Введение 10
1 Теоретические аспекты института консолидированных групп налогоплательщиков 12
1.1 Понятие консолидированной группы налогоплательщиков 12
1.2 Развитие системы налогообложения консолидированных групп зарубежом 16
1.3 Российский опыт создания и функционирования консолидированных групп
налогоплательщиков 24
Выводы по 1 главе 34
2 Влияние создания консолидированных групп на межбюджетные отношения 36
2.1 Теоретические основы межбюджетных отношений, их основные элементы, принципы
и формы организации 36
2.2 Методика распределения налоговых поступлений в регионы от деятельности КГН ....42
2.3 Влияние функционирования деятельности КГН на налоговые доходы регионов 46
Вывод по главе 2 53
3 Оценка эффективности создания консолидированных групп налогоплательщиков
деятельности 55
3.1 Анализ деятельности участников КГН 55
3.1 Принципы усовершенствования системы налогообложения КГН 66
3.2 Направления модернизации системы налогообложения КГН в РФ 73
Вывод по главе 3 79
4 Социальная ответственность 80
Заключение 98
Список использованных источников 102
На современном этапе развития Российской Федерации все большую актуальность приобретают пути повышения эффективности налогообложения. Существующие формулы расчета налогооблагаемой базы, скорость налоговых поступлений в бюджеты, взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов непосредственно влияют на развитие страны. Через эффективное налоговое администрирование происходит процесс перераспределения доходов, направления денежных ресурсов в социальную, оборонную, природоохранительную сферу. Таким образом, высокая степень эффективности налогообложения создает базовые условия для социально - экономического развития страны и регионов.
Зарубежные страны с начала XX века практикуют налогообложение крупных интегрированных компаний путем создания консолидированных групп налогоплательщиков для уплаты основных налогов. Под крупной интегрированной компанией понимается совокупность предприятий, связанных одной технологической цепочкой. Через механизм налогообложения консолидированных групп происходит процесс устранения дробления бизнеса, упрощение налогового администрирование, увеличение доходов регионов и стран.
Таким образом, с целью повышения доходов регионов, создания условий для увеличения конкурентоспособности российских компаний на рынках страны и мира, развития социально-экономической сферы страны Федеральным законом Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" было введено понятие консолидированной группы налогоплательщиков [14, с. 19]. Данный закон призван упростить уплату налога на прибыль крупными налогоплательщиками.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка эффективности создания консолидированной группы налогоплательщиков, с целью усовершенствования системы налогообложения.
Объект исследования - Консолидированная группа налогоплательщиков ПАО НК «ЛУКОЙЛ», являющаяся крупнейшим предприятием в России, занимающийся добычей и переработкой нефти и газа.
Предмет - система консолидированного налогообложения интегрированных компаний в России.
Задачи исследования:
1. Изучение основных аспектов создания консолидированных групп в Российской Федерации и за рубежом.
2. Анализ подходов к определению консолидированной группы налогоплательщиков.
3. Анализ влияния создания консолидированных групп на доходы регионов.
4. Оценка критериев эффективности создания института консолидации.
5. Разработка направлений усовершенствования системы налогообложения КГН в России.
Практическая значимость результатов ВКР: выражается в разработке методики налогообложения консолидированных групп, устранение конфликта интересов участников КГН и государства.
Реализация и апробация работы: реализация предложенной усовершенствованной методики налогообложения КГН, по средствам реформирования системы налогообложения, позволит удовлетворить интересы государства, фискальных служб и компаний участниц групп.
Методологическими основами исследования является диалектико материалистический метод познания. В работе использованы анализ и обобщение литературы по теме исследования, структурные методы анализа.
В процессе нашего исследования были выявлены следующие проблемы:
- снижение налоговых поступлений в бюджеты РФ от создания института консолидации;
- возникновение конфликта интересов регионов;
Исходя из выявленных проблем, нами были предложены ряд мероприятий:
Предлагается внедрить новую, более усовершенствованную модель налогообложения консолидированных групп, основанную на принципах социально-экономической справедливости, согласования интересов взаимодействующих сторон. В данной модели будут реализованы ряд встречных обязательств инвестиционного характера в части сэкономленных размеров налоговых платежей, дополнительно высвободившихся оборотных средств (аналогичный механизм следует ввести и для действующих КГН) для компаний участниц консолидированных групп, а именно:
1. Внедрение обязательного премиального фонда для работников группы с окладом менее 4 МРОТ. Таким образом, государство простимулирует потребительский спрос региона, уровень ВВП, ВРП, средний уровень дохода граждан региона. Для первоначальной модели примем ставку в размере 5% от суммы понесенного налогового убытка бюджета РФ от консолидации прибылей и убытков группы.
2. Внедрение резервного целевого фонда развития инвестиционного потенциала региона присутствия компании со ставкой начисления 10% от суммы понесенного налогового убытка бюджета РФ от консолидации прибылей и убытков группы. Данные отчисления будут перечисляться в инвестиционный фонд региона присутствия компании, для поддержания и развития потенциально перспективных проектов региона, научных центров и учреждений, реализации грантов.
Реализация данных мероприятий позволит:
1) Для государства
— рост ВВП, ВРП;
— увеличение покупательской способности в регионах, увеличение спроса на товары местного потребления, развитие предпринимательства;
— рост налога на доходы физических лиц, улучшение уровня жизни граждан;
— расширение инвестиционной площадки региона и его инвестиционной привлекательности;
— создание новых рабочих мест;
— привлечение в регионы инвестиций;
— развитие научных центров;
— развитие взаимосвязных производств;
— облегчение налогового администрирования;
— улучшение экологической обстановки в местах присутствия компаний участниц и т.д.
2) Для компании внедрение данной системы повлечет за собой:
— отказ государства от моратория на вступление в КГН действующих, но не состоящих в КГН компаниях;
— рост имиджа компании в регионе;
— возможность и в дальнейшем оптимизировать налоговые отчисления, необходимые для поддержания ликвидности компании и привлечения инвесторов;
— активизация инновационно - инвестиционной деятельности регионов присутствия компаний.
Таким образом, внедрение данной системы будет способствовать росту
благосостояния социально-экономического положения регионов присутствия
компаний участниц КГН.
1. Плещенко В. И. Образование консолидированных групп налогоплательщиков металлургическими корпорациями в современной России / В. И. Плещенко // Черная металлургия. - 2013. - № 4. - С. 102-106.
2. Налоговый Кодекс, часть 1 [Электронный ресурс] // Информационная база Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_24.html. (дата обращения: 28.04.2016года). Режим доступа - свободный.
3. Смирнов ДМ. Формирование механизма консолидированного налогоплательщика как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики: на примере Калининградской области : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2010. - 167 с.
4. Налоговый Кодекс, часть 1, часть 2. [Электронный ресурс] //
Информационная база Консультант плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170634/?frame=4#p742. (дата обращения: 31.03.2015года). Режим доступа - свободный.
5. Тафинцева Д.Ю. Система консолидированного налогообложения холдинговых компаний : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 206 с.
6. Церенов Б.В. Консолидация налогоплательщиков как правовая категория : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 178 с.
7. Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 304 с.
8. Письмо ФНС России от 19.12.2014 N ГД-4-3/26345@ "О консолидированных
группах налогоплательщиков". [Электронный ресурс] // Информационная база Консультант плюс. URL:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_173685/#p26. (дата
обращения: 12.05.2016года). Режим доступа - свободный.
9. Годовой отчет ПАО «ЛУКОЙЛ» 2014. [Электронный ресурс] //
Официальный сайт ПАО «ЛУКОЙЛ». URL:
http://www.lukoil.ru/materials/doc/AGSM 2015/LUKOIL AR rus 2014.pdf (дата обращения: 01.05.2016 года). Режим доступа - свободный.
10. Политика компании ЛУКОЙЛ [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «ЛУКОЙЛ». URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_267_.html (дата обращения: 01.05.2016 года). Режим доступа - свободный.
11. Баннова К. А. Становление системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. экон. наук. Томск, 2013.
12. Налоговый Кодекс, часть 1, часть 2. [Электронный ресурс] //
Информационная база Консультант плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176309/?frame=28#p4316. (дата обращения: 21.04.2016года). Режим доступа - свободный.
13. Налоговый Кодекс, часть 1 [Электронный ресурс] // Информационная база Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_24.html. (дата обращения: 28.04.2016года). Режим доступа - свободный.
14. Налоговый Кодекс, часть 2 [Электронный ресурс] // Информационная база
Консультант плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173306/?frame=75#p14851. (дата обращения: 28.05.2016года). Режим доступа - свободный.
15. Баннова К.А., Рюмина Ю.А. Система консолидированного налогообложения корпораций: российский и зарубежный аспекты. - Томск: STT, 2014. - 302 с.
16. Дорждеев А.В., Подобряев С.В. Создание консолидированных групп налогоплательщиков: риски региональных бюджетов и их регулирование// Управление рисками. - 2013. - № 1. - С. 48-54.
17.Зачупейко И.А. Актуальные вопросы формирования института налоговой консолидации в Российской Федерации// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 109-115.
18.Новосёлов К.В. Консолидированные группы налогоплательщиков. Кто они?// Налоговая политика и практика. 2012. № 1. С. 34-39.
19. Смирнов Д.М. Актуальные проблемы налогообложения консолидированных групп за рубежом и в России// Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 5. - С. 33-39.
20. Арсеньева В.А. Возможности введения института консолидации в процессе гармонизации налоговых отношений: проблемы формирования эффективной системы налогового учета // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2010. - № 4. - С. 13-18.
21. ОТЧЕТ о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков»// Бюллетень Счетной Палаты. - 2014. - №9. - 117-135.
22. Бондаренко, О. Ю. Зарубежный опыт применения специальных правил по налогу на доходы корпораций для консолидированных групп налогоплательщиков/О. Ю. Бондаренко, В. В. Громов, Т. А. Малинина; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2013
23. Луговкина О.А. Аудит консолидированного налогоплательщика : дис. ...канд. экон. наук. - Тольятти, 2011. - 177 с.
24. Новосёлов К.В. Консолидированные группы налогоплательщиков. Кто они?// Налоговая политика и практика. 2012. № 1. С. 34-39.
25. Плотников В.С., Шестакова В.В. Финансовый и правленческий учет в холдингах// Налог на прибыль: учет доходов и расходов. - 2009. - № 1. - С. 75-89.
26. Церенов Б.В. Консолидация налогоплательщиков как правовая категория : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 178 с.
27. Краснопёрова О.А. Новый порядок исчисления налога на прибыль организаций участниками консолидированной группы налогоплательщиков// Гражданин и право. - 2013. - № 7. - С. 48-53.
28. Казимов А.С., Шегурова Т.А. Институт консолидированного налогоплательщика: история развития и принципы функционирования// Финансы и кредит. -2009. -№ 30 (366). -С. 10-16.
29. Дорждеев А.В., Подобряев С.В. Создание консолидированных групп налогоплательщиков: риски региональных бюджетов и их регулирование// Управление рисками. - 2013. - № 1. - С. 48-54.
30. Гараев И.Г. Переход на администрирование налога на прибыль по консолидированной группе как новое направление налоговой политики государства // Финансовое право. - 2013. - № 2. - С. 29-3