Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая составляющая комплексной реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, направленная на коррекцию когнитивно-поведенческой сферы личности

Работа №111524

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы зависимости в психологии 8
1.1 Проблема зависимого поведения в зарубежных и отечественных
исследованиях 8
1.2 Комплексный подход к реабилитации зависимых от ПАВ 16
1.3 Проблемы коррекции когнитивно-поведенческой сферы личности,
зависимой от ПАВ 19
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмперическое исследование психологической составляющей, направленной на коррекцию когнитивно - поведенческой сферы личности, зависимой от психоактивных веществ 35
2.1 Организация, выборка и методики исследования 35
2.2 Выявление и анализ результатов исследования когнитивно-поведенческой сферы лиц, зависимых от ПАВ 42
2.3 Динамика изменений в когнитивно-поведенческой сфере личности, зависимой от ПАВ, в результате воздействия коррекционной программы... 49
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 75




Объект исследования: комплексная реабилитация зависимых от ПАВ.
Предмет исследования: психологическая составляющая комплексной реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, направленной на коррекцию когнитивно-поведенческой сферы.
Цель исследования: изучить и апробировать психологическую
составляющую комплексной реабилитации зависимых от ПАВ.
Для достижения цели и проверки гипотезы, мы выдвигаем следующие задачи:
1. Теоретическое исследование научной литературы.
2. Теоретически обосновать выбранные подходы, направленные на коррекцию когнитивной сферы личности, в рамках психологической реабилитации зависимых от ПАВ.
3. Сформировать и апробировать коррекционную программу, направленную на изменения в когнитивно-поведенческой сфере личностей зависимых от ПАВ, проходящих курс реабилитации в ЦСА «Рассвет».
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявления изменений когнитивно-поведенческой сферы личности, зависимых от ПАВ.
5. Качественный и количественный анализ. Интерпретация полученных результатов.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Численность химически зависимых людей увеличивается с каждым годом. Основная проблема заключается в том, что среди нарко- и алко- зависимого населения наблюдается высокий уровень смертности. Зависимая личность зачастую не в состоянии самостоятельно справиться с болезненным влечением и в большинстве случаев, обращение за профессиональной помощью является необходимым. Важно учитывать, что комплекс мер, направленный на помощь в преодолении зависимости, должен включать не только медикаментозную, но и полноценную психологическую поддержку зависимым от ПАВ. На сегодняшний день, изучение личности, зависимой от ПАВ остаётся актуальной проблемой. Психологический портрет и поведенческие реакции, личности зависимой от ПАВ изучали Р. Лазарус И.Н. Пятницкая, В.Д.Менделевич, П.Б. Ганушкин, и другие учёные.
Современная реабилитация зависимых, не смотря на накопленный научный опыт в области аддиктивного поведения, не имеет единого вектора направленности психокоррекционных воздействий. Вариативность программ реабилитации достаточна обширна: духовно (религиозно) ориентированные программы, программы взаимопомощи по типу «12 шагов», программы направленные на обучение новым навыкам поведения и другие.
Задачей нашей исследовательской работы стало изучение когнитивноповеденческой сферы лиц, зависимых от ПАВ, находящихся на реабилитации, с целью формирования и апробации психологической составляющей комплексной реабилитации зависимых от ПАВ. В структуре когнитивно-поведенческой сферы, нами были выделены и исследованы копинг-стратегии и иррациональные установки алко и наркозависимых. Эмпирическое исследование проводилось на базе центра социальной адаптации «Рассвет», города Тольятти. В исследовании приняли участие 36 мужчин, в возрасте от 22 до 36 лет, находящиеся в центре не более месяца, с купированным абстинентным синдромом. Результаты исследования выявили копинг стратегии, к которым чаще всего прибегают зависимые личности. Такими копингами оказались «конфронтация», «дистацирование» и «бегство- избегание», которые относятся к не адаптивными. Исследование иррациональных установок показало наличие «катастрофизации», «должествования», а так е низкого уровня фрустрационной толерантности и высокого уровня «оценочной установки». После анализа результатов исследования, нами была предпринята попытка формирования программы коррекции, направленной на когнитивно-поведенческую сферу лиц, зависимых от ПАВ и её апробация. Диагностика экспериментальной группы, после воздействия на неё программы коррекции, показала различия в когнитивно-поведенческой сфере испытуемых. Стратегии поведения из не адаптивных, сменились на более эффективные, а выраженность и наличие иррациональных установок стали менее проявлены. Сравнительный анализ результатов между контрольной и экспериментальной группой, показал, что положительная динамика в когнитивно-поведенческой сфере, больше проявлена во второй группе, что может свидетельствовать об эффективности программы коррекции.
Гипотезу нашего исследования, предполагающую то, что в комплексной реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, психологическая составляющая коррекционной программы, направленная на изменение специфических копинг стратегий и иррациональных установок в когнитивноповеденческой сфере личности, будет способствовать выходу на стойкую и длительную ремиссию, можно считать, частично подтверждённой, так как изменения в когнитивно-поведенческой сфере есть, но пока нет данных о длительности ремиссии, на которую выйдут участники исследования.
На основании исследования и полученных данных, были составлены рекомендации для специалистов центра «Рассвет», работающих с химически зависимыми личностями.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Н. Н. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. - М., 1981.
3. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте
[Электронный ресурс] // narcom.ru. - Режим доступа:
http: //www.narcom.ru/parents/parents/29. html#2
4. Андерсон, Дж. Р. Когнитивная психология [Текст] / Дж. Р. Андерсон. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
5. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А.Е. Айвазова. - СПб.: Речь, 2003.
6. Ананьев, В.А. Легальные и нелегальные наркотики [Текст] / В. А. Ананьев. - СПб.: ИМАТОН, 2000.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 203с.
8. Балымов, И.Л. Представления студентов о человеке в Интернете и общение с ним [Текст] / И.Л. Балымов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - №39. - С. 245-247.
9. Березин, С.В. Программа первичной профилактики негативной зависимости в среде подростков и старшеклассников [Текст] / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. - Самара, 2006. - 126 с.
10. Бурова, В.А. Механизмы формирования интернет-аддикции [Текст] / В. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - С. 290-291.
11. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - М., 2000. - 320 с.
12. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - М.: МПА, 2001. - 268 с.
13. Бухановский, А.О. Патологический гэмблинг, как частый вариант болезни зависимого поведения [Текст] / А.О. Бухановский, А.С. Андреева. - Ростов-на-Дону, 2005. - 326 с.
14. Бухановский, А.О. Болезнь зависимого поведения [Текст] /
О. Бухановский. - Ростов-на-Дону, 2001. - 326 с.
15. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] / А.О. Бухановский, М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ