Введение 4
Глава 1 Медиапродукты на информационном рынке 8
1.1 Информация как медиапродукт: теоретический аспект 8
1.2 Способы продвижения и монетизации медиапродуктов 11
Глава 2 Продвижение медиапродуктов в Instagram. Способы и методы 23
2.1 Бесплатные и платные способы продвижения в Instagram 23
2.2 Продвижение СМИ в Instagram: анализ аккаунтов 38
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 55
Современное медиапространство стремительно развивается, появляются новые способы упаковки и распространения информации. Более двадцати лет назад у человечества появился новый инструмент для познания окружающей реальности - социальные сети, которые сегодня стали частью общего медиапространства, местом, где выражается общественное сознание.
Социальные сети становятся ключевым способом взаимодействия с аудиторией, ими пользуются как большие компании Apple, Coca-cola, Nike так и маленькие - кондитерские, спортзалы, магазины одежды и т.д. Присутствие и активность в социальных сетях помогает компаниям быть ближе к своим клиентам/подписчикам/читателям, делает аудиторию лояльной и преданной. Однако, чтобы аудитория узнала о той или иной компании, поддержала её и оценила, недостаточно просто создать страничку в социальной сети. Требуется поддерживать активность аккаунта, регулярно напоминать о себе, систематизировать выдаваемую на страничке информацию и самое главное - правильно продвигать её. Сегодня у каждого официально зарегистрированного средства массовой информации есть аккаунт в самых популярных социальных сетях - Вконтакте, Facebook, Instagram и др. Однако стоит отметить, что, несмотря на то, что продвижение через социальные сети необходимо для увеличения целевой аудитории, некоторые медиа этой возможностью пренебрегают. Отчасти это связано с тем, что большинство инструментов продвижения и алгоритмов социальных сетей подстроены под личные и коммерческие аккаунты, поэтому такие инструменты, как создание личного бренда, сторителлинг и некоторые другие не могут быть использованы СМИ из-за неподходящего формата для издания. Современные СМИ стараются удержать внимание аудитории и быть с ней на одной волне, так появились социальные медиа - вид массовой коммуникации посредством интернета. Сегодня у каждого официально зарегистрированного средства массовой информации есть аккаунт в самых популярных социальных сетях - Вконтакте, Facebook, Instagram и другие.
Настоящее исследование ориентировано на анализ социальной сети Instagram как площадки для продвижения медиапродуктов. Instagram - это социальная сеть для обмена фото, видео и текстовым контентом среди пользователей всего мира. Актуальность данной бакалаврской работы определяется неослабевающей популярностью сетевых СМИ, в том числе в социальных сетях. Количество пользователей, которые используют социальную сеть Instagram каждый месяц, в 2020 году превысило 1 млрд. При этом самая активная аудитория на данной площадке - это люди в возрасте от 18 до 35 лет. В то время как способы поиска потенциального читателя для offline-изданий давно определены, способы продвижения в социальных сетях для СМИ всё еще недостаточно изучены. Так, большинство платформ предлагает ряд инструментов продвижения для коммерческих аккаунтов, но не каждый из них подходит для медиа. В данной работе исследуются способы продвижения в социальной сети Instagram, выделяются наиболее подходящие и эффективные для продвижения медиапродуктов.
Объект выпускной квалификационной работы - социальная сеть Instagram как площадка для продвижения медиапродуктов.
Предмет исследования - бесплатные и платные способы продвижения сетевых СМИ в социальной сети Instagram.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе исследования способов продвижения в социальной сети Instagram выделить популярные и эффективные способы продвижения сетевых изданий.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- систематизировать научные представления о медиапродуктах и способах их продвижения;
- классифицировать способы продвижения медиапродуктов в интернете;
- выявить эффективные для аккаунтов СМИ способы продвижения в социальной сети Instagram.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды об интернет-СМИ: А.И. Акопова «Электронные сети как новый вид СМИ» [2]; Вартановой Е.Л. «Основы медиабизнеса» [5] и «Медиаэкономика зарубежных стран» [7]. Развитие медиа как экономической отрасли и его нынешнее состояние изучалось по работам исследователей журналистики: Гуревича С.М. «Экономика отечественных СМИ» [9]; Козловой М. М. «История отечественных средств массовой информации» [11]; Носовец С.Г. «Подводки к новостному медиатексту в социальной сети: опыт типологической характеристики» [18]; Кузовенковой А. И. «Сторителлинг как новая медиатехнология» [16] и Крылова И. В. «Маркетинг» [15]. Понятия «Журналистская информация» и «промоушн» анализировались по работам Гуревича С. М. «Экономика отечественных СМИ» [11] и Рассела Дж. Т., Лейна Р. «Рекламные процедуры Клеппнера» [24].
Для реализации задач исследования были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора источников по теме проводимого исследования; метод контент-анализа источников - для выявления способов продвижения медиапродуктов в Instagram; метод наблюдения - для выявления тенденций в введении аккаунтов СМИ.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы строилась на изучении алгоритмов продвижения приложения Instagram и изучении аккаунтов СМИ в данной социальной сети - «Первый канал», «Новая газета», «ТАСС».
Основным критерием отбора эмпирической базы служило наличие или отсутствие на аккаунтах бесплатных методов продвижения.
Хронологические рамки исследования включают период с 1 апреля по 30 апреля 2021 года. Учитывая высокую частоту обновления информации в исследуемых аккаунтах СМИ, данный временной отрезок представляется достаточным для выявления характеристик публикаций и обобщения полученных результатов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в творческой деятельности журналистов при создании и продвижении медиапроектов, расположенных на площадке социальной сети Instagram. Помимо этого, результаты исследования могут быть полезны для повышения уровня информированности начинающих журналистов о бесплатных и платных инструментах продвижения медиапроектов в Instagram как одной из самых популярных социальных сетей.
В соответствии с целью и задачами структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. Во введении описываются актуальность, объект, предмет, цель и задачи, практическая значимость, эмпирическая база и структура работы. В заключении выпускной квалификационной работы делаются выводы по итогам проделанного исследования и предоставляется список эффективных способов продвижения в социальной сети Instagram. В списке использованной литературы представлены 44 источника.
Присутствие в популярных социальных сетях - это неотъемлемая часть продвижения компаний, в том числе СМИ. Современные СМИ стараются удержать внимание аудитории и быть с ней на одной волне, это подтверждается тем, что большинство средств массовой информации используют социальные сети как способ донесения информации до потенциальных потребителей. Однако, коэффициент вовлеченности читателей таких медиа крайне мал, несмотря на большое количество подписчиков. Как было показано в данной работе, не все медиа используют инструменты продвижения и поднятия охватов своих аккаунтов. Отчасти это связано с информационной направленностью СМИ, они работают только на личный бренд, игнорируя такой способ монетизации в Instagram, как реклама, хотя сегодня это один из важнейших способов монетизации СМИ и медиапродуктов, вне зависимости от площадки размещения и продвижения. Чтобы использовать данный способ, следует иметь высокие охваты просмотров постов и сторис, чего можно добиться с помощью бесплатных методов продвижения в Instagram.
В ходе исследования были выделены и рассмотрены бесплатные и платные методы продвижения в социальной сети Instagram. Среди них были выделены эффективные способы продвижения именно для медиапродуктов и СМИ:
- хештеги, использование которых повышает шанс попадания в рекомендации пользователей и попадание в топ по поиску;
- прямые эфиры с приглашенными гостями на различные темы, которые будут интересны публике, помогут поднять охваты и собрать новых активных пользователей с аудитории гостя;
- маски, как один из творческих способов продвижения помогает аудитории обратить внимание на аккаунт СМИ, чем ярче и интереснее маска, тем больше людей будут ее использовать, переходя на аккаунт;
- игры, лид-магниты - способ повысить вовлеченность аудитории в посты и сторис, помогают сделать аудиторию лояльной.
Для продвижения медиапродуктов в Instagram можно использовать как платные, так и бесплатные способы продвижения. Для развлекательных, информационных и полезных СМИ особо будет полезен такой способ продвижения, как реклама у блогеров. Например, блогер может отмечать Instagram СМИ, показывать, что читает там новости и конечно делать отметку, если идет туда на интервью. особо стоит отметить внутренний способ продвижения медиапродуктов. Реклама СМИ собственного Instagram на телеканалах, радиостанциях и сайтах помогает набрать лояльную аудиторию, которая следует за своим любимым средством массовой информации в другие социальные сети, создавая бесплатный трафик.
Таким образом продвижение медиапродуктов СМИ в социальных сетях может положительно сказаться на имидже компании, количестве ее аудитории и, конечно, на монетизации этих продуктов. Однако, благодаря исследованию можно сделать выводы о том, что проанализированные СМИ на сегодняшний день не имеют цели продвигать свои Instagram-аккаунты как основной продукт. Скорее присутствие в социальных сетях помогает медиа продвигаться на рынке масс-медиа и находить новых потенциальных потребителей их медиапродуктов.
В данном исследовании были выделены популярные способы продвижения СМИ в Instagram, которые помогут набрать лояльную аудиторию и монетизировать этот канал связи с общественностью. А также проанализированы аккаунты популярных средств массовой информации на российском медиарынке, дана типологическая характеристика изданий и проанализировано контент-наполнение Instagram-аккаунтов.
1. 6 модных медиа, у которых можно купить интересный мерч. Татьяна Пятых [Электронный ресурс] : РБК. URL: https://style.rbc.ru /items/5d3099409a794790e0b5f574 (дата обращения: 25.04.2021).
2. Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1998. № 3. С. 43-51.
3. Андрей Мирошниченко. Кто заплатит: как медиабизнес ищет
новую модель монетизации [Электронный ресурс] : РБК. URL:
https://www.rbc.ru/opinions/technology_and_media/12/11/2018/5be56d069a7947b f2702bdd9 (дата обращения: 22.04.2021).
4. Бейненсон В.А. Продвижение СМИ в социальных сетях:
возможности и проблемы // Вестник ННГУ. 2016. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-smi-v-sotsialnyh-setyah- vozmozhnosti-i-problemy(дата обращения: 02.05.2021).
5. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс; 2009. 360 с.
6. Вартанова Е.Л. О современном понимании журналистики и СМИ
// Электронный научный журнал Медиаскоп. 2010. № 1. URL:
http://www.mediascope.ru/node/521 (дата обращения: 21.04.2021).
7. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб.
пособие / Под ред. Е.Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс; 2003. 335 с.
8. Взносы вместо подписки: есть 700 тысяч долларов на
экспериментыс новой моделью. Антон Мирошниченко // Журналист. URL: http s://jrnlst.ru/membership-ro sen#:~: text=Membership%20— %20это%20когда%20читатель,взносов%20стала%20четвертой%20бизнес- моделью%20СМИ (дата обращения: 26.04.2021).
9. Вконтакте [Электронный ресурс]: 7 инструментов для
оптимизации вашего Instagram Bio Link. URL: https://vk.com/@annatifany-7-
55
instrumentov-dlya-optimizacii-vashego-instagram-bio-link#:~:text=Bonee% 20поздний%20Ьткт.Ью%20-%20более,даже%20несколько%20ссылок %20на%20сообщение (дата обращения: 27.04.2021).
10. Войченко Н. Г. Двойственная природа информационных медиапродуктов, их целевое назначение для читателей и для рекламодателей в условиях современного медиарынка // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoystvennaya- priroda-informatsionnyh-mediaproduktov-ih-tselevoe-naznachenie-dlya-chitateley- i-dlya-reklamodateley-v-usloviyah(дата обращения: 14.04.2021).
11. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: Уч. пособие для вузов/ С. М. Гуревич. 3-е изд., переработ. и доп. М.: Аспект Пресс; 2004. 288 с.
12. Как раскрутить Instagram в гивах и чем это грозит. Личный опыт [Электронный ресурс] : Яндекс. Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/ zagorizont/kak-raskrutit-instagram-v-givah-i-chem-eto-grozit-lichnyi-opyt-- 5ed1124b18bbe33b78f36ccb (дата обращения: 28.04.2021).
13. Карпова А. И. Диверсификация медиаконтента в российских
медиахолдингах на примере «РБК», «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы» // Вестник КемГУ. 2015. №4-2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/diversifikatsiya-mediakontenta-v-rossiyskih-mediaholdingah-na-primere- rbk-gazprom-media-natsionalnoy-media-gruppy (дата обращения: 01.04.2021).
14. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации: Учеб. пособие для студентов вузов. Ульяновск. 2001. 103 с.
15. Крылов И. В. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций) : учеб. пособие. М.: Центр, 1998. 192 с.
16. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Медиасреда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak- novaya-mediatehnologiya-1(дата обращения: 01.05.2021).
17. Лайфстайл-блогеры: кто они такие и почему на них
подписываются [Электронный ресурс] : Яндекс. Дзен. URL:
56
https://zen.yandex.ru/media/srsly/laifstailblogery-kto-oni-takie-i-pochemu-na-nih- podpisyvaiutsia-607a68ea298124331e5905ca(дата обращения: 28.04.2021).
18. Носовец С. Г. Подводки к новостному медиатексту в социальной сети: опыт типологической характеристики // Электронный научный журнал Медиаскоп. 2021. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/2693(дата обращения: 21.04.2021).
19. Омельченко К. И. Способы продвижения медийного продукта (сравнительный анализ российской и американской практики) // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2015.
20. Омельченко К. И. Холдинг как субъект создания и продвижения
медиа-продукта: магистерская диссертация. Санкт-Петербургский гос. Университет, Санкт-Петербург; 2016. 137 с. URL: https://dspace.spbu.ru/
bitstream/11701/5348/1/Dissertaciya%281%29.pdf (дата обращения 18.04.2021).
21. От красоток до котиков: типы блогеров Instagram [Электронный
ресурс] : Sostav. URL: https://www.sostav.ru/publication/tipy-lichnostej-v-
instagram-19186.html (дата обращения: 28.04.2021).
22. Позиционирование в instagram: как выделить личный бренд среди 1 000 аккаунтов конкурентов? [Электронный ресурс] : Яндекс. Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6cf7f2e4f39f00af357b8f/pozicionirovanie-v- instagram-kak-vydelit-lichnyi-brend-sredi-1-000-akkauntov-konkurentov- 5d79e257028d6800ad1b54dc#:~:text=Позиционирование%20- %20это%20отражение%20себя,ты%20есть%20на%20самом%20деле (дата обращения: 28.04.2021).
23. Разбор алгоритма Instagram в 2021 году: как сделать так, чтобы ваш контент увидели [Электронный ресурс] : Яндекс. Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/convertmonster/razbor-algoritma-instagram-v-2021- godu-kak-sdelat-tak-chtoby-vash-kontent-uvideli-6086d0a1924e08292fd57c41(дата обращения: 28.04.2021).
24. Рассел Дж. Т., Лейн Р. Рекламные процедуры Клеппнера. СПб.: Питер, 2003. 928 с.
25. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2002. 320 с.
26. Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] : Новый словарь русского языка URL: https://www.efremova.info/(дата обращения: 29.04.2021).
27. Шестеркина Л. П., Лободенко Л. К. От медиатекста к
медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mediateksta-k-mediabrendu-k-voprosu-o- vzaimodeystvii-zhurnalistiki-reklamy-i-pr-v-konvergentnyh-smi (дата
обращения: 20.04.2021).
28. «Эпидемия» и «Лучше, чем люди»: какие российские сериалы продали на Запад. Оля Степанян // РБК. URL: https://style.rbc.ru/impressions/5f 85c2939a794798f3086350 (дата обращения: 25.04.2021)
29. Brand Analytics [Электронный ресурс]: Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020. URL: https://br-analytics.ru/blog/social- media-russia-2020/(дата обращения: 19.04.2021).
30. Dnative: Статистика и исследования Instagram. [Электронный
ресурс]: История создания и развития Instagram. URL:
https://dnative.ru/istoriya-instagram/(дата обращения: 31.03.2021)
31. Epicstars: платформа для онлайн-рекламы у блогеров социальных сетей [Электронный ресурс]: Полная история Инстаграм: 2010 - 2019. URL: https://ru.epicstars.com/full_history_of_instagam/(дата обращения: 26.04.2021)
32. Epicstars: платформа для онлайн-рекламы у блогеров социальных
сетей [Электронный ресурс]: Реклама в Инстаграм: полное руководство. URL: https://ru.epicstars.com/reklama-v-instagram-rukovodstvo/(дата
обращения: 26.04.2021).
33. Facebook for Business [Электронный ресурс] : Справочный цент Facebook for Business: О создании рекламы в Ads Manager URL: https://www. facebook.com/business/help/282701548912119?id=64986999545428 5 (дата обращения: 27.04.2021)
34. Facebook for Business [Электронный ресурс] : Facebook for Business: Маркетинг на Facebook. URL: https://www.facebook.com/business/(дата обращения: 27.04.2021).
35. Facebook [Электронный ресурс] : Правила рекламной
деятельности URL: https://www.facebook.com/policies/ads(дата обращения: 27.04.2021).
36. Instprofi: обработка фото и продвижение в инстаграм.
[Электронный ресурс] : Блогер Инстаграм. URL:
https://instprofi.ru/poleznoe/bloger-instagram.html(дата обращения: 31.03.2021).
37. Insta-helper [Электронный ресурс]: Сторителлинг в Инстаграм.
URL: https://insta-helper.ru/storitelling-v-instagram.html(дата обращения:
27.04.2021).
38. Instagram for Business [Электронный ресурс] : Instagram Business: руководство по началу работы URL: https://business.instagram.com/getting- started(дата обращения: 27.04.2021).
39. Marketing Universiti [Электронный ресурс]: Аудитория
социальных сетей в 2021 году URL:
https://marketinguniversity.ru/socialnye_seti-2021(дата обращения: 27.04.2021).
40. Martrending.ru: информационный портал о СММ и интернет- маркетинге, обзор курсов, инструментов и книг по маркетингу [Электронный ресурс] : Алгоритмы Инстаграм в 2021 году - на что стоит обратить внимание. URL: https://martrending.ru/smm/algoritmy-instagram-2021(дата обращения: 26.04.2021).
41. Rusability: платформа для развития маркетологов [Электронный
ресурс] : 21 факт об Инстаграм на 2021 год. Инфографика. URL: https://rusability.ru/articles/21-fakt-ob-Instagram-na-2021-god.- Infografika/602add3755e6370019b7a09f(дата обращения: 31.03.2021).
42. SMARTBHQr [Электронный ресурс] : Хэштег - что это такое? Как ставить хештеги в Инстаграме? ТОП 10 сервисов для подбора хештегов. URL: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/xeshteg-chto-eto- takoe/#:~:text==Хэштег%2С%20Хештег%20или%20Хэш- тег%20происходит,перед%20которым%20указывается%20символ%20«%23» (дата обращения: 27.04.2021).
43. Vc.ru: платформа для предпринимателей и
высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний [Электронный ресурс] : 7 типов блогеров, о которых вы должны знать. URL: https://vc.ru/u/607046-nostra-blogers/170894-7-tipov-blogerov-o- kotoryh-vy-dolzhny-znat(дата обращения: 31.03.2021).
44. Vc.ru: платформа для предпринимателей и
высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний [Электронный ресурс] : Лид магнит: что это и как создать с примерами для разных ниш бизнеса. URL: https://vc.ru/u/566030-weblium- universalnyy-konstruktor-saytov/169864-lid-magnit-chto-eto-i-kak-sozdat-s- primerami-dlya-raznyh-nish-biznesa#:-:textЛид-магнит%20(1еа0%20тадпе1 )%20—%20это,контент%20(например%2С%20гайд%20или%20чеклист) (дата обращения: 31.03.2021).