Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности 8
1.1 Развитие совместного творчества детей 6-7 лет в изобразительной деятельности как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности 9
Глава 2. Экспериментальное исследование развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности 14
2.1 Выявление уровня развития совместного творчества детей 6-7 лет 14
2.2 Организация и осуществление работы по развитию совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности 28
2.3 Анализ эффективности работы по развитию совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности 35
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложения 53
Многие качества человека закладываются в дошкольном периоде, ведь в процессе изучения окружающего мира ребенок учится взаимодействовать, общаться и сотрудничать с людьми. Взаимодействуя с окружающими людьми, ребенок черпает много новой и интересной информации, он выражает свои эмоции, проявляет чувства к тому или иному событию - все это называется познавательно-исследовательской деятельностью. Именно в ней детям 6-7 лет необходимы содержательные конструктивные контакты со сверстниками.
В современном мире образовательного процесса серьезный акцент делается на развитие гуманистических принципов, которые, в свою очередь, позволяют развивать гуманные отношения между детьми, такие как партнерство, сотрудничество, умение работать сплоченно в группе, в подгруппах и в парах. Такое отношение между детьми способствует становлению личности, которая будет легко ориентироваться в социуме.
Многие исследователи занимались изучением проблемы совместной деятельности и изучали различные ее аспекты, так, например: Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Е.В. Субботский, В.Г. Маралов рассматривали диалогическую структуру и деятельностный, гуманистический характер сотрудничества; Д.В. Менджерицкая и В.Я. Воронова изучали данный процесс в игровой деятельности; Р.С. Буре и М.В. Крулехт прослеживали данную проблему в трудовой деятельности; Т.С. Комарова, Л.И. Тажибаева, Д.И. Воробьева, И.А. Рудовская анализировали проблему с позиций изобразительной деятельности.
Впервые опыт сотрудничества со сверстниками происходит в дошкольном возрасте, ведь именно этот возраст является сенситивным периодом для овладения эффективной совместной детской деятельностью. Одной из таких является изобразительная деятельность.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития совместного творчества детей 6-7 лет и недостаточным использованием совместной деятельности детей для решения данной задачи дошкольного образования. Актуальность темы исследования заключается в том, что изобразительная деятельность является сенситивном в развитии совместного творчества детей дошкольного возраста. Это противоречие определило выбор данной темы исследования.
Вследствие выявленного противоречия была обозначена проблема исследования: недостаточное использование совместной изобразительной деятельности детей в условиях дошкольного образования для развития совместного творчества детей 6-7 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс развития совместного творчества детей 6-7 лет.
Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство развития совместного творчества детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса развития совместного творчества детей 6-7 лет в изобразительной обеспечивается:
• привлечением детей к выполнению совместных заданий, которые будут способствовать развитию у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе изобразительной деятельности;
• целенаправленным включением детей в изобразительную деятельность, которая требует от детей принятия общего решения, распределения ролей, сотрудничества;
• самостоятельной творческой деятельностью детей в парах, в подгруппах и группе, которая направляет к распределению функций, определению замысла, к умению договариваться.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития совместного творчества детей в процессе изобразительной деятельности;
2) выявить уровень развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности;
Экспериментально апробировать содержание работы по развитию совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс подходящих объекту и предмету исследования методов: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов детской деятельности), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), интерпретация и обобщения опыта.
Теоретическая основа исследования. Наш подход к исследуемой проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством Т.С. Комаровой, Л.И. Тажибаевой, Д.И. Воробьевой, И.А. Рудовской, в которых было показано, что освоение детьми изобразительной деятельности оказывает влияние на развитие совместного творчества.
Новизна исследования заключается в том, что на основе анализа современных теорий и художественно-творческих технологий обоснована возможность развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: описано содержание работы по развитию совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности в условиях ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны методики и разработан перспективный план развития совместного творчества детей 6-7 лет в изобразительной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться в дошкольной организации для изучения особенностей развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Экспериментальной базой исследования является детский сад п. Дивный Ульяновской области. В исследовании принимало участие 20 детей 6-7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 10 приложений. Текст работы иллюстрируют 8 рисунков и 11 таблиц.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
Отечественные исследователи доказали важность совместной творческой деятельности, ведь у детей дошкольного возраста формируется познавательная, мотивационно-эмоциональная и поведенческие сферы. Ребенок познает себя как член команды, получает навык личной ответственности за успех общего дела, навык способов согласования действий, сотрудничества, взаимопомощи и общения с партнерами.
Многие авторы указывают в своих работах на структуру совместной деятельности творческой направленности, которая включает в себя несколько параметров: общие цели, мотивы, действия, результаты. Для того чтобы все составляющие структуры воссоединились, необходимо: сформировать у детей понимание цели совместной деятельности; распределить роли участников взаимодействия; закрепить мотивы деятельности; объединить детей в группы для осуществления совместных действий; проанализировать проделанную работу и творческий продукт.
В условиях дошкольной образовательной организации совместная творческая деятельность является легкодоступным методом развития совместного творчества детей 6-7 лет. В результате совместной творческой деятельности дошкольники лучше идут на контакт со сверстниками, учатся договариваться, уступать, посредством приведения необычных вариантов решений задач развивают творческое воображение, у детей возникают новые интересные идеи, которые они обсуждают и совместными усилиями дорабатывают их.
В ходе изучения научно-методических основ исследуемой проблемы, мы выдвинули предположение: эффективность процесса развития совместного творчества детей 6-7 лет в изобразительной деятельности обеспечивается: разработкой и реализацией специальных методик, предполагающих организацию детей в изобразительной деятельности; целенаправленным включением детей в изобразительную деятельность, которая требует от детей принятия общего решения, распределения ролей, сотрудничества; применением новизны, разработанности и оригинальности в продуктах творческой деятельности; привлечением детей к выполнению совместных заданий, которые будут способствовать развитию у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе изобразительной деятельности.
Положения гипотезы были реализованы в ходе формирующего эксперимента. Мы экспериментально апробировали содержание работы по развитию совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности. Работа состояла из трех этапов: подготовительный, происходило сплочение дошкольников посредством совместного творчества, формирование знаний по показателям продукта творческой деятельности, таким как: новизна, разработанность, оригинальность»,развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе изобразительной деятельности. На данном этапе ведущая роль в организации деятельности детей принадлежала педагогу; деятельностный этап - совместное творчество детей реализуется в парах, подгруппах и группой под руководством взрослого. На этом этапе взрослый давал творческие задания, напоминая про использование показателей продукта творческой деятельности - новизны, разработанности, оригинальности, помогал договориться, согласовать замысел, распределить функции; на деятельностно-самостоятельном этапе педагог давал творческие задания, а дети самостоятельно их выполняли, определяя замысел, распределяя действия, используя в работе показатели продукта творческой деятельности: новизну, разработанность, оригинальность. Взрослый координировал деятельность детей в случае необходимости, но не вмешивался в процесс совместного творчества.
В процессе совместного творчества воспитанники сталкивались с проблемными задачами, решение которых предполагало ведение диалога с партнерами, умение договариваться, находить новые идеи и совместно дорабатывать их.
Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод, положительная динамика показателей развития совместного творчества детей экспериментальной группы является индикатором эффективности развития совместного творчества детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности.
1. Ахмадуллин, Ш.Т. Как научить ребенка общаться со сверстниками [Текст] / Ш.Т. Ахматуллин, Д.Н. Шарафиева. - М.: Эксперт, 2017. - 136 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2018. - 224 с.
3. Грин, Росс В партнерстве с ребенком [Текст] / Росс Грин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 288 с.
4. Донцов, Д.А. Возрастная психология и психология развития в макропериоде детства, в отрочестве и юности [Текст] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова. - М.: Флинта, 2018. - 308 с.
5. Дубровская, Е.А. Дошкольная педагогика: Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум [Текст] / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. - М. :Юрайт, 2016. - 256 с.
6. Дубровская, Н.В. Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. Подготовительная группа ФГОС [Текст] / Н.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 480 с.
7. Жесткова, Л.С. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы [Текст] / Л.С. Жесткова, С.Н. Баркан, Н.В. Лузай. - М. : Детство-Пресс, 2014. -80 с.
8. Журавлева, С.С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах [Текст] / С.С. Журавлева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 118122.
9. Журавлева, С.С. Реализация психолого-педагогической программы социально-коммуникативного развития старших дошкольников [Текст] / С.С. Журавлева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 102-108.
10. Журавлева, С.С. Становление субъектной позиции старшего дошкольника в процессе взаимодействия со сверстниками как предпосылка его социально-коммуникативного развития [Текст] / С.С. Журавлева // Начальное образование : научно-методический журнал. - 2015. - № 2. - С. 36-41.
11. Звонар, А. Пластилиновый лимерик: мультфильм, созданный детьми и родителями [Текст] / А. Звонар // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С. 30-31.
12. Иванова, О.Ю. Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности [Электронный ресурс]// Режим доступа: ййр://е1аг.изри.ги/йапШе/и8ри/7483- (дата обращения:09.04.2019)
13. Кожемяткина, О. Новогодняя открытка: старший дошкольный возраст [Текст] / О. Кожемяткина, С. Панарина, С. Чулкова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С. 34-39.
14. Коротких, О. Развиваем творческие способности: техника работы с пластилином [Текст] / О. Коротких // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 53-60.
15. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / И.А. Лыкова. - СПб.: Цветной мир, 2017. -208 с.
...