Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ 8
1.1. Понятие метафоры 8
1.2. Функции метафор в языке 23
1.3. Функции метафор в художественном тексте 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ МЕТАФОР В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» 30
2.1. Основные черты художественного стиля русскоязычного творчества В. В. Набокова 30
2.2. Структурный анализ индивидуально-авторских метафор в романе В. В. Набокова «Защита Лужина 37
2.3. Семантический анализ индивидуально-авторских метафор в романе В. В. Набокова «Защита Лужина» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Понятие метафоры всегда находилось в центре внимания учёных. Первыми о метафоре писали античные философы: Аристотель в трактате «Поэтика» (335 г. до н. э.), Деметрий Фалерский в труде «О стиле» (4 - 3 вв. до н. э.), Цицерон в трактате «Оратор» (48 г. до н. э.), Квинтилиан в труде «Риторические наставления» (1 в. н. э.). Изыскания греческих и римских мыслителей этого периода заложили основу для изучения метафоры в последующих эпохах.
В эпоху Средневековья (конец V - XVI вв.) Георгий Хировоск написал трактат «О тропах, или об оборотах речи» (1073), где выделил и описал 27 видов тропов, в том числе метафору. Трактат повлиял на развитие русской литературоведческой терминологии.
В Новое время (сер. XVII - 1918 г.) метафора становится предметом изучения философов. Томас Гоббс в сочинении «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) и Джон Локк в сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1689) рассматривают метафору с позиций рационализма.
В этот период отечественные учёные Стефан Яворский, Козма Афоноиверский, В. К. Тредиаковский, Амвросий Серебрянников исследуют метафору в рамках классической риторики.
Со второй половины XIX века вектор изучения метафоры меняется в сторону психологии и лингвистики. Такие учёные, как А. А. Потебня, Шарль Балли Л. С. Выготский, Ю. И. Левин, В. Г. Гак, Н. Д. Арутюнова, В.Н. Телия, В. К. Харченко, Г. Н. Скляревская, О. Н. Лагута, Л. В. Балашова разрабатывают вопросы о сущности метафоры, функциях метафоры в мыслительной деятельности человека и в языке, составляют различные классификации метафоры.
Новым этапом развития метафорологии стала теория когнитивной метафоры, изложенная Д. Лакоффом в работе «Метафоры, которыми мы живём» (1980). Дальнейшее развитие когнитивная теория метафоры получила в многочисленных исследованиях Э. В. Будаева («Постсоветская действительность в метафорах российской и британской прессы», 2007; «Метафорический образ России в современном мире», 2009 и др.) и A. П. Чудинова («Очерки по современной политической метафорологии», 2013; «Современная отечественная метафорология», 2014 и др.), изучающих метафору в политическом дискурсе и с точки зрения когнитивной лингвистики.
Разные аспекты творчества В. В. Набокова широко изучены такими отечественными и зарубежными исследователями, как Д. Б. Джонсон («Миры и антимиры Владимира Набокова», 1985), З. А. Шаховская («В поисках Набокова: Отражения, 1991), Б. В. Аверин и др. («В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей», 1997), Н. Букс («Эшафот в хрустальном дворце: о русских романах В. Набокова», 1998), М. М. Шраер («Набоков: темы и вариации», 2000), Б. В. Аверин («Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции», 2003), B. В. Шадурский («Интертекст русской классики в прозе Владимира Набокова», 2004), А. А. Долинин («Истинная жизнь писателя Сирина», 2004), Г. А. Барабтарло («Сочинение Набокова», 2011), Б. Бойд («Ада» Набокова. Место сознания», 2012).
Актуальность настоящей работы состоит в том, что индивидуальноавторская метафора в романе «Защита Лужина» рассматривается как средство выражения художественного стиля и мировосприятия В.В. Набокова. В бакалаврской работе делаются наблюдения и выводы, связанные с употреблением метафор: их частотность, структура, семантика и функции в романе.
Объектом бакалаврской работы выступил роман В. В. Набокова «Защита Лужина», написанный в 1929 г.
Предмет исследования составили индивидуально-авторские метафоры, функционирующие в романе «Защита Лужина».
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы выявить и объяснить особенности индивидуально-авторских метафор, которые использует В.В. Набоков в романе «Защита Лужина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «метафора» с опорой на фундаментальные исследования Н. Д. Арутюновой, В. Н. Телия, Г. Н. Скляревской и Д. Лакоффа в лингвистическом, литературоведческом, философском и психологическом аспектах;
2) методом сплошной выборки выявить индивидуально-авторскую метафору, функционирующую в романе В. В. Набокова «Защита Лужина»;
3) выявить основные черты художественного стиля В. В. Набокова;
4) рассмотреть особенности индивидуально-авторской метафоры В.В. Набокова в романе «Защита Лужина» и составить её структурную и семантическую классификации;
5) определить роль индивидуально-авторской метафоры в романе В.В. Набокова «Защита Лужина».
Методы исследования. Описательный метод позволил грамотно собрать материал, произвести сплошную выборку индивидуально-авторских метафор и выполнить первичный анализ исследуемого материала. Историко-сравнительный метод применялся для объяснения языкового явления в культурно-историческом контексте. Общий филологический метод использовался для интерпретации исследуемого прозаического текста. Метод компонентного анализа использовался для выделения мельчайших смысловых элементов значения в семантике индивидуально-авторских метафор.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуально-авторские метафоры являются одним из главных языковых средств создания художественного текста. Они выполняют три основные функции: стилеобразующую, текстообразующую и эмоционально-оценочную.
2. Индивидуально-авторские метафоры занимают одно из центральных мест в художественном стиле русскоязычного творчества В. В. Набокова и отражают мироощущение писателя.
3. Индивидуально-авторские метафоры в романе В. В. Набокова «Защита Лужина» имеют разную структуру (одно слово, сочетания, состоящие из двух и более членов, одно предложение, несколько предложений), и семантика индивидуально-авторских метафор В.В. Набокова в романе «Защита Лужина» формирует художественный мир писателя.
Научная новизна исследования состоит в том, что 1) рассмотрены примеры индивидуально-авторских метафор с разной семантикой и структурой; 2) составлена структурная и семантическая классификация индивидуально-авторских метафор в романе «Защита Лужина»; 3) в результате анализа индивидуально-авторских метафор в романе «Защита Лужина» было выявлено их активное участие в создании индивидуального художественного стиля русскоязычного творчества В. В. Набокова.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в вузе и школе.
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Метафора - это уникальное явление, которое рассматривается разными гуманитарными науками на протяжении двух тысячелетий. Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что метафоры делятся на языковые и индивидуально-авторские (художественные, окказиональные). Языковые метафоры расширяют семантическую систему языка и систему средств номинации. Индивидуально-авторские метафоры создают художественный текст, их главные функции - это формирование индивидуального стиля и отражение мироощущения конкретного автора. Без метафор сложно представить литературное произведение.
Писательский стиль В. В. Набокова сложен и многогранен. Характерные черты русскоязычного творчества В. В. Набокова - игра с читателем (реминисценции, аллюзии, анаграммы, разные стилистические приёмы), использование символов (зеркало, ключ, бабочка и др.), интертекстуальность, обилие тропов. Индивидуально-авторские метафоры составляют неотъемлемую часть стиля писателя.
В романе «Защита Лужина» индивидуально-авторские метафоры многочисленны и разнообразны как по структуре, так и по семантике. Основные структурные типы метафор - одно слово, сочетания из двух и более членов, одно предложение, несколько связанных друг с другом предложений. Основные семантические типы, выявленные в тексте: «неживому - неживое», «неживому - живое», «живому - неживое», «живому - живое». Самые большие группы - «неживому - неживое» и «неживому - живое - свидетельствуют о прекрасно развитом ассоциативном мышлении В. В. Набокова, позволяющее автору сравнивать самые разные явления и предметы и олицетворять неодушевлённые объекты.
Индивидуально-авторские метафоры в романе «Защита Лужина» выполняют следующие функции:
1. Формируют художественный стиль писателя. Наравне с другими языковыми средствами - градацией, антитезой, звукописью, сравнениями, различными тропами - метафоры обогащают эстетику текстов писателя, делают их более изящными и утончёнными. Метафоры у Набокова участвуют в интеллектуальной игре автора с читателем, усложняют понимание текста и в то же время делают его идейное содержание более глубоким и художественным.
Метафоричность - характерная черта стиля В. В. Набокова, выделяющая его среди других отечественных писателей 1-ой половины ХХ века.
2. Раскрывают мироощущение как самого В. В. Набокова, так и его героев путём оценки ключевых образов и событий романа. Так, олицетворение шахмат говорит об их роковой роли в судьбе Лужина. Разрушительная и одновременно прекрасная сила шахмат показана в развёрнутых метафорах при описании партии Лужина с Турати. Набоков уподобляет шахматную игру рождению музыки, что указывает на отношение писателя к этой игре как к искусству. Мироощущение писателя и его героя воплощено в деталях: даже незначительные объекты окружающего мира подвергаются метафоризации. Предметы и явления оживают («простосердечный звонок», «книжонки лёгкого поведения», «щекочущего ожидания», «бедные родственники настоящих слов») или наделяются необычными качествами («пасмурные холодноватые слова», «от них веяло холодом гробовой бухгалтерии», «оттенки мнений», «сдобный хруст»), что создаёт впечатление иллюзорности этого мира, его внешней стороны, которая под чутким взором Набокова теряет своё значение. Используя метафоры, Набоков постигает самую суть вещей, которые без пристального внимания писателя выглядят обыденно. Метафоры Набокова неожиданны, смелы, точны.
3. Отдельную функцию выполняют развёрнутые метафоры, состоящие из нескольких предложений. Это текстообразующая функция. Развёрнутые метафоры в романе «Защита Лужина» представляют собой разные по размеру связные тексты, гармонично вплетённые в повествование. Развёрнутые метафоры характеризуют художественный мир романа как двуплановое пространство, состоящее из реального мира и параллельного измерения, в котором живёт и мыслит сознание Лужина.
Развёрнутые метафоры в романе апеллируют к воображению читателя, предоставляют свободу для интерпретации, делают смысловую нагрузку текста более глубокой.
Таким образом, индивидуально-авторские метафоры занимают важное место в создании художественного мира романа «Защита Лужина» и являются отличительной чертой писательского стиля русскоязычных романов В. В. Набокова.
1. Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука [Текст] / С.Т. Аксаков // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука: Повесть. Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы: Повесть. Станюкович К. М. Рассказы. Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы. - М. : Детская литература, 1983. - С. 36-262.
2. Алексеев, К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии [Текст] / К. И. Алексеев // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. • С. 73-85.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель; пер. с древнегреч. В. Г. Аппельрота.- М. : Гослитиздат, 1957. - 183 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. - М. : Прогресс, 1990. - С. 5-32.
5. Арутюнова, М. Д. Функциональные типы языковой метафоры [Текст] / М. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 37. - 1978. - № 4. - С. 333-343.
6. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. • 2-е изд., испр. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
7. Астафьев, В. П. Собрание сочинений: в 15 томах. Т. 7. Затеси: семь тетрадей [Текст] / В. П. Астафьев - Красноярск : Офсет, 1997. - 544 с.
8. Балли, Ш. Французская стилистика [Текст] / Ш. Балли; пер. с фр. К. А. Долинина. - 2-е изд. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 392 с.
9. Бардовская, А. И. Синестетическая метафора в романе В. Набокова «Дар» [Текст] / А. И. Бардовская // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте,производстве и образовании'2012». Т. 1. - 2012. - № 4. - С. 60-68.
10. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Норинт, 2002. - 1456 с.
11. Будаев, Э. В. Когнитивная теория метафоры: новые горизонты [Текст] / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 1. - С. 6-13.
12. Википедия. Метафора [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метафора (дата обращения: 01.03.2018).
13. Гайдукова, Т. М. Цветовая метафора в антропоцентрической сфере (на материале немецкого языка) [Текст] / Т. М. Гайдукова // Вестник ВятГУ. - 2012. - № 4. - С. 68-73.
14. Гак, В. Г. К проблеме общих семантических законов [Текст] / В. Г. Гак // Общее и романское языкознание. - М. : Издательство Московского университета, 1972. - 249 с.
15. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т. Гоббс; пер. с англ. А. Э. Гутермана. - М. : Мысль, 2001. - 478 с.
...