Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Работа №111421

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 16
1.1 Место и роль культурных практик детей в современной системе дошкольного образования 16
1.2 Деятельность педагогов дошкольного образования по реализации технологии культурных практик как психолого-педагогическая проблема 29
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации 37
Выводы по первой главе 49
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации 51
2.1 Изучение эффективности деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации 51
2.2 Апробация модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик 70
2.3. Определение эффективности модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОО в процессе реализации технологии культурных практик 96
Выводы по второй главе 115
Заключение 117
Список используемой литературы 123
Приложение 133

Ведущей идеей современной образовательной политики является модернизация образования. В настоящее время главным смыслом российского образования выступает способность человека моделировать собственную жизнедеятельность в мире культуры, опираясь на её ценности и смыслы, нормы морали и права, законы общества, сохраняя при этом собственную неповторимость и уникальность. Достижение новых задач образования потребовало пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности. Одной из основных тенденций современного образования Е.В. Бондаревская выделяет «возвращение образования в культуру, придание ему функций культуросберегающего и культуросозидательного процесса, изоморфного культуре по своему содержанию и способам осуществления» [22, с. 2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, где отмечается важность предоставления ребенку возможности для овладения разнообразными видами деятельности и культурными практиками. Право выбора содержания, направленности культурной практики, а также выбор и/или разработка метода, формы, технологии для её освоения возложены на педагога [1].
Культурные практики выступают привычными и востребованными человеком способами и формами организации жизни, самоопределения, обусловленные культурными, общественно принятыми нормами поведения и деятельности. Тенденция включения образовательной деятельности в культурный контекст, ее единство и целостность с культурными ценностями получила свое освещение в трудах В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, Н.Б. Крыловой, Р. Люсиер, Э. Майерса, Ф. Озер, Л. Стоун.
Разработка и реализация в системе дошкольного образования культурных практик как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов развивающей предметно­пространственной среды на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка выступает содержанием и условиями формирования ценностных ориентиров личности дошкольника. Культурные практики - понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.
Н.Б. Крылова определяет культурные практики как «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба» [50, с. 19].
В образовательном процессе дошкольных образовательных организаций приобщение ребенка к культурным практикам может осуществляться разными методами и приемами, в том числе и через реализацию соответствующей технологии.
Технология культурных практик представляет собой определенный алгоритм действий, операциональных шагов по освоению культурных практик детьми. Целью реализации технологии культурных практик выступает проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в процессе освоения культурной практики. Процесс реализации технологии представляет собой синтез целенаправленного воздействия взрослого, обеспечивающего процессы восприятия, ознакомления, освоения и личностного присвоения определенных убеждений и моделей поведения, выступающих содержанием культурных практик посредством культурной идентификации, рефлексивной интериоризации, творческой реализации и совершенствования.
Специфика реализации технологии культурных практик объективно ставит педагога перед необходимостью приобретения специальных умений, необходимых для реализации данной деятельности, осознания и личностного принятия ценностного и смыслового значения реализации технологии для развития ребенка и собственного развития, для нахождения собственного стиля взаимодействия с участниками образовательного процесса, который обеспечит реальное равенство прав, свобод, сотрудничество в совместной личностно-значимой культуросообразной деятельности. Объективная значимость и сложность данного вида деятельности предполагает наличие соответствующего психолого-педагогического сопровождения, которое бы обеспечивало эффективность её реализации. Необходимость сопровождения педагогов продиктована потребностью в поддержке, помощи при принятии решений в проектировании и реализации технологии культурных практик.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик рассматривается нами как процесс поддержания педагогов в авторском функционировании и творческой реализации технологии в её осознанном ценностно-смысловом воплощении в условиях, оптимальных для успешного раскрытия личностного потенциала каждого при обеспечении взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Анализ реальной ситуации в дошкольных образовательных организациях в аспекте реализации технологии культурных практик позволяет сделать вывод об актуальности и необходимости психолого­педагогического сопровождения педагогов, а данную проблему следует считать малоизученной.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик требует разработки модели, обеспечивающей эффективность данного вида деятельности. Для того, чтобы качественно осуществить процесс реализации технологии по освоению культурных практик детьми, важно, чтобы педагог:
• отчетливо понимал детерминирующее значение механизма преобразования культуры в мир личности;
• признавал субъектность позиции ребенка как неотъемлемое право на самостоятельность, свободу, творческую инициативу, уникальность и самопредъявление;
• владел технологией культурных практик;
• умел самостоятельно осуществить процесс реализации технологии в осознаваемой, личностно принятой, творческой деятельности.
Решение поставленных задач представляется столь же необыкновенно сложным, как и важным, поскольку психолого-педагогическое сопровождение создает возможность индивидуализировать профессиональную деятельность каждого педагога в плане её уникальности и неповторимости, позволяет обеспечить реализацию технологии не только с позиции формального воплощения, а придать личностную ценностно-смысловую осознанность деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из теоретического осмысления и методологического обоснования сущности культурологического подхода в образовании, построения культуросообразной модели образования, основанной на поддержании субъектной позиции ребенка и формировании у него социокультурных умений. Проблема состоит в том, что всё ещё не удается преодолеть отношение педагогов и методистов к образованию как к трансляции фактов и образцов культуры в образовательном процессе. Модель психолого­педагогического сопровождения деятельности педагогов, реализующих технологию культурных практик, позволит обеспечить понимание педагогами направленности образования на ценностные ориентиры, являющиеся базой для формирования универсальных культурных умений ребенка, позволит выстроить инновационное содержание образования и достичь необходимого уровня осуществления педагогической деятельности в её современном понимании.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на формирование современного педагога, способного к осуществлению деятельности с культурологической, гуманистической, личностно-ориентированной позиции, готового к определению и обеспечению новых эффективных условий, ресурсов, применяющего технологии и методы, обеспечивающие формирование универсальных культурных умений ребенка через овладение культурными практиками.
Обращаясь к актуальности на научно-методическом уровне, следует отметить, что создание модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации позволит обеспечить научно-методическое руководство процессом в его психолого-педагогическом обеспечении.
Актуальность исследования психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик обусловлена противоречиями:
- между сложившейся системой осуществления образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в обеспечении культурных практик детей и требованиями ФГОС дошкольного образования к осуществлению данной деятельности;
- между потребностью практики в наличии модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и недостаточной ее разработанностью.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: какая модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов обеспечит эффективность реализации технологии культурных практик?
Сформулирована тема диссертации: «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик.
Объект исследования - профессиональная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по реализации технологии культурных практик.
Предмет исследования - модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик.
Гипотеза исследования: модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик будет эффективна, если:
• определить критерии, показатели и выявить уровни эффективности деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации;
• осуществить формирование четырех компонентов готовности педагогов к реализации технологии культурных практик: мотивационно-личностного, профессионально-деятельностного, средового и социального;
• обеспечить психолого-педагогическую помощь педагогам в осознании и личностном принятии ценностно-смыслового значения реализации культурологического подхода в образовательном процессе и роли культурных практик в развитии ребенка-дошкольника;
• обеспечить комфортную образовательную среду, оптимальную для успешного раскрытия и развития личностного потенциала каждого участника в процессе реализации технологии культурных практик;
• осуществить психолого-педагогическую подготовку педагогов к деятельности по реализации технологии культурных практик в авторской, творческой позиции;
• организовать взаимодействие участников образовательного процесса в деятельности по реализации технологии культурных практик.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации и реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации.
2. Определить критерии, показатели эффективности деятельности педагогов, реализующих технологию культурных практик, разработать диагностический инструментарий для их определения.
3. Выявить уровень эффективности деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого­-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
В методологическую основу исследования положена культурно-деятельностная парадигма, представленная единством положений об общественно-исторической природе культурной обусловленности психологического развития человеческой психики Л.С. Выготского и принципов деятельностного подхода к развитию личности человека А.Н. Леонтьева.
Теоретические основы исследования опираются:
• на положения, раскрывающие подходы общенаучного уровня методологии педагогики (целостный, системно-деятельностный, синергетический, полисубъектный, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный);
• на положение о единстве личности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, И.В. Бестужев- Лада, М.Я. Виленский, Н.Б. Крылова, В.И. Логинова, А.В. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
• на концепции профессионального развития личности (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.);
• положения о ценностной значимости сознания и самосознания в саморазвитии личности педагога (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.Б. Орлов, Г.А. Цукерман, А.И. Щербаков и др.); о рефлексивном характере сознания (Ю.Н. Кулюткин, И.Г. Фихте, Г.П. Щедровиций).
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап (сентябрь 2015 г - январь 2016 г.) - поисково-аналитический. В течение данного этапа осуществляется анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап (январь - август 2016 г.) - экспериментальный, включающий разработку и апробацию модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов к реализации технологии культурных практик.
Третий этап (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.) - заключительно-обобщающий. Предполагает анализ, обобщение и систематизацию результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 20 педагогов, 20 детей в возрасте 5,5-6,5 лет и 20 родителей, имеющих детей в возрасте 5,5-6,5 лет и посещающих общеразвивающие группы детского сада № 28 «Ромашка».
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:
• определены критерии и показатели эффективности педагогической деятельности в процессе реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации;
• разработана модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации технологии культурных практик.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обоснованы критерии и показатели и дана содержательная характеристика уровней эффективности деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик;
• обоснована необходимость и определено содержание психолого-педагогического сопровождения, повышающее эффективность деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик;
• описана и обоснована модель психолого-педагогического сопровождения педагогической деятельности, обеспечивающая эффективность использования технологии культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик может быть использована в дошкольных образовательных организациях для повышения эффективности образовательной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы исследования и положительными результатами апробации экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлялись на Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» (г. Самара, 2016г.), на научно-практических конференциях «Студенческие «Дни науки» (г. Тольятти, 2016 г., 2017 г.).
По теме диссертации имеются: публикация в Международном научном периодическом издании по итогам Международной научно-практической конференции «Новая наука: опыт, традиции, инновации» - «Культурная идентификация и собственная уникальность» (Стерлитамак, 2015 г.); в сборнике статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Векторы развития образования» - «Роль и место психологической культуры в профессиональной деятельности педагога-психолога» (Уфа, 2015 г.); в сборнике материалов 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием - «Категория «социального» в современной педагогике и психологии» - «Актуальные проблемы реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации» (Ульяновск, 2016 г.); в сборнике материалов студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» - «Оценка эффективности деятельности педагогов по реализации технологии культурных практик» (Тольятти, 2016 г.); в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» - «Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива в деятельности по реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации» (Самара, 2016 г.); в сборнике материалов студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» - «Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» (Тольятти, 2017).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная деятельность педагогов по реализации технологии культурных практик в дошкольной образовательной организации включает профессионально-личностную готовность педагога (специальную, мотивационно-личностную, социальную); эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по освоению культурных практик детьми; осознанность представлений детей о роли и значении культурных практик.
2. Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации отражает системное обеспечение четырех компонентов готовности педагогов к данной деятельности: мотивационно-личностного, профессионально-деятельностного, средового и социального.
3. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов, реализующих технологию культурных практик в дошкольной образовательной организации, обеспечивает:
• осознание и личностное принятие педагогами ценностно-смыслового значения реализации культурологического подхода в образовательном процессе и понимание роли культурных практик в развитии ребенка- дошкольника;
• комфортную, развивающую образовательную среду, оптимальную для успешного раскрытия и развития личностного потенциала каждого участника образовательного процесса и реализации технологии культурных практик в этом процессе;
• эффективное взаимодействие между методической, психолого-педагогической службами дошкольной образовательной организации, педагогическим сообществом, родителями.
4. Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик реализуется на основе принципов гуманизации, научности, целенаправленности, оптимальности, перспективности, учета специфики детского сада и предполагает реализацию подготовительного, содержательного, деятельностного, оценочно-рефлексивного этапов.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (89 источников), 5 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами и 8 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образовательная деятельность, регламентируемая требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основывается на принципах гуманистического подхода, который исходит из признания ребенка субъектом собственной активности, выступающей средством его развития. Культурные практики, которые наряду с разнообразными видами детской деятельности, реализуются в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, в первую очередь, направлены на оказание помощи ребенку в выборе ориентиров собственной активности по присвоению культурного богатства человечества.
Педагог, осознанно осуществляющий приобщение ребенка к культурным практикам, должен уметь выделять ситуационные интересы детей, учитывать актуальные для дошкольного возраста потребности и предпочтения, вызванные открывающимися возможностями личностного развития. В компетенции педагога включаются умения организовать культурные практики, отобрать содержание, интегрировать его с освоением образовательных областей, обеспечить процесс их интериоризации детьми. Для этого педагог должен не только уметь воспроизвести процесс по передаче культурного опыта, но и быть способным личностно принять ценность культурологического образования, иметь устойчивое отношение к ребенку как к субъекту собственной жизни, способному к культурному саморазвитию и становлению.
Технология культурных практик, разработанная кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной, старшим преподавателем С.Е. Анфисовой. Однако не все педагоги могут применить данную технологию на достаточном уровне без соответствующего методического и психолого-педагогического сопровождения.
Для оценки достижения цели исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели психолого- педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОО в процессе реализации ТКП, нами были выдвинуты следующие критерии эффективности деятельности: профессионально-личностная готовность педагога к деятельности по реализации ТКП и его показатели: мотивационно-личностная, профессионально-деятельностная, средовая, социальная готовность; эффективность взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по освоению культурны практик детьми; результативность освоения культурных практик детьми. Были использованы разработанные нами анкеты «Готовность педагога к реализации технологии культурных практик», «Готовность педагога к реализации алгоритма реализации технологии культурных практик», «Удовлетворенность родителей взаимодействием с педагогом по освоению культурных практик детьми», беседа с детьми «Для чего человеку нужно художественная литература?»; карта анализа рабочей документации педагога по реализации технологии культурных практик; применялись модифицированные нами методики «Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды» (И.Н. Евтушенко), тест «Рефлексия на саморазвитие» (Л.Н. Бережнова).
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что большинство педагогов имеют затруднения в реализации технологии (удовлетворенность родителей воспитанников взаимодействием с педагогом, результативность освоения культурной практики детьми сформированы на среднем уровне).
Выдвинутая нами проблема исследования: «Какая модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов обеспечит эффективность реализации технологии культурных практик?», решалась через: оказание психолого-педагогической помощи педагогам в осознании и признании ценностно-смыслового значения реализации культурологического подхода в образовательном процессе и роли культурных практик в развитии ребенка-дошкольника; в создании и поддержание психологически комфортной образовательной среды, оптимальной для успешного раскрытия и развития личностного потенциала каждого участника; в осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки педагогов к деятельности по реализации технологии в авторской, творческой позиции; в обеспечении взаимодействия участников образовательного процесса психолога и педагога, педагога с семьями воспитанников, психолого-педагогической и методической службами ДОО, с другими дошкольными образовательными организациями, педагогическим сообществом).
Принимая во внимание, что психолого-педагогическое сопровождение - это целостная системно-организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для повышения эффективности деятельности педагогов, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик. Выделенные в модели целевые функции: развитие, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь, фасилитация, коррекция, отражают содержание задач сопровождения; а инструментальные: диагностическая, прогностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная - раскрывают методы и технологии сопровождения.
Условиями достижения поставленных задач выступали: изменение / активизация позиции педагога в реализации культурологического подхода в педагогической деятельности; овладение технологией культурных практик и готовность к ее авторской, творческой реализации; создание и поддержание психологической комфортности образовательной среды в реализации технологии культурных практик, оптимальной для успешного раскрытия и развития личностного потенциала каждого участника; эффективное взаимодействие участников образовательного процесса в деятельности по реализации технологии культурных практик (психолога и педагога, педагога с семьями воспитанников, психолого-педагогической и методической службами, с другими дошкольными образовательными организациями).
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик направлено на обеспечение научно-методическое руководства образовательно­-воспитательным процессом, включающее его научное психолого-педагогическое обеспечение, психолого-педагогическую поддержку педагогов в профессиональном и личностном саморазвитии, в создании условий, способствующих творческой реализации в деятельности по реализации технологии культурных практик и профессии, и рассматривается нами как системная организация условно выделенных компонентов: мотивационно-личностного, профессионально-деятельностного, средового, социального.
Реализация мотивационно-личностного компонента обеспечивает повышение мотивации педагогов к деятельности по реализации технологии культурных практик, позволяет оказывать им помощь в осознании и актуализации собственных целей, задач, в принятии и признании ценностного-смыслового значения культурных практик в развитии ребенка. Рассматривается как мотивационно-личностная готовность педагога к осознанному использованию технологии культурных практик в педагогической деятельности. Содействует определению индивидуального стиля деятельности педагога, осознанию личностных мотивов, активизации профессионально-личностного развития и саморазвития.
Профессионально-деятельностный компонент направлен на формирование теоретической и практической готовности педагога к реализации технологии культурных практик. Включает работу с педагогами по программе формирования и развития профессионально-личностной готовности к деятельности по реализации технологии культурных практик, поддерживается методическим обеспечением. Профессионально­-деятельностный компонент отражает доступность, ценностную значимость материала, качество его усвоения и личностного принятия, готовность педагога к его самостоятельной и творческой реализации. Направлен на формирование и развитие специальных для данной технологии компетенций, знаний и умений педагога организовать и реализовать технологический процесс. Подтверждается эффективностью и результативностью деятельности педагога в освоении культурных практик детьми. Обеспечивается психолого-педагогической поддержкой в творческом воспроизведении технологии, сформированностью рефлексивно-оценочного компонента, потребностью к взаимообмену и распространению собственного опыта, самообразованию и саморазвитию. Эффективность реализации данного компонента достигается при согласованности и скоординированности действий методической и психолого-педагогической служб дошкольной организации.
Средовой компонент психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик направлен на создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие детей и педагога при реализации технологии культурных практик.
Социальный компонент психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик необходим для решения задач построения эффективного взаимодействия между педагогом, детьми, их родителями; между членами педагогического коллектива; между методической, психолого-педагогической службами.
Каждый компонент психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в процессе реализации технологии культурных практик включал 4 этапа:
1. Подготовительный. Обеспечивает подготовку к реализации психолого-педагогического сопровождения каждого выделенного компонента деятельности педагога в процессе реализации технологии культурных практик.
2. Содержательный. Обеспечивает теоретическую подготовку педагога, апробацию и отработку умений, необходимых для эффективной реализации технологии культурных практик.
3. Деятельностный. Включает отработку умений и навыков для реализации технологии. Данный компонент характеризуется умениями педагога перевести знания в область практического применения.
4. Оценочно-рефлексивный. Включает умения педагога производить оценку и рефлексивный анализ собственной эффективности как в отношении реализуемой им деятельности, так и в отношении собственной личности в этой деятельности.
Представленная нами модель представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга принципов, условий, компонентов, где планируемым результатом выступает педагог, обладающий высоким уровнем компетенций к осуществлению и творчески реализующий технологию культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. При подведении итогов эксперимента нами были проанализированы и систематизированы полученные на констатирующем и контрольном этапах результаты. Они показали положительную динамику в критериях оценки эффективности деятельности педагогов по реализации технологии культурных практик. По всем выделенным в исследовании показателям произошло увеличение значений.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в реализации ТКП в рамках предложенной модели, повышение уровня психолого-педагогической компетентности специалистов, работа над повышением мотивации к данному виду деятельности в её осознанном ценностно-принимаемом отношении, поддержка творческих инициатив и индивидуального стиля реализации ТКП позволили обеспечить результативность данного вида деятельности.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст] // Вестник образования России. - 2014. - № 20. - С. 10-46.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» от 24 июля 2015 г. N 514н [Электронный ресурс] / Консультант плюс. - Режим доступа: http: //www.doal .ru/sites/default/files.pdf
3. Абитова, Г.Т. Формирование основ информационного мировоззрения детей дошкольного возраста средствами культуротворческих технологий. [Текст] / Г.Т. Абитова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С. 13-18.
4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 2008. - 335 с.
5. Акопян, А.В. Концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской. [Электронный ресурс] / А.В. Акопян. - Научная библиотека КиберЛенинка. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya- pedagogicheskoy-kultury-e-v-bondarevskoy.
6. Александрова, Е.А. Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования [Текст] / Е.А. Александрова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 282-285.
7. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Мн. : Университетское., 2009. - 560 с.
8. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 2008. - С. 103-127.
9. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
10. Анфисова, С.Е. Технология культурных практик - восприятие художественной литературы и фольклора: проектирование, особенности реализации [Текст] / С.Е. Анфисова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти. 7 - 28 ноября 2016 г.) - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 699-705.
11. Анфисова, С.Е. Скрапбукинг как стилевое решение проектирования и организации культурной практики «Handmade» [Текст] / С.Е. Анфисова, Е.Ю. Зайцева, Е.В. Пишулова, Л.А. Усова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти. 7 - 28 ноября 2016 г.) - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 687-693.
12. Анфисова, С.Е. Реализация технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора) в образовательном процессе ДОО [Текст] / С.Е. Анфисова // Вестник научных конференций. - Перспективы развития науки и образования: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г. - 2015. - № 2-4(2). - С. 16-20.
13. Анфисова, С.Е. Реализация технологии культурных практик - коллекционирование - в образовательном процессе ДОО [Текст] / С.Е. Анфисова, Е.В. Гаттауллина, Н.С. Краснова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 13. / под ред. О.В. Дыбиной [и др]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2005. - С. 49-54.
14. Анфисова С.Е. Технология моделирования формирования у ребенка направленности на мир семьи. ФГОС [Текст] / С.Е. Анфисова, О.А. Еник, О.В. Дыбина. - М. : Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
15. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ