Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОВ 7
1.1. Пространственно-временные характеристики спортивно-технического мастерства гандболистов 7
1.2. Моделирование и модельные характеристики в гандболе 10
1.3. Управление тренировочным процессом гандболистов 17
Выводы по главе 25
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 29
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Модельные критерии игровой результативности квалифицированных гандболистов 31
3.2. Модели соревновательной деятельности полевых игроков различного амплуа 37
Выводы по главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность исследования. В настоящее время интерес к процессу изучения соревновательной подготовленности гандболистов становится всевозрастающим. Актуальность затронутой нами темы исследования диктуется необходимостью моделирования спортивной подготовки гандболистов с учетом факторных весов.
Анализ литературы показал, что эффективными модельными характеристиками для оптимизации процесса спортивной тренировки являются усредненные параметры высокоподготовленных гандболистов. Модельные характеристики для тренеров и спортсменов являются как бы условным ориентиром для контроля и прогнозированиям потенциальных возможностей. Однако в спортивной деятельности высококвалифицированные гандболисты по своей индивидуальности редко отвечают усредненному эталону.
Базисной основой выступает процесс моделирования, т.е. контроль и оценка соревновательной подготовленности. Выявляются модели соревновательного и тренировочного процесса спортивной команды в целом и конкретного игрока в отдельности. Разрабатываются они с учетом специфических особенностей игры в гандбол, выявлением информативных факторов, определяющих и прогнозирующих высокие спортивные достижения. В последнее время технология применения модельных критериев в спорте рассматривается как «главный инструмент» в управлении спортивной подготовкой гандболистов высокой квалификации [11,23].
Теоретической базой исследования послужили литературные данные российских ученных по изучаемой нами теме.
Объект исследования. Управление соревновательной деятельностью гандболистов.
Предметом исследования выступают качественные и количественные критерии оценки игровой деятельности гандболистов.
Цель исследования. Управление соревновательным процессом гандболистов на основе модельных характеристик.
Задачи исследования.
1. Изучить соревновательную и тренировочную деятельность гандболистов.
2. Выявить степень информативности факторных весов в соревновательной деятельности гандболистов.
3. Разработать качественные и количественные критерии оценки двигательных возможностей гандболистов и экспериментально проверить их эффективность.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс моделирования соревновательной и тренировочной деятельности гандболистов должен быть построен на основе оценки и коррекции различных параметров двигательной подготовленности с применением дифференцированного подхода к учебно-тренировочному процессу.
Методы исследования. Для решения цели педагогического эксперимента использовалась батарея методов исследования: научный системно-структурный и функциональный подход, теоретический синтез медико-биологической, педагогической и научно-методической литературы; методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Новизна исследования. На основе полученных данных нами разработаны качественные и количественные критерии оценки двигательной возможности гандболистов и экспериментально апробирована их эффективность на практике, т.е. в учебно-тренировочном и соревновательном процессе гандболистов. Информативность методики оценки соревновательной деятельности гандболистов выявлена на основе факторных весов, т.е. факторной значимости.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что освоение рассматриваемых в работе технических приемов в гандболе должно обеспечить необходимую степень двигательных способностей, от которых в - большей степени зависит успех игровой активности гандболистов. Анализ проблемы двигательной подготовки в гандболе предполагает выявление батареи факторов, в наибольшем уровне определяющих специальную подготовленность гандболистов. Ведь, прежде всего, надо знать, чему учить и какие элементы техники движения являются доминантными.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования были внедрены в учебно-тренировочный процесс гандболистов сборной команды города Тольятти. Согласно этим результатам были выявлены главные компоненты успеха игры гандбольной команды в нападении:
• объем и техника исполнения контратаки;
• рациональность игровых взаимодействий нападающих;
• разнообразие технико-тактических нападающих действий;
• результативность атакующих действий.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, 6 таблиц, 2 рисунков, списка используемой литературы (25 источников). Приложений нет. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
1. В результате исследования установили, что результативность в гандболе на 90 % обусловливается следующими обобщенными параметрами соревновательной деятельности - успешностью в нападающих действиях и стабильностью защитных действий. Значимость нападающего и защитных действий для общей результативности игры оказалась достоверными (гн = 0,850; гз = 0,843).
2. Выявлено, что из 25 рассмотренных игровых действий с высокими факторными весами было выделено 18. При этом лишь два параметра: успешность игры и объем индивидуальной стратегии тактики являются едиными для всех нападающих игроков.
3. Установлены ведущие три параметра оборонительной деятельности полевых игроков: объем допускаемых погрешностей; рациональность овладений мячом и активного противодействия; общая успешность технико-тактических действий.
4. Освоение рассматриваемых в работе технических приемов в гандболе должно обеспечить необходимую степень двигательных способностей, от которых в большей степени зависит успех игровой активности гандболистов. Анализ проблемы двигательной подготовки в гандболе предполагает выявление батареи факторов, в наибольшем уровне определяющих специальную подготовленность гандболистов. Ведь, прежде всего, надо знать, чему учить и какие элементы техники движения являются доминантными.
5. Полученные результаты исследования были внедрены в учебно-тренировочный процесс гандболистов сборной команды города Тольятти. Согласно этим результатам были выявлены главные компоненты успеха игры гандбольной команды в нападении:
• объем и техника исполнения контратаки;
• рациональность игровых взаимодействий нападающих;
• разнообразие технико-тактических нападающих действий;
• результативность атакующих действий.
6. Основными компонентами результативности защитной деятельности гандбольной команды являются:
• результативность взаимодействий игроков в обороне;
• надежность игры в защите;
• разумная активность защитников;
• успешность индивидуального противодействия атакам соперника.
Выявленные параметры игры дают соответствующую корректировку направленности учебно-тренировочного процесса ее игроков.
7. Наличие в соревновательной деятельности общих для различных амплуа компонентов игры позволяет рассматривать их в качестве «школы» гандбола, овладение которой всеми полевыми игроками должно лежать в основе процесса обучения и совершенствования.
8. Целесообразно выделить в число ведущих критериев оценки оборонительной деятельности полевых игроков три характеристики: количество допускаемых ошибок; количество овладений мячом и активного предотвращения угрозы воротам; общую полезность игры в защите.
9. Основной обязанностью гандбольного вратаря является отражение мячей, направляемых соперниками в обороняемые им ворота. Общая успешность задержания мяча в разной степени зависит от действий вратаря в различных игровых ситуациях.
1. Алхасов, Д.С. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания /Д.С. Алхасов, А.К. Пономорев /«Легкая атлетика»// Юрайт. 2020. - 300с.
2. Айрапетянц, Л.Р. Тренажеры и специальные упражнения в спортивных играх /Л.Р. Айрапетянц, М.А. Годик //М.: «Физическая культура и спорт», 2014. - 154 с.
3. Башкиров, В.Ф. Травматизм в спортивных играх / В.Ф. Башкиров В. С. Седлов // «Теория и практика физической культуры» 2014, № 10.- с. 1315.
4. Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры /Учебное пособие для вузов. /2-е изд., испр. и доп. //ЮРАЙТ. 2017 - 227 с.
5. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека /Н.Н Брагина, Т.А. Доброхотова //М.: «Медицина», 2016. - 334 с.
6. Годик, М.А. Основы физической подготовки футболиста. /М.: «Физическая культура и спорт», 2017. - 225 с.
7. Годик, М.А. О корректности измерительных и вычислительных процедур в спортивно-педагогических исследованиях. / Теория и практика физической культуры, - 2013. №4. - 56.
8. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: Справочник. - М.: Медицина, 2014. - 592 с.
9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. /М.: «Физическая культура и спорт», 2009. - 199 с.
10. Иззак, В. Ф, Ривкин, А.Л. Управление подготовкой гандболистов высокой квалификации. /М.: «Физическая культура и спорт», 2016 - 147 с.
11. Иссурин, В. Б., Лях, В. И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. / Спорт. 2020. - 176 с.
12. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев - М.: СпортАкадемПресс. - 2010. - 98 с.
13. Михеев, А.А. Развитие физических качеств спортсменов с применением метода стимуляции биологической активности организма: автореф. дис.... д-ра пед. наук: защищена 00.00.00. / А.А. Михеев. - М., 2004, - 52 с.
14. Миронова, 3. С., Тихонов Э. Ф. Причины и профилактика травм плечевого пояса у гандболисток-вратарей // Спортивные игры: Ежегодник. М.: «Физическая культура и спорт», 2009. - 78 с.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. /М.: «Физическая культура и спорт», 1997- 457 с.
...