Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и особенности претензионных сроков в гражданском праве 6
1.1 Понятие претензионных сроков в гражданском праве 6
1.2 Особенности претензионных сроков 13
Глава 2 Характеристика претензионных сроков в отдельных видах правоотношений 22
2.1 Претензионные сроки в потребительских правоотношениях 22
2.2 Претензионные сроки в транспортных договорах 28
Глава 3 Проблемы и перспективы развития претензионных сроков в гражданском праве 36
3.1 Проблемы применения претензионных сроков в гражданском праве 36
3.2 Тенденции развития правового регулирования претензионных сроков 44
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 54
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современной юридической практике последних лет формируется устойчивая тенденция к активному использованию внесудебных форм урегулирования имущественных споров. В организациях создаются специальные отделы, службы, цель деятельности которых - получение и изучение поступившей претензии.
С развитием интернет-коммуникаций и увеличением соответствующей литературы, уровень правовой грамотности граждан и предпринимателей значительно вырос, что обуславливает укрепление доверия бизнес-структур к эффективности урегулирования в досудебном порядке.
Механизм реализации гражданско-правовой ответственности имеет особенности, одна из которых проявляется в установленном законом порядке предъявления требований за нарушение отдельных видов обязательств, используемых в предпринимательской деятельности.
Претензионный срок - это срок, в течение которого управомоченный субъект вправе, а иногда и должен обратиться непосредственно к обязанному лицу в целях урегулирования возникшего между ними разногласия до обращения в суд, арбитражный или третейский суд за защитой нарушенного права.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с претензионными сроками.
Предметом работы являются нормы действующего гражданского законодательства, регламентирующие претензионные сроки, практика их применения.
Целью настоящей работы является изучение претензионных сроков в гражданском праве.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие претензионных сроков в гражданском праве;
• Выявить особенности претензионных сроков;
• Исследовать претензионные сроки в потребительских правоотношениях;
• Проанализировать претензионные сроки в транспортных договорах;
• Выявить проблемы применения претензионных сроков в гражданском праве;
• Определить тенденции развития правового регулирования претензионных сроков.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Брагинский М.И., Витрянский В.В., Чупрунов И.С., Шилохвост О., Рузакова О.А., Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П., Суханов Е.А., Сергеев А. П., Толстой Ю. К. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации и другие.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы. Общенаучные методы: диалектический и метод логического анализа. Специально-научные методы: метод правового анализа, метод сравнительно-правового анализа, метод анализа материалов правоприменительной практики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Результаты, полученные по итогу проведенного исследования, позволяют нам сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Исходя из выводов теоретического анализа, проблема претензионных сроков в гражданском праве является актуальной в настоящее время.
Разграничение гражданско-правовых сроков должно осуществляться не по второстепенным признакам, а с помощью анализа основных целей введения того или иного срока с применением телеологического толкования. Большое внимание следует уделять соотношению и взаимодействию различных видов гражданско-правовых сроков.
Претензионный порядок урегулирования спора относится к весьма эффективным способам защиты законных интересов компании, поскольку позволяет разрешить разногласия между кредитором и должником без дополнительных расходов на уплату госпошлины, со значительным сокращением времени.
Претензионные сроки устанавливаются в рамках обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Претензионный порядок не является препятствием для защиты прав в судебном порядке, его цель - экономия времени сторон, сохранение между сторонами партнерских отношений, а также уменьшение нагрузки судов.
В работе были рассмотрены проблемные аспекты некоторых сфер применения претензионных сроков. Представляется целесообразной разработка концепции претензионно-исковой защиты прав потребителей туристических услуг.
Следует внести изменения в абз. 20 ст. 10 Закона N 132-ФЗ, представив его в следующей редакции: «Претензии к качеству комплекса туристических услуг предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору или турагенту в письменной форме не позднее 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Непредъявление претензии туристом и (или) иным заказчиком в установленный срок не лишает его права обратиться за защитой своего нарушенного права в суд».
Что касается претензий в сфере транспортных услуг, то большое количество «неоднозначных ситуаций» вызвано, прежде всего, неполноценным правовым регулированием. В транспортном законодательстве не содержится или не в полной мере отражены ключевые моменты по соблюдению претензионного порядка. Кроме того, для каждого вида транспорта существует свое правовое регулирование общих вопросов применения претензионного порядка.
Общие моменты соблюдения претензионного порядка должны быть одинаковы для транспортных обязательств и, соответственно, приведены к «единому знаменателю».
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
2. Асосков А.В. Пресекательные сроки и их соотношение с другими видами гражданско-правовых сроков // Вестник гражданского права. 2018. N 4.
3. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. М.: Инфра-М. 2014. 157 с.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
5. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М. 2011. 255 с
6. Вострикова Л. Гарантийные сроки в хозяйственном обороте // Хозяйство и право. 2001. N 1.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
9. Грось Л.А. О проблемах исковой давности на «стыке» с гражданским и арбитражным процессуальным правом // Законодательство. 2006. N 6.
10. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766.
11. Ерохова М.А., Сарбаш С.В. Изменение сроков исковой давности по соглашению сторон // О договорах: Сб. ст. к юбилею В.В. Витрянского. М., 2016.
12. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
13. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ, N 11, ноябрь, 2009.
15. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
...