Развитие пространственного мышления детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании средствами художественного конструирования (бумагопластика)
Аннотация 2
Введение 5
Глава I. Особенности художественного конструирования как материала для творчества и развития пространственного мышления обучающихся 16
1.1. Художественное конструирование как пластический язык современного искусства и творчества 16
1.2. Технологические и декоративные возможности бумаги в творческой деятельности ребенка 21
1.3. Психолого-педагогические и методические аспекты развития пространственного мышления обучающихся в процессе художественного моделирования и создания трехмерных форм 30
Выводы по I главе 37
Глава II. методика развития пространственного мышления детей 11-13 лет 39
2.1. Результаты исходного уровня развития пространственного мышления детей 11-13 лет в процессе художественного конструирования 39
2.2. Модель методической системы развития пространственного мышления детей 11-13 лет 46
2.3. Развитие пространственного мышления детей 11-13 лет в процессе художественного конструирования 48
Вывод по II главе 54
Заключение 56
Список используемой литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Образование, в широком смысле этого слова, представляет собой процесс обучения и воспитания, целью которого является совокупность приобретенных не только знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, но и духовных, ценностно-смысловых ориентаций, эстетического отношения, опыта деятельности.
Образование является продуктом способностей личности, его физических, интеллектуальных и творческих навыков, проявляющихся в когнитивной, поведенческой, коммуникативной, эмоционально- чувственной, культурной сферах. Именно в культуре, традициях и искусстве сохраняются и передаются тот опыт поколений необходимый для развития личности и общества в целом.
Образование осуществляется посредством учебных заведений. И во многом именно детские школы искусств, и художественные школы осуществляют работу, связанную с развитием и формированием культуры личности.
Таким образом детская школа искусства выступает тем образовательным пространством, в котором развивается творческая личность, ее художественная культура, формируется личность способная понимать, создавать и сохранить новые ценности посредством художественно-творческой деятельности.
Поэтому, система дополнительного образования играет значительную роль в художественно-эстетическом, духовном развитии детей, но и также участвует в развитии познавательных способностей ребенка, его мышления, восприятия, памяти, речи, воображения. После окончания школы мы хотим получить личность знающую свои традиции, историю культуры и искусства, умеющую нестандартно и креативно мыслить, быстро и адекватно реагировать на все изменения, происходящие в жизни, самостоятельно принимать решения.
Особый смыл представляют сейчас эти задачи, в современных условиях развития ребенка, процессов глобализации, экономической нестабильности, духовных поисков, новых образовательных парадигм.
Так представления о мире, о красоте, гармонии, свойствах и отношениях, плоскости, времени, пространстве, объеме, перспективе и пространственных планах связаны с развитием пространственного мышления.
Пространственное мышление представляет собой вид мыслительной деятельности, играющее существенное значение в интеллектуальном развитии индивида, что проявляется в его умение оперировать пространственными образами в различных видах учебной и творческой деятельности.
Однако, как показывает практика, на сегодняшний день и школы дополнительного образования столкнулись с проблемой развития пространственного мышления у детей. Это связано прежде всего с тем, что в образовательных программах либо отсутствует тот блок заданий направленных на развитие пространственного мышления, либо этому уделено совсем малое количество часов.
С другой стороны, собранный научно-теоретический материал по проблемам развития пространственного мышления не используется в методическом арсенале учителя, что существенно влияет на уровень его развития у ребенка.
Сегодня уделено достаточно внимания развитию пространственного мышления у детей дошкольного возраста. Разработано множество программ посвященные составлению объемных форм из конструктора. Но чем старше становится ребенок, мы замечаем, что уже в 3-5 и далее в старших классах развитию пространственного мышления уделяют мало времени, делается в основном упор на развитие логики. Поэтому уже в подростковом возрасте ребенок имеет трудности с решением задач связанные с уровнем проявления пространственного мышления, не знает, как построить объемную фигуру, с трудом понимает, как нарисовать чертеж в различных проекциях. Эти трудности в дальнейшем могут провялятся и в профессиональной деятельности.
Таким образом, пространственное мышление необходимо не только в математике, геометрии, физике, архитектуре, дизайне, но и в таких профессиях как летчик, инженер, художник, учитель.
В возрасте 11-13 лет, дети занимаются творчеством исходя из своих интересов и желаний. Тем не менее не так просто заинтересовать детей. Большинство обучающихся уже на второй год обучения уходят из школы.
Почему это происходит? Это происходит потому, что школы перестали быть просто досуговыми центрами, они стали центрами образования и культуры, где прежде всего учат, обучают и воспитывают, где ребенку приходится не только творчески самовыражать себя, но и научится это делать в коллективе, осваивая самостоятельно, путем упорного труда навыки творческого поиска.
Поэтому вопросы развития пространственного мышления у детей 1113 лет являются и на сегодняшний день актуальными.
Из всего выше сказанного можно сказать, что пространственное мышление - это ядро для развития пространственных структур, там, где нужно думать, воображать, придумывать, проецировать, изобретать, будь то реальное, либо виртуальное, так, как всё, что мы думаем, делаем и изобретаем это благодаря пространственному мышлению.
Уметь видеть объемные предметы, моделировать ими, вращать их в воображаемом пространстве является признаком высокого интеллекта.
Однако, эффективность развития и воспитания достигается только в совокупности повторяющихся действий в системе взаимодействия учитель и ученик.
Особая роль в развитии пространственного мышления принадлежит художественному конструированию, расширяющего границы образовательного процесса, а обладая большой наглядностью в передаче трехмерного пространства и объема, развивает способности мыслить, воображать, представлять объемно-пространственно.
Процесс, в котором обучение построено на совокупности практики с теорией, а развитие мышления осуществляется на основе тактильного восприятие с плоскостью, работы воображения и проявления личностных качеств и способностей.
В развитии пространственного мышления детей особая роль принадлежит художественному конструированию из бумаги.
Бумага — это тот материал, который доступна любому человеку различному социальному статусу. А какой он пластичный! Бумага уникальный материал, благодарный, послушный, благородный из которого можно создавать декорации и всевозможные фигуры, дома, различные проекты.
Моделирование из бумаги - это искусство, созданное на плоскости трехмерных скульптур, объединенное в одно название - бумажная пластика.
Художественное конструирование намного сложнее и требует больше упорства чем к примеру аппликация, и напоминает больше скульптуру на плоскости, где форма создается с помощью объема. Поэтому проекты, картины, объекты, фигуры из бумаги смотрятся как произведения искусства. В них видна композиция, мастерство, пространство, объем, форма, стиль.
Ребенок в процессе художественного конструирования из бумаги получает навыки и умения, которыми будет пользоваться в процессе всей жизни. На занятиях школьник включается в процесс с большим интересом набирает опыт в творческой, продуктивной деятельности, которая станет фундаментом его будущей деятельности.
Творческая деятельность развивает познавательные способности ребенка среднего школьного возраста как никакая другая, способствует развитию пространственного мышления. У подростка развивается такие навыки как изобретательность, способность к созданию своего придуманного и сконструированного проекта. Реализовать задуманное, и увидеть, что это реально, что можно мечту воплотить в реальность, ощутить себя мастером и творцом, вот что является главным в творчестве.
Пускай это будет просто обычная бумага, которая положит начало для развития творческого воображения и мышления, для чего-то в действительности масштабного.
Способности человека безграничны, главное вовремя обучить, и заложить тот фундамент знаний, умений и навыков для дальнейшего развития жизни и карьеры.
Как сложить простой лист бумаги в геометрическую фигуру? Как получить объем? Как вырезать окно? Как построить здание? Как сделать фигуру? На все свои вопросы, он находит ответ в процессе художественного конструирования, когда создаются объемно-пространственные фигуры.
Навыки проектирования, конструирования, сравнения, обобщения, способность анализировать свой проект, школьник может получить на занятиях по бумажному конструированию.
Он получает представление о различных видах бумаги, и способы ее использования для получения результата. Самое интересное, что предмет художественное конструирование из бумаги является синтезом разных видов изобразительной деятельности, а это - рисование, аппликация, композиция, моделирование из бумаги.
Занимаясь с бумагой обучающиеся становятся творцами маленького чуда, созданного своими руками.
В процессе занятия школьники проявляют разные способности: оформительские, организаторские, дизайнерские, и конечно же творческие. Бумага доступный материал, рассчитан специально для детей среднего школьного возраста. Дети с большим интересом и вдохновением конструируют из бумаги, и с вопросом в голове: «неужели из этого простого листа бумаги у меня что-то получится?»
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо изменить ситуацию в школах дополнительного образования, расширить творческую деятельность обучающихся и внедрить в учебный процесс занятия по художественному конструированию.
Чтобы сохранить контингент учащихся необходимо нечто больше, чем просто научить их рисованию, нужно вовлечь в творческий процесс, сделать его обучение познавательным, развивающим.
Именно художественное конструирование — это этот процесс и предмет, который собирает в себе интеграционную совокупность многих других предметов.
Именно, при складывании плоского листа бумаги «включается» пространственное мышление, ребенок начинать представлять, воображать, думать, сравнивать, принимать решение.
Итак, мы видим, что процессу работы школьников с бумагой, развитию пространственного мышления уделено слишком мало времени.
Таким образом, существующие проблемы, среди которых отсутствие в методическом арсенале учителя четкой программы, учебно-методических и дидактических пособий по бумажному конструированию ведут к низкому уровню пространственного мышления.
Исследование вопроса развития пространственного мышления позволило выявить противоречие между:
- необходимостью развития пространственного мышления и недостаточным его развитием в рамках предлагаемой образовательной программы на основе федеральных государственных требований (ФГТ).
Цель исследования - разработка методики, направленной на развитие пространственного мышления детей 11-13 лет.
Объект исследования: процесс учебно-творческой деятельности учащихся 3-5 классов на занятиях по художественному конструированию.
Предмет исследования: методы и средства развития пространственного мышления на занятиях по художественному конструированию.
Гипотеза: развитие пространственного мышления на занятиях по художественному конструированию будет эффективным, если:
• процесс обучения и воспитания будет носить системный характер, основанный на интеграционном и комплексном взаимодействии обучению изобразительному искусству;
• применяется комплекс специально разработанных учебно- методических материалов, способствующих развитию пространственного мышления;
• процесс обучения построен на основе разработанной модели методической системы развития пространственного мышления;
Задачи:
• выявить особенности развития пространственного мышления путем анализа научно-теоретической литературы;
• выявить значение бумажного конструирования на процесс развития пространственного мышления детей 11-13 лет;
• разработать модель методической системы, в содержании которой система заданий и упражнений обеспечивающая развитие пространственного мышления;
• разработать критерии и показатели уровня развития пространственного мышления детей 11-13 лет;
• разработать учебно-методическое пособие (далее - программа), включающую в себя систему заданий, упражнений по художественному конструированию и внедрить в учебно-воспитательный процесс школы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды авторов по педагогике, методике, психологии и философии.
Основой в теоретическом исследовании явилась концепция развивающего обучения, созданная В.В. Давыдовым и Д.Б. Эльконина. Основателями гуманистической теории воспитания явились труды Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского. Образование посредством искусства авторов В.С. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, В.И. Романина, Н.С. Боголюбова. Психологией воспрития и развития творческих способсностей посвящены исследования Л.С. Выготского, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Н.Ф. Тылызина.
Раззличные аспекты мышления подробно исследованы и раскрыты в трудах Б.Г.Ананьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, М.Н. Шардакова, М.Н. Скаткина.
Неоценимую пользу при изучении системы пространственного мышления оказали изыскания Г.Д. Глейзера, В.А. Крутецкого, Е.Ф.Рыбалко, И.С.Якиманской.
Основополагающими в методики преподования дисциплин художественного цикла являются труды А.О. Барща, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова.
Научная новизна исследования:
• выявлены особенности методики развития пространственного мышления средствами художественного конструирования из бумаги, что появляется в свободном преобразовании бумаги путем ее моделирования, трансформации, вращения, соединения, склеивания, врезания, перегруппировки.
• разработан комплекс программного и учебно-методического характера в котором учебно-воспитательный процесс представлен как эффективная система, расширяющая границы развития пространственного мышления детей;
• разработана модель методической системы развития пространственного мышления у детей 11-13 лет на занятиях по художественному конструированию, в содержании которой целевой, структурно-содержательный и контрольно-оценочный компоненты.
Теоретическая значимость исследования
• разработана модель методической системы развития пространственного мышления применительно средствами художественного конструирования из бумаги.
Практическая значимость исследования
• разработанная модель и учебно-методический комплекс, далее программа могут быть использованы в практике преподавания изобразительного искусства в школах искусств, а также для учителей школ и вузов при разработке программ художественного цикла.
Этапы исследования:
Первый этап исследования: Посвящён психолого-педагогическому исследованию развитию пространственному мышления детей. На этом этапе анализировались и изучались различные научные исследования ведущих специалистов, педагогов, психологов, методистов в области проблем развития пространственного мышления детей на различных возрастных этапах с использованием различных средств. На этом же этапе анализировалась оснащенность методической литературы, программы, учебные пособия основной целью которых было бы развитие пространственного мышления.
Оценивалось состояние проблемы в сфере дополнительного образования детей. Анализировалась значимость пространственного мышления в развитии ребенка средствами художественного конструирования.
Второй этап исследования заключался в разработке методики направленной на развитие пространственного мышления детей средствами художественного конструирования. На этом этапе разрабатывалась программа курса по художественному конструированию «Бумажная Архитектура» для учащихся 3-5 классов дополнительного образования. Разрабатывались критерии и уровни развития пространственного мышления средствами художественного конструирования из бумаги. Определялись средства создания образовательно-воспитательной, творческой среды, методы и технологии, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся.
Третий этап исследования. На этом этапе исследования была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа развития пространственного мышления обучающихся средствами художественного конструирования. С этой целью был проведён формирующий эксперимент, подтверждающий эффективность разработанной методики.
В качестве диагностического аппарата по разработанным критериям был проведен анализ творческих работ обучающихся, демонстрирующий положительную динамику в развитии пространственного мышления обучающихся.
База исследования.
Исследования проводились на базе школы искусств № 13. поселок Прибрежный.
Апробация и внедрение результатов
Полученные результаты могут быть использованы для образовательных учреждений различного уровня, при разработке программ и учебных пособий, а также в процессе обучения дисциплин «Изобразительное искусство», «Технология». Полученные данные с количественным и качественным анализом могут быть внедрены в педагогическую практику обучения детей художественному конструированию.
Структура и объем бакалаврской работы:
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо изменить ситуацию в школах дополнительного образования, расширить творческую деятельность обучающихся и внедрить в учебный процесс занятия по художественному конструированию.
Чтобы сохранить контингент учащихся необходимо нечто больше, чем просто научить их рисованию, нужно вовлечь в творческий процесс, сделать его обучение познавательным, развивающим.
Именно художественное конструирование — это этот процесс и предмет, который собирает в себе интеграционную совокупность многих других предметов. Именно, при складывании плоского листа бумаги «включается» пространственное мышление, ребенок начинать представлять, воображать, думать, сравнивать, принимать решение.
Итак, мы видим, что процессу работы школьников с бумагой, развитию пространственного мышления уделено слишком мало времени.
Таким образом, существующие проблемы, среди которых отсутствие в методическом арсенале учителя четкой программы, учебно-методических и дидактических пособий по бумажному конструированию ведут к низкому уровню пространственного мышления.
Исследование вопроса развития пространственного мышления позволило выявить противоречие между: необходимостью развития пространственного мышления и недостаточным его развитием в рамках предлагаемой образовательной программы на основе федеральных государственных требований (ФГТ).
В результате были выявлены особенности методики развития пространственного мышления средствами художественного конструирования из бумаги, что появляется в свободном преобразовании бумаги путем ее моделирования, трансформации, вращения, соединения, склеивания, врезания, перегруппировки. Разработан комплекс программного и учебно-методического характера в котором учебновоспитательный процесс представлен как эффективная система, расширяющая границы развития пространственного мышления детей.
Разработана модель методической системы развития пространственного мышления у детей 11-13 лет на занятиях по художественному конструированию, в содержании которой целевой, структурно-содержательный и контрольно-оценочный компоненты.
Разработанная модель и учебно-методический комплекс, далее программа могут быть использованы в практике преподавания изобразительного искусства в школах искусств, а также для учителей школ и вузов при разработке дополнительных программ художественного цикла.
1. Андрюшина, Т.В. Инновационные методы развития пространственного мышления студентов технических вузов [электронный ресурс] / Т. В. Андрюшина, О. Б. Болбат ; Сибирский гос. ун-т путей сообщ. • Новосибирск : Андрюшина Т. В., 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.; 12 см.
2. Андрюшина, Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности / Т.В. Андрюшина; М-во путей сообщ. РФ. Сиб. гос. ун-т путей сообщ. (СГУПС). • Новосибирск : Сиб. гос. ун-т путей сообщ., 2000. - 148 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-93461-037-6
3. Бурачевская, О. В. Формирование пространственных представлений Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 5557.
4. Баулина, М.Е. Формирование пространственных представлений у детей: нейропсихологический подход [Текст] : учебно-методическое пособие / Баулина М. Е. - Москва : Перо, cop. 2016. - 49 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-906847-12-6 : 200 экз.
5. Гунина, Е.В. Формирование пространственных представлений у младших школьников на уроках тематического рисования: Учеб. пособие / Гунина Е. В. ; М-во образования РФ. Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир : Владимир. гос. пед. ун-т, 2003. - 85, [1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-87846-361-X : 300
6. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В.Г.Гоголева. - Спб.: «Детство-пресс», 2010. - 56 с.
7. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст] / Г.И.Долженко. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 142 с.
8. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. А.Н.Давидчук. - М., - 2010. - 218c.
9. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала [Текст] / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
10. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 сКостикова, Д.А. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Д. А. Костикова; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации" (МОАУ ДПО ИПК), Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кемеровский государственный университет" (НФИ Кем ГУ). - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2018. - 107 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 9785-7291-0586-1: 100 экз.
11. Киселева, Любовь Михайловна. Задачи на развитие пространственных представлений [Электронный ресурс] : интерактивный практикум по геометрии / Киселева Л. М., Яруткин А. Н. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 12 см.
12. Козлов, А.А. Упражнения по развитию пространственных представлений [Электронный ресурс]: интерактивный практикум по методике обучения математике / А. А. Козлов, Е. С. Шоломова, А. Н. Яруткин ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Новосибирский гос. пед. ун-т", Ин-т физ.-мат. и информ.-экономического образования. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т", 2014. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : цв.; 12 см.; ISBN 978-5-00023-425-9
13. Лукьянова, С.А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61.
14. Ляпенкова, Надежда Григорьевна. Далеко и близко, высоко и низко. Развитие пространственного мышления: [для детей старшего дошкольного возраста] / Н. Г. Ляпенкова ; [худож. Т. А. Ляхович]. - Москва : Мир книги, 2008. - [48] с. : цв. ил.; 23 см. - (Уроки Дракоши).; ISBN 978-5486-02551-8 (Уроки Дракоши).
15. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В.Лиштван. - М., 2009. - 271c.
...