Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования тактических умений у подростков
1.1Аспекты развития тактических умений в секции тхэквондо
1.2Роль тхэквондо в формировании тактических умений в секции
тхэквондо у подростков
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию тактических умений у подростков в секции тхэквондо
2.1Выявление уровня сформированности тактических умений у
подростков
2.2Реализация условий формирования тактических умений у подростков
2.3Выявление уровня сформированности тактических умений у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Немаловажная задача нашей страны сформировать здоровое поколение. Нормативно правовые документы Российской Федерации четко разъясняют последовательность стратегии нынешнего образования, его сущность и важность для воспитания современного молодого поколения, как успешных, разносторонне развивающихся, активно взаимодействующих субъектов.
Физическое воспитание в общеобразовательных школах на занятиях по физической культуре не перекрывает недостатка двигательной активности школьников, является недостаточной для общего образования, цель физического самосовершенствования мало достигаема. Решение этого вопроса и других задач возможно при помощи дополнительного образования. Закон РФ «Об образовании» регламентирует преобразование внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования. В нем изменились статусность и функциональность учреждения дополнительного образования, благодаря реформированию системы российского образования.
Отечественная система образования требует удовлетворения потребности общества в дополнительных услугах образования, внося разнообразие и возможность выбора программы обучения. Концентрирование внимания на усилении мотивации к физическому воспитанию подростков учреждения дополнительного образования помогают их самореализации, организованности и самоконтроль в практиковании различных спортивных направлений.
Тхэквондо в системе дополнительного образования помогает подросткам развиваться как физически, так и духовно. Формируя дисциплину и физические способности, а так же расширяют круг возможностей подростка различными игровыми мероприятиями и соревновательной деятельности. Кроме того, формируются человеческие качества, уважение к старшим, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться поставленных целей.
К настоящему времени в науке накоплен определенный опыт, необходимый для проведения исследования по проблеме формирования тактических умений подростков секции тхэквондо:
Рост конкуренции на спортивных аренах требует дальнейшей разработки теоретических основ тактики и методики совершенствования тактического мастерства спортсменов (В.А. Запорожанов, В.Н. Платонов и др., 1985). Под тактикой в спорте следует понимать целенаправленные способы использования технических приемов в тактических действиях для решения соревновательных задач в соответствии с правилами, с учетом положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды.
Нехватка подготовки в подростковом возрасте значительно заметно в выступлениях лучших команд. Многолетняя тактическая подготовка была слабо выражена на подготовку спортсмена в дальнейшем тренировочном пути. Это можно выделить как тактическую проблему. На сегодняшний день не складывается у специалистов единое мнение по формированию стратегии тактической подготовки в процессе тренировок на много лет. Реально выделяются два основных направления её построения: первое связано с техническим освоением комбинаций [7, 5] второе - с развитием тактических умений [4, 6].
Выделение проблемы формирования тактического умения как базового построения тактической подготовки на несколько лет вперед не имеет опыта в практике.
Результаты исследования особенностей формирования тактических умений показали, что спортивный результат в подготовке юных тхэквондистов связан с практическими и тактическими умениями на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, но акцент на развитие тактических умений должен делаться на сенситивный период развития в возрасте 11-13 лет.
Относительная теоретическая и методическая не разработанность проблемы формирования у детей тактических умений в секции тхэквондо позволила нам выделить следующие противоречия:
-при обучении практическим действиям, входящим в содержание тренировочного процесса, тхэквондо, преобладает практический подход, когда двигательные действия усваиваются детьми без учета имеющихся в их содержании общих элементов тактических маневров;
-отсутствие методического обеспечения и неподготовленность педагогов к реализации этого процесса.
Выделенные противоречия позволили нам выделить проблему нашего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: Какие тактические умения должны быть сформированы у подростков, занимающихся в секции тхэквондо, в системе дополнительного образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование тактических умений в секции тхэкводо в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования тактических умений у подростков.
Предмет исследования: Тхэквондо, как средство формирования тактических навыков у подростков в системе дополнительного образования .
Гипотеза исследования: формирование тактических умений у подростков в секции тхэквондо возможно, если:
-будет разработан критериальный аппарат, способствующий объективной оценки тактических умений;
-теоретически обосновано и определено, какие знания и умения необходимы для обеспечения формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо;
-создана программа по развитию тактических умений на основе способностей подростков.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно решить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2.Провести эмпирическое исследование и определить критерии, показатели и уровни сформированности у подростков тактических умений в секции тхэквондо.
3.Разработать и экспериментально проверить этапы формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо.
Методы исследования: В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ философской,
психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующие контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи и взаимодействии; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория деятельностного и системного подходов к изучению педагогических процессов и явлений.
Теоретической основой исследования выступили положения:
-системного подхода к рассмотрению учебно-воспитательного процесса на этапе подросткового возраста (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);
-о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Для реализации цели и задач исследования, проверки гипотезы
применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, и философской литературы, нормативно-правовой документации об
образовании, синтез, сравнение); эмпирические (исследование и обобщение эффективного опыта дошкольного образования, анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа, статистическая обработка данных, графическое отображение результатов, таблицы).
Эмпирическая база исследования. МБОУДО «Свежий ветер» г.о. Тольятти, ул.Свердлова 19. Дети в количестве 20 человек.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 - февраль 2016) - поисково -теоретический. Изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (март 2016 - февраль 2017) опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Изучение методического обеспечения формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо.
Третий этап (март 2017 - май 2017) заключительно - оценочный. Проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Обоснованы подходы и принципы, необходимые для разработки содержания методического обеспечения формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо.
-Разработано методическое обеспечение формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо. (программа, учебно-методические пособия, для реализации данной программы, диагностический инструментарий, для определения у обучающихся уровней сформированности тактических умений).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
-теоретически обоснованы особенности реализации
формирования у подростков тактических умений в секции тхэквондо, заключающиеся в многообразии направлений образовательной и воспитательной деятельности в процессе формирования спортивных навыков;
-уточнено понятие «Формирование тактических умений у подростков в секции тхэквондо».
Практическая значимость результатов исследования определяется:
-внедрением в практику образовательной организации г. Тольятти спортивных навыков для формирования у детей тактических умений в секции тхэквондо, представляющего собой целостный учебно-методический комплекс, состоящий из спортивных упражнений и практических комплексов;
-возможностью применения тактических умений и схем в процессе поединка на соревнованиях для обеспечения преимущества учащегося;
Достоверность результатов обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использования комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой разработанной методики формирования тактических умений у подростков в секции тхэкводо в системе дополнительного образования и объективными способами оценки результатов опытно - экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе научно-практических конференций; отчетов на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые в защиту:
1.Методическое обеспечение формирование тактических умений у подростков в секции тхэквондо в системе дополнительного образования определяется нами как целостный учебно -методический комплекс, состоящий из программы дополнительного образования; видеотеки, диагностического инструментария.
2.Формирование тактических умений у подростков в секции тхэквондо в системе дополнительного образования, включающее в себя общеобразовательную программу представляющего собой целостный учебно-методический комплекс, состоящий из игровых упражнений и практических комплексов, диагностический инструментарий для определения уровней сформированности у подросков тактических умений в тхэквондо
3.Критерии, показатели и уровни сформированности у подростков тактических умений в тхэквондо характеризуются степенью ознакомления детей о тхэквондо, знание правил ,владение базовой техникой.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список использованной литературы включает в себя 71 источник. В работе содержатся 6 таблиц, 9 рисунков, 10 приложений.
В процессе данного диссертационного исследования был осуществлен анализ учебной тренировочной работы педагогов по тхэквондо. В соответствии с целью и задачами исследования осуществлялась разработка проблемы и структурирование содержания материала.
Были изучены вопросы происхождения тхэквондо как вида спорта и важности влияния на успех тактических умений, специфика организации обучения детей этому виду спорта в секции тхэквондо. Проанализировали современную тактическую подготовку в спортивных школах
Тактические умения с каждым годом совершенствуются, этому способствует изменения правил в тхэквондо, поэтому начальная подготовка не всегда является успешной в достижении определенных целей. Ощущается недостаток методической литературы, для теоретической подготовки в секциях по тхэквондо. Отсутствие стройной системы в вопросах методики преподавания и развития тактических умений приводит к разногласиям педагогического состава учреждений.
Результаты исследования.
Обозначены наиболее важные периоды в развитии и становлении спортивного тхэквондо.
Было отмечено, что развитие спорта сопровождается высокими технологиями в судейской системе, что положительно влияет на динамику развития этого вида спорта.
Определено влияние физиологического и психологического состояния учащегося на формирование тактических навыков.
Определены основные тактические схемы, применяемые на крупных турнирах и схватках.
Отмечено, что индивидуальный подход к обучению и выстраивание личной траектории развития учащегося дают более эффективные результаты в освоение навыков тактических умений тхэквондо.
Разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа «Школа развития базовой техники» на базе МБОУДО «Свежий
82
ветер» г.о.Тольятти.
В результате экспериментальной работы подтвердилась гипотеза, что формирование тактических умений будет успешным, если будут созданы особые педагогические условия:
-будут разработаны критерии, способствующие объективной оценке тактических умений;
-будет разработана и апробирована специальная образовательная программа для подростков «Школа развития базовой техники»;
Результаты экспериментального исследования могут быть использованными педагогами дополнительного образования МБОУДО и преподавателями спортивных кружков и секций.
1.«Конвенция о правах ребенка»
2.Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 - ФЗ от 29.12.2012
3.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ«О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»
4.Указ Президента России от 20 апреля 1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»
5.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - N 265.
7.Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада[Текст]/ Э.Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
8.Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология[Текст] / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: «Эксмо», 2008. - 257 с.
9.Александрова, Н.И. Половозрастные особенности некоторых показателей психомоторного развития школьников. Психологические проблемы физического воспитания школьников [Текст] / Г. Ф. Дубова, А.Т. Озернюк . - М.: 1989. - 37-49 с.
10.Андреев В. М., Определение интенсивности тренировочных нагрузок в борьбе дзюдо [Текст] / З.А. Матвеева, Б.И. Сытник, Г.Г. Ратишвили. - М.: «Спорт. борьба: Ежегодник», 1974. - 13-17 с.
11.Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребенка//Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - М.; Донецк, 2002. - 469 с.
12.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]/ В. К. Бальсевич; - М.: «Физкультура и спорт», 1988.
13.Бальсевич В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка // Физкультура, образование, наука.; 1996 .- 3 с.
14..Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Г.В. Барчуков; В.М. Богушас; О.В. Матыцин. - М.: Кронус, 2011.- 247 с.
15.Барчукова, Г. В. Игра доступна всем [Текст] / Г.В. Барчукова; С. ДШпрах. - М.: Академия, 2007. - 125 с...