Государственное управление развитием малого предпринимательства (на примере Самарской области)
|
Введение 3
1. Теоретические основы государственного управления развитием малого
предпринимательства 7
1.1. Сущность малого предпринимательства 7
1.2. Основы государственного управления развитием малого
предпринимательства 13
1.3. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства 17
2. Оценка государственного управления развитием малого
предпринимательства на примере Самарской области 22
2.1. Краткая характеристика Самарской области 22
2.2. Анализ малого предпринимательства в Российской Федерации 25
2.3. Оценка государственного управления развитием малого
предпринимательства в Самарской области 33
3. Совершенствование государственного управления развитием малого
предпринимательства 41
3.1. Проблемы государственного управления развитием малого
предпринимательства 41
3.2. Направления по совершенствованию государственного управления
развитием малого предпринимательства 45
Заключение 56
Список используемых источников 67
Приложение А Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности Самарской области за 2021 год 73
Приложение Б Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности Самарской области за 2021 год 75
1. Теоретические основы государственного управления развитием малого
предпринимательства 7
1.1. Сущность малого предпринимательства 7
1.2. Основы государственного управления развитием малого
предпринимательства 13
1.3. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства 17
2. Оценка государственного управления развитием малого
предпринимательства на примере Самарской области 22
2.1. Краткая характеристика Самарской области 22
2.2. Анализ малого предпринимательства в Российской Федерации 25
2.3. Оценка государственного управления развитием малого
предпринимательства в Самарской области 33
3. Совершенствование государственного управления развитием малого
предпринимательства 41
3.1. Проблемы государственного управления развитием малого
предпринимательства 41
3.2. Направления по совершенствованию государственного управления
развитием малого предпринимательства 45
Заключение 56
Список используемых источников 67
Приложение А Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности Самарской области за 2021 год 73
Приложение Б Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности Самарской области за 2021 год 75
Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство представляет важное звено экономического развития страны. В общем виде предпринимательство направлено на рост благосостояния населения, снижение безработицы, удовлетворение потребностей общества в товарах, работах, продуктах. Субъекты малого бизнес обеспечивают создание благоприятных условий для успешного развития экономики, обеспечивают здоровую конкурентную среду, формируют рабочие места, расширяют потребительский сектор. Эффективно функционирующий малый бизнес предполагает насыщение рынка необходимыми товарами, наиболее рациональное использование местных ресурсов. В настоящее время малые предприятия способны формироваться в различных секторах национальной экономики.
Малое предпринимательство обеспечивает появление предпосылок ускорения экономического роста, диверсификацию местных рынков, позволяет компенсировать издержки рыночной экономики, что подтверждает актуальность темы исследования.
Проблемы критериев предпринимательства, преимуществ данного сектора экономики и его уязвимости, адаптированность к рыночных условиям, роль малых предприятий в формировании гибкой структуры национального производства нашли свое отражение в работах отечественных ученых А.В. Виленского, И.П. Гуровой, М.В. Николаева, И.В. Сергеева, К.В. Сибикеева и др.
Несмотря на широкую проработку проблемы малого предпринимательства, малоизученными остаются важнейшие ее аспекты - механизмы государственного управления развитием малого предпринимательства и его роль в обеспечении национального экономического роста.
Объектом исследования является Самарская область Российской Федерации.
Предметом исследования выступают организационные, теоретические и методические проблемы, связанные государственным управлением развитием малого предпринимательства.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка практических мероприятий по государственному управлению развитием малого предпринимательства.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование системы государственного управления в отношении поддержки малого предпринимательства, позволит усилить экономический потенциал не только регионов, но и страны в целом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе выделены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственного управления развитием малого предпринимательства;
- оценить государственное управление развитием малого предпринимательства на примере Самарской области;
- разработать мероприятия по повышению эффективности государственного управления развитием малого предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие источники и материалы: законодательные акты, литературные источники и публикации по исследуемой теме, опубликованные результаты ряда представленных общественных обсуждений проблем малого бизнеса, публикации отечественных ученых по рассматриваемой проблеме. Использовались тексты федеральных, региональных и местных нормативных актов с соответствующими пояснительными записками комментариями.
Базовыми для настоящего исследования являются нормативно-законодательные документы Российской Федерации, публичная статистическая информация.
К методам исследования относятся общенаучные методы, в частности: сравнение, статистический анализ, коэффициентный анализ, трендовый анализ, системный и комплексный подходы.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Самарская область.
Научная новизна исследования заключается в разработке направлений и механизма по совершенствованию государственного управления развитием малого предпринимательства.
К основным научным результатам магистерской диссертации относятся следующие:
- рекомендованы основные направления государственной поддержки, позволяющие реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства;
- разработан механизм с индикаторами оценки эффективности
государственного управления развитием малого предпринимательства.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке направлений совершенствования государственного управления развитием малого предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов в программах развития малого предпринимательства региона.
Достоверность и обоснованность результатов исследования связана с установлением целей, задач, предмета и объектов исследования, обоснованием проблем государственного управления развитием малого предпринимательства.
Личное участие автора в организации и проведении исследования связано с разработкой содержания исследования, систематизацией материалов, выявлением проблематики, разработкой решений по выявленным проблемам, написанием магистерской диссертации, публикацией научной статьи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 1 работе, общим объемом - 0,3 п.л.
На защиту выносятся:
- рекомендованные основные направления государственной поддержки, позволяющие реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства;
- разработанный механизм с индикаторами оценки эффективности
государственного управления развитием малого предпринимательства.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, включает таблицы, рисунки, приложения.
Малое предпринимательство обеспечивает появление предпосылок ускорения экономического роста, диверсификацию местных рынков, позволяет компенсировать издержки рыночной экономики, что подтверждает актуальность темы исследования.
Проблемы критериев предпринимательства, преимуществ данного сектора экономики и его уязвимости, адаптированность к рыночных условиям, роль малых предприятий в формировании гибкой структуры национального производства нашли свое отражение в работах отечественных ученых А.В. Виленского, И.П. Гуровой, М.В. Николаева, И.В. Сергеева, К.В. Сибикеева и др.
Несмотря на широкую проработку проблемы малого предпринимательства, малоизученными остаются важнейшие ее аспекты - механизмы государственного управления развитием малого предпринимательства и его роль в обеспечении национального экономического роста.
Объектом исследования является Самарская область Российской Федерации.
Предметом исследования выступают организационные, теоретические и методические проблемы, связанные государственным управлением развитием малого предпринимательства.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка практических мероприятий по государственному управлению развитием малого предпринимательства.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование системы государственного управления в отношении поддержки малого предпринимательства, позволит усилить экономический потенциал не только регионов, но и страны в целом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе выделены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственного управления развитием малого предпринимательства;
- оценить государственное управление развитием малого предпринимательства на примере Самарской области;
- разработать мероприятия по повышению эффективности государственного управления развитием малого предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие источники и материалы: законодательные акты, литературные источники и публикации по исследуемой теме, опубликованные результаты ряда представленных общественных обсуждений проблем малого бизнеса, публикации отечественных ученых по рассматриваемой проблеме. Использовались тексты федеральных, региональных и местных нормативных актов с соответствующими пояснительными записками комментариями.
Базовыми для настоящего исследования являются нормативно-законодательные документы Российской Федерации, публичная статистическая информация.
К методам исследования относятся общенаучные методы, в частности: сравнение, статистический анализ, коэффициентный анализ, трендовый анализ, системный и комплексный подходы.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Самарская область.
Научная новизна исследования заключается в разработке направлений и механизма по совершенствованию государственного управления развитием малого предпринимательства.
К основным научным результатам магистерской диссертации относятся следующие:
- рекомендованы основные направления государственной поддержки, позволяющие реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства;
- разработан механизм с индикаторами оценки эффективности
государственного управления развитием малого предпринимательства.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке направлений совершенствования государственного управления развитием малого предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов в программах развития малого предпринимательства региона.
Достоверность и обоснованность результатов исследования связана с установлением целей, задач, предмета и объектов исследования, обоснованием проблем государственного управления развитием малого предпринимательства.
Личное участие автора в организации и проведении исследования связано с разработкой содержания исследования, систематизацией материалов, выявлением проблематики, разработкой решений по выявленным проблемам, написанием магистерской диссертации, публикацией научной статьи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 1 работе, общим объемом - 0,3 п.л.
На защиту выносятся:
- рекомендованные основные направления государственной поддержки, позволяющие реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства;
- разработанный механизм с индикаторами оценки эффективности
государственного управления развитием малого предпринимательства.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, включает таблицы, рисунки, приложения.
В первом разделе исследованы теоретические основы государственного регулирования развитием малого предпринимательства. В данном разделе уделено существенное внимание исследованию понятия малого предпринимательства, выделены критерии отнесения субъектов рынка к малым предприятиям. В первом разделе раскрыты нормативные документа, направленные на государственное управление малого предпринимательства, раскрыты основные механизмы поддержки субъектов малого предпринимательства.
Предпринимательство - это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами на свой риск и ответственность. Отражает совокупность различных отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и т.д.), связанных с организацией дела, с производством товаров и услуг и получением желаемого результата. Под предпринимательством понимают комбинацию новых факторов производства, в результате которых происходит «взрыв на рынке».
В рыночной экономике предпринимательство выполняет функции: экономическую, ресурсную, инновационную, социальную, организаторскую.
Этапами создания предприятия являются:
- определение финансовых источников;
- разработка учредительных документов (устав, учредительный договор и т.д.);
- проведение организационных мероприятий;
- разработка бизнес-плана;
- государственная регистрация;
- регистрация в уполномоченных органах (медицинская социальная страховка);
- получение лицензии на отдельные виды деятельности;
- открытие расчетных и других счетов в банке;
- проведение маркетинговых исследований рынка;
- заключение договоров и контрактов.
Лицензия - документ, выданный лицензирующим органом, обеспечивающий право на осуществление лицензионного вида деятельности. Срок действия устанавливается от вида деятельности, но не менее 3-х лет. В лицензии указывается наименование, юридический адрес предприятия; если физическое лицо, то фамилия имя и отчество, вид деятельности, регистрационный номер и дата выдачи.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации.
Во втором разделе представлена краткая характеристика Самарской области. Проведен анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации. В данном разделе дана оценка государственного управления развитием малого предпринимательства в Самарской области. Раскрыты основные программы и меры поддержки субъектов малого предпринимательства, которые реализуются в Самарской области. В данном разделе представлена статистика численности работников на малых предприятиях и микропредприятиях Самарской области. Кроме этого существенное внимание уделено статистическому анализу оборота деятельности малых предприятий и микропредприятий Самарской области.
Самарская область входит в Поволжский экономический район. Объём промышленной продукции в 17 раз превышает объём сельхоз продукции (2019). На долю Самарской области приходится 25% российского производства легковых автомобилей, 21% аммиака, 11% топочного мазута, по 7-8% автомобильного бензина, дизельного топлива, первичной переработки нефти, подшипников, полимерных плёнок, около 6% пива, по 4% пластмасс в первичных формах и минеральных удобрений, около 3% кондитерских изделий, около 3% добычи нефти. Объём валового регионального продукта (ВРП) 1510,5 млрд руб., в том числе на душу населения 473 773 руб. Структура ВРП по видам экономической деятельности (%): промышленность 47,3 (в т. ч. обрабатывающие производства 22,0, добыча полезных ископаемых 20,8, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,5), строительство 4.1, сельское и лесное хозяйство 3,9; сектора сферы услуг: оптовая и розничная торговля 10,4, транспорт и связь 9,4, операции с недвижимым имуществом 5,7, государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 3,7, здравоохранение 3,6, образование 2,9, другие отрасли 9,0. Соотношение предприятий по формам собственности (% от общего числа организаций, 2019): частная 90,9, общественных и религиозных организаций (объединений) 2,8, муниципальная 2,3, государственная 1,8, прочие формы собственности 2,2.
Экономически активное население 1683,0 тыс. чел., из них в экономике занято свыше 96,1%. Структура занятости населения по видам экономической деятельности (%;): обрабатывающие производства 19,1, оптовая и розничная торговля 17,4, операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 2,8, транспорт и связь 10,7, образование 6,7, строительство 7,7, здравоохранение 6.1, сельское и лесное хозяйство 5,1, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,6, гостиницы и рестораны 2,7, добыча полезных ископаемых 1,3, другие виды деятельности 16,8. Уровень безработицы 3,9%. Денежные доходы на душу населения 29,4 тыс. руб. в месяц (83,5% от среднего по РФ); 12,9% населения Самарской области имеет доходы ниже прожиточного минимума.
Как было отмечено ранее, малое предпринимательство занимает существенное место в развитии экономики страны. От того какими темпами происходит его развитие будут зависеть и отчисления налогов в бюджеты различных уровней, уровень безработицы, расширение отдельных отраслей.
В работе проведен анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Было выявлено, что оборот малых предприятий, включая микропредприятия имел наименьшее значение в 2017 г. Необходимо отметить, что наибольший рост оборота малых предприятий, включая микропредприятия приходится на 2020 г. Наибольший оборот приходится на Центральный федеральный округ. Наименьший оборот приходится на Северокавказский федеральный округ.
Оборот средних организаций, имел наименьшее значение в 2019 г. А наибольший рост оборота составил в 2020 г. Наибольший оборот средних предприятий приходится на Центральный федеральный округ. Наименьший оборот - на Северокавказский федеральный округ. Проведенный анализ показывает рост в динамике оборота средних организаций в 2018 г. по сравнению с 2017 г. и в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
В развитии малого предпринимательства существенную роль играют индивидуальные предприниматели. Они формируют большую часть среди субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено льготными режимами налогообложения, упрощенной системой регистрации и закрытия бизнеса. Анализ показал положительную динамику роста численности действующих индивидуальных предпринимателей из года в год. Наибольшее значение достигнуто в 2020 г. - 2738576 чел. Наибольшая численность действующих ИП приходится на Центральный федеральный округ: в 2017 г. - 630387 чел., в 2018 г. - 690578 чел., в 2019 г. - 811485 чел. Наименьшая в Северокавказском федеральном округе. в 2017 г. - 148970 чел., в 2018 г. - 130791 чел., в 2019 г. - 128833 чел.
Наименьшее значение выручки ИП приходится на 2017 г. - 14102477303 тыс. руб., наибольшее значение получено в 2019 г. - 16725450933 тыс. руб. Таким образом, наблюдается заметный ежегодный рост объемов выручки индивидуальных предпринимателей от продажи товаров, продукции, услуг.
По всем исследуемым периодам наибольший объем выручки ИП приходится на Центральный федеральный округ: в 2017 г. - 3582915677 тыс. руб., в 2018 г. - 3862840446 тыс. руб., в 2019 г. - 4811653501 тыс. руб. Наименьший в Северокавказском федеральном округе: в 2017 г. - 971189326 тыс. руб., в 2018 г. - 1015692592 тыс. руб., в 2019 г. - 1109696550 тыс. руб.
Самарская область входит в число наиболее развитых регионов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области.
Есть несколько моментов, которые негативно влияют на развитие малого предпринимательства в Самарской области. Первый - это сосредоточение потенциала в одном городе, в Самаре (примерно 56 %). Тольятти у нас считается моногородом. На развитие малого предпринимательства выделяются значительные средства, однако эффект от подобного инвестирования наступит не скоро. Покупательская способность в Автограде также снижается. Поэтому Тольятти «тянет» всю Самарскую область. Например, в Башкирии и Татарстане хорошо продумана сбытовая политика: малому предприятию гарантируется реализация продукции. К тому же в этих регионах на базе крупных предприятий создаются малые.
Полномочия по государственной политике в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в структуру министерства входит департамент развития предпринимательства.
На территории Самарской области реализуется государственная программа Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2030 годы. В регионе функционирует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая в себя муниципальные центры поддержки предпринимательства, институты финансовой поддержки, развития малых инновационных предприятий, организации информационно-консультационного обслуживания предпринимателей. Системным интегратором мер поддержки выступает Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).
Таким образом, Самарская область входит в число наиболее развитых регионов, среди которых Москва, Санкт - Петербург, Московская и Свердловская области. В области. В области развита и инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Существуют муниципальные центры поддержки малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, муниципальные фонды поддержки предпринимательства и специализированные фонды. Реализуются совместные международные программы, направленные на привлечение инвестиций в малый бизнес, среди партнеров - американские и германские банки и инвестиционные компании. По числу предприятий малого бизнеса среди всех отраслей экономики Самарской области лидирует торговля и строительство.
Третий раздел посвящен совершенствованию государственного управления развитием малого предпринимательства. В данном разделе выявлены основные проблемы государственного управления развитием малого предпринимательства. На основании выявленных проблем, разработаны направления государственного управления развитием малого предпринимательства.
В России имеет место очень значительная «турбулентность» предприятий, т.е. одновременно высокий коэффициент их «рождаемости» и «смертности».
Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. До сих пор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок.
Система муниципальной поддержки предпринимательства в Тольятти развивается уже на протяжении более десяти лет - главным образом через реализацию целевых программ и мероприятий. Ключевыми факторами здесь являются: совершенствование внешней среды деятельности малого бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовые ресурсы и подготовка кадров.
К вопросу о совершенствовании внешней среды - является направление по взаимодействию с общественными объединениями предпринимателей. Сегодня малый бизнес рождает разнообразие форм представительства и защиты своих интересов.
На территории Тольятти интересы предпринимателей представляют сейчас ряд общественных организаций, в их числе Торгово-промышленная палата г.о. Тольятти, Союз работодателей и другие. Они активно участвуют в проведении семинаров, конференций, совещаний по проблемам малого предпринимательства, в рабочих группах по подготовке нормативно- правовых актов. Работа партнерства будет способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и власти, защите интересов предпринимателей в органах власти, построению единой системы инфраструктуры поддержки предпринимательства на всей городской территории и, в конечном итоге, развитию предпринимательства в Самарской области и за ее пределами.
Следует отметить то, что в последние два года город стремится полностью реализовать возможности по участию в конкурсах Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по предоставлению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства. В результате в город привлечено свыше 30 млн. рублей федеральных ресурсов на паритетных началах с участием Правительства Самарской области на развитие инфраструктуры поддерживаемых предприятий (создание бизнес-инкубаторов).
Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Поддержка предпринимательства - одно из направлений деятельности городской администрации, не ограничивается созданием и четкой работой Центра развития предпринимательства.
В администрации сложилась здоровая атмосфера для предпринимателя, когда он знает, что его готовы выслушать и, по возможности, помочь.
Созданы бесплатные консультационные пункты на территории центров занятости в 3-х районах. Их цель - информирование предпринимателей по организации и ведению своего бизнеса с целью увеличения количества предпринимателей, по созданию дополнительных рабочих мест, по увеличению налоговых поступлений и повышению конкурентоспособности.
Так же организуется проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения грамотности, издание информационных материалов по действующему законодательству для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения информированности.
Бюро регистра обеспечивает регистрацию юридических лиц при наличии подготовленных учредительных документов в течении 3-5 дней, частных предпринимателей, как правило, в день подачи документов.
При желании начинающие предприниматели могут получить квалифицированную консультацию в Центре развития предпринимательства по организации собственного дела, о правах и обязанностях юридических лиц и предпринимателей, по обеспечению экономической безопасности бизнеса, охране труда на малых предприятиях, лицензированию отдельных видов деятельности, в т.ч. о месте и порядке получения лицензии и т.д.
Без ограничения времени приема в администрации предприниматель может проконсультироваться о порядке получения помещений в аренду, о правилах перевода жилых помещений в нежилые с целью организации в них работы предприятий.
В течение минимального срока, 1,5-2 месяца, решается вопрос о выделении земельных участков на конкурсной основе под установку модульных павильонов, открытию автостоянок.
Отделом потребительского рынка в день предъявления регистрируются «книги жалоб и предложений», согласовываются режимы работы предприятий потребительского рынка. В минимальный срок 1 -3 дня рассматриваются вопросы по разрешению на размещение нестационарной мелкорозничной торговли.
С целью изучения возможностей для предприятий малого бизнеса и частных предпринимателей в экономике и социальных сферах района, центр развития предпринимательства проводит ежегодные исследования состояния малого бизнеса.
Для этого уточняется реестр работающих предприятий по организационно-правовой форме, виду деятельности, адресу, численности работающих, фонду оплаты труда, объему реализации товаров, работ, услуг. По итогам анализа выявляются отрасли, где происходит сокращение численности предприятий, где их рост, определяются причины.
На основе этих данных, а также исследований отдела маркетинга определяются направления, по которым предприятия малого бизнеса могут работать наиболее успешно. Эти данные в дальнейшем используются Центром при консультировании по организации собственного дела.
В сфере предпринимательства в Тольятти несбалансированно высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, оказания услуг социальной направленности, создания и развития объектов в сфере туризма, создания и развития инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения.
Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Особым видом поддержки малого предпринимательства является также лизинг. При этом решаются следующие задачи: обеспечение малого предпринимательства оборудованием, технологиями, помещениями, созданием рынка вторичного оборудования для передачи через специальные лизинговые центры.
Деятельностью лизинговых компаний является: предоставление субъектам малого бизнеса оборудования, технологий, что позволяет им увеличить количество дополнительных рабочих мест; обеспечение малых предприятий специализированным оборудованием, что позволяет снизить издержки по лизингу за счет узкой специализации; улучшает качество и удешевляет выпускаемую продукцию
Сроки контрактов финансового лизинга до 3-х лет. Это очень эффективный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства.
Начинающим предпринимателям полезно обращаться в городские и районные центры поддержки и развития предпринимательства, где они могут получить первичные консультации о том, как начать свое дело, как оформить документы для осуществления предпринимательской деятельности и т.д. Во всех таких центрах есть информация и о таких программах, с центрами американцы также сотрудничают. В центре могут помочь начинающему предпринимателю пройти первичное обучение, составить четкий бизнес-план, после чего американцы готовы рассмотреть заявку на предоставление кредит.
Неважно, в какой сфере работает предприниматель, хотя и есть некоторые ограничения по предоставлению кредитов. Не кредитуются, например, алкогольный или табачный бизнес и т.п. В основном, конечно, малый бизнес - это торговля, хотя стараются вкладывать деньги в развитие производства. Так, перспективные отрасли для развития малого бизнеса - это энергосбережение или вторичная переработка промышленных отходов. В Самаре к координаторам обращаются люди, работающие в научно-исследовательской сфере, а также желающие осуществлять какие-либо услуги - открыть новый ресторан или заниматься ремонтом, например.
Среди проблем, возникающих на путях развития малого бизнеса в России, можно выделить несколько: это - несовершенство законодательной базы, большое количество бюрократических препонов и отсутствие у предпринимателей начального экономического образования.
Думается, последняя проблема самая важная и менять ситуацию надо с решением этой проблемы.
Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривает строительство бизнес-инкубаторов (состоящих, в основном из производственных площадей) и создание сети бизнес-инкубаторов в крупных городах области.
Таким образом, на основании проведенного исследования разработаны основные направления государственной поддержки, позволяющего реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства
Представленные направления будут способствовать развитию малого предпринимательства, обеспечат реализацию потенциальных возможностей предпринимателей.
В работе разработан механизм с индикаторами оценки эффективности государственного управления развитием малого предпринимательства. Он включает базовые индикаторы, позволяющие объективно оценить эффективность государственного управления развитием малого предпринимательства.
Задача государства - не раздавать деньги, а помочь в разработке бизнес- планов и схем для получения займов. Главный акцент в программе должен быть сделан на организацию обучения начинающих предпринимателей, особенно из сельских районов. Кроме того, государству необходимо помочь представителям малого бизнеса в сбыте продукции. При этом необходима экономическая безопасность, упрощенное налогообложение, и чтобы не менялись правила игры. Необходимо, чтобы соблюдались правила контроля и проверки предпринимателей. Сейчас предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, совершенно не уверены в завтрашнем дне. Поэтому государство должно создать условия, чтобы люди занимались делом, уверенно, четко и радостно платили налоги. А не боялись, что завтра они все обеднеют.
Предпринимательство - это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами на свой риск и ответственность. Отражает совокупность различных отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и т.д.), связанных с организацией дела, с производством товаров и услуг и получением желаемого результата. Под предпринимательством понимают комбинацию новых факторов производства, в результате которых происходит «взрыв на рынке».
В рыночной экономике предпринимательство выполняет функции: экономическую, ресурсную, инновационную, социальную, организаторскую.
Этапами создания предприятия являются:
- определение финансовых источников;
- разработка учредительных документов (устав, учредительный договор и т.д.);
- проведение организационных мероприятий;
- разработка бизнес-плана;
- государственная регистрация;
- регистрация в уполномоченных органах (медицинская социальная страховка);
- получение лицензии на отдельные виды деятельности;
- открытие расчетных и других счетов в банке;
- проведение маркетинговых исследований рынка;
- заключение договоров и контрактов.
Лицензия - документ, выданный лицензирующим органом, обеспечивающий право на осуществление лицензионного вида деятельности. Срок действия устанавливается от вида деятельности, но не менее 3-х лет. В лицензии указывается наименование, юридический адрес предприятия; если физическое лицо, то фамилия имя и отчество, вид деятельности, регистрационный номер и дата выдачи.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации.
Во втором разделе представлена краткая характеристика Самарской области. Проведен анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации. В данном разделе дана оценка государственного управления развитием малого предпринимательства в Самарской области. Раскрыты основные программы и меры поддержки субъектов малого предпринимательства, которые реализуются в Самарской области. В данном разделе представлена статистика численности работников на малых предприятиях и микропредприятиях Самарской области. Кроме этого существенное внимание уделено статистическому анализу оборота деятельности малых предприятий и микропредприятий Самарской области.
Самарская область входит в Поволжский экономический район. Объём промышленной продукции в 17 раз превышает объём сельхоз продукции (2019). На долю Самарской области приходится 25% российского производства легковых автомобилей, 21% аммиака, 11% топочного мазута, по 7-8% автомобильного бензина, дизельного топлива, первичной переработки нефти, подшипников, полимерных плёнок, около 6% пива, по 4% пластмасс в первичных формах и минеральных удобрений, около 3% кондитерских изделий, около 3% добычи нефти. Объём валового регионального продукта (ВРП) 1510,5 млрд руб., в том числе на душу населения 473 773 руб. Структура ВРП по видам экономической деятельности (%): промышленность 47,3 (в т. ч. обрабатывающие производства 22,0, добыча полезных ископаемых 20,8, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,5), строительство 4.1, сельское и лесное хозяйство 3,9; сектора сферы услуг: оптовая и розничная торговля 10,4, транспорт и связь 9,4, операции с недвижимым имуществом 5,7, государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 3,7, здравоохранение 3,6, образование 2,9, другие отрасли 9,0. Соотношение предприятий по формам собственности (% от общего числа организаций, 2019): частная 90,9, общественных и религиозных организаций (объединений) 2,8, муниципальная 2,3, государственная 1,8, прочие формы собственности 2,2.
Экономически активное население 1683,0 тыс. чел., из них в экономике занято свыше 96,1%. Структура занятости населения по видам экономической деятельности (%;): обрабатывающие производства 19,1, оптовая и розничная торговля 17,4, операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 2,8, транспорт и связь 10,7, образование 6,7, строительство 7,7, здравоохранение 6.1, сельское и лесное хозяйство 5,1, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,6, гостиницы и рестораны 2,7, добыча полезных ископаемых 1,3, другие виды деятельности 16,8. Уровень безработицы 3,9%. Денежные доходы на душу населения 29,4 тыс. руб. в месяц (83,5% от среднего по РФ); 12,9% населения Самарской области имеет доходы ниже прожиточного минимума.
Как было отмечено ранее, малое предпринимательство занимает существенное место в развитии экономики страны. От того какими темпами происходит его развитие будут зависеть и отчисления налогов в бюджеты различных уровней, уровень безработицы, расширение отдельных отраслей.
В работе проведен анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Было выявлено, что оборот малых предприятий, включая микропредприятия имел наименьшее значение в 2017 г. Необходимо отметить, что наибольший рост оборота малых предприятий, включая микропредприятия приходится на 2020 г. Наибольший оборот приходится на Центральный федеральный округ. Наименьший оборот приходится на Северокавказский федеральный округ.
Оборот средних организаций, имел наименьшее значение в 2019 г. А наибольший рост оборота составил в 2020 г. Наибольший оборот средних предприятий приходится на Центральный федеральный округ. Наименьший оборот - на Северокавказский федеральный округ. Проведенный анализ показывает рост в динамике оборота средних организаций в 2018 г. по сравнению с 2017 г. и в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
В развитии малого предпринимательства существенную роль играют индивидуальные предприниматели. Они формируют большую часть среди субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено льготными режимами налогообложения, упрощенной системой регистрации и закрытия бизнеса. Анализ показал положительную динамику роста численности действующих индивидуальных предпринимателей из года в год. Наибольшее значение достигнуто в 2020 г. - 2738576 чел. Наибольшая численность действующих ИП приходится на Центральный федеральный округ: в 2017 г. - 630387 чел., в 2018 г. - 690578 чел., в 2019 г. - 811485 чел. Наименьшая в Северокавказском федеральном округе. в 2017 г. - 148970 чел., в 2018 г. - 130791 чел., в 2019 г. - 128833 чел.
Наименьшее значение выручки ИП приходится на 2017 г. - 14102477303 тыс. руб., наибольшее значение получено в 2019 г. - 16725450933 тыс. руб. Таким образом, наблюдается заметный ежегодный рост объемов выручки индивидуальных предпринимателей от продажи товаров, продукции, услуг.
По всем исследуемым периодам наибольший объем выручки ИП приходится на Центральный федеральный округ: в 2017 г. - 3582915677 тыс. руб., в 2018 г. - 3862840446 тыс. руб., в 2019 г. - 4811653501 тыс. руб. Наименьший в Северокавказском федеральном округе: в 2017 г. - 971189326 тыс. руб., в 2018 г. - 1015692592 тыс. руб., в 2019 г. - 1109696550 тыс. руб.
Самарская область входит в число наиболее развитых регионов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области.
Есть несколько моментов, которые негативно влияют на развитие малого предпринимательства в Самарской области. Первый - это сосредоточение потенциала в одном городе, в Самаре (примерно 56 %). Тольятти у нас считается моногородом. На развитие малого предпринимательства выделяются значительные средства, однако эффект от подобного инвестирования наступит не скоро. Покупательская способность в Автограде также снижается. Поэтому Тольятти «тянет» всю Самарскую область. Например, в Башкирии и Татарстане хорошо продумана сбытовая политика: малому предприятию гарантируется реализация продукции. К тому же в этих регионах на базе крупных предприятий создаются малые.
Полномочия по государственной политике в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области осуществляет министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в структуру министерства входит департамент развития предпринимательства.
На территории Самарской области реализуется государственная программа Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2030 годы. В регионе функционирует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая в себя муниципальные центры поддержки предпринимательства, институты финансовой поддержки, развития малых инновационных предприятий, организации информационно-консультационного обслуживания предпринимателей. Системным интегратором мер поддержки выступает Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).
Таким образом, Самарская область входит в число наиболее развитых регионов, среди которых Москва, Санкт - Петербург, Московская и Свердловская области. В области. В области развита и инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Существуют муниципальные центры поддержки малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, муниципальные фонды поддержки предпринимательства и специализированные фонды. Реализуются совместные международные программы, направленные на привлечение инвестиций в малый бизнес, среди партнеров - американские и германские банки и инвестиционные компании. По числу предприятий малого бизнеса среди всех отраслей экономики Самарской области лидирует торговля и строительство.
Третий раздел посвящен совершенствованию государственного управления развитием малого предпринимательства. В данном разделе выявлены основные проблемы государственного управления развитием малого предпринимательства. На основании выявленных проблем, разработаны направления государственного управления развитием малого предпринимательства.
В России имеет место очень значительная «турбулентность» предприятий, т.е. одновременно высокий коэффициент их «рождаемости» и «смертности».
Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. До сих пор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок.
Система муниципальной поддержки предпринимательства в Тольятти развивается уже на протяжении более десяти лет - главным образом через реализацию целевых программ и мероприятий. Ключевыми факторами здесь являются: совершенствование внешней среды деятельности малого бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовые ресурсы и подготовка кадров.
К вопросу о совершенствовании внешней среды - является направление по взаимодействию с общественными объединениями предпринимателей. Сегодня малый бизнес рождает разнообразие форм представительства и защиты своих интересов.
На территории Тольятти интересы предпринимателей представляют сейчас ряд общественных организаций, в их числе Торгово-промышленная палата г.о. Тольятти, Союз работодателей и другие. Они активно участвуют в проведении семинаров, конференций, совещаний по проблемам малого предпринимательства, в рабочих группах по подготовке нормативно- правовых актов. Работа партнерства будет способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и власти, защите интересов предпринимателей в органах власти, построению единой системы инфраструктуры поддержки предпринимательства на всей городской территории и, в конечном итоге, развитию предпринимательства в Самарской области и за ее пределами.
Следует отметить то, что в последние два года город стремится полностью реализовать возможности по участию в конкурсах Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по предоставлению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства. В результате в город привлечено свыше 30 млн. рублей федеральных ресурсов на паритетных началах с участием Правительства Самарской области на развитие инфраструктуры поддерживаемых предприятий (создание бизнес-инкубаторов).
Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Поддержка предпринимательства - одно из направлений деятельности городской администрации, не ограничивается созданием и четкой работой Центра развития предпринимательства.
В администрации сложилась здоровая атмосфера для предпринимателя, когда он знает, что его готовы выслушать и, по возможности, помочь.
Созданы бесплатные консультационные пункты на территории центров занятости в 3-х районах. Их цель - информирование предпринимателей по организации и ведению своего бизнеса с целью увеличения количества предпринимателей, по созданию дополнительных рабочих мест, по увеличению налоговых поступлений и повышению конкурентоспособности.
Так же организуется проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения грамотности, издание информационных материалов по действующему законодательству для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения информированности.
Бюро регистра обеспечивает регистрацию юридических лиц при наличии подготовленных учредительных документов в течении 3-5 дней, частных предпринимателей, как правило, в день подачи документов.
При желании начинающие предприниматели могут получить квалифицированную консультацию в Центре развития предпринимательства по организации собственного дела, о правах и обязанностях юридических лиц и предпринимателей, по обеспечению экономической безопасности бизнеса, охране труда на малых предприятиях, лицензированию отдельных видов деятельности, в т.ч. о месте и порядке получения лицензии и т.д.
Без ограничения времени приема в администрации предприниматель может проконсультироваться о порядке получения помещений в аренду, о правилах перевода жилых помещений в нежилые с целью организации в них работы предприятий.
В течение минимального срока, 1,5-2 месяца, решается вопрос о выделении земельных участков на конкурсной основе под установку модульных павильонов, открытию автостоянок.
Отделом потребительского рынка в день предъявления регистрируются «книги жалоб и предложений», согласовываются режимы работы предприятий потребительского рынка. В минимальный срок 1 -3 дня рассматриваются вопросы по разрешению на размещение нестационарной мелкорозничной торговли.
С целью изучения возможностей для предприятий малого бизнеса и частных предпринимателей в экономике и социальных сферах района, центр развития предпринимательства проводит ежегодные исследования состояния малого бизнеса.
Для этого уточняется реестр работающих предприятий по организационно-правовой форме, виду деятельности, адресу, численности работающих, фонду оплаты труда, объему реализации товаров, работ, услуг. По итогам анализа выявляются отрасли, где происходит сокращение численности предприятий, где их рост, определяются причины.
На основе этих данных, а также исследований отдела маркетинга определяются направления, по которым предприятия малого бизнеса могут работать наиболее успешно. Эти данные в дальнейшем используются Центром при консультировании по организации собственного дела.
В сфере предпринимательства в Тольятти несбалансированно высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, оказания услуг социальной направленности, создания и развития объектов в сфере туризма, создания и развития инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения.
Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Особым видом поддержки малого предпринимательства является также лизинг. При этом решаются следующие задачи: обеспечение малого предпринимательства оборудованием, технологиями, помещениями, созданием рынка вторичного оборудования для передачи через специальные лизинговые центры.
Деятельностью лизинговых компаний является: предоставление субъектам малого бизнеса оборудования, технологий, что позволяет им увеличить количество дополнительных рабочих мест; обеспечение малых предприятий специализированным оборудованием, что позволяет снизить издержки по лизингу за счет узкой специализации; улучшает качество и удешевляет выпускаемую продукцию
Сроки контрактов финансового лизинга до 3-х лет. Это очень эффективный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства.
Начинающим предпринимателям полезно обращаться в городские и районные центры поддержки и развития предпринимательства, где они могут получить первичные консультации о том, как начать свое дело, как оформить документы для осуществления предпринимательской деятельности и т.д. Во всех таких центрах есть информация и о таких программах, с центрами американцы также сотрудничают. В центре могут помочь начинающему предпринимателю пройти первичное обучение, составить четкий бизнес-план, после чего американцы готовы рассмотреть заявку на предоставление кредит.
Неважно, в какой сфере работает предприниматель, хотя и есть некоторые ограничения по предоставлению кредитов. Не кредитуются, например, алкогольный или табачный бизнес и т.п. В основном, конечно, малый бизнес - это торговля, хотя стараются вкладывать деньги в развитие производства. Так, перспективные отрасли для развития малого бизнеса - это энергосбережение или вторичная переработка промышленных отходов. В Самаре к координаторам обращаются люди, работающие в научно-исследовательской сфере, а также желающие осуществлять какие-либо услуги - открыть новый ресторан или заниматься ремонтом, например.
Среди проблем, возникающих на путях развития малого бизнеса в России, можно выделить несколько: это - несовершенство законодательной базы, большое количество бюрократических препонов и отсутствие у предпринимателей начального экономического образования.
Думается, последняя проблема самая важная и менять ситуацию надо с решением этой проблемы.
Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривает строительство бизнес-инкубаторов (состоящих, в основном из производственных площадей) и создание сети бизнес-инкубаторов в крупных городах области.
Таким образом, на основании проведенного исследования разработаны основные направления государственной поддержки, позволяющего реализовать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства
Представленные направления будут способствовать развитию малого предпринимательства, обеспечат реализацию потенциальных возможностей предпринимателей.
В работе разработан механизм с индикаторами оценки эффективности государственного управления развитием малого предпринимательства. Он включает базовые индикаторы, позволяющие объективно оценить эффективность государственного управления развитием малого предпринимательства.
Задача государства - не раздавать деньги, а помочь в разработке бизнес- планов и схем для получения займов. Главный акцент в программе должен быть сделан на организацию обучения начинающих предпринимателей, особенно из сельских районов. Кроме того, государству необходимо помочь представителям малого бизнеса в сбыте продукции. При этом необходима экономическая безопасность, упрощенное налогообложение, и чтобы не менялись правила игры. Необходимо, чтобы соблюдались правила контроля и проверки предпринимателей. Сейчас предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, совершенно не уверены в завтрашнем дне. Поэтому государство должно создать условия, чтобы люди занимались делом, уверенно, четко и радостно платили налоги. А не боялись, что завтра они все обеднеют.
Подобные работы
- Совершенствование региональной политики поддержки малого предпринимательства и механизмов ее реализации (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства (на примере ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - Исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизма реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства (на примере г. Сызрань)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Кластерная политика как инструмент развития региона (Самарский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



