:
монолитная архитектура;
сервис-ориентированная архитектура;
микросервисы.
Так как монолитная архитектура является устаревшей и имеющая
достаточно недочетов, то не было никакого смысла ее рассматривать и
сравнивать. Поэтому, СОА и микросервисы были сравнены между собой,
отмечены их сильные и слабые стороны. Из полученного исследования былопринято решение, что СОА система подходит более для современных нужд,
нежели микросервисы.
Заключительным этапом написания второй главы были рассмотрены
существующие методы внедрения и выбран самый подходящий и
универсальный метод.
В заключительной главе данной работы была улучшена сервис-
ориентированная система, проведены тесты работы системы при внедрении
следующих модулей, а именно:
модуль поиска;
модуль отображения;
модуль загрузки.
Были произведены тестирования работы системы, как при исправных
модулях, так и при наличии отказа модулей. По итогам тестирования было
продемонстрировано, что данная система хороша тем, что при отказе того или
иного модуля пользователь все равно может работать в системе, хоть и с
некими ограничениями. Также, улучшенная версия СОА системы является
неплохим решением, т.к. в отличие от классической версии, ее проще
модифицировать, так как нет необходимости изменять всю службу полностью,
а достаточно лишь подключить к ней и связать необходимые модули, в тот
момент, как в классической версии нужно было полностью изменять
необходимую службу.
По результатам апробации СОА системы, системы без ее использования и
аналогах построенных также на основе классической СОА показало, что
применение системы основанной на сервис-ориентированной архитектуре дает
прирост в работе системы примерно в полтора-два раза и не лишает доступа к
системе, а лишь ограничивает его. Была доказана гипотеза того, что
использование СОА является отличным решением, при выборе архитектуры.
1. А.Е. Сатунина, Л.А. Сысоева. Анализ моделей перехода к сервис-
ориентированной архитектуре информационной системы вуза. – Электронный
ресурс – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-perehoda-
k-servis-orientirovannoy-arhitekture-informatsionnoy-sistemy-vuza-1/viewer (дата
обращения 07.01.2021).
2. Анализ моделей управления сервис-ориентированной
информационной системы – Электронный ресурс – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-upravleniya-servis-orientirovannoy-
informatsionnoy-sistemoy-1/viewer (дата обращения 29.12.2020).
3. Антиинновационные приемы [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://megalektsii.ru/s23198t1.html (Дата обращения: 31.12.2021).
4. Введение в сервис-ориентированную архитектуру – Электронный
ресурс – Режим доступа:
http://kacit.ru/upload/iblock/cbc/cbc9bcc2c17f3aa9a017e8fad70b4c4c.pdf (дата
обращения 09.01.2022).
5. Внедрение инноваций в компании: как решать проблемы, не
создавая новых [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/vnedrenie-innovatsij (Дата обращения:
08.01.2022).
6. Внедрение продуктовых инноваций – как бизнес работает с
инновациями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://leadstartup.ru/db/product-innovation (Дата обращения: 09.01.2022).
7. Дмитрий Гулько. Мастер-данные: найден кратчайший путь к СОА-
Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.insapov.ru/master-data-
shortest-way-to-soa.html (дата обращения 12.05.2021).
8. И. Ю. Шполянская. Система поддержки принятия решений для
проектирования сервис-ориентированной архитектуры. – Электронный ресурс –
Режим доступа: http://siit.ugatu.su/index.php/journal/article/download/20/36 (дата
обращения 01.02.2022).9. Инновационные технологии, их виды и методы внедрения
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://studbooks.net/1533045/marketing/innovatsionnye_tehnologii_vidy_metody_v
nedreniya (Дата обращения: 09.01.2022).
10. Использование сервис-ориентированной архитектуры (SOA) для
построения сложных веб проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://moscowpython.ru/meetup/21/soa/ (Дата обращения: 03.04.2022).
11. ИТ-АРХИТЕКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: SOA И УПРАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ, ЧАСТЬ 1 – Электронный ресурс –
Режим доступа: https://12news.ru/doc1793.html?ref=erpnews (дата обращения
03.01.2022).
12. Кому нужна СОА в России – Электронный ресурс – Режим
доступа: https://www.cnews.ru/articles/komu_nuzhna_soa_v_rossii (дата
обращения 01.05.2021).
13. Коптелов Андрей Константинович. СЕРВИС-
ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА (SOA) «ЗА» И «ПРОТИВ» –
Электронный ресурс – Режим доступа: http://koptelov.info/publikatsii/soa/ (дата
обращения 02.01.2021).
14. Коптелов Андрей Константинович. СЕРВИС-
ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА (SOA): ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ –
Электронный ресурс – Режим доступа: http://koptelov.info/publikatsii/service-
oriented-architecture/ (дата обращения 02.01.2021).
15. Лучшая архитектура для MVP: монолит, SOA, микросервисы или
бессерверная?.. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://habr.com/ru/company/otus/blog/476024/ (Дата обращения: 08.12.202...