Введение 3
1 Общая характеристика юридического лица публичного права 6
1.1 История развития института юридического лица публичного права и его реализации в праве иностранных государств 6
1.2 Понятие, признаки и виды юридического лица публичного права в российской доктрине и законодательстве 12
1.3 Проблема юридического лица публичного права в современном российском праве 19
2 Правовой статус юридических лиц публичного права 26
2.1 Административно-правовой статус юридических лиц публичного права 26
2.2 Право собственности юридических лиц публичного права 29
2.3 Юридическая личность в публичном праве 32
2.4 Правосубъектность как предпосылка участия публичных юридических лиц в правоотношениях 40
3 Анализ юридических лиц публичного права в Российской Федерации 48
3.1 Юридические лица публичного права муниципальных образований 48
3.2 Юридические лица публичного права субъектов Российской Федерации 54
3.3 Юридические лица публичного права Российской Федерации 60
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 72
Актуальность работы. Реформирование законодательства со второй половины нулевых, возникновение новых организационно-правовых форм юридических лиц открыло пути для создания нового института в российском праве - юридического лиц публичного права.
Степень научной разработанности. Пионером рассмотрения вопросов и проблем, связанных с институтом юридического лица публичного права является В.Е. Чиркин. Впоследствии в данной отрасли появились труды многих ученых и исследователей, среди которых представляется возможным назвать следующих: Ястребов О.А., Валикарамов Д.Д., Внутиских А.Д., Даудов Д.А., Шафоростова Д.И., Долинская В.В., Масалаб А.Ф., Мусалов М.А., Чемеричко Л.С., Яковлев В.Ф., Талапина Э.В., Усков О.Ю., Тимофеев Н.С., Романовская О.В., Курилкина О.А., Зенков М.Ю., Козлова Н.В. и многие другие.
Цель работы: на основе анализа российского законодательства, опыта зарубежных стран, теоретических трудов учёных, а также судебной практики рассмотреть особенности института юридических лиц публичного права применительно российской системы права.
Из цели работы вытекают следующие её задачи:
• анализ института юридического лица публичного права, его понятия, сущности, реализации в праве зарубежных государств;
• исследование признаков и выявление видов юридического лица публичного права;
• определение и исследование субъектов юридических лиц публичного права;
• изучение проблем правовой природы юридических лиц публичного права в Российской Федерации;
• рассмотрение административно-правового статуса юридических лиц публичного права и анализ их права собственности;
• исследование юридической личности в в публичном праве и вопроса правосубъектности как предпосылки участия публичных юридических лиц в правоотношениях;
• анализ конкретных юридических лиц, относящихся к теме исследования, среди которых ГК «Росамтом», ГК «Ростех», АО «Роснано», АО «Почта России».
Объектом данного исследования выступают теоретические положение отечественного законодательства и научной доктрины по вопросам института юридических лиц публичного права.
Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере существования юридических лиц публичного права, правоприменительная практика в данной сфере и труды ученых, посвященные выбранной теме исследования.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации, положения Гражданского кодекса, положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О Государственной корпорации по содействию разработке производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» от 23.11.2007 N 270-ФЗ, а также положения иных федеральных законов регламентирующих деятельность отдельных юридических лиц публичного права, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, отдельные нормативно-правовые акты зарубежных государств, ведомственные акты организаций судебная практика и прочие официальные документы.
Теоретическую основу исследования составили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных ученых в области гражданского и административного права, в особенности работы В.Е. Чиркина, О.А. Ястребова.
Методологическая основа работы представлена общенаучными и частно-научными методами. Среди общенаучных методов исследования следует выделить диалектический и системно-структурный, исторический, метод аналогии, а среди частно-научных: сравнительно-правовой, формально-юридический.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором исследования научно-практические положения могут быть использованы при реформировании института юридических лиц публичного права в Российской Федерации как федерального, так и уровня субъектов и муниципальных образований.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой всего исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка использованной литературы и используемых источников.
В условиях рыночной экономики, на путь которой Россия встала 30 лет назад доминирующее положение среди экономических субъектов занимают сообщества, занимающиеся предпринимательской деятельностью. К таким сообществам относятся как коммерческие юридические лица, цель создания которых преследует исключительно получение прибыли, так и некоммерческие организации. Получение прибыли не является основным направлением деятельности некоммерческих организаций, но при этом такие юридические лица, как правило, активно участвую в экономических отношениях, поскольку такая деятельность необходима для осуществления их уставных целей.
Вместе с тем субъектом правоотношений наряду с коммерческими и некоммерческими организациями являются юридические лица публичного права. Необходимость функционирования таких лиц продиктована тем, что у органов государственной и муниципальной власти наряду с регулятивными функциями существует потребность быть участником правоотношений, в первую очередь, гражданских, наряду с иными участниками. Именно потребность участия государства и муниципалитетов вступать в гражданские правоотношения, осуществлять необходимые хозяйственные операции привела к тому, что появился такой институт как юридическое лицо публичного права. При этом нельзя отождествлять юридическое лицо публичного права в контексте гражданского и административного права, поскольку в зависимости от специфики каждой из этих отраслей устанавливаются и присущие им особенности.
Исследовав правовую природу юридического лица публичного права нельзя не отметить, то, что ранее в юридической литературе применительно к пониманию сущности юридического лица публичного права доминировал подход ученых-цивилистов.
Если обратиться к современному пониманию юридического лица публичного право, то можно отметить, что под ним в доктрине понимается «признанное публичной властью в этом качестве материальное и публичноправовое некоммерческое образование, выступающее в правоотношениях в различных организационно- правовых формах в целях общего блага путем законного применения публичной власти, сотрудничества с ней, давления на нее, имеющее название, другие идентифицирующие признаки, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия».
Необходимо также отметить, что несмотря на то, что органы государственной (муниципальной) власти признаются субъектами гражданско-правовых отношений, их нельзя приравнивать к юридическим лицам частного права.
Во-первых, это связано с тем, что, к органам государственной (муниципальной) власти, как следует, из положений статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется положение о том, что они подлежат государственной регистрации.
Во-вторых, органы государственной (муниципальной) власти не обладают какой-либо организационно-правовой формой, поскольку она не предусмотрена действующим законодательством.
В-третьих, применительно к органам государственной власти ограничивается, а в некоторых случаях и вовсе не применяется такой принцип гражданского права как принцип свободы договора, являющийся одним из основополагающих принципов гражданского законодательство, гарантированный Конституцией РФ посредством закреплением за субъектами экономики свободы осуществления экономической деятельности. В качестве примера можно привести наличие специальной процедуры, соблюдение которой необходимо при выборе контрагента, что реализовано посредство унификации процесса проведения торгов, который обеспечивает закупочную деятельность товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Изложенные особенности участия юридических лиц публичного права в имущественных отношениях приводят к диаметрально противоположным выводам доктрины отечественного гражданского законодательства, поскольку одни ученые придерживаются мнения, согласно которому у юридических лиц публичного права отсутствует гражданская правоспособность. Другие же ученые, основываясь на совокупности косвенных признаков юридического лица публичного права, относят их к таковым.
В-третьих, обладая властными полномочиями, юридические лица публичного права вынуждены совмещать в себе две сущности: регулятора общественных отношений и самостоятельного участника гражданских правоотношений.
В-четвертых, вопрос собственности юридических лиц публичного права невозможно назвать детально конкретизированным, поскольку собственность юридических лиц публичного права имеет особые черты и ее нельзя отнести ни к частной, ни к государственной формам собственности. Собственность юридических лиц публичного права представляется наиболее корректным отнести к иным формам собственности, наличие которой предусмотрено статьей 8 Конституции РФ.
В-пятых, существует дискуссионный вопрос относительно понятия юридической личности: публичная администрация - это составной элемент единой и цельной юридической личности государства или же это самостоятельное юридическое лицо со своим набором специфик? Доктрина стран романо-германской правовой семьи содержит положения о том, что публичную администрацию принято подразделять на две категории, среди которых выделяют «централизованную» и «децентрализованную» или «парагосударственную».
В-шестых, анализ юридических лиц публичного права в Российской Федерации показывает, что и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации и на федеральном уроне показывает, что в нашей стране существует все предпосылки для признания института юридического лица публичного права и законодательного закрепления данного понятия, однако на данный момент данные попыток не замечено, что порождает путаницу в терминологии.
В заключении стоит заметить, что любой правопорядок, независимо от того, насколько глубоко изучены и применимы его элементы в каких -то зарубежных практиках, он всегда будет обладать самобытностью, а, следовательно, любую заимствованную практику необходимо грамотно адаптировать под свою национальную правовую систему с учетом исторически сложившихся установок, обычаев, особенностей. Вопросы такой адаптации вызывают интерес и могут являться предметом отдельных дискуссий и самостоятельных исследований.
1. Авдеева О.А., Авдеева Е.В., Вармунд В.В., Гольчевский В.Ф. Правосубъектность как юридическое свойство лица: соотношение общего и отраслевого статико-динамических признаков // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. N. 4. С. 57-61.
2. Агапов А.Б. Публичный статус государственных корпораций // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 2. М., 2007. 393 с.
3. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 января 2014 г. по делу N 331098/2014). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
4. Арбатов А.Г. Роль ядерного сдерживания в стратегической стабильности. Гарантия или угроза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegie.ru/2019/01/28/ru-pub-78209
5. Атомный ледокол «Арктика» вышел в первый рабочий рейс // Новостной портал ИНТЕРФАКС [Электронный ресурс]. - URL https://www.interfax.ru/russia/737267 (дата обращения: 06.03.2021 года) - Текст: электронный.
6. Бакирова Е.Ю., Китаева А.Е. Право собственности государственной корпорации через призму конституционного разграничения форм собственности // Власть закона. 2014. N 1. С. 70-71.
7. Барамидзе Г.А. Финансово-правовое регулирование деятельности государственной корпорации «Росатом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/TbG6Q (дата обращения: 06.03.2021 года).
8. Берсенева А.А. Уголовная ответственность юридических лиц в зарубежных странах // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006030.
9. Бирюков П.Н. Юридические лица в Испании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7565 (дата обращения: 16.03.2020 года).
10. Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5. С. 115-119.
11. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях // Брагинский М.И. Избранное. М., 2008. 355 с.
12. Валикарамов Д.Д. К вопросу о соотношении юридических лиц публичного права и органов местного самоуправления // Инновационная наука. 2017. С. 137-139.
13. Винницкий А.В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 89-92.
14. Внутиских А.Д. Юридические лица публичного права // Журнал Современный юрист. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rimuniver.ru/wp-content/uploads/2019/04/ВНУТСК.
15. В Уфе на базе УМПО откроют первый в России учебно-производственный комплекс // Новостной портал BASH.HEWS [Электронный ресурс]. - URL https://bash.news/news/146375-v-ufe-na-baze- umpo-otkroyut-pervyy-v-rossii-uchebno-proizvodstvennyy-kompleks (дата обращения: 07.03.2021 года) - Текст: электронный.
...