Развитие математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития математических представлений у детей 5-6 лет 9
1.2 Музыкальная деятельность как средство развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет математических
представлений у детей 5-6 лет
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию
математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 31
2.3 Выявление эффективности работы по развитию
математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 39
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей, участвовавших в эксперименте 53
Приложение Б Диагностическое задание «Правильно пойдешь — секрет найдешь»
Приложение В Диагностическое задание «Понедельник, воскресенье — до утра у нас веселье»
Приложение Г Диагностическое задание «Игры с цифрами» 56
Приложение Д Диагностическое задание «Найди пару» 57
Приложение Е Диагностическое задание «Расставь по порядку» 58
Приложение Ж Диагностическое задание «Правильно пойдешь — секрет найдешь»
Приложение И Диагностическое задание «Понедельник, воскресенье — до утра у нас веселье»
Приложение К Диагностическое задание «Игры с цифрами» 61
Приложение Л Диагностическое задание «Найди пару» 62
Приложение М Диагностическое задание «Расставь по порядку» 63
Глава 1. Теоретические основы развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития математических представлений у детей 5-6 лет 9
1.2 Музыкальная деятельность как средство развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет математических
представлений у детей 5-6 лет
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию
математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 31
2.3 Выявление эффективности работы по развитию
математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности 39
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей, участвовавших в эксперименте 53
Приложение Б Диагностическое задание «Правильно пойдешь — секрет найдешь»
Приложение В Диагностическое задание «Понедельник, воскресенье — до утра у нас веселье»
Приложение Г Диагностическое задание «Игры с цифрами» 56
Приложение Д Диагностическое задание «Найди пару» 57
Приложение Е Диагностическое задание «Расставь по порядку» 58
Приложение Ж Диагностическое задание «Правильно пойдешь — секрет найдешь»
Приложение И Диагностическое задание «Понедельник, воскресенье — до утра у нас веселье»
Приложение К Диагностическое задание «Игры с цифрами» 61
Приложение Л Диагностическое задание «Найди пару» 62
Приложение М Диагностическое задание «Расставь по порядку» 63
Одним из самых интенсивных периодов, по развитию математических представлений, является временной отрезок дошкольника от 5 лет до 6 лет. Данный период позволяет педагогам сформировать уже более сложную основу в математических представлениях, в сравнении с младшим дошкольным возрастом. В период дошкольного развития от 5-6 лет, у ребёнка формируются такие математические понятия, как: счёт, сравнение чисел, измерение величины. Многие педагоги изучали данную тему, например, З.А. Михайлова, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр [22, 30]. Сформированность элементарных математических представлений у детей, открывает перед ними новые возможности, связанные с познанием окружающего мира. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изучение особенностей формирования математических представлений у детей 5-6 лет - одно из важнейших условий успешной психолого-педагогической работы.
Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста, в психолого-педагогической деятельности, неоднократно рассматривалась с разных позиций. В научной деятельности многие педагоги рассматривали разные темы. Ориентировку в окружающем пространстве относительно себя (Т.И. Ерофеева, Л.С. Метлина, Н.Я. Семаго, О.В. Титова) [10, 12, 20, 21], распознавание предметов, имеющих очертания геометрических фигур в окружающей среде (3.Е. Лебедева, Л.А. Венгер, Л.И. Сысуева, В.В. Колечко, Р.Л. Непомнящая) [11, 16, 24], счёт в пределах десяти (П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева) [8, 13, 18].
Несмотря на многочисленное количество научной литературы, посвящённой теме нашей бакалаврской работы, в современной психологии и педагогике «развитие математических представлений у детей старшего» [2] возраста также изучается и совершенствуется. Специалисты заинтересованы в улучшении методов, которые позволят развивать математические представления у дошкольников, путём единства всех составляющих компонентов.
Музыкальная деятельность, как средство «развития математических представлений у детей старшего» [2] дошкольного возраста, является основой деятельностного подхода нашей работы. Есть немало научной литературы, где можно встретить утверждения, что музыка является способом не только способом самовыражения, но и является сферой развития математических представлений у дошкольников.
Исходя из вышеперечисленных высказываний, можно сказать, что актуальность нашего исследования заключается в совершенствовании методов развития математических представлений, на основе уже созданного материала советскими и зарубежными деятелей, которая будет использоваться в современных ДОУ. Также, актуальность нашего исследования состоит в том, что в современной педагогике и психологии недостаточно научных обоснований содержания и методов развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Противоречие заключается между необходимостью развития математических представлений у дошкольников и недостаточным использованием средств музыкальной деятельности в реализации данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет.
Предметом исследования является музыкальная деятельность как средство развития математических представлений у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности будет эффективным, если:
- разработан комплекс бинарных упражнений, выстроенный в соответствии с показателями развития математических представлений, с участием разных специалистов (музыкальный руководитель, педагог- психолог);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя средства музыкальной деятельности (наглядные пособия, дидактические задания, музыкальные инструменты).
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности;
- выявить уровень развития математических представлений у детей 5-6 лет;
- разработать и апробировать содержание работы по развитию математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- исследования в области детской музыкальной деятельности (Карл Орф, М.Э. Фейгин);
- исследования в области музыкальной педагогики (В.И. Авратинер, В.Г. Ражников, А.Н. Серов);
- положения о развитии математических представлений у детей дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева).
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы экспериментальных данных).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №33 «Берёзка»», г. Димитровград, Ульяновская область. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет.
Новизна исследования: определены возможности использования музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития математических представлений у детей 5-6 лет средствами музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определено и апробировано содержание, формы и методы развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
Материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 14 приложений. В тексте работы представлены 11 рисунков, 12 таблиц
Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста, в психолого-педагогической деятельности, неоднократно рассматривалась с разных позиций. В научной деятельности многие педагоги рассматривали разные темы. Ориентировку в окружающем пространстве относительно себя (Т.И. Ерофеева, Л.С. Метлина, Н.Я. Семаго, О.В. Титова) [10, 12, 20, 21], распознавание предметов, имеющих очертания геометрических фигур в окружающей среде (3.Е. Лебедева, Л.А. Венгер, Л.И. Сысуева, В.В. Колечко, Р.Л. Непомнящая) [11, 16, 24], счёт в пределах десяти (П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева) [8, 13, 18].
Несмотря на многочисленное количество научной литературы, посвящённой теме нашей бакалаврской работы, в современной психологии и педагогике «развитие математических представлений у детей старшего» [2] возраста также изучается и совершенствуется. Специалисты заинтересованы в улучшении методов, которые позволят развивать математические представления у дошкольников, путём единства всех составляющих компонентов.
Музыкальная деятельность, как средство «развития математических представлений у детей старшего» [2] дошкольного возраста, является основой деятельностного подхода нашей работы. Есть немало научной литературы, где можно встретить утверждения, что музыка является способом не только способом самовыражения, но и является сферой развития математических представлений у дошкольников.
Исходя из вышеперечисленных высказываний, можно сказать, что актуальность нашего исследования заключается в совершенствовании методов развития математических представлений, на основе уже созданного материала советскими и зарубежными деятелей, которая будет использоваться в современных ДОУ. Также, актуальность нашего исследования состоит в том, что в современной педагогике и психологии недостаточно научных обоснований содержания и методов развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Противоречие заключается между необходимостью развития математических представлений у дошкольников и недостаточным использованием средств музыкальной деятельности в реализации данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет.
Предметом исследования является музыкальная деятельность как средство развития математических представлений у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности будет эффективным, если:
- разработан комплекс бинарных упражнений, выстроенный в соответствии с показателями развития математических представлений, с участием разных специалистов (музыкальный руководитель, педагог- психолог);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя средства музыкальной деятельности (наглядные пособия, дидактические задания, музыкальные инструменты).
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности;
- выявить уровень развития математических представлений у детей 5-6 лет;
- разработать и апробировать содержание работы по развитию математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- исследования в области детской музыкальной деятельности (Карл Орф, М.Э. Фейгин);
- исследования в области музыкальной педагогики (В.И. Авратинер, В.Г. Ражников, А.Н. Серов);
- положения о развитии математических представлений у детей дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева).
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы экспериментальных данных).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №33 «Берёзка»», г. Димитровград, Ульяновская область. В исследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет.
Новизна исследования: определены возможности использования музыкальной деятельности в развитии математических представлений у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития математических представлений у детей 5-6 лет средствами музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определено и апробировано содержание, формы и методы развития математических представлений у детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
Материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 14 приложений. В тексте работы представлены 11 рисунков, 12 таблиц
Подводя итоги нашей работы, можно утверждать, что тема развития математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности занимает одну из важных проблем педагогики. Данная тема требует современных и качественных решений на теоретическом и практическом уровне.
Экспериментальная работа, в нашем исследовании, проводилась в три этапа: «констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент» [9].
Использование музыкальных инструментов должно осуществляться не только с музыкальным руководителем на его занятиях, но и в группе. Поэтому - необходимо создать музыкальный уголок, который позволит детям самостоятельно, а также с помощью взрослого, совершенствовать свои навыки в математике. Музыкальный уголок должен быть оснащён не только музыкальными инструментами (бубен, трещётки, колокольчики, свистелки, ложки, треугольник, ксилофоны и металофоны), но и должен состоять из дидактического материала, музыкальных композиций, песен и литературы, которая позволит изучать информацию как самостоятельно, так и с помощью педагогов.
В нашей работе были рассмотрены лишь несколько педагогических подходов, которые помогли нам исследовать часть «проблем в развитии математических представлений» [2] у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента, нами был выявлен уровень развития математических представлений у детей экспериментальной группы, посредством диагностических заданий и показателей, а именно: умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя, умение последовательно называть дни недели, умение считать в пределах десяти, умение распознавать предметы, имеющие очертания знакомых геометрических фигур в окружающей среде, умение оценивать в сравнении до десяти предметов по ширине, а также - складывать и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
На основе результатов, полученных нами на этапе констатирующего эксперимента, можно свидетельствовать о том, что у детей экспериментальной группы преобладал средний уровень развития математических представлений.
Проверка наших положений гипотезы была осуществлена на этапе формирующего эксперимента следующим образом:
- нами был разработан комплекс бинарных музыкальных упражнений, выстроенный в соответствии с показателями развития математических представлений, с участием разных специалистов («музыкальный руководитель, педагог-психолог);
- нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя средства музыкальной деятельности (наглядные пособия, дидактические задания» [1], музыкальные инструменты).
Эффективность работы была определена на этапе контрольного эксперимента. Использование музыкальной деятельности в процессе развития уровней математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, показало положительную динамику в нашем эксперименте.
Делая вывод о проделанной работе, можно утверждать, что цель нашего «исследования достигнута, все поставленные задачи - решены, а также доказана состоятельность положений гипотезы» [3].
«Результаты данного исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и музыкальными руководителями в образовательном процессе при развитии математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности» [1].
Экспериментальная работа, в нашем исследовании, проводилась в три этапа: «констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент» [9].
Использование музыкальных инструментов должно осуществляться не только с музыкальным руководителем на его занятиях, но и в группе. Поэтому - необходимо создать музыкальный уголок, который позволит детям самостоятельно, а также с помощью взрослого, совершенствовать свои навыки в математике. Музыкальный уголок должен быть оснащён не только музыкальными инструментами (бубен, трещётки, колокольчики, свистелки, ложки, треугольник, ксилофоны и металофоны), но и должен состоять из дидактического материала, музыкальных композиций, песен и литературы, которая позволит изучать информацию как самостоятельно, так и с помощью педагогов.
В нашей работе были рассмотрены лишь несколько педагогических подходов, которые помогли нам исследовать часть «проблем в развитии математических представлений» [2] у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента, нами был выявлен уровень развития математических представлений у детей экспериментальной группы, посредством диагностических заданий и показателей, а именно: умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя, умение последовательно называть дни недели, умение считать в пределах десяти, умение распознавать предметы, имеющие очертания знакомых геометрических фигур в окружающей среде, умение оценивать в сравнении до десяти предметов по ширине, а также - складывать и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
На основе результатов, полученных нами на этапе констатирующего эксперимента, можно свидетельствовать о том, что у детей экспериментальной группы преобладал средний уровень развития математических представлений.
Проверка наших положений гипотезы была осуществлена на этапе формирующего эксперимента следующим образом:
- нами был разработан комплекс бинарных музыкальных упражнений, выстроенный в соответствии с показателями развития математических представлений, с участием разных специалистов («музыкальный руководитель, педагог-психолог);
- нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя средства музыкальной деятельности (наглядные пособия, дидактические задания» [1], музыкальные инструменты).
Эффективность работы была определена на этапе контрольного эксперимента. Использование музыкальной деятельности в процессе развития уровней математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, показало положительную динамику в нашем эксперименте.
Делая вывод о проделанной работе, можно утверждать, что цель нашего «исследования достигнута, все поставленные задачи - решены, а также доказана состоятельность положений гипотезы» [3].
«Результаты данного исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и музыкальными руководителями в образовательном процессе при развитии математических представлений у детей 5-6 лет в процессе музыкальной деятельности» [1].



