Взаимосвязь темперамента с общими способностями у детей старшего школьного возраста
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОБЩИМИ СПОСОБНОСТЯМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Темперамент в структуре личности 7
1.2. Теоретическое обоснование понятия способности личности 22
1.3. Психолого-педагогические особенности интеллектуальных способностей 28
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОБЩИМИ СПОСОБНОСТЯМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей и общих способностей старших школьников 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи темперамента и общих способностей 61
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОБЩИМИ СПОСОБНОСТЯМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Темперамент в структуре личности 7
1.2. Теоретическое обоснование понятия способности личности 22
1.3. Психолого-педагогические особенности интеллектуальных способностей 28
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОБЩИМИ СПОСОБНОСТЯМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей и общих способностей старших школьников 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи темперамента и общих способностей 61
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования. Классически темперамент и общие способности, являясь главнейшими составляющими психики, изучались как образования, не связанные на уровне их психологических механизмов. Однако уже в шестидесятые годы представителями школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына был поставлен вопрос о возможной взаимосвязи темперамента и общих способностей, а также некой схожести их психофизиологических механизмов. Но всестороннего теоретического и эмпирического изучения, данный вопрос не нашел.
Э. А. Голубева [15] с коллегами продолжили анализ данной проблемы и провели ряд опытов, непосредственно нацеленных на исследование взаимосвязи психофизиологических задатков, составляющих фундамент темперамента и общих способностей. Как видно из результатов проведенных исследований, общие свойства нервной системы и типы ВНД, лежащие в основе темперамента, непосредственно связаны со специальными типами ВНД, являющимися задатками общих способностей. Помимо этого, В. В. Печенков и А. Кепалайте выявили взаимосвязь между характеристикой темперамента, эмоциональности, и показателями успешности выполнения заданий по тесту Д. Векслера.
В зарубежной психологии исследования, ориентированные на поиск взаимосвязей между темпераментом и общими способностями, тоже малочисленны. Результаты исследований утверждают, что интеллект не взаимосвязан с такими свойствами, как интроверсия — экстраверсия, нейротизм — эмоциональная стабильность. Из имеющихся личностных шкал непосредственно лишь психотизм обнаружил связь с интеллектом. В исследованиях Д. Робинсона лишь по шкале «нейротизм» не было выявлено значимых корреляций со шкалами Д. Векслера. Автор показал, что интроверты превосходят в ходе выполнения вербальных задач. В противоположность этому экстраверты успешнее справляются с невербальными субтестами.
На сегодняшний день в отечественной психологии предложен ряд соображений, позволяющих уточнить представления о взаимосвязи темперамента и общих способностей. Данная связь детерминирована общим для них механизмом формирования. Если темперамент — это природно обусловленная структура формально-динамических характеристик поведения индивида, то общие способности — совокупность устойчивых динамических характеристик когнитивной сферы человека, сформированных в деятельности под влиянием темпераментальных задатков. Взаимодействие темперамента и общих способностей непосредственно осуществляется через общий для них компонент, активность, который, однако, имеет разное психологическое содержание на темпераментальном и интеллектуальном уровнях индивидуальности, что обусловлено особенностями их становления.
Ранее, исследуя темперамент и общие способности на моделях деятельности человека в детерминированной и вероятностной средах, В. М. Русалов [36] показал, что взаимодействие темперамента и общих способностей непосредственно происходит через темпераментальную и интеллектуальную активность. Данная связь просматривается как на психологическом уровне индивидуальности, так и в существенно большей степени на уровне нейродинамических процессов, которые оказывают одновременное воздействие и на темпераментальную активность, и на характеристики активности общих способностей.
Учитывая вышеизложенное, мы предполагаем, что сравнительный анализ показателей темпераментальной и интеллектуальной активности на моделях опросника В. М. Русалова, А. Айзенка и теста Д. Векслера позволит уточнить представления о связи между исследуемыми психологическими образованиями.
Цель исследования: выявить характер связи непосредственно между темпераментом и общими способностями у детей старшего школьного возраста.
Объект исследования: темперамент и общие способности.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи темпераментальных свойств и характеристик интеллекта детей старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предметный аспект темперамента (предметная пластичность и предметный темп) положительно взаимосвязан с общим и вербальным показателями интеллекта; экстраверсия и нейротизм не имеют связи с показателями интеллекта.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему анализа связей между темпераментом и общими способностями.
2. Эмпирически исследовать характер взаимосвязи темпераментальных свойств и характеристик интеллекта.
3. На основе полученных эмпирических данных обосновать связь темперамента и характеристик общих способностей человека.
Методы исследования: Сопоставлялись значения шкал опросника структуры темперамента (Д - ОСТ) В. М. Русалова и теста Методика А. Айзенка - EPI с показателями интеллекта по шкале Д. Векслера (адаптация ВНИИП им. В. М. Бехтерева). Обработка количественных данных проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
База исследования: эмпирическую базу исследования составили 30 человек, учащихся 9-ых классов МБУ «Школа № 40».
Практическая значимость работы: раскрытие соответствующих взаимосвязей позволяет разработать рекомендации для психологов- консультантов по вопросам переобучения и профессиональной карьеры, также эти данные могут быть использованы для организации дальнейшего исследования.
Э. А. Голубева [15] с коллегами продолжили анализ данной проблемы и провели ряд опытов, непосредственно нацеленных на исследование взаимосвязи психофизиологических задатков, составляющих фундамент темперамента и общих способностей. Как видно из результатов проведенных исследований, общие свойства нервной системы и типы ВНД, лежащие в основе темперамента, непосредственно связаны со специальными типами ВНД, являющимися задатками общих способностей. Помимо этого, В. В. Печенков и А. Кепалайте выявили взаимосвязь между характеристикой темперамента, эмоциональности, и показателями успешности выполнения заданий по тесту Д. Векслера.
В зарубежной психологии исследования, ориентированные на поиск взаимосвязей между темпераментом и общими способностями, тоже малочисленны. Результаты исследований утверждают, что интеллект не взаимосвязан с такими свойствами, как интроверсия — экстраверсия, нейротизм — эмоциональная стабильность. Из имеющихся личностных шкал непосредственно лишь психотизм обнаружил связь с интеллектом. В исследованиях Д. Робинсона лишь по шкале «нейротизм» не было выявлено значимых корреляций со шкалами Д. Векслера. Автор показал, что интроверты превосходят в ходе выполнения вербальных задач. В противоположность этому экстраверты успешнее справляются с невербальными субтестами.
На сегодняшний день в отечественной психологии предложен ряд соображений, позволяющих уточнить представления о взаимосвязи темперамента и общих способностей. Данная связь детерминирована общим для них механизмом формирования. Если темперамент — это природно обусловленная структура формально-динамических характеристик поведения индивида, то общие способности — совокупность устойчивых динамических характеристик когнитивной сферы человека, сформированных в деятельности под влиянием темпераментальных задатков. Взаимодействие темперамента и общих способностей непосредственно осуществляется через общий для них компонент, активность, который, однако, имеет разное психологическое содержание на темпераментальном и интеллектуальном уровнях индивидуальности, что обусловлено особенностями их становления.
Ранее, исследуя темперамент и общие способности на моделях деятельности человека в детерминированной и вероятностной средах, В. М. Русалов [36] показал, что взаимодействие темперамента и общих способностей непосредственно происходит через темпераментальную и интеллектуальную активность. Данная связь просматривается как на психологическом уровне индивидуальности, так и в существенно большей степени на уровне нейродинамических процессов, которые оказывают одновременное воздействие и на темпераментальную активность, и на характеристики активности общих способностей.
Учитывая вышеизложенное, мы предполагаем, что сравнительный анализ показателей темпераментальной и интеллектуальной активности на моделях опросника В. М. Русалова, А. Айзенка и теста Д. Векслера позволит уточнить представления о связи между исследуемыми психологическими образованиями.
Цель исследования: выявить характер связи непосредственно между темпераментом и общими способностями у детей старшего школьного возраста.
Объект исследования: темперамент и общие способности.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи темпераментальных свойств и характеристик интеллекта детей старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предметный аспект темперамента (предметная пластичность и предметный темп) положительно взаимосвязан с общим и вербальным показателями интеллекта; экстраверсия и нейротизм не имеют связи с показателями интеллекта.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему анализа связей между темпераментом и общими способностями.
2. Эмпирически исследовать характер взаимосвязи темпераментальных свойств и характеристик интеллекта.
3. На основе полученных эмпирических данных обосновать связь темперамента и характеристик общих способностей человека.
Методы исследования: Сопоставлялись значения шкал опросника структуры темперамента (Д - ОСТ) В. М. Русалова и теста Методика А. Айзенка - EPI с показателями интеллекта по шкале Д. Векслера (адаптация ВНИИП им. В. М. Бехтерева). Обработка количественных данных проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
База исследования: эмпирическую базу исследования составили 30 человек, учащихся 9-ых классов МБУ «Школа № 40».
Практическая значимость работы: раскрытие соответствующих взаимосвязей позволяет разработать рекомендации для психологов- консультантов по вопросам переобучения и профессиональной карьеры, также эти данные могут быть использованы для организации дальнейшего исследования.
Вопрос способностей и темперамента отражен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди них можно отметить В.Г. Ананьева [6], Э.А. Голубеву [15], В.Н. Дружинину [18], В.А. Крутецкого [20], Б.М. Теплова [44], С.Л, Рубинштейна [36], Э. Шпрангера [48], Русалова [36] и других.
Способности - индивидуально-психологические особенности, дающие возможность отличить одного человека от другого. Они имеют отношение к результативности осуществления деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Говоря о темпераменте, имеют в виду различные психологические различия между людьми - по глубине, интенсивности, стабильности чувств, эмоциональной чувствительности, темпу, энергичности действий и иные динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизнедеятельности. Темперамент и в настоящее время является во многом открытой и неразрешенной проблемой. При всем разнообразии подходов к данной проблеме, исследователи признают темперамент биологическим фундаментом, на основе которого происходит непосредственно становление личности как общественного существа. В связи с этим актуальным остается и вопрос взаимосвязи способностей и темперамента. В данном исследовании сделана попытка обосновать проблему взаимосвязи темперамента и общих способностей.
В ходе исследования была достигнута его цель: выявлен характер связи между темпераментом и общими способностями у старших школьников. Гипотеза исследования получила свое полное подтверждение. Предметный аспект темперамента (предметная пластичность и предметный темп) положительно взаимосвязан с общим и речевым показателями интеллекта. Вербальные субтесты, основанные на способностях понимания смысла выражений и отдельных понятий, на легкости и быстроте оперирования словесным материалом, непосредственно зависят от динамико-энергетических особенностей поведения, характерных для темперамента.
Результаты исследования показали, что определенную отрицательную связь интеллектуальная деятельность имеет с эмоциональной чувствительностью в предметной сфере. Повышенная тревога и ощущение неуверенности, беспокойство и чувствительность к неудачам отрицательно воздействую на процесс саморегуляции и результативность умственной деятельности.
Результаты исследования также показали, что коммуникативный аспект темперамента (социальная пластичность и социальная эмоциональная чувствительность) не связан ни с вербальными, ни с невербальными характеристиками интеллекта.
Следовательно, проведенное исследование подтвердило, с одной стороны возможность рассмотрения темперамента и общих способностей как разноуровневых структур индивидуальности. С другой стороны, результаты исследования указывают на тесную связь, которая существует между механизмом формирования и развития этих структур индивидуальности. В исследовании применялся широкий список темпераментальных свойств и характеристик интеллекта, что позволило обнаружить достаточное большое число корреляционных связей между ними.
В работе нашло свое подтверждение ведущее положение теории индивидуальности В.М. Русалова о том, что в процессе своего функционирования темперамент взаимодействует с общими способностями через характеристики их активности. Связь обусловлена единым для них механизмом формирования. Темперамент является наследственно детерминированной структурой формально-динамических характеристик поведения индивида, а общие способности - это совокупность стабильных динамических характеристик когнитивной сферы индивида, сложившихся в деятельности под воздействием темпераментальных задатков.
Проведенное исследование будет интересно практикующим психологам и всем, кто интересуется психологией.
Способности - индивидуально-психологические особенности, дающие возможность отличить одного человека от другого. Они имеют отношение к результативности осуществления деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Говоря о темпераменте, имеют в виду различные психологические различия между людьми - по глубине, интенсивности, стабильности чувств, эмоциональной чувствительности, темпу, энергичности действий и иные динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизнедеятельности. Темперамент и в настоящее время является во многом открытой и неразрешенной проблемой. При всем разнообразии подходов к данной проблеме, исследователи признают темперамент биологическим фундаментом, на основе которого происходит непосредственно становление личности как общественного существа. В связи с этим актуальным остается и вопрос взаимосвязи способностей и темперамента. В данном исследовании сделана попытка обосновать проблему взаимосвязи темперамента и общих способностей.
В ходе исследования была достигнута его цель: выявлен характер связи между темпераментом и общими способностями у старших школьников. Гипотеза исследования получила свое полное подтверждение. Предметный аспект темперамента (предметная пластичность и предметный темп) положительно взаимосвязан с общим и речевым показателями интеллекта. Вербальные субтесты, основанные на способностях понимания смысла выражений и отдельных понятий, на легкости и быстроте оперирования словесным материалом, непосредственно зависят от динамико-энергетических особенностей поведения, характерных для темперамента.
Результаты исследования показали, что определенную отрицательную связь интеллектуальная деятельность имеет с эмоциональной чувствительностью в предметной сфере. Повышенная тревога и ощущение неуверенности, беспокойство и чувствительность к неудачам отрицательно воздействую на процесс саморегуляции и результативность умственной деятельности.
Результаты исследования также показали, что коммуникативный аспект темперамента (социальная пластичность и социальная эмоциональная чувствительность) не связан ни с вербальными, ни с невербальными характеристиками интеллекта.
Следовательно, проведенное исследование подтвердило, с одной стороны возможность рассмотрения темперамента и общих способностей как разноуровневых структур индивидуальности. С другой стороны, результаты исследования указывают на тесную связь, которая существует между механизмом формирования и развития этих структур индивидуальности. В исследовании применялся широкий список темпераментальных свойств и характеристик интеллекта, что позволило обнаружить достаточное большое число корреляционных связей между ними.
В работе нашло свое подтверждение ведущее положение теории индивидуальности В.М. Русалова о том, что в процессе своего функционирования темперамент взаимодействует с общими способностями через характеристики их активности. Связь обусловлена единым для них механизмом формирования. Темперамент является наследственно детерминированной структурой формально-динамических характеристик поведения индивида, а общие способности - это совокупность стабильных динамических характеристик когнитивной сферы индивида, сложившихся в деятельности под воздействием темпераментальных задатков.
Проведенное исследование будет интересно практикующим психологам и всем, кто интересуется психологией.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016 - Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Специфика проявления характеристик индивидуальности в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2013 - РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОПЕРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016





