Средства выражения оценочности в медиатексте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭМОТИВНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10
1.1. Семантические и текстообразующие признаки оценочности 10
1.2. Лингвостилистические признаки оценочности в медиатекстах 27
1.3. Языковые средства выражения комического 31
ГЛАВА 2. ЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ В МЕДИАТЕКСТАХ РАЗЛИЧНЫХ ДИСКУРСОВ 39
2.1. Методология лингвистического анализа текста 40
2.2. Эксплицитные и имплицитные признаки оценочности в
медиатекстах религиозного дискурса 44
2.3. Эксплицитные и имплицитные признаки оценочности в
медиатекстах политического дискурса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭМОТИВНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10
1.1. Семантические и текстообразующие признаки оценочности 10
1.2. Лингвостилистические признаки оценочности в медиатекстах 27
1.3. Языковые средства выражения комического 31
ГЛАВА 2. ЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ В МЕДИАТЕКСТАХ РАЗЛИЧНЫХ ДИСКУРСОВ 39
2.1. Методология лингвистического анализа текста 40
2.2. Эксплицитные и имплицитные признаки оценочности в
медиатекстах религиозного дискурса 44
2.3. Эксплицитные и имплицитные признаки оценочности в
медиатекстах политического дискурса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
В настоящее время существует мнение, что проблема интерпретации и оценки явлений уже достаточно изучена, но это не может быть верным на том основании, что эти термины осмысливаются и кодифицируются не только в научном понимании (с его однозначностью и объективностью), но и в обыденном сознании. Сложность, многослойность человеческого мышления, в котором происходит постоянное противоборство рационального и чувственного, как коллективного (национальная картина мира), так и индивидуального, оставляет для исследователей еще больше вопросов, чем ответов. Явления в ходе речемыслительной деятельности в коммуникативном плане содержания и выражения трансформируются в дискурсы, создавая многомерное пространство для содержательно-концептуальной информации. Наиболее «деликатными» и неоднозначными являются политический, конфессиональный, национальный и некоторые другие виды дискурса. Подобные тексты являются вторичными по своей природе, так как интерпретируют происходящие явления и события (первичное). Возможность публичного дискурса в настоящее время не является прерогативой определенных групп людей, объединенных по своему социальному статусу и профессиональной компетенции. Практически неограниченный доступ к любым источникам информациии, наличие различных площадок в сети Интернет для выражения своего мнения позволяют вести дискурс на любом уровне с помощью реализации всех коммуникативных ресурсов, находящихся в конкретном языке. Особым видом воплощения речевого материала является медиатекст, существующий в веб-пространстве и обладающий рядом отличительных характеристик от стандартного публицистического текста, в частности, любой пользователь, находящийся в процессе Интернет-коммуникации в силу своей когнитивной базы может стать создателем или критиком той или иной модализованной информации в виде медиатекста.
Мнение по своей природе содержит субъективно-модальное видение объекта (явления, процесса) и отображает этот объект с точки зрения тех качеств и свойств, которые обнаруживаются различными субъектами по различным мотивам познавательной и информационной деятельности вне зависимости от социального и профессионального положения субъекта оценки. Вторичная интерпретация существующего явления приобретает форму высказывания, внутри которого по своей природе заложена модальность, - индивидуальное проявление человеческого фактора в языке, что трактуется как описание факта и одновременно оценка какого-либо факта. А любой текст как порождение речемыслительной деятельности обладает интенцией, суггестивным и эмотивным компонентами, что заключает в себе конфликтогенный характер, и чем сильнее оценка относится к событиям или объектам, имеющим ценностный характер, тем острее будет восприниматься эта оценка.
Проблематика модификаций дефиниций, языковых средств выражения культурного кода от поколения к поколению, неустойчивых стереотипов, ментальности членов социума оставляет большое пространство для бесконечного количества исследований бесконтрольного и самоорганизованного явления под названием оценка происходящих событий не только в строго лингвистическом аспекте, но и с обязательным привлечением и интеграцией с другими дисциплинами, входящими в так называемые «когнитивные науки»: лингвистика, социология, психология, биология, лингвистическая антропология и др.
Методологической базой настоящего исследования выступили труды по проблеме выражения оценочности в тексте. Например, работы Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1981, 1987, 1988] посвящены классификации видов оценки, разграничению оценки и факта, рассмотрению предложения с точки зрения его семантической функциональности; Е.М. Вольф определяет лексико-грамматические признаки функциональной семантики оценки и подробно описывает шкалу «хорошо-плохо» [Вольф 2006]. Также оценке посвящены работы Ю.С. Волобуевой [Волобуева 2014], А.В. Головановой [Голованова 2005], М.А. Егоровой [Егорова 2014], О.В. Кашкиной [Кашкина 2006], Т.В. Чернышовой [Чернышова 2002] и др.
И.Р. Гальперин предлагает не ограничиваться семантикой предложения, а сделать текст объектом лингвистического исследования, используя понятия «контекста», «интертекстуальности», «пресуппозиции», «пропозиции» и др. [Гальперин 2007]. Подробно изучают компоненты текста Е.М. Вольф [Вольф 1998], В.А. Звегинцев [Звегинцев 1976], И.М. Кобозева [Кобозева 2007], Е.В. Падучева [Падучева: электр. ресурс] и др. Применение теории речевых актов, рассмотренной И.М. Кобозевой [Кобозева: электр. ресурс], важно для лингвистического анализа текста, так как адресант зачастую имеет какое-либо намерение и ждет его реализации. Другие работы, посвященные этой проблеме принадлежат Е.В. Падучевой [Падучева 1985, 2008], Н.А. Рубакину [Рубакин 1972].
Известны труды по исследованию феномена медиатекстов Н.А. Кузьминой [Кузьмина 2011], М.Ю. Казак [Казак: электр. ресурс], которые рассматривают специфические черты и подходы к исследованию такого рода текстов. В силу общедоступности и неконтролируемости медиаинформации возникает потребность в изучении конфликтогенного потенциала. Область лингвоконфликтологии (юрислингвистики) является относительно молодой отраслью лингвистики, но ее актуальность определила количество вышедших монографий и научных журналов , в которых вслед за функционально-прагматическим подходом преобладает семантико-когнитивный подход. Известны работы таких ученых, как А.Н. Баранов [Баранов 2013], К.И. Бринев [Бринев 2009], Н.Д. Голев [Голев 2002], Е.С. Кара-Мурза [Кара-Мурза 2010], И.А. Стернин [Стернин 2007] и др. Одной из важнейших научных баз при экспертизе текста являются «Национальный корпус русского языка» [Электр. ресурс] и «Корпус русской грамматики» [Электр. ресурс].
Настоящее исследование посвящено особенностям реализации языковых средств выражения оценки в различных дискурсах. Исследование является актуальным для экспертной деятельности и науки в целом, так как когнитивная интерпретация семантики лексем, словосочетаний, предложений и текста в целом попадает в правовое поле по административным (оскорбление) и уголовным (клевета, разжигание межнациональной розни и др.) делам. Такие виды урегулированных законодательством высказываний содержат в себе оценочную или инвективную лексику, которую может выявить эксперт.
Объект исследования составили спорные публичные конфликтогенные медиатексты политического и религиозного характера.
Предметом исследования выступили средства выражения оценочного модуса и их реализация в речевых высказываниях.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить средства выражения оценочности в медиатекстах.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) рассмотрена специфика текстообразующих и семантических компонентов, которые служат средством воплощения модальности и эмотивности в речевом действии;
2) определены лингвостилистические средства, используемые в медиатекстах;
3) выявлены особенности языковых средств воплощения комического эффекта с точки зрения воздействующего эффекта в анализируемых медиатекстах;
4) выявлена реализация агрессивных и смягчающих компонентов «комического» в медиатекстах религиозного дискурса;
5) выявлена реализация агрессивных и смягчающих компонентов «комического» в медиатекстах политического дискурса.
Исследуемый материал - медиатексты: посты в социальных сетях, видеофрагменты с записью речевых действий, публицистические статьи в блогах и других интернет-площадках.
Методы, использованные в магистерской диссертации. Метод изучения и анализа научных источников позволил выявить степень изученности проблемы; описательный метод был применен для сбора, систематизации и распределения исследуемого материала по тематике дискурса; метод компонентного анализа был использован для выявления архисем и семантических составляющих; метод стилистического анализа был применен для исследования композиции текстов, содержательной части, экспрессивной составляющей и т.д.; метод обобщения словарных дефиниций позволил произвести когнитивную интерпретацию речевого материала; метод ассоциативного эксперимента был использован для придания объективности доказательной базы проведенной экспертной работы и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оценочность - основной стилеобразующий фактор современных медиатекстов. Восприятие содержательно-концептуальной информации в медиатекстах определено семантическими, текстообразующими и модусными компонентами.
2. Концептуальная информация спорных текстов религиозного дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется ироническим компонентом в результате смешения профанного и сакрального осмысления явления действительности.
3. Концептуальная информация спорных текстов политического дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется конфликтогенным содержанием.
Новизна исследования состоит в попытке описания средств выражения оценочности, используемых в спорных текстах религиозного и политического содержания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования сведения могут быть использованы в лингвоэкспертной деятельности.
Магистерская диссертация на тему «Средства выражения оценочности в медиатексте» состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются объект, предмет, цели, задачи, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Лингвистические признаки эмотивности в русском языке» содержит информацию о теоретической базе структуры оценочного высказывания на различных уровнях языка. В параграфе 1.1. рассматриваются семантические аспекты и текстообразующие компоненты, с помощью которых возникают новые уровни вторичности изначальных описанных явлений действительности. Особое место отведено многослойности лексического и синтаксического уровней, а также уделяется внимание графическому строению высказывания. В параграфе 1.2. рассматривается специфика медиатекста как нового способа получения концептуальной информации. Медиатексты не носят строго информационный характер сведений, имеют ярко выраженный манипулятивный и суггестивный потенциалы, влияющие на метаморфозу восприятия адресатом действительности. Параграф 1.3. конкретизирует один из оценочных компонентов: «комическое» выступает и как средство смягчения агрессии, и как усиление «языка вражды:».
Во второй главе «Явная и скрытая оценочность в медиатекстах различных дискурсов» проводится лингвистический анализ спорных текстов, содержащих экспликацию и импликацию отношения адресанта к заданной действительности. Параграф 2.1. содержит накопленную методологическую базу исследования спорных текстов по примерным вопросам, задающимся экспертам по статьям 280 и 282 УК РФ. Параграф 2.2. представляет собой примеры исследований веб-медиатекстов религиозного дискурса. Параграф 2.3. содержит исследования веб-медиатекстов политического дискурса.
Диссертация прошла апробацию на «Студенческих днях науки ТГУ» (ТГУ, 2016, 2017), организованных студентами-магистрантами 2-ого курса круглых столах на тему «Конфликт и его роль в жизни общества» (ТГУ, 2016, 2017). Материалы диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в журнале «Волжский вестник науки» № 1-2 (5-6) 2017, в сборнике конференции «Студенческие дни науки ТГУ 2017» (ТГУ, 2017).
Мнение по своей природе содержит субъективно-модальное видение объекта (явления, процесса) и отображает этот объект с точки зрения тех качеств и свойств, которые обнаруживаются различными субъектами по различным мотивам познавательной и информационной деятельности вне зависимости от социального и профессионального положения субъекта оценки. Вторичная интерпретация существующего явления приобретает форму высказывания, внутри которого по своей природе заложена модальность, - индивидуальное проявление человеческого фактора в языке, что трактуется как описание факта и одновременно оценка какого-либо факта. А любой текст как порождение речемыслительной деятельности обладает интенцией, суггестивным и эмотивным компонентами, что заключает в себе конфликтогенный характер, и чем сильнее оценка относится к событиям или объектам, имеющим ценностный характер, тем острее будет восприниматься эта оценка.
Проблематика модификаций дефиниций, языковых средств выражения культурного кода от поколения к поколению, неустойчивых стереотипов, ментальности членов социума оставляет большое пространство для бесконечного количества исследований бесконтрольного и самоорганизованного явления под названием оценка происходящих событий не только в строго лингвистическом аспекте, но и с обязательным привлечением и интеграцией с другими дисциплинами, входящими в так называемые «когнитивные науки»: лингвистика, социология, психология, биология, лингвистическая антропология и др.
Методологической базой настоящего исследования выступили труды по проблеме выражения оценочности в тексте. Например, работы Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1981, 1987, 1988] посвящены классификации видов оценки, разграничению оценки и факта, рассмотрению предложения с точки зрения его семантической функциональности; Е.М. Вольф определяет лексико-грамматические признаки функциональной семантики оценки и подробно описывает шкалу «хорошо-плохо» [Вольф 2006]. Также оценке посвящены работы Ю.С. Волобуевой [Волобуева 2014], А.В. Головановой [Голованова 2005], М.А. Егоровой [Егорова 2014], О.В. Кашкиной [Кашкина 2006], Т.В. Чернышовой [Чернышова 2002] и др.
И.Р. Гальперин предлагает не ограничиваться семантикой предложения, а сделать текст объектом лингвистического исследования, используя понятия «контекста», «интертекстуальности», «пресуппозиции», «пропозиции» и др. [Гальперин 2007]. Подробно изучают компоненты текста Е.М. Вольф [Вольф 1998], В.А. Звегинцев [Звегинцев 1976], И.М. Кобозева [Кобозева 2007], Е.В. Падучева [Падучева: электр. ресурс] и др. Применение теории речевых актов, рассмотренной И.М. Кобозевой [Кобозева: электр. ресурс], важно для лингвистического анализа текста, так как адресант зачастую имеет какое-либо намерение и ждет его реализации. Другие работы, посвященные этой проблеме принадлежат Е.В. Падучевой [Падучева 1985, 2008], Н.А. Рубакину [Рубакин 1972].
Известны труды по исследованию феномена медиатекстов Н.А. Кузьминой [Кузьмина 2011], М.Ю. Казак [Казак: электр. ресурс], которые рассматривают специфические черты и подходы к исследованию такого рода текстов. В силу общедоступности и неконтролируемости медиаинформации возникает потребность в изучении конфликтогенного потенциала. Область лингвоконфликтологии (юрислингвистики) является относительно молодой отраслью лингвистики, но ее актуальность определила количество вышедших монографий и научных журналов , в которых вслед за функционально-прагматическим подходом преобладает семантико-когнитивный подход. Известны работы таких ученых, как А.Н. Баранов [Баранов 2013], К.И. Бринев [Бринев 2009], Н.Д. Голев [Голев 2002], Е.С. Кара-Мурза [Кара-Мурза 2010], И.А. Стернин [Стернин 2007] и др. Одной из важнейших научных баз при экспертизе текста являются «Национальный корпус русского языка» [Электр. ресурс] и «Корпус русской грамматики» [Электр. ресурс].
Настоящее исследование посвящено особенностям реализации языковых средств выражения оценки в различных дискурсах. Исследование является актуальным для экспертной деятельности и науки в целом, так как когнитивная интерпретация семантики лексем, словосочетаний, предложений и текста в целом попадает в правовое поле по административным (оскорбление) и уголовным (клевета, разжигание межнациональной розни и др.) делам. Такие виды урегулированных законодательством высказываний содержат в себе оценочную или инвективную лексику, которую может выявить эксперт.
Объект исследования составили спорные публичные конфликтогенные медиатексты политического и религиозного характера.
Предметом исследования выступили средства выражения оценочного модуса и их реализация в речевых высказываниях.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить средства выражения оценочности в медиатекстах.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) рассмотрена специфика текстообразующих и семантических компонентов, которые служат средством воплощения модальности и эмотивности в речевом действии;
2) определены лингвостилистические средства, используемые в медиатекстах;
3) выявлены особенности языковых средств воплощения комического эффекта с точки зрения воздействующего эффекта в анализируемых медиатекстах;
4) выявлена реализация агрессивных и смягчающих компонентов «комического» в медиатекстах религиозного дискурса;
5) выявлена реализация агрессивных и смягчающих компонентов «комического» в медиатекстах политического дискурса.
Исследуемый материал - медиатексты: посты в социальных сетях, видеофрагменты с записью речевых действий, публицистические статьи в блогах и других интернет-площадках.
Методы, использованные в магистерской диссертации. Метод изучения и анализа научных источников позволил выявить степень изученности проблемы; описательный метод был применен для сбора, систематизации и распределения исследуемого материала по тематике дискурса; метод компонентного анализа был использован для выявления архисем и семантических составляющих; метод стилистического анализа был применен для исследования композиции текстов, содержательной части, экспрессивной составляющей и т.д.; метод обобщения словарных дефиниций позволил произвести когнитивную интерпретацию речевого материала; метод ассоциативного эксперимента был использован для придания объективности доказательной базы проведенной экспертной работы и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оценочность - основной стилеобразующий фактор современных медиатекстов. Восприятие содержательно-концептуальной информации в медиатекстах определено семантическими, текстообразующими и модусными компонентами.
2. Концептуальная информация спорных текстов религиозного дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется ироническим компонентом в результате смешения профанного и сакрального осмысления явления действительности.
3. Концептуальная информация спорных текстов политического дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется конфликтогенным содержанием.
Новизна исследования состоит в попытке описания средств выражения оценочности, используемых в спорных текстах религиозного и политического содержания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования сведения могут быть использованы в лингвоэкспертной деятельности.
Магистерская диссертация на тему «Средства выражения оценочности в медиатексте» состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются объект, предмет, цели, задачи, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Лингвистические признаки эмотивности в русском языке» содержит информацию о теоретической базе структуры оценочного высказывания на различных уровнях языка. В параграфе 1.1. рассматриваются семантические аспекты и текстообразующие компоненты, с помощью которых возникают новые уровни вторичности изначальных описанных явлений действительности. Особое место отведено многослойности лексического и синтаксического уровней, а также уделяется внимание графическому строению высказывания. В параграфе 1.2. рассматривается специфика медиатекста как нового способа получения концептуальной информации. Медиатексты не носят строго информационный характер сведений, имеют ярко выраженный манипулятивный и суггестивный потенциалы, влияющие на метаморфозу восприятия адресатом действительности. Параграф 1.3. конкретизирует один из оценочных компонентов: «комическое» выступает и как средство смягчения агрессии, и как усиление «языка вражды:».
Во второй главе «Явная и скрытая оценочность в медиатекстах различных дискурсов» проводится лингвистический анализ спорных текстов, содержащих экспликацию и импликацию отношения адресанта к заданной действительности. Параграф 2.1. содержит накопленную методологическую базу исследования спорных текстов по примерным вопросам, задающимся экспертам по статьям 280 и 282 УК РФ. Параграф 2.2. представляет собой примеры исследований веб-медиатекстов религиозного дискурса. Параграф 2.3. содержит исследования веб-медиатекстов политического дискурса.
Диссертация прошла апробацию на «Студенческих днях науки ТГУ» (ТГУ, 2016, 2017), организованных студентами-магистрантами 2-ого курса круглых столах на тему «Конфликт и его роль в жизни общества» (ТГУ, 2016, 2017). Материалы диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в журнале «Волжский вестник науки» № 1-2 (5-6) 2017, в сборнике конференции «Студенческие дни науки ТГУ 2017» (ТГУ, 2017).
В ходе проведенного исследования было доказано, что оценочность является основным стилеобразующим фактором современных медиатекстов. Восприятие содержательно-концептуальной информации в медиатекстах определено семантическими, текстообразующими и модусными компонентами.
В свете свободы доступа к любому типу информации возникает проблема правового аспекта распространения и реализации информации как когнитивной способности индивида. Текст (в частности, медиатекст) содержит в себе не просто набор высказываний, а последовательное раскрытие мыслей. Исходя из постулата о том, что образ кодирует сознание, когнитивное истолкование речевого материала носит сугубо субъективный характер и не подлежит верификации. Поэтому любое оценочное высказывание обладает воздействующей функцией, которая уменьшается или увеличивается благодаря тем или иным языковым средствам. Только объективное исследование спорного текста, проведенное экспертом, руководствующимся научной базой, а не внутренним убеждением, может служить убедительным доказательством в суде, а не средством манипуляции.
Существует ряд речевых признаков, которые позволяют обоснованно и объективно трактовать содержательную сторону высказывания: при когнитивно-дискурсивном анализе возможно выявление реализации лексемы в определенном контексте, композиционная структура так же имеет суггестивную функцию. Практическое применение лингвистических знаний на базе экспертной деятельности дает возможность по-новому взглянуть на языковые факты не только как на сложившиеся структуры, но и на их реализацию в речевой коммуникации. В языке возникают новые значения еще не успевших уйти в небытие семантических компонентов, на них прирастают новые значения и смыслы, которые возможно увидеть исходя только из контекстов современной речи.
В ходе рассмотрения специфики реализации текстообразующих и семантических компонентов было выявлено, что в коммуникативном действии происходит когнитивная актуализация компонентов сознания адресанта, что производит перлокутивный эффект. Он создается благодаря воздействующей функции, которая выражена с помощью различных маркеров. Лексико-грамматическая и стилистическая выраженность модальности речевого высказывания приводит к субъективному оценочному восприятию (так, прием парцелляции увеличивает суггестивный потенциал, использование контекстуальных антонимов и синонимов реализует комический прием несоответствия). Более высокий, концептуальный уровень возникает благодаря психолингвистическому аспекту реализации лексем в речевом произведении, что позволяет говорить о когнитивно-дискурсивном подходе к анализу (так, прием развертывания метафорического образа, пронизывающего весь текст, обладает воздействующей функцией на уровне ассоциативного восприятия в связи с концептосферой адресата).
Специфика медиатекста заключается в увеличении конфликтогенного потенциала за счет ухода от традиционной информативной функции к воздействующей и оценочной. Это проявляется на различных уровнях языка. В частности, во избежание ответственности за свои речевые действия, адресант использует компонент комического, который глубоко субъективен и имеет неоднозначный перлокутивный эффект. Данный
психолингвисический аспект не представляется возможным верифицировать, но когнитивно-дискурсивный анализ позволяет отнести то или иное речевое произведение к какому-либо жанру комического, который имеет ряд своих особенностей, усиливающих или ослабляющих негативный потенциал воздействия на адресата. Так, по степени воздействия жанры «шутка», «юмор» на психолингвистической шкале занимают место мягкого проявления комического, а «стёб» и «издёвка» имеют более агрессивный потенциал. Тем не менее, простого лексико-семантического анализа недостаточно для объективного анализа конкретного речевого высказывания, имеющего определенный контекст. Он реализуется за счет разнообразных языковых средств, смягчающих или усиливающих конфликтогенность в жанрах, что позволяет говорить о периферийности комического в концептуальной реализации замысла автора.
Концептуальная информация спорных текстов религиозного дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется ироническим компонентом в результате смешения профанного и сакрального осмысления явлений действительности. Так, в некоторых проанализированных речевых материалах религиозного дискурса не обнаруживается экстремистский потенциал, несмотря на эксплицитно выраженные маркеры. Языковые средства выражения оценочности контекстуально смягчают агрессивный потенциал. Иронический компонент также реализуется в нарушении логико-смыслового (семантического) единства текста, выраженного в резких сменах темы, что на текстовом уровне позволяет говорить о нарушении явления когезии.
В текстах политического дискурса в языковом плане реализуется чувство превосходства адресата над объектом оценки с помощью разнообразных комических средств, ослабляющих конфликтогенную экспрессию высказывания. Так, адресанты используют различные формы номинации, понижающие общественный статус прямых адресатов. Развернутые метафорические образы контекстуально содержат в себе побудительный наставнический тон, реализующийся, как правило, в группе предикатов повелительного наклонения. По сравнению с текстами религиозного дискурса подобные речевые высказывания содержат в себе последовательный ход мысли без нарушения логико-смыслового единства.
На основе материалов исследования было выявлено, что общими признаками речевых высказываний обоих типов дискурса выступают элементы комического, используются прием несоответствия, каламбура, чрезмерного употребления обсценной лексики.
Отличительными признаками религиозного дискурса стали оценочность, выражающая эмоциональное отношение к явлению действительности, невысокая содержательно-фактуальная информация и наличие непрямого адресата, который является объектом оценки. Адресат в таких текстах выражен либо имплицитно, либо не выражен в силу абстракции самого объект оценки. В политическом дискурсе преобладает рациональная оценка, подкрепленная отсылками на те или иные действия адресата высказывания. В этом типе текста адресат выражен эксплицитно в синтаксическом плане в составе прямого обращения.
В свете свободы доступа к любому типу информации возникает проблема правового аспекта распространения и реализации информации как когнитивной способности индивида. Текст (в частности, медиатекст) содержит в себе не просто набор высказываний, а последовательное раскрытие мыслей. Исходя из постулата о том, что образ кодирует сознание, когнитивное истолкование речевого материала носит сугубо субъективный характер и не подлежит верификации. Поэтому любое оценочное высказывание обладает воздействующей функцией, которая уменьшается или увеличивается благодаря тем или иным языковым средствам. Только объективное исследование спорного текста, проведенное экспертом, руководствующимся научной базой, а не внутренним убеждением, может служить убедительным доказательством в суде, а не средством манипуляции.
Существует ряд речевых признаков, которые позволяют обоснованно и объективно трактовать содержательную сторону высказывания: при когнитивно-дискурсивном анализе возможно выявление реализации лексемы в определенном контексте, композиционная структура так же имеет суггестивную функцию. Практическое применение лингвистических знаний на базе экспертной деятельности дает возможность по-новому взглянуть на языковые факты не только как на сложившиеся структуры, но и на их реализацию в речевой коммуникации. В языке возникают новые значения еще не успевших уйти в небытие семантических компонентов, на них прирастают новые значения и смыслы, которые возможно увидеть исходя только из контекстов современной речи.
В ходе рассмотрения специфики реализации текстообразующих и семантических компонентов было выявлено, что в коммуникативном действии происходит когнитивная актуализация компонентов сознания адресанта, что производит перлокутивный эффект. Он создается благодаря воздействующей функции, которая выражена с помощью различных маркеров. Лексико-грамматическая и стилистическая выраженность модальности речевого высказывания приводит к субъективному оценочному восприятию (так, прием парцелляции увеличивает суггестивный потенциал, использование контекстуальных антонимов и синонимов реализует комический прием несоответствия). Более высокий, концептуальный уровень возникает благодаря психолингвистическому аспекту реализации лексем в речевом произведении, что позволяет говорить о когнитивно-дискурсивном подходе к анализу (так, прием развертывания метафорического образа, пронизывающего весь текст, обладает воздействующей функцией на уровне ассоциативного восприятия в связи с концептосферой адресата).
Специфика медиатекста заключается в увеличении конфликтогенного потенциала за счет ухода от традиционной информативной функции к воздействующей и оценочной. Это проявляется на различных уровнях языка. В частности, во избежание ответственности за свои речевые действия, адресант использует компонент комического, который глубоко субъективен и имеет неоднозначный перлокутивный эффект. Данный
психолингвисический аспект не представляется возможным верифицировать, но когнитивно-дискурсивный анализ позволяет отнести то или иное речевое произведение к какому-либо жанру комического, который имеет ряд своих особенностей, усиливающих или ослабляющих негативный потенциал воздействия на адресата. Так, по степени воздействия жанры «шутка», «юмор» на психолингвистической шкале занимают место мягкого проявления комического, а «стёб» и «издёвка» имеют более агрессивный потенциал. Тем не менее, простого лексико-семантического анализа недостаточно для объективного анализа конкретного речевого высказывания, имеющего определенный контекст. Он реализуется за счет разнообразных языковых средств, смягчающих или усиливающих конфликтогенность в жанрах, что позволяет говорить о периферийности комического в концептуальной реализации замысла автора.
Концептуальная информация спорных текстов религиозного дискурса создается с помощью разнообразных языковых средств и приемов, в большей степени определяется ироническим компонентом в результате смешения профанного и сакрального осмысления явлений действительности. Так, в некоторых проанализированных речевых материалах религиозного дискурса не обнаруживается экстремистский потенциал, несмотря на эксплицитно выраженные маркеры. Языковые средства выражения оценочности контекстуально смягчают агрессивный потенциал. Иронический компонент также реализуется в нарушении логико-смыслового (семантического) единства текста, выраженного в резких сменах темы, что на текстовом уровне позволяет говорить о нарушении явления когезии.
В текстах политического дискурса в языковом плане реализуется чувство превосходства адресата над объектом оценки с помощью разнообразных комических средств, ослабляющих конфликтогенную экспрессию высказывания. Так, адресанты используют различные формы номинации, понижающие общественный статус прямых адресатов. Развернутые метафорические образы контекстуально содержат в себе побудительный наставнический тон, реализующийся, как правило, в группе предикатов повелительного наклонения. По сравнению с текстами религиозного дискурса подобные речевые высказывания содержат в себе последовательный ход мысли без нарушения логико-смыслового единства.
На основе материалов исследования было выявлено, что общими признаками речевых высказываний обоих типов дискурса выступают элементы комического, используются прием несоответствия, каламбура, чрезмерного употребления обсценной лексики.
Отличительными признаками религиозного дискурса стали оценочность, выражающая эмоциональное отношение к явлению действительности, невысокая содержательно-фактуальная информация и наличие непрямого адресата, который является объектом оценки. Адресат в таких текстах выражен либо имплицитно, либо не выражен в силу абстракции самого объект оценки. В политическом дискурсе преобладает рациональная оценка, подкрепленная отсылками на те или иные действия адресата высказывания. В этом типе текста адресат выражен эксплицитно в синтаксическом плане в составе прямого обращения.
Подобные работы
- Отрицательная оценка произведений искусства: речевая репрезентация коммуникативных сценариев
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Отрицательная оценка произведений искусства: речевая репрезентация коммуникативных сценариев
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Языковые средства выражения категории интенсивности в малой прозе
Л.Улицкой
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ В РУССКО- И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)
Магистерская диссертация, немецкий язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Языковые средства выражения категории интенсивности в малой прозе Л.Улицкой
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ ОЦЕНКИ В АНГЛИЙСКОМ
ЯЗЫКЕ И СПОСОБЫ ИХ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕВОГО
ЖАНРА ОТЗЫВА)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ МЕДИАПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРИЗАЦИИ И ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ СМИ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



