Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства
формирования межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр 25
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений
у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 25
2.2 Содержание работы по формированию межличностных отношений
у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр 38
2.3 Динамика сформированности межличностных отношений у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 51
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложения 64
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевых игр как средства формирования межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр.
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание сюжетно-ролевых игр и апробировать их в процессе формирования межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. Межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.
В сюжетно-ролевой игре складываются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольника, в этом возрасте складываются отношения к окружающим.
Поэтому в работе мы обратились к этой непростой, но чрезвычайно важной теме - формирование межличностных у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр.
В ходе теоретического исследования данной проблемы было установлено, что речевой дефект неблагоприятно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, что, соответственно, оказывает отрицательное воздействие на взаимодействие со сверстниками. Дети испытывают меньшую потребность в общении , плохо сформированы формы коммуникации в связи с недоразвитием диалогической и монологической речи. Поведение детей с ОНР характеризуется слабой заинтересованностью в контакте со сверстником, неумением ориентироваться в ситуации общения, проявлением негативизма по отношению к сверстникам. Наличие подобных трудностей отрицательно сказывается на умении устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками в процессе игровой деятельности .
В сюжетно-ролевой игре у ребенка возникает внутренняя субъективная свобода, уверенность в собственном умении починить в игре себе вещи, действия и отношения, которые в практической продуктивной деятельности он осваивает с трудом. Развитой форме сюжетно-ролевой игры присущ коллективный характер. Осознание детьми себя в качестве членов детского коллектива позволяет считать сюжетно-ролевую игру средством создания зоны ближайшего развития для детской группы в процессе становления ее как коллектива.
В результате проведения экспериментального исследования был выявлен преимущественно низкий и средний уровень сформированности межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. В экспериментальной группе низкий уровень сформированности межличностных отношений у 50% детей, средний - у 40%, высокий - у 10% детей. В контрольной группе низкий уровень сформированности межличностных отношений у 50% детей, средний - у 50%. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
На формирующем этапе были отобраны сюжетно-ролевые игры с соответствии с лексическими темами по развитию речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи («профессии», «транспорт», «семья», «праздники», «животные»), разработано содержание микросюжетов сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию навыков
взаимодействия и взаимопомощи в игровой ситуации, установлению дружеских взаимоотношений между детьми, воспитанию чувства сострадания и эмоциональной поддержки сверстников. Предметнопространственная среда группы была обогащена материалами по тематике сюжетно-ролевых игр и игровыми атрибутами.
Проведение повторного исследования уровня сформированности межличностных отношений у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи позволило выявить положительную динамику у детей экспериментальной группы, которая составляет 30%, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. Таким образом, можно заключить, что цели работы достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Абраменкова, В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: автореф. дис. доктора психол. наук... [Электронный ресурс] / В.В. Абраменкова. - М., 2011. // Режим доступа: http// www/ dissercat. com (дата обращения 03.12.2018).
2. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян. - М., Просвещение, 2014. - 84 с.
3. Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Бондаренко, Матусик. - М., Академия, 2013. - 174 с.
4. Антонова, Г.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. ... канд. психол. наук [Текст] / Г.В. Антонова. - М., 2013. - 141 с.
5. Буре, Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, М.В.Воробьева. - М., 2014. - 177 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М., 2013. - 233 с.
7. Волков, Б.С. Психология общения детей в детском возрасте [Текст] / Б.С.Волков. - СПб., 2017. - 189 с.
8. Воробьева, М.Н. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.Н. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С.31-36.
9. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 354 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2015. - 377 с.
11. Деятельность и взаимоотношение дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 2017. - 214 с.
12. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М., 2014. - 108 с.
13. Запорожец, А.В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 2014. - №6. - 217 с.
14. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В.Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2012. - 150 с.
15. Ковалев, Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений [Текст] / Г.А. Ковалев. - М., 2011. - 176 с.
...