Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №111377

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и содержание понятия «культура поведения» 8
1.2 Особенности формирования культуры поведения
у младших школьников во внеурочной деятельности 17
Вывод по первой главе: 26
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.2 Содержание работы по формированию культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.3 Анализ результатов исследования 47
Вывод по второй главе: 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. На сегодняшний день перед образованием остро стоит проблема формирования у детей определенных качеств личности. Федеральный государственный стандарт ставит на первый план формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые определяются как способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. Особое внимание уделяется личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К данным действиям можно отнести умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Указанные аспекты составляют содержание культуры поведения детей. Уровень культуры поведения определяется успешностью социализации личности ребенка в обществе и в системе межличностных отношений.
Таким образом, задачи по формированию культуры поведения младших школьников должны активно решаться во всех образовательных учреждениях. Одной из форм работы, через которую общеобразовательная школа реализует нравственное воспитание школьников и, соответственно, формирование культуры поведения у них, является внеурочная деятельность. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в широких возможностях тех методов и средств работы, которые могут быть в ней применены. Кроме того, внеурочная деятельность является обязательным видом деятельности для каждого образовательного учреждения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие классики педагогики и психологии как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская, Л.Ф. Обухова, С.Г. Якобсон и др. Среди более современных авторов можно отметить работы о культуре поведения младших школьников Е.А. Белецкой, Т.И. Ивановой, Н.А. Власовой и др. Так исследования Н.А. Власовой показывают, что формирование этических представлений у детей во многом определяет развитие их чувств и поведения. Заблуждения о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому учитель должен, прежде всего, выяснить, что сами дети знают об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, обмана и эгоизма [6].
Именно это является основанием для того, чтобы прививать детям знаниях о правилах поведения, формировать у них навыки культурного поведения, а также прививать знания о культуре этикета, формировать в них любовь и уважение к окружающим, прививать им бережное отношение к культурным ценностям. Кроме того, это является основанием для того, чтобы педагогов и родителей с основами культуры поведения, поскольку в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Отсюда проблема исследования следующая: каковы психолого-педагогические условия внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников.
Цель исследования: разработать и проверить в ходе опытно- экспериментальной работы эффективность комплекса внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования культуры поведения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если реализовать комплекс внеурочных занятий, которые будут основываться на следующие психолого-педагогические условия:
- использование наглядных средств;
- выполнение детьми творческих заданий и подвижных игр;
- создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры поведения младших школьников.
2. Определить критерии формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить уровень сформированности навыков культуры поведения у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды теоретиков и практиков отечественной педагогики (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиляев и др.);
- положения о взаимоотношениях культуры и общества в жизненном процессе и концепции общей теории культуры (В.И. Бакштановский, В.С. Барулин, Л.П. Буева, М.С. Коган и др.);
- положения о нравственном развитии личности (Е.Г. Белякова, Т.В. Ермолова, Ф.И. Иващенко и др.);
- положения о формировании нравственных ценностей у детей (Н.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева и т.д.);
- положения об организации внеурочной деятельности младших школьников (В.Н. Максакова).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы и различных исследований по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников, в том числе и во внеурочной деятельности, изучение различных подходов к данному процессу и т.д.
2. Эмпирические:
- методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой;
- методика «Пословицы» С.М. Петровой;
- диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина);
- наблюдение за навыками культуры поведения младших школьников.
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий и особенностей формирования культуры поведения у младших школьников, и в обосновании и систематизации содержания вне-урочной деятельности, способствующего развитию культуры поведения у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников может быть использован в образовательном процессе начальной школы.
База исследования: МБОУ ГО Тольятти школа № 59 им. Г.К. Жукова. В исследовании принимали участие 40 учеников 3 классов данного образовательного учреждения. Возраст испытуемых составил 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (51 ист.). Общий объем работы составляет 94 стр., в том числе 16 рисунков и 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было проведено исследование, посвященное проблеме формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе теоретического изучения данного вопроса было определено следующее. Культура - является миром сознательного человеческого бытия, который создается и созидается людьми в ходе их взаимодействия с природой и между собой, что выражается в материальных, духовных и социальных продуктах, лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни. Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает в себя три составляющих: культуру деятельности, культуру общения и культурно-гигиенические навыки. Уровень культуры поведения младших школьников определяется в соответствии со следующими критериями: мотивационный критерий, когнитивный критерий, деятельностный и рефлексивный критерии. Внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных и представляющих большие возможности для формирования культуры поведения у дошкольников видов деятельности. В качестве психолого-педагогических условий эффективности организации внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников выступаю следующие условия: использование наглядных средств, выполнение детьми творческих заданий и создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе.
Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности показала следующее. Младшие школьники характеризуются низким уровнем интереса к общекультурному развитию, низким уровнем усвоения знаний о культуре поведения и низкой культурой поведения; они в большей степени ориентированы на личные интересы, а не интересы окружающих. В целом, они имеют либо средний, либо низкий уровень культуры поведения. Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию культуры поведения у младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В соответствии с этим, при разработке комплекса занятий были реализованы следующие условия: использование наглядных средств; выполнение детьми творческих заданий; создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе. На занятиях использовались различные формы работы: творческой, игровой и предметно-практической и т.д. Комплекс занятий включал в себя блоки различной тематической направленности. Каждое из занятий позволяло воздействовать на ту или иную сторону структуры культуры поведения школьников.
Эффективность комплекса занятий была подтверждена в ходе проведение повторного обследования детей, принимавших участие в программе и не принимавших. Результаты обследования показали, что у детей, принимавших участие в занятиях, развился интерес к общекультурному развитию, сформировались представления о культуре поведения, развилась сама культура поведения, а также изменилась ориентация личности испытуемых с личных интересов, на интересы общественные. В целом, у них существенно повысился общий уровень культуры поведения. Среди испытуемых, не участвовавших на занятиях данных изменений. Данные результаты позволили подтвердить гипотезу работы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза работы подтверждена.



1. Ахметшина Н.С., Постнова С.Н., Усманова Р.Р. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения у младших школьников [Электронный ресурс] // Педагогика общеобразовательной школы. 2016. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20140318/collection-20140318- 1633.pdf(дата обращения 25.05.20 19).
2. Белецкая Е.А., Иванова Т.И. Формирование культуры поведения младших школьников в социокультурном пространстве образовательного учреждения (практический подход) // Концепт. 2013. Т. 4. С. 231-235.
3. Биджева М.С. О формировании речевой культуры учащихся // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. № 1. С. 24-26.
4. Бирюкова Е.А. О значении понятия «культура» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 131-134.
5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 63 с.
6. Власова Н.А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника»: педагогический аспект // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 6-9.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980. 111 с.
8. Горшкова Т.В. Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы) // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 8-10.
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
10. Гриценко Л.А. Культура поведения младших школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2019. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/31/kultura- povedeniya-mladshih-shkolnikov(дата обращения 24.05.2019).
11. Данилова О.А., Тихова Е.А. Культура поведения // Вестник научных конференций. 2017. № 10-1 (26). С. 33-35.
12. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 1000 с.
13. Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. 2015. № 9. С. 166-170.
14. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Поволжский педагогический поиск. 2016. № 2 (16). С. 44-48.
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
16. Ершова Ю.Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 4 (29), С. 42-45.
17. Зерщикова И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. 2015. № 4. С. 31-32.
18. Ильина Е.В. Культура поведения как одна из важнейших сторон социального становления личности [Электронный ресурс] // Экономика и социум. 2016. № 4 (23). URL:
https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Ilina%20Kultura%20povedeniy a%20.pdf (дата обращения 24.05.2019).
19. Калинина Тренинг развития личности дошкольника. - 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2005. 160 с.
20. Карасева А.А. Идея общественного воспитания в трудах Н.К. Крупской // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 2019. № 2. С. 20-27.
21. Каташев И.А., В.В. Линьков. Критерии нравственного развития // Наука и школа. 2016. № 2. С. 196-106.
22. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998. 160 с.
23. Колесникова А.Н., Айрумян Г.С., Борисова Н.Ф. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1090-1093.
24. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. М.: Школьная Пресса, 2005. 24 с.
25. Лавренова Е.А. Взгляд отечественных ученых на формирование культуры поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Преемственность в образовании. 2016. № 10. URL: http://journal.preemstvennost.ru/10-03- 2016/1316-vzglyad-otechestvennykh-uchenykh-na-formirovanie-kultury- povedeniya-doshkolnikov(дата обращения 24.05.2019).
26. Макарова Т.В. Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. М.: Сфера, 2008. 80 с.
27. Максимова И.В., Полянская Н.В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 64-67.
28. Маркова Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореферат дис. ... канд пед. наук. Ярославль, 2007. 19 с.
29. Можаров М.С. Психология культуры личности [Электронный ресурс] // Образование и наука в России. 2018. № 13 (48). URL:
https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1051/(дата обращения 24.05.2019).
30. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. 460 с.
32. Огольцова Е.Г., Богданова М.А., Титова А.А. Особенности воспитательной системы Антона Семеновича Макаренко // Молодой ученый. 2017. № 52. С. 219-221.
33. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
34. Панферов В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2013. 480 с.
35. Петрина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Ростов н/Дону, 1976. 109 с.
36. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004. № 1312 (ред. от
01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47213/(дата обращения 24.05.2019).
37. Рерих Н.К. Избранное / Составитель и вст. ст-я В.М. Сидорова. М.: Правда, 1990. 528 с.
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шилянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2008. 366 с.
40. Скороход Л.А. Подходы к определению понятия «культура» // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 243-245.
41. Сомова А.А., Хафизова Г.М. Формирование культуры поведения младших школьников в условиях коррекционной школы // Вестник современных исследований. 2018. № 12.1 (27). С. 248-250.
42. Стаханова Е.Б. Диагностика по социализации младших школьников [Электронный ресурс] // Инфоурок. 2017. URL: https://infourok.ru/diagnostika- po-socializacii-mladshih-shkolnikov-1874615.html(дата обращения 25.05.2019).
43. Тимофеев Е.В., Кенсаринова М.В. Культура поведения как основа развития личности [Электронный ресурс] // Международный студенческий вестник. 2015. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13993(дата обращения 24.05.2019).
44. Фахрутдинова А.З., Отургашева Н.В. Общественные объединения как фактор сохранения и трансляции культурных ценностей // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 2 (10). С. 135-140.
45. Федеральные государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // ФГОС. 2019. URL: https://fgos.ru/(дата обращения 24.05.2019).
46. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.
47. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения. Мн.: БГУ, 2008. - 91 с.
48. Халилова Р.Н. Формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Электронный научный журнал. 2016. № 11-1 (4). С. 288-291.
49. Хачирова З.К., Каракотова С.А. Формирование у школьников культуры поведения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=16854(дата обращения 23.05.2019).
50. Шинкарева Н.А., Соловьева Н.А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2016. С. 46-49.
51. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ