Введение 3
Глава 1 Конституционно-правовое регулирование молодёжной политики в Российской Федерации 6
1.1 Анализ доктринальных воззрений относительной государственной молодёжной политики и молодёжи как объекта такой политики 6
1.2 Молодёжная политика: конституционно-правовые
трактовки и критерии обособления 20
Глава 2 Конституционно-правовое обеспечение государственной молодёжной политики в Российской Федерации 27
2.1 Уровни правового регулирования государственной
молодёжной политики в Российской Федерации 27
2.2 Полномочия государственных органов по формированию
и реализации молодёжной политики и их совершенствование .... 35
Глава 3 Проблемы и перспективы конституционно-правового обеспечения молодёжной политики на примере зарубежных стран 41
3.1 Проблема конституирования молодёжной политики в зарубежных странах 41
3.2 Перспективные модели молодёжной политики на примере зарубежных стран 51
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность избранной темы заключается в необходимости формирования полноценной концепции государственной молодёжной политики. Несмотря на то, что на наивысшем государственном уровне признана важность целенаправленной и эффективной государственной работы с молодежью, отечественная практика в данном направлении далека от совершенства. В частности, до настоящего момента, не были решены задачи активного и действенного привлечения молодёжи к формированию политики в отношении самой себя, существующие успешные примеры малочисленны и, скорее всего, являются исключением из общего правила.
При этом в современном государстве проблемы молодёжи занимают важное место. В разных странах они имеют свою специфику, отражающуюся на государственной молодёжной политике. Во всех цивилизованных государствах признают необходимость проведения этой политики с учётом будущего и текущего предназначения, специфических функций молодёжи в обществе. Молодежь недостаточно воспринимать в традиционном смысле исключительно только как будущее общества.
На современном этапе развития государства необходимость в конституционно-правовом регулировании сферы молодёжной политики обуславливается рядом существующих на практике противоречий.
Во-первых, это противоречия между тем, в чём нуждается молодёжь и возможностью государства по обеспечению данных потребностей.
Во-вторых, наблюдается противоречие также между естественным для молодежи стремлением к воплощению различного рода реформ и состоянием стабильности в государстве в целом.
В настоящее время необходимо оценивать и рассматривать роль молодежи в обществе как его важнейшей органической части, несущей на себе особую, другими социальными общностями незаменимую функцию. Связана эта функция с объективно существующей ответственностью за сохранение преемственности исторического и культурного наследия, воспроизводство последующих поколений, социально-экономическое развитие, физическое выживание страны. Реализация возложенных на молодёжь судьбоносных для страны функций и задач происходит на основе освоения и совершенствования ею системы знаний, норм, ценностей, правил поведения с последующим осуществлением их в повседневной жизнедеятельности общества. Для решения перечисленных судьбоносных для общества проблем разрабатывается и осуществляется государственная молодёжная политика.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования законодательных основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением государством молодёжной политики.
В свою очередь, к предмету исследования относятся нормы права, которые регулируют общественные отношения, составляющие объект исследования. Такие нормы содержатся, прежде всего, в Конституции РФ, в актах федерального законодательства, в нормативно-правовых актах, принимаемых субъектами федерации.
Целью настоящего исследования является формулирование предложений по совершенствованию концептуальных основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации по результатам проведения сравнительного конституционно-правового исследования.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- провести анализ доктринальных воззрений относительной государственной молодёжной политики и молодёжи как объекта такой политики;
- рассмотреть молодёжную политику в рамках конституционно-правовых трактовок и критериях ее обособления от иных направлений внутренней политики государства;
- проанализировать существующие в настоящее время уровни правового регулирования государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
- рассмотреть полномочия государственных органов по формированию и реализации молодёжной политики и их совершенствование;
- проанализировать конституирование молодёжной политики в зарубежных странах;
- рассмотреть социальные приоритеты молодёжной политики в зарубежных странах.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемой литературы и используемых источников. Основная часть работы состоит из трёх глав, первая из которых посвящена теоретическим аспектам и нормативно-правовому анализу состояния государственной молодёжной политики. Во второй главе рассматриваются вопросы системного анализа отечественного законодательства в данной сфере. Третья глава посвящена вопросам анализа зарубежного опыта в данной сфере.
В результате написания данной работы были достигнуты все поставленные задачи исследования.
Было установлено, что науке конституционного права не осуществлено конституционно-правовое доктринирование государственной молодежной политики на современном этапе развития российского государства. Изучение сходств и различий молодежной политики в России и зарубежных странах, несмотря на научно-практическую актуальность и значимость, не являлось до настоящего момента объектом самостоятельного диссертационного исследования.
Исследование показало, что в рамках правовой категории «молодёжь» как объект государственной политики выделяется такая группа, как «дети», реализация государственной политики в отношении которой является «важнейшим приоритетом». Государственная политика в отношении детей должна рассматриваться как часть молодёжной политики государства, обусловленная спецификой детского возраста, особенностями развития граждан в возрасте до обретения ими совершеннолетия и спецификой наиболее острых проблем, которые необходимо решать государству в указанный период жизни гражданина.
В связи с этим, учитывая последние изменения в Основной закон государства, допустимо будет утверждать, что «ориентирами» государственной молодёжной политики в отношении детей выступают, во- первых, создание условий, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка (духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому) и его воспитанию в детях определённых качеств: патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а во-вторых, обеспечение приоритета семейного воспитания, выполнение обязанностей родителей в отношении детей, которые остались без их попечения.
Анализ положений Конституции Российской Федерации приводит к выводу об отсутствии чётко сформулированных основ государственной молодёжной политики. Наиболее регламентированы и структурированы такие основы только в отношении отдельной части молодёжи - детей, но и в отношении них не в полной мере. Данное обстоятельство, позволяет утверждать, что конституционные и законодательные основы государственной молодёжной политики до настоящего времени не разработаны на законодательном уровне, а значит, разработка таких основ, их структурирование в рамках концепции молодёжной политики в целом, является одной из актуальных задач законодателя, научного сообщества и сообщества соответствующих специалистов.
В рамках текущего направления законотворческой политики наиболее актуальным направлением представляется, необходимость систематизации всего законодательства, которое связано с осуществлением молодёжной политики государства, выявление существующих системных проблем и противоречий, выработка, на основе существующего доктринального и практического опыта, общих «базовых» принципов (ориентиров).
Среди законодательных проблем необходимо также выделить отсутствие единой реализованной в законодательстве концепции «молодёжи» как объекта государственной и региональной молодёжной политики. Также неразрешённым представляется вопрос обоснованности нижнего и верхнего предела отнесения человека к социально-демографической группы молодёжи.
Правовое регулирование ГСМ осуществляется посредством многоуровневой системы законодательства. В большей степени, такая система правового регулирования и система субъектов осуществления ГСМ сходна с опытом Германии.
К первому уровню отнесена Конституция РФ, следующие уровни распределены в зависимости от субъекта правотворчества: Указы Президента РФ, постановления и распоряжения правительства РФ, уровень субъектов федерации, нормативно-правовые акты подзаконного характера, принимаемые министерствами и ведомствами.
С середины ХХ столетия и до настоящего времени, молодёжная политика многих государств существенно эволюционировала. Условно момент зарождения самостоятельной молодежной политики необходимо отчитывать от 50-х годов ХХ столетия, когда молодёжная политика носила ярко выраженный консервативный характер и была направлена на воспитание из молодёжи «достойного» подрастающего поколения, которое придёт на смену старшему и сохранит существующие устои общества. В последующие годы, активное поведение молодёжи и устремление к большей свободе порождали, сперва негативную реакцию которая интерпретировала такое поведение молодёжи в качестве угрозы обществу. Со временем, государство и общество смирились с неизбежностью тех преобразований, которые молодежь превносит в жизнь государства, и начали способствовать развитию её способностей, создавать условия для реализации талантов. На завершающем (текущем) этапе развития, большинство государства предоставили молодёжи определённую автономию и возможность быть не только объектом управления, но и субъектом, определяющим хотя бы часть государственной молодёжной политики.
Среди нормативно-правовых актов международного характера в рассматриваемой области выделяется Конвенция о правах ребёнка 1989 года, которая призвана не только обеспечить основополагающие права ребёнка, но и предоставляет им права, гарантии для свободного и безопасного развития.
Молодёжная политика на уровне ЕС направлена, в первую очередь, на формирование единой европейской идентичности молодёжи на пространстве всего ЕС, посредством обеспечения массовой коммуникации в молодёжной среде, обмена опытом, предоставления последней значительного объёма автономии в саморегулировании, а также способом формирования единых ценностей у широких слоёв населения
Общим направлением заимствования в молодёжной политики из опыта зарубежных государств является более активное привлечение молодёжи к формированию молодёжной политики хотя бы на местном уровне. В предоставлении возможности участия не только в формировании «повестки дня», но и в частичном решении вопросов финансирования выбранных направлений молодёжной политики. Важно реализовать такой подход, чтобы коммуникация между государством на всех его уровнях (федеральный, уровень субъектов федерации и уровень муниципалитета) происходила не по «указке», а добровольно и, даже, по инициативе групп населения, относящихся к молодёжи. Для этого, исключительную важность приобретает создание постоянно действующих «площадок» для коммуникации, создание условий для развития и деятельности неправительственных общественных организаций.
1. Абдуразакова Д.М., Исмаилова С.А. Содержание и структура готовности педагогов к обеспечению прав ребёнка // МНКО. 2015. № 2. - С. 218-220.
2. Авакьян С.А. Проблемы активизации личности в социальном государстве // Конституционно-правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях / отв. ред. Г.А. Василевич . Минск, 2019. - С. 23-28.
3. Авдонин В.С. Основные теоретические подходы в исследовании интеграции // Российский научный журнал. 2007. № 1. - С. 5-35
4. Акритов А.С. Конституционно-правовое регулирование участия молодёжи в деятельности государственных и муниципальных органов: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Ставрополь, 2012. - 24 с.
5. Балашов Е.Б. Молодежная политика как объект правового регулирования в субъекте федерации: На примере Москвы: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Москва, 2002. - 22 с.
6. Гиниятов Ф.М. Теории европейской интеграции и текущий кризис Европейского Союза // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. - С. 117-120.
7. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / под общ. ред. Вал. А. Лукова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.
8. Грачев Е.Н. Молодежная политика в Европейском союзе : национальный и наднациональный уровни : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04. Москва, 2019. - 239 с.
9. Грубенко А.И. Роль Великобритании в формировании внешней политики ЕС в контексте ведущих теорий евроинтеграции // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1. - С. 20-27.
10. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
11. Закон ФРГ «О помощи детям и молодежи» 1991г. URL:
https://www.bmfsfj.de/resource/blob/94118/c49d4097174e67464b56a5365bc8602f/kindergerechtes-deutschland-broschuere-qualitaetsstandards-data.pdf (дата
обращения: 12.05.2021 года).
12. Закон ФРГ «Об охране молодёжи» (Jugendschutzgesetz - JuSchG) от
23 июля 2002 г. // Федеральный вестник законов I стр. 2730, 2003 I стр. 476. [Электронный ресурс] // URL:
https://www.bmfsfj.de/resource/blob/90282/0d0e6f87c97e7d22188890443a8d27e9/juschg-russisch-2016-data.pdf (дата обращения: 12.05.2021 года).
13. Зумакулова З.А. Государственная молодежная политика в современной России: правовые аспекты : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2004. - 26 с.
14. Зумакулова З.А. Роль и значение молодежи в структуре гражданского общества // Вопросы экономики и права. 2015. № 1. - С. 23-29.
15. Зыков М.А., Кожина Т.Н. Молодежная политика как одно из направлений деятельности Лиги арабских государств // Интерактивная наука. 2017. № 11. - С. 80-82.
16. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. - С. 34-36.
17. Исаев Э.Ш., Петренко Д.А. Молодежь как особая общественная группа в социальной структуре общества Германии // Независимая газета. 2006. № 3. - С. 78-80
18. Калинина З.Н., Орехова Е.Я., Полунина Л.Н. История и современное состояние молодежной политики за рубежом: учебник. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. = 308 с.
19. Кирнос А.В., Ерёмина О.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации в начале XXI в.: доктринальные и нормативно-правовые основы // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. - С. 32-39.
20. Козьмина О. Государственная молодежная политика:
международный опыт. [Электронный ресурс] // URL:
http:ZZdb.rgub.ru/youthpolicy/2Z 1_gmp_mej dunarod_opit-781-2.pdf (дата
обращения: 12.05.2021 года).
21. Конвенция о правах ребёнка: принята в Нью-Йорке, 20.11.1989 г.р. (ратифицирована СССР 26.01.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, М., 1993. Вып. XL VI.
22. Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь // Аналитический вестник. М., 2019. № 19 (33). - С. 85-87.
23. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
24. Коробкина И.А., Кунаева А.В. Эволюция этапов формирования европейской молодёжной политики // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 1. - С. 42-48.
25. Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01. Санкт-Петербург, 2010. - 64 с.
26. Кхалид А.М. Состояние молодежной политики в Арабском регионе.
[Электронный ресурс] // URL: https://www.coe.mt/t/dg4/youth/Somce/Resomces/Fomm21Hssue_No9/N9_YP_AгаЬ_гедюп_ш.рд£ (дата обращения: 31.05.2020)
27. Леонов Ю.С. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4 (321). С. 31-42.
28. Луков В.А. Понятие молодежной политики // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: науч. монография / под общ. ред. В.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 188 с.
29. Лупандин В.Н. Социология молодежи: учеб. пособие. Орел: Изд-во Орлов. гос. техн. ун-та, 2011. - 136 с.
30. Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.02. Москва, 2012. - 46 с.
31. Молодежная политика России на современном этапе. [Электронный
ресурс] // URL: http://molod.eduhmao.ru/var/db/files/16401.doklad-
molodezhnaya-politika-nasovremennom-etape.doc (дата обращения: 31.05.2020 года).
32. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.infonarod.ru/info/molodyozh-rossii-2000-2025-razvitie-chelovecheskogo-kapitala (дата обращения: 16.05.2021
года).
33. Нехаев В.В. Правовое обеспечение государственной молодежной
политики России: Середина 1980-х - 1993 годы: автореферат дис. ...
кандидата юридических наук: 12.00.01. Москва, 2005. - 24 с.
34. Общественная молодежная политика в России. [Электронный
ресурс] // URL: http://www.newparlament.ru/tribune/view/1631(дата
обращения: 31.05.2020 года).
35. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. / Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2003. - 648 с/
36. Певцова Е.А., Алешкова И.А. Принципы государственной молодёжной политики: тенденции и особенности развития // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3. - С. 29-59.
37. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_318543/ (дата обращения: 31.05.2020).
38. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
39. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодежи в контексте культурного развития личности // Московский экономический журнал. 2018. № 3. - С. 19-21.
40. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.
41. Резолюция А/ИЕ8/56/177от 19 декабря 2001 г. Генеральной
Ассамблеи ООН: Осуществление решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и двадцать четвертой специальной сессии Генеральной Ассамблеи. [Электронный ресурс[ // URL
http://www.un.org/ru/documen ts/ods. asp?m=A/56/585 (дата обращения: 31.05.2020).
42. Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы. Кн. 6 / под науч. ред. И.М. Ильинского. - М. : Социум, 2009.- 230 с.
43. Сайганова Е.В. Опыт в реализации программ по молодежной политике в странах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. № 3. - С. 18-21.
44. Сайганова Е.В. Совершенствование государственной молодежной политики посредством оптимизации нормативно-правовой базы // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. № 1. - С. 29-32.
45. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
46. Скрыпник Д.О. Нормативно-правовое обеспечение реализации
государственной молодежной политики: проблемы и пути
совершенствования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. № 3. - С. 62-71.
47. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история, проблемы и перспективы. СПб. : ИРЭ РАН,НАЮ, 2000. 300 с.
48. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика: учеб. пособие. - М. : ГУ-ВШЭ, 2004. С. 113.
49. Современная мировая политика: Прикладной анализ / отв. ред. А.Д. Богатуров. - М. Аспект Пресс, 2010. - 592 с
50. Соколов A.B. Современные институты молодежной политики в
Европе: история становления и развития// Вестник международных
организаций. 2009. № 1. - С. 64-90.
51. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 271 с.
52. Степанищенко О.В. Международный опыт работы с молодежью (институциональный и правовой аспекты) // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 74. - С. 841-850.
53. Тимофеева Р.И. Конституционно-правовые основы
государственной молодежной политики: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2006. - 23 с.
54. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-
ФЗ (в ред. согл. ФЗ от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ) // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
55. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс.
56. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 86 «О Дне российских студенческих отрядов» // СПС Консультант Плюс.
57. Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 года № 76 «О дне российского студенчества» // СПС Консультант Плюс.
58. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» // СПС Консультант Плюс.
59. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2012 года «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная Президентом Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
60. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» // СПС Консультант Плюс.
61. Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» // СПС Консультант Плюс.
62. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук» // СПС Консультант Плюс.
63. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
64. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
65. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
66. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
67. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
68. Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
69. Филиппов В. Социальный потенциал молодежи как предмет социологического анализа // Ученые записки. 2007. № 4. - С. 52-53.
70. Чеблукова А.А., Чеблукова Т.А. Молодежь Германии в зеркале исследования трендов и социальных опросов. - М. : Альянс-пресс, 2005. - С. 54.
71. Шашенков А.А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва, 2004. 22 с.
72. Шелудякова Т.В. Государственная молодежная политика в России и зарубежных странах: конституционно-правовое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02. Воронеж, 2017. - 23 с.
73. Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women [CEDAW], 1979 URL: https://www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/(дата обращения: 12.05.2021 года).
74. Drost, P. Human rights as legal rights. The realization of individual Human Rights in positive international law // Leyden. 1951. - 318 p.
75. Entwisle, Doris R. Early work histories of urban youth // American Sociological Review. Washington, 2000. Vol. 65, № 2. - 279-297 p.
76. Orum, Anthony M. (ed.), Youth and Politics in the United States, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1972. - 457 p.
77. Schachter, O. Human Dignity as a Normative Concept // Alston Ph. (ed.) Human Rights Law. N.Y., 1996. - 293 p.
78. Schaffer, Rudolph H. Social Development. Oxford; Cambridge: Blackwell, 1996.-XIX. - 440 p.
79. Silverstein, Harry (ed.). The Sociology of Youth: Evolution and Revolution, New York: Macmillan Company, 1973. - 353 p.
80. Vago, Steven. Law and Society. Sixth Edition. Prentice Hall. NJ. 2000. - 422 p.