Введение
Глава 1. Понятие и история становления права государственной
собственности в Российской Федерации
1.1 История становления и развития права государственной собственности
1.2 Понятие, признаки и сущность права государственной собственности
Глава 2. Содержание права государственной собственности
2.1 Объекты права государственной собственности
2.2 Субъекты права государственной собственности
Глава 3. Возникновение, осуществление и защита права государственной
собственности
3.1 Особенности возникновения, изменения и прекращения права
государственной собственности
3.2 Осуществление права собственности посредством деятельности органов
государственной власти и государственных предприятий
3.3 Защита права государственной собственности
Заключение
Список используемой литературы
Существование современного общества невозможно без
экономических отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут
существовать без их правого закрепления. Право собственности выступает в
качестве центрального института практически любой правовой системы, оно
оказывает существенное влияние на большинство экономических
отношений, входящих в основу жизни общества. Конституция Российской
Федерации определяет, что в стране признаются, а главное, равным образом
защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности. Государственная собственность является важным элементом
экономической системы промышленно развитых государств. Она имеет свои
особые цели, функции и роль, которые разительно отличаются от иных форм
собственности.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в
собственности государства находятся огромные материальные резервы в
виде продовольствия, топлива и иных ресурсов, необходимых для
нормальной жизни общества. При этом институт государственной
собственности непосредственно связан с отраслями, способствующими
решению социальных задач, например, таких как транспорт, связь,
образование, здравоохранение и так далее. Выступая как гражданско-
правовой институт, государственная собственность урегулирована нормами
различных отраслей права.
В собственности государства находится значительная часть объектов
производственного, социально-культурного и иного назначения. Объяснить
это можно тем, что одним из основных направлений деятельности любого
государства является обеспечение безопасности. Причем речь идет не только
о военной безопасности, но и об экологической, продовольственной,
промышленной, экономической и так далее. При этом любое социальное
государство выполняет ряд задач по обеспечению прожиточного минимума,бесплатной медицины и иных социальных гарантий. А для этого в свою
очередь государство должно располагать достаточной материально-
технической и финансовой базой.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношение,
возникающие ввиду осуществления Российской Федерацией и её субъектами
права собственности.
Предметом исследования является теоретический и практический
материал, связанный с содержанием и регулированием правоотношений,
возникающих в связи с осуществлением Российской Федерацией и её
субъектами права собственности.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе
правовых норм, регулирующих порядок осуществления права
государственной собственности, его содержание, способы его защиты, а
также изучение научного материала, способствующего более глубокому
осмыслению актуальных проблем, характерных для института
государственной собственности.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- Определить сущность и содержание права государственной
собственности;
- Провести историко-правовой анализ развития законодательства по
вопросам права государственной собственности;
- Изучить процессы возникновения, изменение и прекращения права
государственной собственности;
- Рассмотреть особенности объектов и субъектов права
государственной собственности;
- Ознакомиться с порядком осуществления права собственности
посредством деятельности органов государственной власти и
государственных предприятий;
- Провести анализ способов защиты права государственной
собственности.В процессе написания данной работы были изучены материалы
научных трудов, Лесковой О. В., Прокофьева С. Е., Снетковой Д. Н. и других
ученых.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и
списка используемой литературы.
Общий объем работы составляет 58 страниц.
Право государственной собственности, как особая форма права
собственности, обладает своими характерными особенностями. Во-первых,
правом собственности на государственное имущество обладает Российская
Федерация или ее отдельный субъект. Их полномочия реализуются
посредством осуществления деятельности органов государственной власти
или органов государственной власти субъекта, а также уполномоченных на
то лиц. Во-вторых, право государственной собственности реализуется в
интересах всего общества. В-третьих, право государственной собственности
может распространяться на объекты, исключенные из гражданского оборота.
Не смотря на наличие специфических особенностей, право государственной
собственности наряду с другими формами собственности обладает
абсолютным характером и защищается нормами права.
Управление государственной собственностью, а также осуществление
полномочий собственника реализуется через систему органов
государственной власти в пределах компетенции, определенной актами,
определяющими правовой статус этих органов. В случаях и в порядке,
которые прямо предусмотрены в нормативно-правовых актах различных
уровней, по специальному поручению и от имени Российской Федерации и
ее субъектов для реализации полномочий собственника могут выступать
юридические лица и граждане.
Особенности возникновения, изменения и прекращения права
государственной собственности связаны с особым властным характером
субъекта право. Законом предусмотрен особый порядок приобретения и
отчуждения государственной собственности, а также специальные
механизмы перехода имущества из частной собственности в
государственную (муниципальную) собственность в общественно-полезных
целях. Отдельно стоит отметить институт приватизации государственногоимущества, который служит целям развития экономики страны в условиях
конкурентного рынка.
Осуществление права государственной собственности подразумевает
реализацию собственником предоставленных законом возможностей
удовлетворения определенных потребностей, за счет принадлежащего ему
имущества, которые являются основой содержания права собственности.
Основываясь на структуре объектов государственной собственности, а также
на нормативно-правовых положениях соответствующего института
гражданского права можно выделить следующие методы реализации права
государственной собственности: закрепление имущества, находящегося в
собственности государства, за предприятиями и учреждениями;
приватизация государственного имущества; предоставление объектов
государственной собственности в аренду; передача имущества, находящегося
в собственности государства, в безвозмездное пользование; передача
имущества, находящегося в собственности государства, в доверительное
управление; управление государственного имущества на основе
концессионного соглашения.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо
специальных способов защиты права государственной собственности.
Законодатель не предоставляет государству, как особому субъекту
гражданского оборота, никаких дополнительных преимуществ. Наоборот,
частью четвертой статьи 212 Гражданского кодекса предусмотрено, что
права всех собственников защищаются равным образом. То есть субъекты
права государственной собственности не имеют особых привилегий в
отношении субъектов права частной собственности (применительно к защите
права собственности). В этом правовом положение можно увидеть отражения
принципа равенства сторон в гражданском праве.
Институт государственной собственности прошел долгий путь
становления и развития. Несмотря на это, вопросы обеспечения
эффективности управления государственным имуществом на сегодняшнийдень не теряют своей актуальности. Хотелось бы отметить, что субинститут
регулирования государственного имущества за рубежом имеет множество
пробелов и недоработок, в связи с этим, предлагается повторная разработка
Федерального закона, который бы систематизировал положения подзаконных
актов, регулирующих указанную сферу, и заполнил имеющиеся пробелы в
части управления государственным имуществом, находящимся за рубежом.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что на данный момент
нет единого органа государственной власти, который бы регулировал
вопросы осуществления права государственной собственности. В связи с
этим стоит выделить проблему множественности органов, в чью
компетенцию входят полномочия реализации права государственной
собственности (в некоторых случаях такие полномочия пересекаются,
создавая спор по вопросам компетенции того или иного органа).
Наряду с указанными проблемами можно выделить следующие
недостатки осуществления и регулирования права государственной
собственности в современной России: отсутствие необходимого
технического оснащения процесса взаимодействия участников управления
государственным имуществом; отсутствие на законодательном уровне
конкретных целей управления государственной собственностью; нарушение
основ справедливой конкуренции в сферах, где государство принимает
значительное участие; потеря контроля со стороны государства над
объектами управления.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №29.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1994. №32.
3. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от
26.11.2001 г. №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2001. №49.
4. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 №136-
ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ. 2001. №44.
5. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации" от 04.07.1991 №1541-1 (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. РГ. 1993.
№5.
6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ.
2002. №1.
7. Федеральный закон "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СЗ
РФ. 2002. №48.
8. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 №135-
ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2006. №31.
9. Федеральный закон "О приватизации государственного и
муниципального имущества" от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.03.2019) //
СЗ РФ. 2002. №4.
10. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
от 05.04.2013 №41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 2013. №14.11. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по
управлению государственным имуществом» от 05.06.2008 №432 (ред. от
21.12.2018) // СЗ РФ. 2008. №23.
12. Постановление Правительства РФ «О Федеральном
казначействе» от 01.12.2004 №703 (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2004. №49.
13. Постановление ВС РФ «О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы
и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 №3020-
1 (ред. от 24.12.1993) // РГ. 1992. №8.
2. Научная литература:
14. Балашова С. П. Направления повышения эффективности
управления имуществом государственных унитарных предприятий //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. - №11.
– С. 120-125.
15. Бевзюк Е. С. Неюрисдикционные способы защиты права
собственности в России // Таврический научный обозреватель. – 2016. -
№9(14). – С. 159-161.