Введение 6
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности предприятия 9
1.1. Понятие конкуренции, ее виды и роль в современной
экономике 9
1.2. Понятие конкурентоспособности предприятия 27
1.3. Элементы конкурентоспособности предприятия 33
Глава 2. Основы стратегического управления предприятием 39
2.1 История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической
науки 39
2.2 Понятие стратегии развития предприятия, сущность стратегического
управления 43
2.3 Основные виды стратегии управления
предприятием 54
Глава 3. Разработка стратегии производственного предприятия ООО «МК «Ильма» в условиях конкуренции 62
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «МК
«Ильма» 62
3.2 Анализ конкурентной среды организации ООО «МК
«Ильма» 68
3.3 Разработка стратегии предприятия ООО «МК
«Ильма» 74
3.4 Рекомендуемые мероприятия для реализации выбранной стратегии
предприятия ООО «МК «Ильма» 83
Заключение 91
Список использованных источников 94
С постоянным ростом социально-экономического развития страны, управление развитием организации становится все более популярным. Современный мир постоянно меняется, и, как следствие, естественным процессом эволюции является развитие организации, на это и направлены усилия руководителей, чтобы идти в ногу со временем. Если раньше руководители предприятий большее внимание уделяли управлению функционированием, то сейчас больший удельный вес приобретает управление развитием организацией. Управление развитием - процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия на изменение направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества организации. Управление развитием проявляется в различных формах. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое управление.
Стратегическое управление - процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится (позиция организации на рынке, динамика ее развития, ее потенциала, поведение конкурентов, характеристика производимого товара или оказываемых услуг, состояние экономики и других факторов). Фактически можно сказать что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий.
С каждым годом увеличивается интерес к вопросам управления развития бизнесом. В последние десять - пятнадцать лет стратегическому управлению стало уделяться повышенное внимание. Это связано, не только с тем, что управление развитием играет очень важную роль в бизнесе, но и с тем, что стратегическое управление как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления. Вообще ХХ-ХХ1 вв. специалисты называют веками конкуренции, именно такая ситуация на рынке делает особенно популярным стратегическое управление. Каждому предприятию, которое находится в условиях постоянно меняющегося рынка, на котором регулярно образуются предприятия- конкуренты, необходимо придерживаться стратегического управления, а также следовать выбранной конкурентной стратегии. Этим обуславливается актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы - разработать стратегию для промышленного предприятия ООО «МК «Ильма», функционирующего в условиях конкуренции.
Для достижения поставленной цели, необходимо осуществить следующие задачи:
• рассмотреть понятие конкуренции, ее виды и роль в современной экономике;
• рассмотреть понятие конкурентоспособности предприятия, рассмотреть ее элементы;
• рассмотреть основы стратегического управления предприятием
• изучить деятельность предприятия, исследовать основные направления деятельности;
• выявить основных конкурентов организации, выявить сильные и слабые стороны, рассмотреть возможности и угрозы рынка;
• разработать стратегию развития предприятия ООО «МК «Ильма»;
• предложить мероприятия для реализации выбранной стратегии развития предприятия ООО «МК «Ильма».
Объектом исследования является предприятие ООО «МК «Ильма», предметом - стратегическое управление предприятием, в частности, стратегия развития предприятия.
При написании дипломной работы были использованы следующие источники: специализированная литература - учебники, методические пособия по менеджменту, нормативные акты и документы предприятия, Интернет-ресурсы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что, впоследствии, разработанную стратегию развития предприятия ООО «МК «Ильма», можно будет использовать в дальнейшей деятельности предприятия для его развития и более успешного функционирования.
Для высокого уровня конкурентоспособности предприятия, для быстрого реагирования на изменения в окружающей среде и условиях рынка, необходимо управлять развитием предприятия. Управление развитием проявляется в различных формах. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое управление.
Стратегическое управление - процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Фактически можно сказать что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.
Стратегию компании можно разрабатывать на трех уровнях: эталонная стратегия, или стратегия совокупности направлений бизнеса; конкурентная стратегия, или стратегия по отдельным направлениям бизнеса; функциональная стратегия, или стратегия внутри какого-либо направления бизнеса. Оценка стратегии проводиться путём сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции помогло мне определить преимущества и недостатки предприятия ООО «МК «Ильма» перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии, которые обеспечат поддержание конкурентных преимуществ, а также их совершенствование. Выявление преимуществ и недостатков, рыночных угроз и возможностей был проведен посредством SWOT анализа.
Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижение такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Проведя анализ конкурентного поля организации, я пришла к выводу, что для данного предприятия необходима разработки стратегии развития.
В процессе разработки стратегии развития для предприятия ООО «МК «Ильма» были даны рекомендации по выбору и применению стратегии проникновения на рынок.
Для сохранения своих лидирующих позиций, в сфере производства и продажи горно-шахтного оборудования, предприятию наиболее выгодно будет придерживаться оборонительной стратегии, чтобы защитить занимаемую долю рынка, так как уровень конкуренции велик.
Также, проанализировав все возможности по применению разных видов эталонных стратегий, можно выявить, что наиболее перспективной стратегией для развития предприятия ООО «МК «Ильма» на данный момент с учетом всех тенденций является стратегия проникновения на рынок.
Рассмотрев все возможности конкурентного поведения компании на рынке необходимо придерживаться стратегии фокусирования, за счет которой удерживать сегмент на рынке, формировать положительный имидж компании, что позволит привлекать крупных платежеспособных клиентов.
При управлении развитием компании необходимо придерживаться стратегии развития предприятия, в рамках которой компания будет увеличивать рыночную долю, в основном используя маркетинговую стратегию, которая позволит выявить новые конкурентные преимущества.
В связи с постоянной динамикой рынка производства и продажи горношахтного оборудования, предприятию необходимо постоянно развиваться. Для того чтобы компания добилась намеченных целей, необходимо увеличение прибыли и числа клиентов. Для этого, после первого взаимодействия с компанией-клиентом необходимо приложить все усилия для перевода его в разряд постоянных. Этому поможет грамотное ведение переговоров, а также конкурентные преимущества компании перед другими компаниями. Для формирования лояльности постоянных клиентов, необходимо разработать политику скидок и бонусов. Проведя набор данных мероприятий, компания не только сможет удержать долю на рынке, но и увеличить ее.
Главным результатом проделанной работы, стало единогласное одобрение выбранной стратегии и разработанного сценария ее реализации генеральной дирекцией в количестве пяти человек.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
2. Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия: учебное пособие/ А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 448с.
3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ [Текст]: учебное пособие /
В.Г.Артеменко, М.В. Беллендир- М: ДИС, 2007.-128 с.
4. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: учеб. Пособие/ В.А. Баринов, В.Л. Харченко. -М.: Инфра-М, 2005. -237с.
5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
6. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. - М.: Проспект, 2004. -328 с.
7. Винокурова В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия: Учебное пособие. - М. Проспект, 2007. - 324 с.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
9. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление: Полный курс МВА; Принципы управлен. Решений и рос. Практика/ Т.А. Гайденко. -М.: ЭКСМО, 2005. - 480 с.
10. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2004. - 472 с.
11.Завгородняя А.А. Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления; Конкуретн. Политика; Контроль над качеством/ А.А. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
12. Иванов А.С. Менеджмент: понятие, особенности развития в России: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004. -241 с.
13. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательский дом "Социальные отношения", 2010. -512 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Пер. с англ. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2003. -800с.
15. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок/ Перев. С англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2005. - 800с.
16. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: Учебное пособие Ю. - М.: КРОНУС, 2005.-288 с.
17. Литвак Б.Г. Великие управленцы. Практические занятия по управлению. Мастер-класс. - М.: Экономика, 2003.
Литвак Б.Г. проблемы и технологии стратегического управления // www.bglitvak.ru
18. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -285с.
19. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент, М: КноРус, 2005, 495с.
20. Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2003.
21. Портер М., Прахалад С., Самплер Дж. Курс МВА по
стратегическому менеджменту, М: Альпина, серия Portable MBA, 2006, 588с
22. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ.- М.: ИД Вильямс, 2005 - 608с. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник - М.:
23. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003
24. Попов С.А. Стратегическое управление: Модульная программа для менеджеров в 17-ти модулях. Модуль 4./ Науч. Ред. А.И. Наумов; Гос. Ун-т управления; Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Инфра- М.2004. - 344с.
25. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: учеб. Для вузов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. -511с.
26. Синяева И.М. Управление маркетингом: учеб. Пособие для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2003. -224с.
27. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. Для студ. Вузов/ А.М. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; Пер. с англ. Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой. -М.: Банки и биржи - ЮНИТИ, 1998. -576с.
28. Уткин Э.А. Стратегическое планирование: Учеб. для вузов. - М.: ЭКМОС. Ассоциация