Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЕТОДАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Работа №111456

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения 9
1.2 Характеристика методов альтернативной коммуникации и их применение при формировании у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации 32
2.3 Динамика сформированности у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 54

В настоящее время проблема детского раннего аутизма приобрела колоссальное значение, поскольку ситуация в мире такова, что все большее количество детей рождается с этим нарушением, оно получает все большее распространение, затрагивает детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. В связи с чем, можно говорить об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра.
В свою очередь под расстройствами аутистического спектра мы понимаем отдельный спектр психологических характеристик, которые раскрывают весьма размытые рамки аномального поведения и некоторых сложностей при взаимодействии и коммуникации с окружающими, а также чётко очерченный круг интересов одновременно с неоднократно повторяющимися актами поведения.
Многими исследователями отмечается, что нарушение коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом происходит еще на уровне становления невербальной коммуникации. Так, к примеру, у аутичных детей раннего возраста мы можно наблюдать снижение лепета и гуления, помимо этого они различаются еще и по качеству звучания с обычными детскими вокализациями. Было замечено, что дети не используют звуки для общения, а чаще, чем при нормальном развитии, играют ими сам по себе. Наблюдения за детьми до года демонстрируют, что они в недостаточном количестве используют мимику, жесты для обращения к родным, у них отсутствует стремление идти на руки ко взрослым, они не демонстрируют внимание к новой вещи, а также не вовлекаются в игры.
Склонность к социальному взаимодействию у нормально развивающегося ребёнка наблюдается практически с рождения. К примеру, избирательный интерес к социальным стимулам (к человеческому голосу и лицу) появляется у детей достаточно рано. При наблюдении за детьми первых месяцев жизни видно, что они способны проводить в глазном контакте с матерью существенную часть бодрствования. Непосредственно контакт с помощью взгляда содержит в себе функцию запуска и регуляции процесса общения.
Проблемой сложных речевых нарушений, в том числе и у детей с ранним детским аутизмом занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые Л. Каннер, В.В. Лебединский, Т.И. Морозова, О.С. Никольская. Фонематическое восприятие у детей с ранним детским аутизмом отражено в работах Н.И.Дьяковой, Л.А. Зайцевой, Е.В. Колесниковой, Г.А. Каше, Н.М.Мироновой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Характерные специфические, отличающиеся от нормальных детей особенности речи, у детей с аутическими проявлениями представляли ученые К. Гилберг и Т. Питерс. и др. Вместе с тем, недостаточно исследовалась проблема коммуникативных умений в общении со сверстниками и взрослыми у детей с расстройством аутистического спектра.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на формирование у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации, что создает основу и значимость для психологической педагогической теории и практики.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации. В исследованиях педагогов Г.С. Васильева и А.А. Кидрона подтверждена возможность формирования коммуникативных способностей.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями в вопросах формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации, в связи с недостаточной разработанностью подходов по эффективному развитию альтернативной коммуникации.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между: формированием у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения и недостаточным использованием методов альтернативной коммуникации в работе дошкольных образовательных организаций.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: какова возможность использования методов альтернативной коммуникации в формировании у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения.
Исходя, из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения.
Предмет исследования - формирование у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации возможно если:
• определена этапность работы по формированию навыков общения методами альтернативной коммуникации (мотивационный, обучающий, деятельностный);
• подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности коммуникативных навыков;
• реализован индивидуальный подход сформированности коммуникативных умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации.
2. Выявить уровень сформированности навыков общения у детей 6 лет с РДА со сверстниками и взрослыми.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования навыков общения у детей 6 лет с ранним детским аутизмом методами альтернативной коммуникации.
Теоретическую основу исследования составляют:
• деятельностный подход к изучению психических явлений (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
• положения исследований о коммуникативной деятельности (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн);
• положения о эмоционально-уровневом подходе (Е.Р Баенская, B. В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская);
• исследования по проблеме нарушений детей с расстройствами аутистического спектра (Е.Р. Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлинг, C. А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, L. Kanner и др.).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: определить возможность формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании использования методов альтернативной коммуникации в формировании у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методы коррекционной работы, способствующие формированию у детей 6 лет навыков общения методами альтернативной коммуникации, могут применяться в работе педагогов дошкольных образовательных организаций, а также родителями воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.
Экспериментальная база исследования: АНОО «Солнечный круг» для детей с ограниченными возможностями. В исследовании принимали участие 20 детей 6 лет с ранним детским аутизмом.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источников), приложения (13 таблиц).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В результате проведенного нами теоретического анализа появилась обоснованная возможность утверждать, что проблема формирования у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации является актуальной в настоящее время.
Психологические исследования Г.Е. Сухаревой и других исследователей показывают, что даже при условии медикоментозной терапии, необходимой для лечения раннего детского аутизма и формирования навыков общения, ребенок нуждается в целенаправленной коррекционно-педагогической работе. Проблемой формирования у детей у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения занимались: Л. Каннер, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Т.И. Морозова и другие. Исследования показали, что формирование навыков общения зависит от среды развития ребёнка, степени нарушения, а также частоты и качества коммуникации, в том числе с использованием методов альтернативной коммуникации.
Изучению методов альтернативной коммуникации отдавали предпочтения Стивен фон Течнер, Х. Мартинсен, О.Н. Тверская, М.А. Щепелина. Альтернативная и дополнительная коммуникация представляет собой разнообразную систему методик и технических средств. Наиболее популярные это: система жестов, система символов, глобальное чтение или система коммуникации при помощи карточек PECS, МАКАТОН.
Выявление уровня сформированности навыков общения у детей 6 лет с РДА показало, что 45% имеют низкий уровень, который может объяснятся тем, что дошкольники, если и понимают конфликтный характер ситуации, то не могут договариваться, уступать, ошибаются при определении эмоционального состояния сверстника, имеют неблагоприятный статус в группе, не могут согласовать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), их коммуникативные действия, не направлены на учет позиции собеседника (партнера).
Формирование у детей 6 лет с ранним детским аутизмом навыков общения методами альтернативной коммуникации возможно, если:
• определена этапность работы от непосредственной помощи взрослого к самостоятельной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности коммуникативных умений;
• реализован индивидуальный подход с учетом уровня сформированности коммуникативных умений, а также повышена педагогическая компетентность родителей и педагогов по данному вопросу.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методов альтернативной коммуникации, в частности программы «Макатон» и диагностировать положительную динамику в формировании навыков общения у детей 6 лет с ранним детским аутизмом. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности навыков общения и составил 15% (3 ребёнка) детей, средний уровень повысился на 15% и составил 70% (14 детей) детей, низкий уровень понизился на 30% и составил 15% (3 ребёнка).
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной серии мероприятий с использованием методов альтернативной коммуникации, в частности программы «Макатон» для формирования навыков общения у детей 6 лет с ранним детским аутизмом.


1. Азова, О.И. К вопросу об аутизме [Текст] / О.И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. - М. : Московский психолого-социальный университет, 2016. - С. 7-20.
2. Алявина, Е.А. Аутизм: практические рекомендации для родителей[Текст] / Е.А. Алявина, С.С. Морозова, Т.И.Морозова. - М. : Владос, 2012. - 83с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма[Текст] / Ф. Аппе.- М. : Психология, 2012. - 103с.
4. Артемова, Е.Э. К вопросу изучения проблем общения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Э. Артемова, С.Н. Камышева // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно­практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С.16-23.
5. Баряева, Л. Б. Упражнения с пиктограммами [Текст]: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. - М. : Дрофа, 2007. - 31 с.
6. Башина, В.М. Ранний детский аутизм[Текст] / В.М. Башина.- М. : Наука, 2013. - 72с.
7. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006 - 420 с.
8. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс.- СПб. : ИСПиП, 2008. - 236с.
9. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации[Текст] / И.Н. Горелов.- М. : Либроком, 2009. - 112 с.
10. Гребенникова, Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода [Текст] / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 16-22.
11. Гурьянова, Т.В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т.В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. - СПб. : Свое издательство, 2015. - С. 129-131.
12. Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция[Текст]: учебное пособие/ Е.С. Иванов.- СПб. : Дидактика Плюс, 2009. - 132с.
13. Ихсанова, С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками [Текст] / С.В. Ихсанова.- СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 208 с.
14. Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми [Текст] / И.Б. Карвасарская. - М. :Теревинф, 2013. - 70 с.
15. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев.- М.: Рипол Классик, 2002. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ