Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации конституционного права на свободу слова и информации в Российской Федерации

Работа №111681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1Правовое регулирование конституционного права на свободу слова и
информации
1.1Генезис права на свободу слова и информации: мировой и
отечественный опыт
1.2Понятие, содержание и место права на свободу слова и информации в
системе прав и свобод человека
2Правовые гарантии реализации права на свободу слова и информации в
Российской Федерации
2.1Система конституционных гарантий реализации права на свободу слова
и информации
2.2Стандарты Совета Европы в сфере реализации и защиты права на свободу слова и информации и особенности их применения в Российской
Федерации
3Правовой механизм реализации и защиты права на свободу слова и информации
3.1Система защиты права на свободу слова и информации
3.2Правовые позиции Конституционного Суда РФ в области защиты права
на свободу слова и информации
3.3Основные направления совершенствования гарантий защиты права на
свободу слова и информации
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность избранной темы исследования обусловлена несколькими факторами как теоретического, так и практического характера. Так изначально право на свободу выражения мнения (свободу слова) и информации рассматривались на международном уровне как единое целое, при этом, право на информацию рассматривалось как составляющее права на свободу выражения своего мнения. В первые данное право на международном уровне было определено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 19448 г. именно в указанном соотношении. В последствии право на информацию в значительной степени было развито, получило своё собственное содержание, что позволяет утверждать о его самостоятельном значение. Таким образом, возникает проблема установления соотношения, в т.ч. взаимосвязи и различий, права на свободу слова и информации.
Кроме того, необходимо констатировать что регулирование информационных потоков и обращение информации является одной из наиболее важных задач как не международном, так и на национальных уровнях по причине быстрого прогресса информационных технологий, которые позволяет упростить процесс поиска, создания и обмена информацией, её распространение. К большому сожалению право на свободу выражения мысли и свободу информации, в век информационных технологий становиться орудие воздействия на массовое сознание людей, сферой совершения различных противоправных посягательств, влияние на общественные процессы деструктивного характера. В связи с этим возникает необходимость установления наиболее рациональных границ использования настоящего права.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость проведения всестороннего анализа доктринальных основ права человека на свободу слова и информации, установления его содержания и границ реализации,
дальнейшего совершенствования механизма реализации и ограничения данного права в России.
Степень научной разработанности темы исследования характеризуется постоянным повышенным вниманием к данному вопросу. Можно выделить таких авторов научных публикаций за последние годы, как Л.И. Валитова, И.А Гончаров, А.Р Гареев, И.Н. Забара, В.А. Кочев, В.С. Клементьева, Т.Н. Колмакова, С.Ю. Колмаков. М.Я. Муратов, Т.В. Пашнина, И.Н. Хныкин, Н.П. Щеголева, П.О. Силаев, А.А. Фатализаде, А.Б. Эктумаев и других. В основном обозначенными авторами рассматривались вопросы правовой регламентации права на свободу слова и информации, осуществлялось их теоретическое осмысление, рассматривались проблемные вопросы ограничения права на информацию.
Рассматривалась исследуемая проблематика и на диссертационном уровне. Необходимо отметить диссертационные исследования 2007 года М.А. Дубровиной освящённое вопросам защиты конституционного права на свободу мысли и слова в России, диссертацию этого же года А.В. Кротова посвящённую вопросам защиты права на свободу информации, 2012 года Е.С. Пальцевой по вопросам соотношения права на свободу слова и право на защиту чести, достоинства и доброго имени, 2013 года А.А. Щербович по вопросам свободы слова и права на доступ к информации в сети Интернет. Отдельно также стоит отметить сравнительно-правовое исследование права на свободу слова в США проведённое в 2013 году Н.А. Перовой.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией прав на свободу слова и свободу информации в России.
В свою очередь, к предмету настоящего исследования относятся нормы права посредством которых урегулированы общественные отношения, составляющие объект исследования. К таким нормам, прежде всего, относится Конституция РФ, международные нормативные акты в сфере прав и свобод человека, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 5
года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, отечественное законодательство, которое развивает и дополняет конституционные положения по рассматриваемому вопросу. Отдельное место в предмете исследования занимают решения Конституционного суда РФ.
Целью настоящего исследования является установление содержания и места права на свободу слова и информации в системе прав и свобод человека в России, установление их оптимального баланса и границ реализации, принципов ограничения, поиск путей и способов дальнейшего развития его правового регулирования.
Для достижения указанной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1.Исследовать генезис права на свободу слова и информации: мировой и отечественный опыт.
2.Определить понятие, содержание и место права на свободу слова и информации в системе прав и свобод человека.
3.Охарактеризовать систему конституционных гарантий реализации права на свободу слова и информации.
4.Проанализировать стандарты Совета Европы в сфере реализации и защиты права на свободу слова и информации и особенности их применения в Российской Федерации.
5.Определить и раскрыть содержание отечественной системы защиты права на свободу слова и информации.
6.Проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ в области защиты права на свободу слова и информации.
7.Разработать основные направления совершенствования гарантий защиты права на свободу слова и информации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и правовые методы исследования. Главным в этой системе выступает 6
общенаучный диалектический метод, в рамках которого были применены такие приёмы познания, как анализ и синтез, абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному. С помощью логико-семантического метода проведено изучение и углублён понятийный аппарат, а именно, даны определения природных ресурсов, торгов о предоставлении природных ресурсов, их отдельных видов, а также других понятий категорий, имеющих значение для проведения исследования. Также, широко был применён логический метод, суть которого заключается в выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга, установлении классификаций, создании логических конструкций на базе законодательных (легальных) и теоретических понятий и определений. Историко-правовой метод применяется для изучения становления и дальнейшего развития современной концепции права на свободу слова и информации. При помощи формально-юридического метода исследовано содержание правовых норм, в которых непосредственно выражаются содержание исследуемых прав.
Структура настоящего исследования обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:
1.Право на свободу слова и информации в России постоянно притеснялось. Так, до начала XIX в. свободой выражения своих убеждений обладал только монарх. В 1804 г. император России Александр I подписал новый устав, ставший инструкцией для цензоров, в котором говорилось, что цензура утверждается «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». И там подчеркивалось: неоднозначные места в текстах должны толковаться «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». Однако на практике все эти рекомендации не учитывались. Более заметное послабление ограничений на свободу печати произошло лишь в 1855--1861 гг. Они коснулись изданий университетов, которые освобождались от цензуры. В 1917 г. Февральская революция отменила цензурные ограничения, однако уже в августе после неудачного мятежа под руководством Л. Г. Корнилова она было восстановлена. Конституция СССР декларировала свободу слова и печати, однако в действительности публичное высказывание убеждений, идущих в разрез с основной линией КПСС, преследовалось и уничтожалось на корню.
2.После преобразования в 1991 году в России появилось не только декларативное прав она свободу слова и выражения собственного мнения, право на свободное распространение информации, но и их практическое воплощение (особенно в сравнении с предыдущими историческими периодами).
3.Право на свободу слова и свободу информации являются взаимосвязанными. Реализация каждого из прав невозможно по отдельности, изолировано друг от друга, в связи с чем, последние имеют общие «исторические корни», поскольку в первых международных нормативных актах право на свободу информации излагалось как составляющая часть права на свободу выражения мнения.
4.Современный конституционно-правовое содержание права на свободу слова предполагает её определение через установления границ, за которые возможность свободно выражать своё мнение («слово») не допускается. При таком подходе право на свободу слова может быть определено как возможность беспрепятственно выражать своё мнение за исключением случаев распространения информации, которая может повлечь общественно-опасные последствия в виде социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Право на свободу слова по своему значению и содержанию следует отнести к основным правам человека.
5.Право на свободу информации раскрыто посредством перечисления элементов составляющих функциональную сторону деятельности человека и заключается в свободе поиска, получения, передачи, производства и распространения информации всеми способами, которые не запрещены законом. Вопрос установления границ права на свободу информации актуален в «век» информационных технологий, когда процессы создания и распространения информации в значительной степени упрощены и доступны что может быть использовано как средство достижения противоправных целей.
6.В Конституции РФ содержится довольно внушительное число правовых гарантий реализации права на свободу слова и информации. В своём большинстве содержащиеся там гарантии получили своё развитие в системе отраслевых нормативных правовых актов, за отдельным исключением.
7.Систему конституционных гарантий права на свободу слова и информации, можно представить следующим образом: общие гарантии (запрет дискриминации, возможность ограничения конституционных прав только в отдельно предусмотренных случаях, гарантии судебной защиты
прав и свобод человека и т.п.); специальные гарантии (само право на свободу слова и информации; запрет цензуры; принцип идеологического и политического многообразия, принцип свободы выражения взглядов относительно религиозных убеждений; принцип свободного доступа к информации об окружающей среде и т.п.).
К конституционным гарантиям реализации права на свободу слова и информации также необходимо относить и предусмотренные механизмы их реализации, механизмы предупреждения и реагирования на нарушения такого права (это деятельность судов, прокуратуры, свобода деятельности общественных объединений).
8.Необходимо констатировать важность и значимость международных стандартов в области защиты права на свободу слова и информации. Такие стандарты были выработаны в результате длительного осмысления важности и значимости информационной составляющей для развития и становления демократического общества. Для тех правовых систем, которые только развивались, они имеют важное значение в аспекте их заимствования и повышения качества собственной правовой системы. Сравнительный анализ стандартов Совета Европы в области права на свободу слова и информации с отечественными, позволяет утверждать, что отечественные стандарты вполне соответствуют европейским.
Исключительно положительно должно быть оценена
распространившаяся в настоящее время практика, согласно которой отечественные суды при рассмотрении споров, связанных с реализацией права на свободу слова и информации, отечественные суды аргументируют свои решения ссылками на Конвенцию 1950 г. и прецедентные решения ЕСПЧ.
9.Правовые позиции КС РФ, которые выработаны последними в решениях относительно различных аспектов реализации права на свободу слова и информации, играют важнейшее значение в качестве основных ориентиров понимания различных спорных вопросов в данной сфере.
Важным аспектом является то обстоятельство, что КС РФ в своих решениях, как правило, применяет дополнительную аргументацию в виде устоявшихся и общепринятых международных стандартов в сфере прав и свобод человека. Вместе с тем, сами решения КС РФ имеют значительно большую юридическую силу и не могут быть отменены или пересмотрены в связи с принятием противоположных по своему содержанию решений ЕСПЧ.
10.Реализация и защита права на информацию, в большой степени зависит от государства, от принимаемых им законов, от деятельности компетентных органов. Однако, нередко государство и деятельность отдельных государственных органов и чиновников становиться объектом критики, что может привести к тому, что государство будет всячески, допустимыми и недопустимыми средствами противодействовать такой критики и субъектам, которые её осуществляют, препятствуя тем самым реализации права на свободу слова и распространения информации.
Также, государство, чиновники, составляющие государственный аппарат, будучи не заинтересованными в предании огласке информации об их деятельности негативного характера, могут препятствовать участникам информационных отношений, в доступе к ней. Все обозначенные обстоятельства говорят о том, что хоть государство и выступает основным гарантом реализации и защиты права на свободу слова и информации, деятельность последнего должна быть дополнена и другим элементами. В первую очередь, это международные инстанции, которые позволяют контролировать работу отечественной правовой системы.
Кроме того, важное значение, в связи с этим, приобретает деятельность общественных объединений целью которых является защита прав и свобод человека. Не менее важна также личная активность граждан, как основных «потребителей» права на свободу слова и информации. Наличие у участника правоотношений (гражданина) высокого уровня правового осознания и правовой культуры, активной позиции в части защиты своих прав и интересов, в целом, может позитивно сказаться на состоянии реализации данного права в государстве.
11.В качестве проблемных моментов конституционных гарантий права на свободу слова и информации, необходимо указать наличие неопределённости в вопросе выявления конституционно-правового смысла понятия «цензура» и соответствующего принципа запрета цензуры, его соотношения с установленными ограничениями права на свободу слова и информации. Также остаётся открытым вопрос о допустимости предоставления журналистам и СМИ в целом «свидетельского иммунитета» в отношении источников информации.
12.Установление свидетельского иммунитета в части допроса журналистов в отношении раскрытия личности источников информации, которые сообщали на условиях конфиденциальности, является целесообразным и позволит установить дополнительные существенные гарантии реализации права на свободу слова и доступ к информации. Журналист, при получении информации от источника на условиях анонимности обязан, если это будут позволять условия, выяснить у него вопрос о том, желает ли он, в случае необходимости, раскрыть свою личность перед правоохранительными органами и дать соответствующие показания. И только, если источник информации выразит на это согласие, сообщить соответствующую информацию правоохранительным органам.
Такое правило не может относиться к случаям, когда компетентный правоохранительный орган в установленном законом порядке, самостоятельно выявить источник информации и обяжет его явкой для дачи показаний. В связи с тем, что способ получения сведений об информированности источника не будет связан с журналистом (в т.ч. с проведением в отношении последнего негласных мероприятий), оснований для предоставления такому источнику свидетельского иммунитета, нет.


1.Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.12.2017 по делу N 22-8747/2017 // СПС «Консультанта Плюс».
2.Баньковский А.Е. Проблемы применимости решений Европейского суда по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8. С. 24-28.
3.Валитова Л.И. Конституционные гарантии права на доступ к
информации // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/konstitutsionnye-garantii-prava-na-dostup-k- informatsii (дата обращения: 28.01.2020).
4.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года) // Российская газета. 1995. № 67.
5.Гаврюшов, Д.В. Гарантии реализации субъективного права на информацию: конституционно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук / Д. В. Гавришов. - Белгород, 2010.
6.Гареев А.Р. Деятельность средств массовой информации по защите прав человека как института гражданского общества. В сборнике: Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 455-457.
7.Глотов С.А., Фомиченко М.П. Конституционное право: Учебное пособие. - М.: Международный юридический институт. 2014. С.440-441.
8.Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998. С. 52.
9.Гончаров И.А. Место права на информацию в системе конституционных прав и свобод. В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XV международной научнопрактической конференции. 2018. С. 113-117.
10.Гражданские и политические права, включая вопрос свободы выражения мнений. Право на свободу мнений и их свободное выражение». Доклад Специального докладчика г-на Амбейи Лигабо, представленный в соответствии с резолюцией 2003/42 Комиссии от 12 декабря 2003 г. // Док. ООН. E/CN.4/2004/62. URL: http://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?m=85 (дата обращения: 28.01.2020 года)
11.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532
12.Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. М.: Права человека, 1997. 194 с.
13.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ от 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 (утратила силу) // Рос. газ. 2000. № 187.
14.Дубровина М.А. Защита конституционного права на свободу мысли и слова в современной России: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук, специальность: 12.00.02. Саратов, 2007. 26 с.
15.Доклад Уполномоченного по правам человека в России за 2019 год. URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2019 (дата обращения: 03.05.2020 г.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ