Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
|
Период изготовления: май 2023 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведена экспериментальное исследование..
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Общая характеристика читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста 9
1.3 Педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Анализ результатов опытно-поискового исследования по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Учебное заведение: неизвестно.
Проведена экспериментальное исследование..
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Общая характеристика читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста 9
1.3 Педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Анализ результатов опытно-поискового исследования по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Развивать читательский интерес как устойчивую потребность необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста и отсутствием плановой работы в практической деятельности воспитателей по развитию читательского интереса старших дошкольников, помимо образовательной деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическая реализация педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие читательского интереса будет успешным, если:
- разработаны педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществляется взаимодействие ДОО и семьи в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить общую характеристику читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста;
- обосновать и проверить эффективность педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнение.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-поисковое исследование.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к структуре и содержанию детского чтения – И.И. Горевского, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к выделению принципов и условий развития восприятия книг детьми старшего дошкольного возраста – М.П. Воюшина, Н.М. Суслова и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста – Л.А. Гусарова, Н.Е. Колганова и др.
Практическая значимость исследования: система разработанных конспектов по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, а также студентами на педагогической практике.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста и отсутствием плановой работы в практической деятельности воспитателей по развитию читательского интереса старших дошкольников, помимо образовательной деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическая реализация педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие читательского интереса будет успешным, если:
- разработаны педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществляется взаимодействие ДОО и семьи в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить общую характеристику читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста;
- обосновать и проверить эффективность педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнение.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-поисковое исследование.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к структуре и содержанию детского чтения – И.И. Горевского, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к выделению принципов и условий развития восприятия книг детьми старшего дошкольного возраста – М.П. Воюшина, Н.М. Суслова и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста – Л.А. Гусарова, Н.Е. Колганова и др.
Практическая значимость исследования: система разработанных конспектов по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, а также студентами на педагогической практике.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста читательские интересы развиты в основном на среднем и низком уровнях, было выявлено преобладание позитивного отношения эпизодического характера к чтению и нейтрального отношения к чтению среди старших дошкольников. Показатели интереса и потребности в чтении являются основными критериями определения уровня восприятия старшими дошкольниками книг. В ходе исследования было установлено, что как в экспериментальной группе дошкольников, так и в контрольной, уровень восприятия книг достаточно низкий.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Прослеживается увеличение количества детей с высоким уровнем развития основных компонентов читательских интересов на 25% (на 5 старших дошкольников). Данная группа дошкольников слушают, когда им читают художественную литературу, задают вопросы, воспринимают правильно сюжетную линию, могут дать оценку поступкам героев. По-прежнему на контрольном этапе есть дети с низким уровнем развития читательских компонентов, однако их на 20% (4 детей) меньше, чем на констатирующем этапе. По сравнению с констатирующим этапов на контрольном этапе на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития читательских интересов. Старшие дошкольники стали активными слушателями, они более внимательно относятся к процессу чтению, задают вопросы. По-прежнему у 2 детей прослеживается низки уровень развития читательских интересов. Увеличилось на контрольном этапе по сравнению с констатирующем этапом на 20% (4 детей) с позитивным отношению к чтению на постоянной основе. Количество детей с нейтральным отношением к чтению уменьшилось на 15% (3 детей).
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста читательские интересы развиты в основном на среднем и низком уровнях, было выявлено преобладание позитивного отношения эпизодического характера к чтению и нейтрального отношения к чтению среди старших дошкольников. Показатели интереса и потребности в чтении являются основными критериями определения уровня восприятия старшими дошкольниками книг. В ходе исследования было установлено, что как в экспериментальной группе дошкольников, так и в контрольной, уровень восприятия книг достаточно низкий.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Прослеживается увеличение количества детей с высоким уровнем развития основных компонентов читательских интересов на 25% (на 5 старших дошкольников). Данная группа дошкольников слушают, когда им читают художественную литературу, задают вопросы, воспринимают правильно сюжетную линию, могут дать оценку поступкам героев. По-прежнему на контрольном этапе есть дети с низким уровнем развития читательских компонентов, однако их на 20% (4 детей) меньше, чем на констатирующем этапе. По сравнению с констатирующим этапов на контрольном этапе на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития читательских интересов. Старшие дошкольники стали активными слушателями, они более внимательно относятся к процессу чтению, задают вопросы. По-прежнему у 2 детей прослеживается низки уровень развития читательских интересов. Увеличилось на контрольном этапе по сравнению с констатирующем этапом на 20% (4 детей) с позитивным отношению к чтению на постоянной основе. Количество детей с нейтральным отношением к чтению уменьшилось на 15% (3 детей).
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Познавательная литература как средство развития читательского интереса у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условии формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Лэпбук как средство развития читательского
интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



