Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности виртуальной переписки взрослого с несовершеннолетним в аспекте лингвистической экспертизы

Работа №111626

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Речевой жанр «секстинг» как предмет научного изучения 10
1.1 Секстинг в аспекте русскоязычных исследований 10
1.2 Зарубежные исследования подросткового секстинга 23
Глава 2 Судебная лингвистическая экспертиза в рамках расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством сети Интернет 29
2.1 Юридическая основа судебной лингвистической экспертизы 29
2.2 Методологические основания для проведения судебной лингвистической экспертизы 32
2.3 Научно-методическая литература по судебной лингвистической экспертизе 37
2.4 Лингвистическая экспертиза переписки сексуального характера с несовершеннолетней 39
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64

Настоящее исследование посвящено проблеме подросткового секстинга. Подростковый секстинг как речевой жанр является предметом изучения лингвистов, находится в поле зрения правоохранительных органов как противоправное деяние, рассматривается психологами, педагогами, социологами как явление, нарушающее нормы поведения и морали.
Распространение подросткового секстинга отражает современное состояние общества, которое подверглось всеобщей и стремительной цифровизации за последние десятилетия. Значительная часть коммуникаций людей перешла в виртуальную среду.
Одновременно с этим произошел процесс цифровизации преступности. Интернет-среда предоставляет злоумышленникам огромные возможности для совершения самых разных противоправных деяний, в том числе для сексуальных домогательств к несовершеннолетним.
Дети и подростки являются уязвимой социальной группой, часто не владеют навыками кибербезопасности, не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы распознать потенциально опасные ситуации в сети и противостоять злоумышленникам. Секстинг взрослого с ребенком является такой опасной ситуацией.
Проблема подросткового секстинга исследуется в разных аспектах. Лингвистический аспект представлен в работах Н. С. Бельской [9], Н. В. Вязигиной [11], О. В. Зайцевой [18], [19], [20], [21], И. А. Изместьевой [23], И. Г. Корниловой и М. А. Кузнецовской [27], В. О. Кузнецова [28], Е. А. Пашиной [37], О. Г. Хохловской [49], О. А Шеремета и С. С. Шипшина [51].
Психологический и социологический аспект подросткового секстинга затрагивается в работах Е. Г. Дозорцевой и А. С. Медведевой [15], [29], А. С. Мошаровой и Д. А. Карабатовой [30], а также Г. У. Солдатовой [41].
Исследования в юридическом аспекте представлены работами Е. А. Алиевой [1], [2], [3], [4], О. Ю. Антонова [5], [6], [7], М. Е. Батухтина [8], М. В. Гусаровой [12], [13], [14], А. А. Оганова [32], [33], [34], [35], Т. Н. Секераж [39].
В настоящем исследовании проблема подросткового секстинга была рассмотрена в аспекте судебной лингвистической экспертизы текстов переписок в социальных сетях и мессенджерах.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью лингвистического анализа текстов переписок, содержащих провокационную коммуникацию на тему секса между взрослым и несовершеннолетним.
Объектом исследования выступила виртуальная коммуникация взрослого адресанта с несовершеннолетним адресатом.
Предметом исследования составили вербальные и невербальные особенности текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга.
Целью данного исследования является описание особенностей виртуальной переписки взрослого с несовершеннолетним в аспекте лингвистической экспертизы.
Гипотеза исследования состоит в том, что лингвистический анализ спорного текста, отнесенного к жанру секстинга, может быть проведен с помощью коммуникативного, тематического, смыслового, прагматического, стилевого и других типов анализа при условии введения предварительного толкования основных понятий и терминов, которые позволят выявить смыслы текста и ответить на поставленные вопросы. Анализ письменной формы устной разговорной неподготовленной речи взрослого и несовершеннолетнего на тему секса позволяет реконструировать смысловое содержание переписки, прагматическую сторону коммуникации и особенности речевых партий коммуникантов.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• обобщить достижения научной мысли, посвященные проблеме подросткового секстинга;
• определить юридическую основу экспертного лингвистического исследования текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга;
• провести лингвистическое исследование переписки взрослого с несовершеннолетней;
• описать вербальные и невербальные особенности текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга.
Материал исследования составили тексты виртуального взаимодействия взрослого и жертвы.
Теоретико-методологическую основу магистерской диссертации составили следующие труды:
1. Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / под ред. М. В. Горбаневского. Москва : Юридический мир, 2006. 112 с.
2. Русская грамматика Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). Москва : Наука, 1980. 788 с.
3. Спорные тексты СМИ и судебные иски: Публикации. Документы. Экспертизы. Комментарии лингвистов / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Престиж, 2005. 200 с.
4. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Ч. I / Под ред. канд. техн. наук Ю. М. Дильдина. Общая редакция канд. техн. наук В. В. Мартынова. Москва : ЭКЦ МВД России, 2010. 568 с.
5. Цена слова: из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. Москва : Галерия, 2002. 424 с.
Базовыми исследованиями выступили:
1. Бельская Н. С. Речевой жанр секстинга в судебной лингвистической экспертизе интернет-коммуникации при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 2. С. 170-176;
2. Вязигина Н. В. Основные проблемы лингвистической экспертизы по делам о развратных действиях интеллектуального характера в отношении несовершеннолетних в сети интернет // Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа: Сборник научных работ по итогам Международной научной конференции, Москва, 05-06 октября 2021 года. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. С. 396­409;
3. Зайцева О. В. Аффективный аспект секстинга // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 3. С. 195-204;
4. Изместьева И. А. Лингвистическая экспертиза текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга // Гуманитарные чтения в Политехническом университете: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Санкт-Петербург, 13-14 мая 2021 года. Санкт- Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2021. С. 114-120;
5. Шеремет О. А., Шипшин С. С. Комплексное исследование интернет- переписки при расследовании уголовных дел о сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (24-27 мая 2017 года). Москва : МГППУ, 2017. С. 165-169.
Методы исследования. В данном исследовании применялись следующие методы:
• общетеоретические методы анализа и синтеза, позволившие провести обзор научных источников, обобщить информацию и сформулировать выводы;
• метод лексико-семантического анализа;
• метод семантико-синтаксического анализа;
• метод функционально-стилистического анализа;
• метод функционально-прагматического анализа;
• метод концептуального анализа.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что были обобщены научные подходы к проведению лингвистической экспертизы текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга, и на их основе разработана методика проведения лингвистической экспертизы таких текстов, которая в настоящее время не имеет единого описания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении судебных лингвистических и судебных комплексных психолого-лингвистических экспертиз по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, а также при разработке рекомендаций для педагогов и родителей о коммуникативной безопасности детей в сети Интернет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определена:
• обобщением основных положений фундаментальных теоретических работ по обозначенной проблеме исследования;
• применением лингвистических методов анализа спорных текстов, которые позволили апробировать методику анализа текстов в жанре секстинга;
• публикацией научных наблюдений по проблеме исследования;
• участием в круглом столе Международной научной конференции «Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа» (Москва, 5-6 октября 2021 г.).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в написании статей по теме магистерской диссертации и проведении лингвистической экспертизы переписки взрослого с несовершеннолетней по запросу Следственного комитета РФ.
Автор также прошел курсы повышения квалификации «Анализ продуктов речевой деятельности в судебной экспертизе» объемом 28 часов 5­6 октября 2021 года в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6.
Апробация исследования. По материалам диссертации были сделаны научные доклады и подготовлены к публикации тезисы и статьи в сборниках научных трудов:
• Широкова Л. А. Секстинг как противоправное взаимодействие взрослых с несовершеннолетними в аспекте русскоязычных лингвистических исследований // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. С. 418-423;
• Широкова Л. А. Семантика любви в виртуальной коммуникации взрослого и ребенка // Пятая Всероссийская конференция «Гуманитарные чтения в Политехническом университете» (май 2021 г., Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого). Санкт-Петербург, 2021. В печати;
• Широкова Л. А. Манипулятивные тактики в виртуальной коммуникации взрослого с несовершеннолетним // Студенческая научная конференция «Актуальные проблемы науки: взгляд студентов» (январь 2022 г., Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2022. В печати;
• Широкова Л. А. Средства выражения побуждения в виртуальной коммуникации взрослого с несовершеннолетним // Научно-практическая конференция «Студенческие дни науки ТГУ» (апрель 2022 г., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти). Тольятти, 2022. В печати.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подростковый секстинг является современной социолингвистической проблемой международного уровня.
2. Речевой жанр подросткового секстинга имеет свою структуру, языковую организацию и коммуникативные характеристики, обусловленные спецификой виртуального дискурса.
3. Методика проведения лингвистического исследования текстов, отнесенных к жанру подросткового секстинга, должна основываться на анализе языкового и прагматического уровней текста для выявления эксплицитных и имплицитных смыслов поликодовых текстов данного жанра.
Структура работы. Магистерская диссертация имеет традиционную структуру, которая отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С распространением Интернета жизнь людей кардинально изменилась. Интернет-коммуникация интегрирована во все сферы жизни современного человека. Вместе с новыми технологиями появились новые формы сексуальной преступной деятельности, реализуемые через информационно­телекоммуникационные сети.
Возможность действовать анонимно значительно повысила шансы злоумышленников на поиск новых жертв, а легкомысленное отношение некоторых интернет-пользователей к своим персональным данным облегчило им задачу.
Дети и подростки часто становятся жертвами подросткового секстинга. Проблема подросткового секстинга носит международный характер и требует междисциплинарного подхода к ее изучению и разрешению. Лингвистами речевой жанр подросткового секстинга осмыслен в аспекте судебной лингвистической экспертизы. Исследователи отмечают сложную коммуникативную структуру жанра, обусловленную особенностями виртуального дискурса.
Подростковый секстинг описан как манипуляционная и провокационная коммуникация взрослого с несовершеннолетним на тему секса. Лингвистический анализ переписки взрослого с несовершеннолетней выявил особенности языкового и прагматического уровней текста, определившие ее отнесенность к речевому жанру подросткового секстинга.
Анализ переписки пользователя 1 и пользователя 2 социальной сети «Вконтакте» показал, что материалы переписки представляют собой поликодовый текст, который содержит различные элементы: языковые единицы и невербальный компонент, представленный фотографиями, содержащими изображение обнаженного тела пользователя 2. Элементы различных знаковых систем соотносятся друг с другом в содержательном плане, а именно темой сексуальных отношений, вопросами и понятиями половой сферы, поднятыми в ходе переписки пользователем 1.
В ходе переписки актуализируется тема «секс» за счет употребления пользователем 1 тематической лексики (голый, жопа, изнасилую, пися, прелести, сосаться, трахать).
Данные лексемы выступают в качестве кодовых слов, которые позволяют сразу задать тему переписки, максимально быстро получить информацию о сфере интересов пользователя 1, то есть выполнить функцию поискового запроса.
Цель переписки заключается в удовлетворении пользователем 1 своих половых потребностей. Пользователь 1 прямо сообщает о своей коммуникативной цели - удовлетворить половые потребности с помощью просмотра фотоизображений обнаженного тела пользователя 2 (Я просто посмотреть хочу на твои прелести). Коммуникативное намерение пользователя 1 передано конструкцией хочу + инфинитив с семантикой конкретного действия. Действия пользователя 1 активно направлены на объект - пользователя 2, а именно ее прелести, то есть ее тело как источник чувственных устремлений.
Лексико-грамматические языковые средства показывают, что инициативу в коммуникации на сексуальную тему берет на себя пользователь 1. Пользователь 1 вовлекает пользователя 2 в коммуникацию на тему половых отношений, делится с ней своим сексуальным опытом. Акцентируя внимание на теме коммуникации, пользователь 1 задает пользователю 2 прямые вопросы сексуального характера, интересуется об осведомленности пользователя 2 «этим», то есть пониманием темы секса (Знаешь что это значит, Честно ты уже сосалась, Ты писю свою играла хоть раз).
Пользователь 1 желает удовлетворить свои половые потребности при помощи фотоизображений обнаженного тела пользователя 2. Побуждение пользователя 1 к сексуальным действиям выражается призывом (Ну сфоткайся в них, Без шортиков сфоткайся, Теперь сними футболку, Жопа сфоткай голую, Давай [,] я жду), советом (Одной рукой сожми одну грудь что видно было, Молодец но камеру выше что бы лицо было видно), просьбой (Груди... Покажи пожалуйста, Сфоткайся пожалуйста).
Пользователь 1, воздействуя на пользователя 2, использует побудительные формы 1 и 2 лица ед. ч. глаголов конкретного действия в прямом значении.
Пользователь 1 обучает пользователя 2 сексуальным позам, подчеркивая важность зрительного восприятия - «чтобы видно», использует побудительную форму глагола сожми 2 лица ед. ч. (Одной рукой сожми одну грудь что видно было твоя грудь, Молодец но камеру выше что бы лицо было видно). Уточняется объект сексуального действия пользователь 2, а именно ее грудь, лицо, а также образ действия пользователя 2 - выше, одной рукой.
Пользователь 1 угрожает пользователю 2 и принуждает ее присылать фотоизображения, на которых отражено ее обнаженное тело (У меня твои фотографии на готове стоят, Если нет [,] я клянусь [,] Слава увидит твои голые фотографии). Личная форма глагола настоящего времени передает действие как реально осуществляющееся в настоящем времени. Условная конструкция указывает на возможность осуществления угрозы. Глагольная форма «увидит» 3 лица ед. ч. будущего времени совершенного вида указывает на возможность осуществления действия, его завершенность после момента речи.
В случае неповиновения допускается насилие (Через час к тебе взрослые дяди будут приходить, Хочешь [,] что бы тебя украли в лес или в другой город, Ты хочешь [,] что бы тебя взрослые дяди забрали прямо из дома?). Глагольная форма «будут приходить» 3 лица мн. ч. будущего времени действительного залога указывает на возможность осуществления действия, его завершенность после момента речи.
Вопросительная конструкция «ты хочешь» служит мягкой формой угрозы, так как находится в рамках сложноподчиненного предложения со значением следствия.
Невербальная часть переписки представлена фотоизображениями обнаженного тела пользователя 2, которые усиливают провокационную тему коммуникации.
Таким образом, в тексте переписки вербальные и невербальные средства указывают на то, что пользователь 1 в ходе коммуникации решает проблему удовлетворения своих половых потребностей; пользователь 2 оказывается вовлеченной в коммуникацию на тему половых отношений, под влиянием угроз соглашается общаться на тему секса, присылает фотоизображения со своим обнаженным телом. Пользователь 2 не получала удовлетворения своих половых потребностей и не сообщала об этом взрослому.
В диссертации разработана методологическая база лингвистической экспертизы текстов, отнесенных к речевому жанру подросткового секстинга.


1. Алиева Е. А. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего развратные действия // Криминальные реалии, реагирование на них и закон / Под редакцией А. И. Долговой. Москва : Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2018. С. 217-224.
2. Алиева Е. А. Международно-правовые основы охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних // Социально-политические науки. 2017. № 3. С. 143-145.
3. Алиева Е. А. Рассуждения о сущности действий, запрещенных под угрозой наказания статьей 135 УК РФ // Юриспруденция и право в современном обществе: Сборник статей Международной научно­-практической конференции, Пенза, 15 августа 2020 года. Пенза : Изд-во «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 101-103.
4. Алиева Е. А. Сеть Интернет как средство совершения развратных действий // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 180-182.
5. Антонов О. Ю. Выявление дополнительных преступлений, совершенных на сексуальной почве с использованием сети Интернет // Раскрытие и расследование преступлений серийных и прошлых лет: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 16 марта 2017 года / Под общей редакцией А. И. Бастрыкина. Москва : Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. С. 53-56.
6. Антонов О. Ю. Методико-криминалистические проблемы расследования порно-сексуальных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Криминалистика в условиях развития информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2018 года. Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 23-28.
7. Антонов О. Ю. Особенности использования специальных знаний в области лингвистики при изучении электронной переписки в ходе расследования половых преступлений в отношении несовершеннолетних // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 7 (47). С. 42-52.
8. Батухтин М. Е. Киберпреступления: причины, виды, формы, последствия, направления противодействия // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов, Самара, 27 апреля 2018 года. Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 28-31.
9. Бельская Н. С. Речевой жанр секстинга в судебной лингвистической экспертизе интернет-коммуникации при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 2. С. 170-176.
10. Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова, 2007. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения 15.05.2022).
11. Вязигина Н. В. Основные проблемы лингвистической экспертизы по делам о развратных действиях интеллектуального характера в отношении несовершеннолетних в сети интернет // Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа: Сборник научных работ по итогам Международной научной конференции, Москва, 05-06 октября 2021 года. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. С. 396-409.
12. Гусарова М. В. Квалификация преступлений сексуальной направленности, совершенных виртуально // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 1 (35). С. 25-29.
13. Гусарова М. В. Несовершеннолетние как особый объект преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3 (29). С. 93-97.
14. Гусарова М. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних по уголовному законодательству Российской Федерации и ряда зарубежных стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 1. С. 160-169.
15. Дозорцева Е. Г., Медведева А. С. Сексуальный онлайн-груминг как объект психологического исследования // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 250-263.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ