Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и содержание понятия «культура поведения» 8
1.2 Особенности формирования культуры поведения
у младших школьников во внеурочной деятельности 17
Вывод по первой главе: 26
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.2 Содержание работы по формированию культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.3 Анализ результатов исследования 47
Вывод по второй главе: 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и содержание понятия «культура поведения» 8
1.2 Особенности формирования культуры поведения
у младших школьников во внеурочной деятельности 17
Вывод по первой главе: 26
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.2 Содержание работы по формированию культуры поведения
младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.3 Анализ результатов исследования 47
Вывод по второй главе: 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. На сегодняшний день перед образованием остро стоит проблема формирования у детей определенных качеств личности. Федеральный государственный стандарт ставит на первый план формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которые определяются как способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. Особое внимание уделяется личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К данным действиям можно отнести умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Указанные аспекты составляют содержание культуры поведения детей. Уровень культуры поведения определяется успешностью социализации личности ребенка в обществе и в системе межличностных отношений.
Таким образом, задачи по формированию культуры поведения младших школьников должны активно решаться во всех образовательных учреждениях. Одной из форм работы, через которую общеобразовательная школа реализует нравственное воспитание школьников и, соответственно, формирование культуры поведения у них, является внеурочная деятельность. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в широких возможностях тех методов и средств работы, которые могут быть в ней применены. Кроме того, внеурочная деятельность является обязательным видом деятельности для каждого образовательного учреждения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие классики педагогики и психологии как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская, Л.Ф. Обухова, С.Г. Якобсон и др. Среди более современных авторов можно отметить работы о культуре поведения младших школьников Е.А. Белецкой, Т.И. Ивановой, Н.А. Власовой и др. Так исследования Н.А. Власовой показывают, что формирование этических представлений у детей во многом определяет развитие их чувств и поведения. Заблуждения о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому учитель должен, прежде всего, выяснить, что сами дети знают об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, обмана и эгоизма [6].
Именно это является основанием для того, чтобы прививать детям знаниях о правилах поведения, формировать у них навыки культурного поведения, а также прививать знания о культуре этикета, формировать в них любовь и уважение к окружающим, прививать им бережное отношение к культурным ценностям. Кроме того, это является основанием для того, чтобы педагогов и родителей с основами культуры поведения, поскольку в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Отсюда проблема исследования следующая: каковы психолого-педагогические условия внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников.
Цель исследования: разработать и проверить в ходе опытно- экспериментальной работы эффективность комплекса внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования культуры поведения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если реализовать комплекс внеурочных занятий, которые будут основываться на следующие психолого-педагогические условия:
- использование наглядных средств;
- выполнение детьми творческих заданий и подвижных игр;
- создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры поведения младших школьников.
2. Определить критерии формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить уровень сформированности навыков культуры поведения у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды теоретиков и практиков отечественной педагогики (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиляев и др.);
- положения о взаимоотношениях культуры и общества в жизненном процессе и концепции общей теории культуры (В.И. Бакштановский, В.С. Барулин, Л.П. Буева, М.С. Коган и др.);
- положения о нравственном развитии личности (Е.Г. Белякова, Т.В. Ермолова, Ф.И. Иващенко и др.);
- положения о формировании нравственных ценностей у детей (Н.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева и т.д.);
- положения об организации внеурочной деятельности младших школьников (В.Н. Максакова).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы и различных исследований по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников, в том числе и во внеурочной деятельности, изучение различных подходов к данному процессу и т.д.
2. Эмпирические:
- методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой;
- методика «Пословицы» С.М. Петровой;
- диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина);
- наблюдение за навыками культуры поведения младших школьников.
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий и особенностей формирования культуры поведения у младших школьников, и в обосновании и систематизации содержания вне-урочной деятельности, способствующего развитию культуры поведения у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников может быть использован в образовательном процессе начальной школы.
База исследования: МБОУ ГО Тольятти школа № 59 им. Г.К. Жукова. В исследовании принимали участие 40 учеников 3 классов данного образовательного учреждения. Возраст испытуемых составил 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (51 ист.). Общий объем работы составляет 94 стр., в том числе 16 рисунков и 7 приложений.
Таким образом, задачи по формированию культуры поведения младших школьников должны активно решаться во всех образовательных учреждениях. Одной из форм работы, через которую общеобразовательная школа реализует нравственное воспитание школьников и, соответственно, формирование культуры поведения у них, является внеурочная деятельность. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в широких возможностях тех методов и средств работы, которые могут быть в ней применены. Кроме того, внеурочная деятельность является обязательным видом деятельности для каждого образовательного учреждения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие классики педагогики и психологии как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская, Л.Ф. Обухова, С.Г. Якобсон и др. Среди более современных авторов можно отметить работы о культуре поведения младших школьников Е.А. Белецкой, Т.И. Ивановой, Н.А. Власовой и др. Так исследования Н.А. Власовой показывают, что формирование этических представлений у детей во многом определяет развитие их чувств и поведения. Заблуждения о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому учитель должен, прежде всего, выяснить, что сами дети знают об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, обмана и эгоизма [6].
Именно это является основанием для того, чтобы прививать детям знаниях о правилах поведения, формировать у них навыки культурного поведения, а также прививать знания о культуре этикета, формировать в них любовь и уважение к окружающим, прививать им бережное отношение к культурным ценностям. Кроме того, это является основанием для того, чтобы педагогов и родителей с основами культуры поведения, поскольку в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Отсюда проблема исследования следующая: каковы психолого-педагогические условия внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников.
Цель исследования: разработать и проверить в ходе опытно- экспериментальной работы эффективность комплекса внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования культуры поведения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если реализовать комплекс внеурочных занятий, которые будут основываться на следующие психолого-педагогические условия:
- использование наглядных средств;
- выполнение детьми творческих заданий и подвижных игр;
- создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры поведения младших школьников.
2. Определить критерии формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить уровень сформированности навыков культуры поведения у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды теоретиков и практиков отечественной педагогики (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиляев и др.);
- положения о взаимоотношениях культуры и общества в жизненном процессе и концепции общей теории культуры (В.И. Бакштановский, В.С. Барулин, Л.П. Буева, М.С. Коган и др.);
- положения о нравственном развитии личности (Е.Г. Белякова, Т.В. Ермолова, Ф.И. Иващенко и др.);
- положения о формировании нравственных ценностей у детей (Н.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева и т.д.);
- положения об организации внеурочной деятельности младших школьников (В.Н. Максакова).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы и различных исследований по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников, в том числе и во внеурочной деятельности, изучение различных подходов к данному процессу и т.д.
2. Эмпирические:
- методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой;
- методика «Пословицы» С.М. Петровой;
- диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина);
- наблюдение за навыками культуры поведения младших школьников.
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий и особенностей формирования культуры поведения у младших школьников, и в обосновании и систематизации содержания вне-урочной деятельности, способствующего развитию культуры поведения у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс внеурочных занятий по формированию культуры поведения у младших школьников может быть использован в образовательном процессе начальной школы.
База исследования: МБОУ ГО Тольятти школа № 59 им. Г.К. Жукова. В исследовании принимали участие 40 учеников 3 классов данного образовательного учреждения. Возраст испытуемых составил 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (51 ист.). Общий объем работы составляет 94 стр., в том числе 16 рисунков и 7 приложений.
В данной работе было проведено исследование, посвященное проблеме формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе теоретического изучения данного вопроса было определено следующее. Культура - является миром сознательного человеческого бытия, который создается и созидается людьми в ходе их взаимодействия с природой и между собой, что выражается в материальных, духовных и социальных продуктах, лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни. Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает в себя три составляющих: культуру деятельности, культуру общения и культурно-гигиенические навыки. Уровень культуры поведения младших школьников определяется в соответствии со следующими критериями: мотивационный критерий, когнитивный критерий, деятельностный и рефлексивный критерии. Внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных и представляющих большие возможности для формирования культуры поведения у дошкольников видов деятельности. В качестве психолого-педагогических условий эффективности организации внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников выступаю следующие условия: использование наглядных средств, выполнение детьми творческих заданий и создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе.
Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности показала следующее. Младшие школьники характеризуются низким уровнем интереса к общекультурному развитию, низким уровнем усвоения знаний о культуре поведения и низкой культурой поведения; они в большей степени ориентированы на личные интересы, а не интересы окружающих. В целом, они имеют либо средний, либо низкий уровень культуры поведения. Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию культуры поведения у младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В соответствии с этим, при разработке комплекса занятий были реализованы следующие условия: использование наглядных средств; выполнение детьми творческих заданий; создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе. На занятиях использовались различные формы работы: творческой, игровой и предметно-практической и т.д. Комплекс занятий включал в себя блоки различной тематической направленности. Каждое из занятий позволяло воздействовать на ту или иную сторону структуры культуры поведения школьников.
Эффективность комплекса занятий была подтверждена в ходе проведение повторного обследования детей, принимавших участие в программе и не принимавших. Результаты обследования показали, что у детей, принимавших участие в занятиях, развился интерес к общекультурному развитию, сформировались представления о культуре поведения, развилась сама культура поведения, а также изменилась ориентация личности испытуемых с личных интересов, на интересы общественные. В целом, у них существенно повысился общий уровень культуры поведения. Среди испытуемых, не участвовавших на занятиях данных изменений. Данные результаты позволили подтвердить гипотезу работы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза работы подтверждена.
Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности показала следующее. Младшие школьники характеризуются низким уровнем интереса к общекультурному развитию, низким уровнем усвоения знаний о культуре поведения и низкой культурой поведения; они в большей степени ориентированы на личные интересы, а не интересы окружающих. В целом, они имеют либо средний, либо низкий уровень культуры поведения. Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию культуры поведения у младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В соответствии с этим, при разработке комплекса занятий были реализованы следующие условия: использование наглядных средств; выполнение детьми творческих заданий; создание условий для мотивации школьников к изучению правил поведения в обществе. На занятиях использовались различные формы работы: творческой, игровой и предметно-практической и т.д. Комплекс занятий включал в себя блоки различной тематической направленности. Каждое из занятий позволяло воздействовать на ту или иную сторону структуры культуры поведения школьников.
Эффективность комплекса занятий была подтверждена в ходе проведение повторного обследования детей, принимавших участие в программе и не принимавших. Результаты обследования показали, что у детей, принимавших участие в занятиях, развился интерес к общекультурному развитию, сформировались представления о культуре поведения, развилась сама культура поведения, а также изменилась ориентация личности испытуемых с личных интересов, на интересы общественные. В целом, у них существенно повысился общий уровень культуры поведения. Среди испытуемых, не участвовавших на занятиях данных изменений. Данные результаты позволили подтвердить гипотезу работы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза работы подтверждена.
Подобные работы
- Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018



