ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Актуальность работы 5
1.2 Цель работы 6
2 Проведение испытаний по оценке пассивной безопасности автомобильных
сидений 7
2.1 Анализ исходных данных 9
2.1.1 Тестирование сиденья по методике EuroNCAP 10
2.1.2 Тестирование сиденья в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N17 17
2.2 Анализ известных решений расчета удара головы о подголовник 22
2.3 Задачи исследования 24
3 Определение свойств и параметров конструкции сиденья, влияющих на
травмируемость шеи от хлыстовой травмы позвоночника 25
3.1 Методика определения факторов влияющих на результаты испытания 26
3.2 Разработка математической модели сиденья для испытания 29
3.3 Проведение экспериментов и получение данных 40
4 Методика проведение расчета испытания по методике EuroNCAP 53
4.1 Динамическая оценка хлыстовой травмы шеи 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Список использованных источников 91
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время проблема хлыстовой травмы является актуальной задачей и по результатам независимых испытаний обнаружено, что конструкции сидений различных современных автомобилей имеют проблемы связанные с неэффективной защитой пассажиров от хлыстовой травмы шейного отдела позвоночника. Это является результатом повышенной опасности для людей, которые могут быть подвергнуты риску травмирования во время дорожно-транспортных происшествий.
Несмотря на интенсивные исследования, механизм повреждения, приводящий к осложнениям при хлыстовой травме, остается малоизвестным, однако известно, что нижний отдел позвоночника подвергается чрезмерному разгибанию.
Энергия при ДТП направлена от движущегося автомобиля на автомобиль, который подвергается удару. Столкновение заставляет грудную клетку пассажира двигаться вперед вместе с головой, вызывая тем самым нефизиологические движения шейного отдела и его структур. Шейный отдел позвоночника перемещается вперед с разогнутом положении вместе с согнутой головой от затылка до тела позвонка из-за инерции головы, что приводит к возникновению нефизиологичной S- образной кривой. Происходит полное разгибание шейного отдела позвоночника с последующим сгибанием.
При разработке конструкций следует учитывать фактическую задачу по оптимальным финансовым вложениям денежных средств, поэтому, ввиду столь большой многозадачности, так сложно найти простое и эффективное решение поставленной задачи, которое могло бы решить проблему универсально и наиболее эффективно. В связи с этим возникает необходимость повсеместного и широкого использования различных компьютерных САПР систем для проведения статических и динамических испытаний.
Широкое и активное использование компьютерных технологий в направлении улучшения безопасности позволяет не только существенно сократить расходы на производимые работы, по сравнению с реальными испытаниями, но и находить и исследовать перспективные пути решения поставленных проблем, объективно смоделировать физический процесс динамического испытания и провести эксперимент на оценку безопасности различных автомобильных сидений.
Все элементы конструкции сиденья в большей или меньшей степени влияют на безопасность, поэтому при выполнении всех обязательных требований в отношении правил ЕЭК ООН, для дальнейшего повышения безопасности пассажиров автомобиля, следует рассматривать наиболее вероятные и опасные повреждения, которые могут происходить в дорожно-транспортных происшествиях.
Термин “Хлыстовая травма” используется для описания воздействия на голову повреждающей силы в любой плоскости, которая является причиной травмирования шеи и верхней части позвоночника, в результате столкновения сзади едущего автомобиля в другой. По статистике, чаще всего данная травма происходит при автомобильных столкновениях полученных водителем, либо пассажиром транспортного средства попавшего в аварию при которых происходило резкое ускорение или торможение, однако в редких случаях она так же может возникнуть и при резком боковом отклонении шеи, либо ее повороте. Поэтому немаловажным устройством, обеспечивающим снижение травматичности при столкновениях, следует отметить и подголовник автомобиля, который предназначен не только для обеспечения отдыха и удобства, но и для снижения вероятности получения травмы головы и шейного отдела позвоночника.
Ежегодно в мире хлыстовой травме подвергается более миллиона людей, и она происходит приблизительно в 20% случаев при ДТП из всех.
Исходя из результатов диссертации, полученные сведения работы могут нести в себе научно-исследовательскую, экономическую и социальную значимость работы:
1) научная значимость работы заключается в выявлении и использовании основных элементов влияющих на уровень безопасности сиденья; Исходя из этого, для оценки уровня безопасности новых конструкций и исследования, не требуется использовать полноценную модель сиденья. Использование данных диссертации позволит глубже изучить методы влияния на исход испытания и тем самым, обеспечить наилучшую безопасность пассажиров вследствие хлыстовой травмы,
2) экономическая значимость работы заключается в возможном экономическом эффекте, который может предотвратить значительные финансовые затраты в случае отрицательных результатов испытания; Снижение трудоемкости на поиск оптимальных решений в конкретной конструкции сиденья, так же может оказать экономический эффект,
3) социальная значимость работы заключается в увеличении шансов обеспечить разрабатываемые транспортные средства большей безопасностью при заднем столкновении, что безусловно является актуальной и перспективной целью всех научно-исследовательских работ, которые направлены на защиту здоровья людей, находящихся в автомобиле.
Анализ результатов решения задач
По результатам работы получены следующие результаты -
1) Определен необходимый и минимальный набор элементов сиденья, который необходим для проведения испытания;
2) Выявлены основные элементы конструкции сиденья, которые могут оказать наибольшее влияние на результаты испытания. К таким элементам относятся набивки сиденья и каркас подголовника.
3) Проведен расчет испытания по методике EuroNCAP с проведением оценки уровня безопасности сиденья.
Целью работы являлась разработка и расчет виртуального динамического испытания удара головы манекена о подголовник сиденья автомобиля на раннем этапе проектирования сиденья автомобиля.
Исходя из поставленных задач, цель работы была достигнута:
По результатам работы виртуальное динамическое испытание удара головы о подголовник сиденья автомобиля проведено, а все компоненты входящие в данное испытание разработаны и испытаны.
В результате проведения работы и получения граничного результата между средним и хорошим уровнем безопасности, подтверждена необходимость проведения оценки уровня безопасности сиденья, до его момента окончательной разработки.
В результате достижения цели можно сделать вывод, что полученные данные могут оказать поддержку при проектировании принципиально правильных конструктивных решений, которые могут быть проверены с помощью разработанной методики испытания.
Выводы о научной новизне работы
В результате выполнения диссертации получено следующее:
1) Предложено проводить оценивание уровня пассивной безопасности на этапе раннего проектирования конструкции сидений;
2) Установлена четкая и минимальная последовательность действий необходимая для проведения испытания на задний удар для вновь разрабатываемых конструкций;
3) Предложена концепция развития пассивной безопасности сиденья автомобиля за счет испытания отдельных элементов конструкции сиденья с целью уменьшения влияния прочих факторов на общий результат испытания.
1) Ардашев И.П. Хлыстовые повреждения шейного отдела позвоночника : [Электронный ресурс]: хирургия позвоночника
URL:http://www.spinesurgery.ru/netcat _files/505/453/h_b084cf869635d67587fd7ca09bc507d5
2) THE EURO NCAP WHOPLASH TEST. Michiel van Ratingen, James Ellway. Euro NCAP. Belgium.
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/ESV/esv21/09-0231 .pdf
3) Правила ЕЭК ООН N 17 URL: http://docs.cntd.ru/document/1200013003
4) EURONCAP URL:http://www.euroncap.com/ru
5) European new car assessment programme (Euro NCAP) The dynamic assessment of car seats for neck injury protection testing protocol // Version 3.2 November 2015
6) The effect of whiplash protection systems in real-life crashes and their correlation to consumer crash test programmes, Anders Kullgren, Maria Krafft, Anders Lie, Claes Tingvall. Svedish Road Administration. Australia.
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/nrd-01/ESV/esv20/07-0468-O.pdf
7) CRASH TESTING FOR REAL-WORLD SAFETY - WHAT ARE THE PRIORITIES FOR CASUALTY REDUCTION? Pete Thomas Richard Frampton Vehicle Safety Research Centre, Loughborough University United Kingdom
URL:https: //www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/cd/files/ 18ESV-000351.pdf
8) A new seat system developed by K-D neck model to reduce whiplash injuries, Masatoshi Tanaka, Hiroaki Yoshida, Sadami Tsutsumi. Daihatsu Motor Co, Kyoto University. Japan.
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/CD/proceed/00042.pdf
9) A STUDY OF WHIPLASH INJURY OCCURRENCE MECHANISMS USING HUMAN FINITE ELEMENT MODEL Junji Hasegawa Toyota Motor Corporation, Japan Akiyoshi Shiomi Toyota Communication Systems Co., LTD., Japan URL: https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/CD/proceed/00220.pdf
10) The study for dynamic evaluation method for assessing whiplash-assosiated disorder in rear impact, Hiroyuki Asada, Katsumi Nawata, Masahide Sawada. JAMA. Japan. URL:https://www-nrd.nhtsa.dot. gov/pdf/esv/esv21/09-0302.pdf
11) Pre-safe in rear-end collision situations, Ralf Bogenrieder, Michael Fehring, Roland Bachmann. Daimler AG.
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv21/09-0129.pdf
12) Rear impact test methodologies: Quasistatic and dynamic, Brian R. Herbst, Steven E. Meyer, Arin A. Oliver, Stephen M. Forrest. SAFE. USA.
URL:http://www.ircobi.org/wordpress/downloads/irc15/pdf files/60.pdf
13) The Next-Generation H-Point Machine and Related Vehicle and Seat Design and Measurement Tools, Lawrence W. Schneider, Matthew P. Reed, Ronald W. Roe, Miriam A. Manary and Carol A.C. Flannagan. Michigan State University. USA. 1999. URL:http://mreed.umtri.umich.edu/mreed/pubs/Schneider 1999-01-0962.pdf
14) SIMULATION OF OCCUPANT KINEMATICS IN VEHICLE ROLLOVER - DUMMY MODEL VERSUS HUMAN MODEL Norbert Praxl Markus Schonpflug Jiri Adamec Institute for Legal Medicine Munich Germany Paper Number 202 URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/cd/proceed/00212.pdf
15) COACH PASSENGER INJURY RISK DURING ROLLOVER: INFLUENCE OF THE SEAT AND THE RESTRAINT SYSTEM Giovanni Belingardi Paolo Martella Lorenzo Peroni Dipartimento di Meccanica Politecnico di Torino
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv19/05-0439-W.pdf
16) THE IMPORTANCE OF DYNAMIC TESTING IN DETERMINING THE YAW STABILITY OF VEHICLES Stephen M. Arndt Don C. Stevens Safety Engineering & Forensic Analysis, Inc. Mark W. Arndt Transportation Safety Technologies, Inc. L. Daniel Metz Metz Engineering and Racing USA
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/CD/proceed/00123 .pdf
17) Development of a finite element model of the human neck for whiplash simulation, Seiichi Kobayashi, Yuichi Kitagava. Nissan motor Co. Japan.
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/CD/Files/18ESV-000208.pdf
18) ANALYSIS OF TRAFFIC ACCIDENT DATA AND IN-DEPTH INVESTIGATION DATA IN JAPAN Tetsushi Miyake Institute for Traffic Accident Research and Data Analysis Japan
URL:https: //www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/CD/proceed/00067.pdf
19) DEVELOPMENT OF OCCUPANT CLASSIFICATION SYSTEM Tsutomu Takano Nissan Motor Co., LTD Japan
URL:https: //www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/cd/files/ 18ESV-000206.pdf
20) A development process for creating finite-element models of crash test dummies based on investigations of the hardware, Andreas Rieser, Christian Nusbaumer. VIF. Austria URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv21/09-0368.pdf
21) THE ROLE OF SEATBACK AND HEAD RESTRAINT DESIGN PARAMETERS ON REAR IMPACT OCCUPANT DYNAMICS Michael Kleinberger Liming Voo Andrew Merkle Matthew Bevan Shin-Sung Chang Johns Hopkins Univ. Applied Physics Laboratory United States of America
URL:https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2006/wp29grsp/HR-05-16e.pdf
22) AN EVALUATION OF EXISTING AND PROPOSED INJURY CRITERIA WITH VARIOUS DUMMIES TO DETERMINE THEIR ABILITY TO PREDICT THE LEVELS OF SOFT TISSUE NECK INJURY SEEN IN REAL WORLD
ACCIDENTS Frank Heitplatz Raimondo Sferco Paul Fay Joerg Reim Ford of Europe, Germany and UK Agnes Kim Priya Prasad Ford Motor Company, USA
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/CD/proceed/00086.pdf
23) REAR-END COLLISION AVOIDANCE ASSIST SYSTEM Kenji Kodaka, Makoto Otabe, Yoshihiro Urai, Hiroyuki Koike Honda R&D Co.,Ltd. Japan
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/cd/files/18esv-000405.pdf
24) MODIFICATION AND VALIDATION OF HUMAN NECK MODEL UNDER DIRECT HEAD LOADING Susumu Ejima* Adam Wittek** Koshiro Ono* Kunio Yamazaki* * Japan Automobile Research Institute, Japan
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/CD/proceed/00147.pdf
25) VALIDATION OF THE HUMAN HEAD FE MODEL AGAINST PEDESTRIAN ACCIDENT AND ITS TENTATIVE APPLICATION TO THE EXAMINATION OF THE EXISTING TOLERANCE CURVE Yasuhiro Dokko Honda R&D Co.,Ltd. Japan
URL:https://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv18/cd/files/18esv-000322.pdf
26) CORRELATION OF ACCIDENT STATISTICS TO WHIPLASH PERFORMANCE PARAMETERS USING THE RID3D AND BIORID DUMMY
H. Cappon1 , W. Hell2 , H. Hoschopf3 , M. Muser4 , E. Song5 , J. Wismans1 TNO Automotive1 , Ludwig Maximilian University Munich2 , Graz University of Technology3 , ETH Zurich4 , LAB PSA Peugeot Citroen Renault5
URL:http://www.ircobi.org/wordpress/downloads/irc0111/2005/Session4/42.pdf
27) BIOFIDELITY IMPACT RESPONSE REQUIREMENTS FOR AN ADVANCED MID-SIZED MALE CRASH TEST DUMMY B. van Don and M. van Ratingen, TNO Automotive, The Netherlands; F. Bermond, C. Masson and P. Vezin, INRETS, France; D. Hynd and C. Owen, TRL, UK ;L. Martinez, INSIA, Spain; S.
Knack and R. Schaefer, BASt, Germany; on behalf of EEVC WG12
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/CD/Files/18ESV-000076.pdf
28) METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT AND VALIDATION OF INJURY PREDICTING ALGORITHMS Jeffrey Augenstein Elana Perdeck James Stratton William Lehman Injury Research Center University of Miami United States
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 18/CD/proceed/00145.pdf
29) SEAT COMPONENT TO PREVENT WHIPLASH INJURY K.-U. Schmitt1,2, M. Muser2 , M. Heggendorn1 , P. Niederer1, and F. Walz2 1 Institute of Biomedical Engineering, University and Swiss Federal Institute of Technology (ETH) Zurich, Switzerland. URL:https: //www-nrd.nhtsa. dot.gov/Pdf/nrd-01/ESV/esv18/CD/Files/18ESV-000224.pdf
30) CRASH PULSE RECORDERS IN REAR IMPACTS - REAL LIFE DATA. Maria Krafft Anders Kullgren Folksam Research and Karolinska Institute Claes Tingvall Swedish National Road Administration Sweden
URL:https://www-nrd.nhtsa. dot.gov/pdf/esv/esv 16/98s6o 10.pdf.