Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 8
1.1 Психологические основы развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 8
1.2 Коррекционно-развивающие игры и упражнения как средство развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений 22
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 22
2.2 Организация и содержание работы по развитию произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений 33
2.3 Выявление динамики уровня развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 42
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения 57
Дошкольные организации обеспечивают речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие дошкольников и подготовку к обучению в школе. В последнее время увеличилось число детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Изучение проблем детей с задержкой психического развития началось в 60-е годы и связано с такими именами ученых, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский и другие. Данные о детях с задержкой психического развития были впервые опубликованы в работе «О детях с отклонениями в развитии» Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер. В этой же работе были даны и первые рекомендации воспитателям по организации работы с такими детьми.
Вопрос развития детей с задержкой психического развития актуален и на данный момент. Такими авторами, как Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева было обосновано, «...что интеллектуальное развитие напрямую зависит от уровня развития внимания личности.». Особенно эта проблема выражена у детей с задержкой психического развития. Известно, что у них неустойчивое внимание: одни дети в начале выполнения задания могут максимально сосредоточиться, но постепенно уровень сосредоточения снижается по мере продолжения деятельности, и ребенок допускает ошибки, а позднее совсем перестает выполнять задание. У других детей наоборот - сосредоточенность возрастает после непродолжительного периода выполнения заданий, а затем постепенно начинает снижаться вновь.
Необходимо, как можно раньше выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития с целью их своевременной коррекции, и в этом актуальность нашего исследования.
Было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности коррекционно-развивающих игр и упражнений как средства развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекционно-развивающих игр и упражнений как средства развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений будет эффективным, если:
• разработан комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств внимания детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
• включены в совместную деятельность педагога и детей коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития произвольного внимания;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда коррекционно-развивающими играми и упражнениями на развитие произвольного внимания.
Для достижения цели были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
2. Апробировать содержание работы по развитию произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.
3. Выявить динамику развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития в результате проведения коррекционно-развивающих игр и упражнений.
В работе были использованы методы:
• теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной проблеме;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования явились:
• положения об общих и специфических закономерностях развития нормального и аномального ребенка (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева);
• исследования об особенностях детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.С. Иванов, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева)
• исследования внимания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, У. Джеймс, Т. Рибо, Э. Титченер, Д.Н. Узнадзе);
• исследования об использовании коррекционных игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития (Е.А. Стребелева, Н.В. Нищева).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны и уточнены уровни развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем и учителем-дефектологом коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию произвольного внимания детей шестого года жизни с задержкой психического развития в практике дошкольной организации.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» структурное подразделение детский сад №189 «Спутник» городского округа Тольятти. В исследовании приняло участие 12 детей с диагнозом ЗПР 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 12 рисунками.
Изучение проблемы развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития важно, как для совершенствования эффективных методов коррекционной работы, направленной на развитие свойств внимания, так и на предупреждение школьной дезадаптации, связанной с этими нарушениями.
Задержка психического развития у ребенка способствует специфическому развитию внимания, особенно произвольного внимания.
Целью проведенного исследования было теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений.
В результате теоретического исследования было определено, что нарушение внимания при задержке психического развития следует понимать, как наличие патологических изменений в направленности психической деятельности: состояние утомления; неустойчивость внимания; нарушение концентрации внимания. Наиболее неразвитым у детей с задержкой психического развития является произвольное внимание, которое характеризуется отвлекаемостью, рассеянностью, отсутствие длительности сосредоточения.
Недостаточный уровень развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития показало экспериментальное исследование. А также были определены низкие показатели таких свойств внимания как: переключение, устойчивость, распределение внимания.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были получены следующие данные: 3 ребенка (24%) показали очень низкий уровень развития произвольного внимания, 5 детей (42%) показали низкий уровень, а 4 человека (34%) имеют средний уровень развития произвольного внимания. Высокий уровень диагностирован не был.
Детей с задержкой психического развития надо постоянно побуждать к деятельности. Нужно их организовывать и «подчинять воли» педагога или учителя-дефектолога.
Предположив, что процесс развития произвольного внимания у детей с задержкой психического развития шестого года посредством коррекционных игр и упражнений будет эффективен, был определен план работы:
• разработать комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств внимания для детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
• включить в совместную деятельность педагога и детей коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития произвольного внимания;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду коррекционно-развивающими играми и упражнениями на развитие произвольного внимания (мозаика, бусы, сюжетные картинки, рисунки с замаскированными изображениями предметов, наборы счетных палочек).
Благодаря поэтапно проведенной работе у детей шести лет с задержкой психического развития:
• увеличен объем произвольного внимания;
• улучшены переключаемость и распределение внимания;
• развита устойчивость внимания;
• развиты концентрация и целенаправленность деятельности.
А именно по результатам контрольного этапа видно, что:
• высокий уровень произвольного внимания имеют 2 ребенка шестого года жизни с задержкой психического развития - 17%;
• средний уровень показали 8 детей шестого года жизни с задержкой психического развития - 66%;
• низкий уровень диагностирован у 2 детей шестого года жизни с задержкой психического развития - 17%;
• очень низкий уровень не был диагностирован ни у одного из детей.
Таким образом, можно заключить, что процесс развития произвольного внимания обязательно должен сопровождаться развитием всех свойств внимания. Эффективным средством для развития данного процесса являются коррекционно-развивающие игры и упражнения.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию произвольного внимания у детей шестого года жизни с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Андрущенко, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 96 с.
2. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л.П. Баданина. - М. : Флинта: МПСИ, 2017. - 214 с.
3. Баксакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И.И. Баксакова. - М. : НПО «МОДЭК», 2015. - 64 с.
4. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 40-45.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] Л.Н. Блинова. - М. : Энас, 2017. - 136 с.
6. Бондарев, И.П. Новая методика оценки свойств внимания [Текст] / И.П. Бондарев, О.И. Вылегжанин // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С.127-131.
7. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : 2013. - 127 с.
8. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Ю. Борякова. - М.: МГОПУ. 2003. // Режим доступа: URL: https:// www.alib.ru (дата обращения: 17.04.2019).
9. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - Спб. : Дом Михайлова, 2015. - 208 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л.С. Выготский / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М. : ЧеРо, 2015. - С.457-505.
11. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. - М. : Просвещение, 2016. - 461 с.
12. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Москва : ЧеРо, 2015. - С.518-533.
13. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития [Текст] / Л.А. Данилова. - С- Пб. : 2017. - 204 с.
14. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М. : 2013. - 177 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - М. : 2016. - 243 с.
...