Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

Работа №111604

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 10
1.2 Характеристика конструктивных игр как средства развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр 25
2.1 Выявление уровня развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр 40
2.3 Динамика уровня развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр 49
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 61
Приложение Б Стимульный материал к диагностической методике «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» (М.М. Безруких) 62
Приложение В Стимульный материал к диагностической методике «Дорисуй» (М.М. Безруких) 63
Приложение Г Протокол констатирующего эксперимента 64
Приложение Д Схемы построек 65
Приложение Е Протокол контрольного этапа эксперимента 66

Развитие пространственного мышления является неотъемлемым элементом развития дошкольника. Пространственное мышление обеспечивает человеку создание пространственных образов, решение практических и творческих задач в пространстве. Вне представлений о положении предметов в пространстве, размере или расстоянии, ребенок не может в полной мере освоить окружающую действительность, а это может привести к отставанию его в развитии, к неспособности в последующем осваивать школьную программу, реализовывать собственный творческий потенциал, решать бытовые задачи.
Пространственное мышление формируется в дошкольном возрасте, при этом базовые его категории (размер, расстояние) формируются еще в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту ребенок способен оперировать сложными пространственными отношениями между предметами.
Навыки пространственного мышления являются кумулятивными и долговечными. Тот, кто овладевает навыками в раннем детстве, будет иметь больше возможностей использовать их для приобретения и организации дополнительной информации на протяжении всей своей жизни.
Однако у детей с тяжелыми нарушениями речи процессы формирования пространственного мышления протекают иначе, особенность этой категории дошкольников такова, что собственно-речевые особенности накладывают отпечаток на все его развитие, на интеллектуальные навыки и на пространственное мышление.
Дети этой категории испытывают трудности при создании пространственных образов, оперировании ими, а свободное оперирование пространственными образами является фундаментальным умением.
В научной литературе подробно проанализированы психолого-педагогические как особенности детей этой категории, так и методы формирования у них пространственного мышления; однако ввиду большой актуальности проблемы внедрение в образовательный процесс методов (таких, как конструктивная игра) имеет значительную актуальность. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность нашего исследования.
Проблемой развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста занимался целый ряд ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В.И. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер.
Исследованиями, связанными с изучением общих и специфических особенностей детей с нарушениями речи, занимались О.Е. Грибова, A. Г. Зикеев, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В Ястребова.
В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих зарубежных системах, среди них выделяются системы М. Монтессори, Ф. Фребеля, Л. Шлегера.
В отечественной дошкольной педагогике и психологии этот вид игры изучали А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, B. Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина. Были предложены формы и задачи конструктивных игр, приведенные во втором параграфе первой главы настоящего исследования.
Однако следует отметить, что вопрос использования конструктивных игр для развития пространственного мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остается малоизученным.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи пространственного мышления и недостаточностью использования конструктивных игр в коррекционно-развивающей работе с данной целью.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи пространственного мышления посредством конструктивных игр?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: конструктивные игры как средство развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Развитие пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи возможно, если:
• осуществлен отбор видов конструктора и конструкторских игр в соответствии с целью исследования;
• обеспечена самостоятельная деятельность дошкольников с разными видами конструкторов в домашних условиях;
• обеспечено взаимодействие специалистов образовательной организации по включению конструктивных игр с разными видами конструкторов в разные формы образовательной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и теоретически обосновать использование конструктивных игр для развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
2. Выявить уровень развития пространственного мышления у детей 5-6 лет тяжелыми нарушениями речи;
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструктивных игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский),
• теория речевой деятельности и общения (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Ушакова),
• принципы анализа нарушений речи (Р.Е. Левина),
• программы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова),
• исследования, посвященные пространственному мышлению (Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова),
• исследования об использовании конструктивных игр. (К. Притулуски, З. В. Лиштван).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение, сопоставление);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапа, психодиагностические методы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: СПДС «Колосок» ГБОУ ООШ с. Жигули Ставропольского района Самарской области. В исследовании принимали участие 12 детей с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования конструктивных игр как средства развитии пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены теоретические положения об использовании конструктивных игр в процессе развития пространственного мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что конструкторские игры могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в процессе развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Разработанный перспективный план развития у дошкольников пространственного мышления может быть полезен учителям-дефектологам и воспитателям групп компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 6 приложений. Для иллюстрирования текста используются 17 таблиц и 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 60 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи пространственного мышления посредством конструктивных игр является актуальной. Исследования А.А. Столяр и Л.С. Волкова отмечают, что дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют системную несформированность речи, что оказывает влияние на развитие пространственного мышления. Значительные речевые дефекты влияют и на становление психики и на некоторые интеллектуальные способности ребенка. При этом обнаруживается системная несформированность как вербальных, так и невербальных функций.
Проблемой развития у детей пространственного мышления поднималась в работах исследователей неоднократно: Р.И. Бардина, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, И.Я. Каплунович, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская. Работы данных исследователей показали, что развитие пространственного мышления зависит от того, как дети определяют все виды направлений (вверх/вниз, лево/право, вперед/назад); понимают и употребляют словесные обозначения пространственных отношений. Одним из средств развития пространственного мышления являются конструктивные игры.
Конструктивные игры с детьми и включение конструирования в коррекционно-развивающую работу имеет целью решение широкого спектра задач.
Развитие у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи пространственного мышления посредством конструктивных игр стало возможно, если расширить и обогатить знания и представления детей о различных видах конструктором и игр с ним, включить конструктивные игры в работу с родителями и в разные формы образовательного процесса.
Выявление уровня развития пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи показало, что 50% детей имеют низкий уровень развития пространственного мышления. Это связано с тем, что у детей не сформированы умения определять направления (вверх/вниз, право/лево, вперед/назад); употреблять и понимать словесные обозначения пространственных отношений между предметами.
После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем пространственного мышления (34%) по всем показателям. Также снизилось количество детей, находящихся на низком уровне развития пространственного мышления на констатирующем этапе.
Данные, полученные в результате нашего эксперимента, позволяют сделать вывод о положительном влиянии использования конструктивных игр на развитие пространственного мышления у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Данные, которые получились у нас на контрольном этапе эксперимента, показывают эффективность предложенного содержания и организации работы по развитию пространственного мышления посредством конструктивных игр.


1. Ананьев Б. Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека // Проблемы восприятия пространства и времени / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. С. 11-14.
2. Андреева М. Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи // Логопед. 2015. № 7. С. 92-99.
3. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, Л. М. Гурович, 3. А. Михайловой. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 224 с.
4. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар : Новация, 2016. С. 202-205.
5. Бутырина Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). Москва : Буки-Веди, 2018. С. 42-44.
6. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М. : ВЛАДОС, 1998. 675 с.
7. Доман Г. Как развивать интеллект ребенка. М. : Аквариум, 2001. C. 288
8. Еливанова М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего возраста // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. СПб. : Санкт- Петербургский институт раннего вмешательства, 2006. С. 58-66.
9. Забрамная С. Д, Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М. : ВЛАДОС, 2008. 32с.
10. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 385 с.
11. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. 136 с
12. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
13. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004. 144 с
14. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М. : Классикс Стиль, 2003. 160 с.
15. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва : Просвещение, 2000. 142 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ