Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Работа №111324

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: май 2023 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведена экспериментальное исследование..
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Общая характеристика читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста 9
1.3 Педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Анализ результатов опытно-поискового исследования по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Развивать читательский интерес как устойчивую потребность необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
Исследованием данных вопросов занимались такие авторы как А.П. Беркутова, И.И. Горевский, Н.Н. Светловская, и др. М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская раскрыли сущность понятия «читательский интерес» и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Н.Е. Колганова, Н.М. Суслова и др. определили основные методы и приемы развития читательского интереса у старших дошкольников. Л.А. Кондакова, В.В. Максимова и др. выявили возможности образовательного процесса в ДОУ в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста и отсутствием плановой работы в практической деятельности воспитателей по развитию читательского интереса старших дошкольников, помимо образовательной деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическая реализация педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие читательского интереса будет успешным, если:
- разработаны педагогические условия развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществляется взаимодействие ДОО и семьи в развитии читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить общую характеристику читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности восприятия произведений детьми старшего дошкольного возраста;
- обосновать и проверить эффективность педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнение.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-поисковое исследование.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к структуре и содержанию детского чтения – И.И. Горевского, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к выделению принципов и условий развития восприятия книг детьми старшего дошкольного возраста – М.П. Воюшина, Н.М. Суслова и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста – Л.А. Гусарова, Н.Е. Колганова и др.
Практическая значимость исследования: система разработанных конспектов по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, а также студентами на педагогической практике.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность старшего дошкольника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность.
Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста читательские интересы развиты в основном на среднем и низком уровнях, было выявлено преобладание позитивного отношения эпизодического характера к чтению и нейтрального отношения к чтению среди старших дошкольников. Показатели интереса и потребности в чтении являются основными критериями определения уровня восприятия старшими дошкольниками книг. В ходе исследования было установлено, что как в экспериментальной группе дошкольников, так и в контрольной, уровень восприятия книг достаточно низкий.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки программы кружка «Книголюбы», направленной на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Прослеживается увеличение количества детей с высоким уровнем развития основных компонентов читательских интересов на 25% (на 5 старших дошкольников). Данная группа дошкольников слушают, когда им читают художественную литературу, задают вопросы, воспринимают правильно сюжетную линию, могут дать оценку поступкам героев. По-прежнему на контрольном этапе есть дети с низким уровнем развития читательских компонентов, однако их на 20% (4 детей) меньше, чем на констатирующем этапе. По сравнению с констатирующим этапов на контрольном этапе на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития читательских интересов. Старшие дошкольники стали активными слушателями, они более внимательно относятся к процессу чтению, задают вопросы. По-прежнему у 2 детей прослеживается низки уровень развития читательских интересов. Увеличилось на контрольном этапе по сравнению с констатирующем этапом на 20% (4 детей) с позитивным отношению к чтению на постоянной основе. Количество детей с нейтральным отношением к чтению уменьшилось на 15% (3 детей).
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
2. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению дошкольников [Текст] / А. П. Беркутова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 33-36.
3. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у детей. Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
4. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
5. Горевский, И. И. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
6. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
7. Карташова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Карташова // Литература в школе. – 2009. – № 12. – С. 26- 28.
8. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности дошкольников [Текст] / Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3 (119). – С. 106-111.
9. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
10. Макина, И. М. Средства нравственного воспитания средствами чтения произведений народного творчества [Текст] / И. М. Макина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 72-78.
11. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса дошкольников средствами кружковой работы [Текст] / В. В. Максимова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 96-99.
12. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
13. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
14. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Педагогика. – 2003. – №1. – С-11-18.
15. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
16. Текучева, И. В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века [Текст] / И. В. Текучева // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 9. – С. 50-52.
17. Терещенко, О. Р. Инновационные приемы развития мотивации к чтению [Текст] / О. Р. Терещенко // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 32-35.
18. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей [Текст] / И. И. Тихомирова. – Москва : Школьная библиотека, 2014. – 248 с.
19. Тыщенко, Т. А. Особенности развития читательских интересов дошкольников [Текст] / Т. А. Тыщенко // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 129-133.
20. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
21. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения [Текст / М. В. Шараева // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
22. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка дошкольника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 11. – С. 3-5.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
24. Юматова, Р. О. Воспитание вдумчивого читателя / Р. О. Юматова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4 – С. 58-63.
25. Якушина, Л. С. Проблема чтения дошкольникам художественного произведения [Текст] / Л. С. Якушина // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 6-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ