Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности продукции на основе оптимизации затрат 9
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции 9
1.2 Конкурентоспособность продукции на основе оптимизации затрат 16
2 Оценка эффективности конкурентоспособности предприятия ЗАО «Мотор-Супер» 30
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ экономических показателей ЗАО «Мотор - Супер» 30
2.2 Анализ затрат на производство и реализацию продукции 45
3 Повышение конкурентоспособности продукции на основе оптимизации затрат на ее производство и реализацию 68
3.1 Оптимизация затрат за счет модернизации консольно - фрезерного оборудования 68
3.2 Разработка мероприятий по повышению производительности труда 76
Заключение 97
Список используемой литературы 99
Приложение А 103
Приложение Б 104
Приложение В 105
Приложение Г 106
Приложение Д 107
Приложение Е 109
Приложение Ж 111
Приложение И 113
Приложение К 115
Приложение Л 117
Приложение М 119
Приложение Н 122
Приложение П 124
Приложение Р 126
Приложение С 128
Актуальность бакалаврской работы заключается в том, что оптимизация затрат определяет механизм управленческой деятельности, направленный на определение возможностей более эффективного использования ресурсов предприятия, их экономию и максимизацию отдачи на всех этапах производственного и жизненного цикла продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Одним из наиболее значительных инструментов повышения конкурентоспособности являются издержки производства. Между конкурентоспособностью продукции и издержками производства существует тесная взаимосвязь, которая рассматривается, как правило, классически, и заключается в том, что для увеличения конкурентоспособности продукции, необходимо снижать издержки производства.
Оптимизация затрат в целях повышения конкурентоспособности продукции, получения максимальной прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением деятельности предприятий.
Уровень конкурентоспособности определяет успешность функционирования любого предприятия, а его наиболее важной характеристикой является соотношение качества и цены. Наиболее сильное влияние на цену единицы товара оказывают затраты на его производство. От них зависит общая эффективность и будущая прибыль предприятия, т.к она является важнейшим ресурсом для дальнейшего развития и расширения производства. Отсюда следует, что эффективная оптимизация затрат на производство продукции наиболее важное направление коммерческой деятельности для достижения максимально высокой прибыли.
Общетеоретическим вопросам повышения конкурентоспособности продукции посвящены работы таких авторов, как А.Ю.Юданов, М.С. Ахматова, Ш.Ш. Магомедов, Ю.В. Сухотин, Н.А. Сафронов, А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерликов, М.И.Кныш, С. Мицук, , В. Грибоедов, В. Грузинов,А.В. Осташков, М.В. Акулич, Ю.В. Сухотин, М.Д. Матвийчук, А.Н. Романов.
Цель бакалаврской работы заключается в повышении конкурентоспособности продукции путем оптимизации затрат на ее производство и реализацию.
Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы повышения конкурентоспособности продукции на основе оптимизации затрат;
• оценить эффективность деятельности предприятия ЗАО «Мотор- Супер»;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе оптимизации затрат на предприятии ЗАО «Мотор-Супер».
Объектом исследования является ЗАО «Мотор-Супер», производящий автокомпоненты для отечественных автомобилей.
Предметом исследования является организационно-управленческие отношения возникающие в процессе повышения конкурентоспособности предприятия на основе затрат.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения мероприятий, предлагаемых в третьей главе в практической деятельности предприятий, производителей автокомпонентов.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цели, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе будет рассмотрена сущность конкурентоспособности, теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции и оптимизации затрат.
Во второй главе будет проведен организационно-экономический анализ ЗАО «Мотор-Супер» и анализ затрат на производство продукции, будет дана оценка конкурентоспособности продукции и уровня затрат на ее производство и реализацию.
В третьей главе будут разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на основе модернизации оборудования и внедрения инструментов бережливого производства.
Методологической базой исследования является системный анализ, методы оценки конкурентоспособности, методы классического факторного анализа, методы организации производства.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 49 источников и 14-ми приложений. Общий объем работы, 129 страниц машинописного текста, в том числе таблиц-38, рисунков — 17.
Необходимо концентрации усилий на повышении конкурентоспособности продукции в процессе оптимизации издержек производства. Для этого необходимо оценивать на каждом этапе прямые, косвенные и обратные связи между издержками и конкурентоспособностью продукции, также определять место издержек в системе конкурентоспособности, что необходимо для реализации управленческих решений по оптимизации издержек.
ЗАО «Мотор-Супер» было образовано в ноябре 1990 года, как предприятие, оказывающее услуги по ремонту автомобилей, изготавливающее опытные образцы и партии узлов, агрегатов к автомобилям ВАЗ с улучшенными характеристиками и реализующее их.
Проанализировав организацию, структуру и динамику издержек, можно сделать вывод, что наибольший рост в структуре издержек наблюдается по статьям затрат материальные издержки и заработная плата. Прямые материальные издержки увеличились на 54 895 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом, а прямые издержки на оплату труда возросли на 116 051 тыс.руб , в связи с чем необходимо предложить мероприятия по снижению уровня прямых трудовых затрат, поэтому мы предложили мероприятия по оптимизации затрат для повышения конкурентоспособности продукции.
На предприятии ЗАО «Мотор-Супер» используется оборудование со стажем 10 лет, так как оборудование старое, уменьшается производительность труда, причинами могут служить сбои в электрике, механические поломки, что приводит к увеличению времени одного процесса, поэтому обеспечить выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции очень трудно. Модернизация оборудования может обеспечить повышение производительности труда и качества продукции, следовательно, снизить цену, что сделает продукцию конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Таким образом, на основе анализа альтернативных вариантов было выявлено, что наиболее выгодна покупка нового станка по сравнению с модернизацией старого. Срок окупаемости проекта по внедрению нового оборудования составляет 1,394 года, дисконтированный срок окупаемости проекта 1,61 года, чистый приведенный эффект составляет 2 516 866 рублей, индекс доходности 2,65.
Также на основе фотографий рабочего времени операторов металлообрабатывающего цеха были выявлены потери рабочего времени в связи с несвоевременной поставкой комплектующих операторам участка.
Внедрение «Андон» - сигналов способствовало сокращению времени на формирование заказа комплектующих , и ликвидации простоев в течение смены в ожидании материалов, что позволило предприятию получить условно-годовую экономию в размере 51 397,6 тыс.рублей.
1) Азгальдов Г. Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании / Г.Г. Азгольдов. - М., 2014. с.115
2) Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г.Г. Азгальдов - М., 2014. с.234
3) Азгальдов Г.Г.,. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов / Н.Н. Карпова, Г.Г. Азгальдов. - М.: Международная Академия Оценки и Консалтинга, 2016. - 400 с.
4) Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л.Азоев, А.П. Челенков Учебное пособие.- М.: Типография "Новости", 2014. - 255 с.
5) Акулич М.В. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями / М.В. Акулич. - М.: Маркетинг, 2013. с. 106-112
6) Амбарцумов А.А. 1000 терминов рыночной экономики : Справочное пособие / А.А. Абарцумов, Ф.Ф. Стерликов - М.: Крон-Пресс, 2014. - 302 с.
7) Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова - М. : Маркетинг. - №4. - 2015. - С. 25-38.
8) Ворожбит О. Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в промышленности / О.Ю. Ворожбит - А.: ВГУЭС, 2014. 41 с.
9) Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 2015. № 3. С. 68
10) Горбашко Е. Конкурентоспособность стран. Ее оценка в преодолении последствий экономического кризиса / Е.Горбашко, И.Дюков, К.Туманов // Стандарты и качество. 2014. N 10. С.66-70.
11) Грошев В.П.. Краткий словарь менеджера / В.П.Грошев. - М., 2016. - 72 с
12) Грибов, B. Конкурентоспособность продукции/ В. Грибов, В. Грузинов / - 2006. - №94. - Режим доступа: http: //www.inventech.ru/lib/predpr/predpr 0042/. - Дата доступа: 23.05.2012.
13) Степаненко, Г. Комплексная оценка конкурентоспособности продукции/ Г. Степаненко // Агроэкономика. 2016. №9. С. 7-8.
14) Данченок Л.А. - Основы Маркетинга /Л.А. Данченок. - М. : Учебное пособие. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003,238
15) Дулисова И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] / И. Л. Дулисова. - Режим доступа : http://www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm?printversion.
...