Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Детские церебральные параличи 8
1.2. Спастические параличи 13
1.3. Физическая реабилитация детей с ДЦП 16
Выводы по главе 22
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3 Организация исследования 25
Выводы по главе 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Методика применения комплексов фитбол-гимнастики с детьми страдающими ДЦП 28
3.2. Определение влияния занятий ЛФК на функциональную и двигательную подготовленность детей с ДЦП 34
Выводы по главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. В группу детских церебральных параличей (ДЦП) включают в узком смысле нарушения преимущественно двигательной сферы, проявляющиеся у детей раннего возраста по типу центральных спастических параличей и парезов как следствие поражения мозга в перинатальном периоде. Их определяют как резидуальные энцефалопатии, то есть остаточные явления перенесенного процесса, в некоторых случаях обладающие обратным регредиентным развитием. Это является их существенным отличием от дегенеративно-наследственных заболеваний нервной системы [4,10,12,14,19,22,24].
В литературе имеются сведения о том, что в этиологии ДЦП 20% составляют поражения в пренатальном периоде (генетические и врожденные), 70% - в интранатальном и только 10% в постнатальном. Влияние вредных факторов имеет тяжелые последствия, особенно в период интенсивного роста и процессов дифференцирования структур центральной нервной системы, приходящихся на 3-4-е месяцы утробного развития [4,10,12,14,19,22,24].
Традиционные формы и методы физического воспитания дошкольников недостаточно ориентированы на профилактику и коррекцию последствий ДЦП и не способствуют активному предотвращению функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического и силового развития детей. В этом заключается определенное противоречие между широким выбором коррекционно-оздоровительных средств и методов в лечебно-реабилитационных центрах и недостаточной эффективностью их использования для оздоровления и физической подготовленности дошкольников с последствиями ДЦП [4,10,12, 14,19,22,24].
Следовательно, злободневной становится проблема подбора новых форм и оптимально доступных методов в коррекционно-оздоровительной работе с дошкольниками с последствиями ДЦП, способствующих коррекции нарушений и достижению полноценного физического развития.
Осознавая актуальность выше обозначенной проблемы, мы определили тему бакалаврской работы как «Развитие силы у детей с детским церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры».
Теоретической базой исследования явилось изучение научно-исследовательской литературы, методик и исследований касающихся:
• физического состояния детей с ДЦП;
• вопросов раскрывающих особенности развития детей с ДЦП;
• анализа научно-методической литературы по вопросам физической реабилитации и развития силовых способностей детей с ДЦП.
Объект исследования: процесс развития силовых и физических способностей у детей средствами адаптивной физической культуры.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений, направленных на развитие силы, коррекцию вторичных нарушений при ДЦП и физическую подготовленность детей.
Цель исследования - определить влияние средств АФК на силовую и физическую подготовленность детей с последствиями ДЦП в условиях лечебно-реабилитационного центра.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретико-практические аспекты применения АФК в коррекционной работе с детьми с ДЦП, в условиях лечебно-реабилитационного центра.
2. Разработать комплексы упражнений, направленные на развитие силы и коррекцию нарушений у детей 5-6 лет с ДЦП.
3. Определить эффективность применения комплексов лечебной гимнастики на физическое развитие и двигательную подготовленность дошкольников 5-6 лет с ДЦП.
Гипотеза исследования. Предполагается, что при использовании комплекса специальных упражнений, положительные изменения в развитии силовых способностей и коррекции последствий ДЦП у дошкольников произойдут быстрее, чем при применении традиционных упражнений.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), статистические и эмпирические (наблюдение и эксперимент).
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют улучшить силовые и функциональные способности детей с ДЦП и способствуют их успешной реабилитации.
Практическая значимость. Использование специально разработанных комплексов физических упражнений у детей, с последствиями ДЦП в условиях лечебно-реабилитационного центра, позволит повысить эффективность коррекционного воздействия, улучшить уровень физической и силовой подготовленности воспитанников. В дальнейшем разработанные материалы могут быть использованы в учебно - коррекционном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 9 таблиц, 9 рисунков, список используемой литературы (31 источник). Основной текст работы изложен на 45 страницах.
Полученные в ходе исследования теоретические и эмпирические результаты, позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Фитбол - это большой упругий мяч для тренировок. Он может служить как тренажер, как просто предмет, как утяжелитель, поскольку вес его примерно 1 кг. Обладает вибрационным свойством. Занятия на таких ортопедических мячах помогают снять напряжение и мышечный дисбаланс, делают более гибким позвоночник, укрепляют мышцы спины и живота - создают «мышечный корсет» и формируют правильную осанку. Занятия на фитболах улучшают общее самочувствие, повышают психоэмоциональный тонус.
2. На основании изученных литературных источников нами были составлены 4 комплекса корригирующей гимнастики с использованием фитболов, направленные на коррекцию нарушений у детей 5-6 лет с ДЦП.
3. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения разработанных комплексов корригирующей гимнастики с использованием фитболов. Достоверное увеличение силы кисти у лиц экспериментальной группы наблюдалось в сравнении с началом эксперимента (р<0,05) и в сравнении со значениями лиц контрольной группы (р<0,01). По всем остальным показателям в экспериментальной группе наблюдались более высокие положительные, но не достоверные изменения в сравнении контрольной группой. Не достоверность различий мы связываем:
• во-первых, с возрастными особенностями детей данного возраста;
• во-вторых, с непродолжительным по времени исследованием в данном возрастном периоде;
• в-третьих, с особенностями самого заболевания.
1. Абрашина Н.А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития: практическое пособие / Н.А. Абрашина. - 2-е изд., стер. - Молсква: ФЛИНТА, 2016 - 201с.
2. Аварханов, М.А. Биометрия в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.А. Аварханов - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2015. - 120c.
3. Акатова, А.А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие / А.А. Акатова, Т.В. Абызова. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 102c.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение развития детей младенческого возраста с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 182с.
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - 4-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. - 421с.
6. Власов, В.Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Практикум: учебное пособие / В.Н. Власов. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 172с.
7. Дружинина, И.В. Математика для студентов медицинских колледжей: учебное пособие / И.В. Дружинина. - 2-е изд., стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2019. - 188с.
8. Иванова, Л.М. 50 упражнений с использованием фитбола: практикум для самостоятельной работы / Л.М. Иванова, Г.С. Ковтун, И.В. Майоркина. - Омск: ОмГУ, 2012. - 48с.
9. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е. В. Клочкова. - 3-е изд. - Москва: Теревинф, 2019. - 286с.
10. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учебно-методическое пособие / А.А. Баранов [и др.].- М.: ПедиатрЪ, 2014.- 84c.
11. Кузнецова, Г.В. Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом: монография / Г.В. Кузнецова. - Москва: Логомаг, 2016.-134c.
12. Методика физической реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы: учебное пособие / А.В. Полуструев [и др.]. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. - 92c.
13. Миронова, Е.Н. Основы физической реабилитации: учебно-методическое пособие / Е.Н. Миронова. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. - 199c.
14. Налобина, А.Н. Физическая реабилитация в детской неврологии: учебное пособие / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 189c.
15. Налобина, А.Н. Возрастная анатомия. Основы детской невропатологии: учебное пособие для СПО / А.Н. Налобина. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 87c.
...