Введение 6
1 Состояние вопроса 8
1.1 История развития гусеничных мотоциклов 8
1.2 Основные признаки, характеризующие электромобиль и его систему
тягового привода 19
2 Конструкторская часть 25
2.1 Техническое задание на разработку конструкции модульного
субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой 25
2.2 Техническое предложение на разработку конструкции модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой 28
2.3 Конструкторские расчеты 39
3 Безопасность и экологичность технического объекта 47
3.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая
характеристики технологического процесса сборки модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой 47
3.2 Определение профессиональных рисков 49
3.3 Способы снижения профессиональных рисков 51
3.4 Пожарная безопасность технологического процесса сборки модульного
субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой 55
3.5 Экологическая безопасность технологического процесса сборки
модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой 58
4 Расчет экономической эффективности модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой . 61
4.1 Расчет себестоимости проектируемого модульного средства 61
4.2 Расчет коммерческой эффективности проекта 70
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 78
В последнее время остро ставится вопрос о поиске альтернативных источников энергии и замене двигателей внутреннего сгорания (ДВС) более совершенными и экологически чистыми устройствами. Общемировой рост цен на энергоносители делает все более дорогостоящим использование автомобилей с ДВС. Резкое ухудшение экологической обстановки в крупных городах и мегаполисах зачастую также связано с эксплуатационными недостатками традиционных автомобилей. По этой причине в настоящее время практически все ведущие автомобилестроители инвестируют немалые средства на разработку и внедрение гибридных автомобилей, в которых совместно с ДВС работает электродвигатель, питаемый от аккумуляторов. Интенсивно ведется разработка двигателей, использующих в качестве горючего водород и иные виды топлива, энергию солнечных лучей и др.
Использование электромобилей становятся все более актуальным решением проблемы для мегаполисов. Электромобиль, как транспортное средство обладает целым рядом достоинств по сравнению с традиционными автомобилями, главным из которых является отсутствие вредных выбросов в атмосферу в процессе работы. Также можно отметить низкий уровень шума, меньший нагрев окружающей среды и более высокий КПД. Главным недостатком и основной преградой на пути к широкому распространению электромобилей до настоящего времени является несовершенство источников электрической энергии - аккумуляторов.
Электромобиль относится к тяговому электроприводу. Тяговый электропривод - привод, предназначенный для приведения в движение транспортных средств (электровозов, электропоездов, тепловозов и теплоходов с электроприводом, трамваев, троллейбусов, электромобилей и тому подобное).
Тяговый электропривод классифицируют по роду тока (постоянного и переменного тока), системе передачи вращающего усилия от вала двигателя к движущему механизму (с индивидуальным и групповым электроприводом), системе вентиляции (с самовентиляцией, независимой и смешанной вентиляцией). Наиболее употребительны в качестве тягового электродвигателя - электродвигателя постоянного тока, последовательного и независимого возбуждения, синхронные двигатели с постоянными магнитами и трёхфазные асинхронные электродвигатели.
Задача освоения необъятных просторов нашей Родины, особенно малонаселенных ее районов, требует интенсивного развития транспортных связей. При слаборазвитой сети усовершенствованных дорог, экономической нецелесообразности и технических трудностях ее значительного расширения особое значение приобретает использование колесного и гусеничного транспорта высокой проходимости. Транспортеры, тягачи, снегоходы и болотоходы, машины высокой проходимости для выполнения специальных задач - все эти типы гусеничных машин существенно отличаются от сельскохозяйственных и промышленных тракторов как по своему назначению и условиям использования, так и по конструктивным решениям основных узловой агрегатов.
Учитывая современные тенденции к использованию электрических приводов было принято решение разработать конструкцию модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой.
Отличительной особенностью разрабатываемой конструкции модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой является наличие двух гусеничных тележек, приводящихся в движение посредством электродвигателей через цепные передачи, а также наличие мотор-колеса, расположенного в передней части транспортного средства, что в совокупности дает хорошую проходимость для передвижения по обычным дорогам, бездорожью, преимущественно летом и в межсезонье, зимой по снегу, а также по льду и насту.
В целях выполнения поставленной цели работы ВКР была выполнена работа на тему: «Разработка конструкции модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой».
Разработанная конструкция транспортного средства является оптимальной для передвижения по обычным дорогам, бездорожью, преимущественно летом и в межсезонье, зимой по снегу, а также по льду и насту.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- рассмотрена история развития гусеничных мотоциклов;
- определены основные признаки, характеризующие электромобиль и его систему тягового привода;
- выполнена конструкторская разработка модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой, составлены техническое задание и предложение, выполнены конструкторские расчеты по подбору электродвигателя и аккумуляторной батареи для данного транспортного средства;
- рассмотрены безопасность и экологичность конструкции модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой;
- определена экономическая эффективность конструкции модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой. Срок окупаемости данного модульного субкомпактного средства повышенной проходимости с электрической силовой установкой согласно вычислениям равен 0,09 года, что говорит о минимальном риске проекта. По полученным данным можно говорить о его реализации на отечественный и зарубежный рынки.
1 Демидов, Н. Н. Конструирование и расчет автомобилей и тракторов. Электромобили : учебное пособие / Н. Н. Демидов, А. А. Красильников, А. Д. Элизов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2016. - 95 с.
2 Ютт, В. Е. Электрооборудование электромобилей : Тяговые аккумулятор. батареи. Тяговое электрооборуд. постоян. тока. Учеб. пособие / В. Е. Ютт, С. А. Бабешко. - М. : МАДИ, 1984. - 125 с.
3 Бусыгин, Б. П. Электромобили : (Методы расчета). Учеб. пособие / Б. П. Бусыгин. - М. : МАДИ, 1979. - 72 с.
4 Галкин, Ю. М. Электрические аккумуляторные автомобили (электромобили) [Текст] : [История развития, тяговый расчет, конструкция и эксплоатация] / Инж. Ю. М. Галкин. - Москва ; Ленинград : Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1938 (М. : Образцовая тип.). - 160 с.
5 Аринин И. Н. и др. Техническое диагностирование автомобилей / И. Н. Аринин. - Ф.: «Кыргызстан», 1978. - 164 с.
6 Беляев В. М. Автомобили: Испытания: учебное пособие для вузов / В. М. Беляев, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. - Минск: Высшая школа, 1991. - 187 с.
7 Ниргер И. А. Техническая диагностика / И. А. Биргер. - М.: Машиностроение, 1978. - 239 с.
8 Бойко А. В. Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей в условиях эксплуатации на силовых стендах с беговыми барабанами: дис. канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 25.06.08/ Бойко Александр Владимирович. - Иркутск, 2008. - 217 с.
9 Борц А. Д. Диагностика технического состояния автомобиля / А. Д. Норц, Я. К. Закин, Ю. В. Иванов. - М.: Транспорт, 1979. - 160 с.
10 Бродский В. В. - М: Наука, 1976. - 224 с.
11 Бухарин Н. А. Тормозные системы автомобилей / И. А. Бухарин. - М.-Л.: Машгиз, Ленинградское отд-ние, 1950. - 292 с.
12 Веденяпин Г.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Г. В. Веденяпин, Ю. К. Киртбая, М. П. Сергеев. - М.: Колос, 1968. - 342 с.
13 Веденяпин Г. М. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Г. М. Веденяпин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Колос, 1973. - 195 с.
14 Величко А. В. Анализ процесса торможения автотранспортного средства / А. В. Величко // Транспортные средства Сибири: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: КГТУ, 1995. - с. 83-89.
15 Верзаков Г. Ф. Введение в техническую диагностику / Г. Ф. Верзаков, Н. В. Кипшт, В. И. Рабинович, Л. С. Тимонеи. - М.: Энергия. 1968. - 219 с.
16 Генбом Б.Б. Вопросы динамики торможения и теории рабочих процессов тормозных систем автомобилей / Б. Б. Генбом. - Львов: Вища школа, 1974. - 234 с.
17 Гернер B.C. Исследование режимов контроля эффективности действия тормозных механизмов: дис. канд. техн. наук/ B. C. Гернер. - Харьков, 1970. - 153 с.
18 Говорущенко Н. Я. Диагностика технического состояния автомобилей / Н. Я. Говорущенко. - М.: Транспорт, 1970. - 254 с.
19 ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки; введ. 2002-01¬01. - М.: Изд-во стандартов, 2002. - 28 с.
20 ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013. Система токопроводящей зарядки электромобилей = Ч. 1. Общие требования : Electric vehicle conductive charging sysytem - Part 1: General requirements : национальный стандарт Российской Федерации / Подготовлен Научно-технический центр "Энергия".
- Изд, офиц. : введен впервые : введен 2014-09-01. - Москва :
Стандартинформ, 2014. - IV, 47 с.
21 Грачев Ю. П. Математические методы планирования эксперимента / Ю. Л. Грачев. - М., 1979. - 195 с.
22 Гредескул А. Б. Динамика торможения автомобиля: дис. ... докт. техн. наук / А. Б. Гредескул. - Харьков, 1963. - 271 с.
23 Гришкевич А. И. Автомобили. Теория. Учебник для вузов / А. И. Гришкевич. - Мн.: Высш. шк., 1986. - 208 с.
24 Гуревич Л. В., Тормозное управление автомобиля / Л. В. Гуревич, Р. А. Меламуд. - М.: Транспорт, 1978. - 152 с.
25 Гурьянов С. И. Повышение точности диагностирования тормозных свойств автопоездов на стенде / С. И. Гурьянов. // Диагностика автомобилей: III всесоюзная научно-техническая конференция: тезисы докладов. - Улан- Удэ, 1989. - с. 147-148.
26 Динамика системы дорога-шина-автомобиль-водитель / А. А. Хачатуров [и др.]; под ред. А. А. Хачатурова. - М.: Машиностроение, 1976. - 535 с.
27 Горина Л. Н. Раздел выпускной квалификационной работы "Безопасность и экологичность технического объекта". Учеб.-метод. пособие / Л. Н. Горина, М. И. Фесина ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Управление промышленной и экологической безопасностью" . - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2018. - 41 с.
28 Маевская Е. Б. Экономика организации : учебник / Е. Б. Маевская. - Москва : ИНФРА-М , 2017. - 351 с.
29 Чумаков, Л. Л. Раздел выпускной квалификационной работы «Экономическая эффективность проекта». Уч.-методическое пособие / Л. Л. Чумаков. - Тольятти: изд-во ТГУ, 2016. - 37 с.
30 Werner, E. Schmierungstechnik / E. Werner. - 1982. - p. 134.
31 Wittel, H. Maschinenelemente: Normung, Berechnung, Gestaltung - Lehrbuch und Tabellenbuch / H. Wittel, D. Muhs, D. Jannasch. - Vieweg+Teubner Verlag, 2011. - p. 810.
32 Niemann, G. Maschinenelemente: Band 1: Konstruktion und
Berechnung von Verbindungen, Lagern, Wellen / G. Niemann, H. Winter. - 2005.Springer, - p. 903.
33 Konig, R. Sehmiertechnuk / R. Konig. - Springer, 1972. - p.164.
34 Mikell, P. Fundamentals of Modern Manufacturing: Materials, Processes, and Systems / P. Mikell. - John Wiley & Sons, 2010. - p. 1024, Inc. Englcwood Cliffs, 1975.