РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия 9
1.2 Музыкальная деятельность как средство развития у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия. 14 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия 22
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия
в процессе музыкальной деятельности 32
2.3 Выявление эффективности работы по развитию у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 51
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия 9
1.2 Музыкальная деятельность как средство развития у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия. 14 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия 22
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия
в процессе музыкальной деятельности 32
2.3 Выявление эффективности работы по развитию у детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 51
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. В связи с этим изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (P.E. Левина, H.H. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).
Исследования отечественных ученых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что недоразвитие слухового восприятия в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).
Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему развития отдельных компонентов слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, логопедическая наука заинтересована в содержании и методах развития слухового восприятия в единстве составляющих его компонентов.
В нашем исследовании на основе деятельностного подхода в качестве средства развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи определена музыкальная деятельность. Многие учёные занимались этой проблемой, и большинство из них утверждали, что музыка для ребёнка - способ самовыражения и раскрытия себя, а также мощный ресурс в сфере развития слухового восприятия.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования системы коррекционно-развивающей работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; сензитивностью старшего дошкольного возраста для развития слухового восприятия и речи; недостаточным научным обоснованием содержания и методов развития слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и недостаточным использованием в коррекционно-развивающей работе музыкальной деятельности, способствующей успешному осуществлению этого процесса.
С помощью выявления противоречия, мы обозначили проблему исследования: каковы потенциальные возможности музыкальной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность музыкальной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Объектом исследования является процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Предметом исследования является музыкальная деятельность как средство развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Гипотеза исследования. Процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности будет эффективным, если:
- разработан комплекс упражнений в разных видах музыкальной деятельности для развития компонентов слухового восприятия;
- упражнения включены в бинарные музыкальные занятия, в проведении которых участвуют музыкальный руководитель и учитель - логопед;
- развивающая предметно-пространственная среда группы обогащена средствами музыкальной деятельности (наглядными пособиями, материалами и инструментами для музыкальных действий; дидактическими заданиями).
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия ;
3) определить и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов работы по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности.
Для решения данных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы экспериментальных данных).
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области детской музыкальной деятельности (Карл Орф, М.Э. Фейгин);
- исследования в области музыкальной педагогики (В.И. Авратинер, В.Г. Ражников, А.Н. Серов);
- положения о развитии слухового восприятия в музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, А.С. Клюев, О.В. Михайличенко).
- положения об организации коррекционно-образовательной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования музыкальной деятельности в развитии слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: дополнены научные представления о состоянии слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определено и апробировано содержание, формы и методы развития у детей 5- 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в музыкальной деятельности.
Материалы экспериментальной работы могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей группы компенсирующей направленности.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований) и 14 приложений. В тексте работы представлены 12 рисунков, 13 таблиц.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (P.E. Левина, H.H. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).
Исследования отечественных ученых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что недоразвитие слухового восприятия в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).
Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему развития отдельных компонентов слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, логопедическая наука заинтересована в содержании и методах развития слухового восприятия в единстве составляющих его компонентов.
В нашем исследовании на основе деятельностного подхода в качестве средства развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи определена музыкальная деятельность. Многие учёные занимались этой проблемой, и большинство из них утверждали, что музыка для ребёнка - способ самовыражения и раскрытия себя, а также мощный ресурс в сфере развития слухового восприятия.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования системы коррекционно-развивающей работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; сензитивностью старшего дошкольного возраста для развития слухового восприятия и речи; недостаточным научным обоснованием содержания и методов развития слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и недостаточным использованием в коррекционно-развивающей работе музыкальной деятельности, способствующей успешному осуществлению этого процесса.
С помощью выявления противоречия, мы обозначили проблему исследования: каковы потенциальные возможности музыкальной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность музыкальной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Объектом исследования является процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Предметом исследования является музыкальная деятельность как средство развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия.
Гипотеза исследования. Процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности будет эффективным, если:
- разработан комплекс упражнений в разных видах музыкальной деятельности для развития компонентов слухового восприятия;
- упражнения включены в бинарные музыкальные занятия, в проведении которых участвуют музыкальный руководитель и учитель - логопед;
- развивающая предметно-пространственная среда группы обогащена средствами музыкальной деятельности (наглядными пособиями, материалами и инструментами для музыкальных действий; дидактическими заданиями).
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия ;
3) определить и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов работы по развитию у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности.
Для решения данных задач в работе были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы экспериментальных данных).
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области детской музыкальной деятельности (Карл Орф, М.Э. Фейгин);
- исследования в области музыкальной педагогики (В.И. Авратинер, В.Г. Ражников, А.Н. Серов);
- положения о развитии слухового восприятия в музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, А.С. Клюев, О.В. Михайличенко).
- положения об организации коррекционно-образовательной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования музыкальной деятельности в развитии слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: дополнены научные представления о состоянии слухового восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определено и апробировано содержание, формы и методы развития у детей 5- 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи слухового восприятия в музыкальной деятельности.
Материалы экспериментальной работы могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей группы компенсирующей направленности.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований) и 14 приложений. В тексте работы представлены 12 рисунков, 13 таблиц.
Развитие слухового восприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Важно не только заниматься с музыкальным руководителем в музыкальном зале, но и иметь музыкальный уголок в группе, где будет собрана фонотека аудиозаписей сказок, песен, мелодий, литературных композиций, прослушивание которых ведется не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
В работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия и определена роль музыкальной деятельности в коррекционно-образовательном процессе.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР. В эксперименте использовались диагностические задания и показатели, выделенные на основе исследований Н.А. Ухиной, И.А. Зимней, Л.С. Цветковой: умение локализовать звуки в пространстве, умение различать на слух длительности звучания, умение различать на слух звуки, издаваемые разными объектами, умение воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта, умение воспроизводить темп, метр, ритмический рисунок звучаний, умение воспринимать звуки и соотносить их с нужным изображением.
Результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о преобладании у детей 5-6 лет с ФФНР среднего уровня развития слухового восприятия.
В процессе формирующего эксперимента мы проверяли положения гипотезы. Процесс развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности осуществлялся согласно положениям гипотезы следующим образом:
- был разработан комплекс упражнений в разных видах музыкальной деятельности для развития компонентов слухового восприятия;
- упражнения были включены в бинарные музыкальные занятия, в проведении которых участвовали музыкальный руководитель и учитель- логопед;
- развивающая предметно-пространственная среда группы была обогащена средствами музыкальной деятельности (наглядными пособиями, материалами и инструментами для музыкальных действий; дидактическими заданиями).
Контрольный эксперимент позволил определить эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием музыкальной деятельности и положительную динамику в развитии у детей 5-6 лет с ФФНР компонентов слухового восприятия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
Результаты исследования могут быть использованы учителями- логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями в образовательном процессе для развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности.
Важно не только заниматься с музыкальным руководителем в музыкальном зале, но и иметь музыкальный уголок в группе, где будет собрана фонотека аудиозаписей сказок, песен, мелодий, литературных композиций, прослушивание которых ведется не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
В работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия и определена роль музыкальной деятельности в коррекционно-образовательном процессе.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития слухового восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР. В эксперименте использовались диагностические задания и показатели, выделенные на основе исследований Н.А. Ухиной, И.А. Зимней, Л.С. Цветковой: умение локализовать звуки в пространстве, умение различать на слух длительности звучания, умение различать на слух звуки, издаваемые разными объектами, умение воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта, умение воспроизводить темп, метр, ритмический рисунок звучаний, умение воспринимать звуки и соотносить их с нужным изображением.
Результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о преобладании у детей 5-6 лет с ФФНР среднего уровня развития слухового восприятия.
В процессе формирующего эксперимента мы проверяли положения гипотезы. Процесс развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности осуществлялся согласно положениям гипотезы следующим образом:
- был разработан комплекс упражнений в разных видах музыкальной деятельности для развития компонентов слухового восприятия;
- упражнения были включены в бинарные музыкальные занятия, в проведении которых участвовали музыкальный руководитель и учитель- логопед;
- развивающая предметно-пространственная среда группы была обогащена средствами музыкальной деятельности (наглядными пособиями, материалами и инструментами для музыкальных действий; дидактическими заданиями).
Контрольный эксперимент позволил определить эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием музыкальной деятельности и положительную динамику в развитии у детей 5-6 лет с ФФНР компонентов слухового восприятия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, состоятельность положений гипотезы доказана.
Результаты исследования могут быть использованы учителями- логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями в образовательном процессе для развития у детей 5-6 лет с ФФНР слухового восприятия в процессе музыкальной деятельности.



