Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №111311

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ УГЛУБЛЕННОГО ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 10
§1. Понятие содержательно-методической линии школьного курса математики 10
§2. Анализ числовой линии в школьных учебниках математики 14
§3. Содержание числовой содержательно-методической линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы 32
§4. Анализ проведённых исследований и опыта работы учителей математики по проектированию числовой линии 38
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 45
§5. Историческая справка о развитии понятия числа 45
§6. Проектирование содержания числовой линии в условиях уровневой дифференциации 51
§7. Технология усвоения понятия действительного числа 63
§8. Элективный курс «Действительные числа в задачах» 73
§9. Описание педагогического эксперимента 103
Выводы по второй главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 117

Концепция развития математического образования в Российской Федерации [41] предполагает, что математическое образование должно: дать возможность каждому обучающемуся получить такой уровень математической подготовки, который будет соответствовать его образовательным запросам.
На наш взгляд, дифференциация как внешняя, так и внутренняя, может помочь реализовать тезисы Концепции. Внутренняя дифференциация предполагает деление класса обучающихся на группы, в зависимости от уровня подготовки. Внешняя дифференциация - углубленное изучение курса математики внутри одного класса всеми обучающимися. За счет изменения акцентов содержания углубленное изучение наиболее полно учитывает интересы, склонности и способности обучающихся, что позволяет им выстроить собственную профессиональную траекторию.
Углубленный курс математики предполагает расширение и углубление содержательно-методических линий школьного курса математики. В настоящий момент выделяют следующие линии: числовую, функциональную (функционально-графическую), тождественных преобразований, уравнений и неравенств, измерения величин, геометрических фигур, геометрических преобразований, векторов и др. Естественно, каждая из этих линий связана с другими, но числовая линия является основой для всех остальных содержательно-методических линий ввиду того, что связана с основополагающим понятием математики - числом.
Однако числовая линия в школьном курсе математики не представлена в полном объёме, что делает невозможным обоснование некоторых понятий школьного курса математики (показательной функции, непрерывности функций, площади прямоугольника и др.).
В свою очередь, числовая линия содержит в себе множество интересных фактов, изучение которых способствует развитию математического мышления.
Анализ предшествующих диссертационных работ, посвященных проектированию содержательно-методических линий, показал, что они были рассмотрены в аспекте:
• методических особенностей формирования функционально- графической линии курса алгебры в условиях личностно-ориентированного обучения (Тихонова Л.В., 2002);
• интеграции курсов алгебры и геометрии посредством содержательно- методической линии неравенств в классах с углубленным изучением математики (Янущик О.В., 2002);
• построения методологической схемы изучения числовой линии курса математики 5-6 классов (Зубарева И.И., 2008), автор предлагает в качестве основы обучения использовать принцип систематичности и последовательности с позиций психологической теории деятельности;
• методики формирования системы знаний об алгебраических структурах у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе углубленного изучения математики (Кочетова И.В., 2008);
• формирования содержательно-методической линии задач с параметрами в курсе математики общеобразовательной школы (Мирошин В.В., 2008);
• визуализации иррациональных чисел в курсе алгебры (Емелин А.В, 2012).
Поднимался вопрос и углубленного изучения математики в работах Кочетовой И.В. (2008), Красникова П.М. (2009), Волковской О.П. (2013), Шулежко О.В. (2013), Барабановой С.Ю. (2014).
Итак, можно констатировать, что вопросы числовой линии в курсе углубленного изучения математики актуальны; рассмотрены различные аспекты числовой содержательно-методической линии, проведен ряд исследований. Однако проектирование числовой содержательно-методической линии в углубленном курсе математики не являлось предметом специальных исследований.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между необходимостью: 1) научно-обоснованного изучения числовой линии в углубленном курсе математики и недостаточной разработанностью теоретических основ проектирования содержательно-методической линии; 2) изучения большого объёма теоретического материала, связанного с числовой линией, на углубленном уровне и недостаточной разработанностью системы задач по данной теме.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования: выявление методических основ проектирования числовой содержательно-методической линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
Объект исследования: содержательно-методические линии курса математики общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектирование содержательного компонента методической системы обучения числовой линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении методических основ проектирования числовой содержательно-методической линии и разработке методики её реализации в условиях углубленного изучения курса математики общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если при проектировании содержательного компонента методической системы обучения числовой линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы взять за основу технологию организации усвоения понятия действительного числа с помощью соотнесения каждому его этапу соответствующих задач, дифференцированных по трем уровням (базовый, продвинутый и высокий), то она будет способствовать повышению качества математической подготовки старшеклассников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать место числовой линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
2. Рассмотреть содержание числовой содержательно-методической линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
3. Проанализировать проведённые исследования и опыт работы учителей по данной теме.
4. Разработать технологию организации усвоения математических понятий и теорем (на примере понятия действительного числа).
5. Составить программу элективного курса «Действительные числа в задачах» для старших классов (профильный уровень).
6. Описать проведение педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории формирования математических понятий Г.И. Саранцева [66] и концепции уровневой дифференциации обучения математике Р.А. Утеевой [78].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; тестирование школьников; констатирующий и поисковый эксперимент по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2015/16 уч.г.): анализ педагогических исследований, проведённых по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, образовательных и рабочих программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2015/16 уч.г.): определение методических основ исследования по теме диссертации; выделение схемы изучения понятия действительного числа.
3 семестр (2016/17 уч.г.): разработка технологии организации усвоения математических понятий (на примере понятия действительного числа), разработка элективного курса «Действительные числа в задачах».
4 семестр (2016/17 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, проведение эксперимента, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна исследования заключается в том, что нем осуществлен подход к проектированию числовой содержательно-методической линии на основе разработки технологии организации усвоения понятия действительного числа с помощью соотнесения каждому его этапу соответствующих задач, дифференцированных по трем уровням (базовый, продвинутый и высокий).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации спроектирован содержательный компонент методической системы обучения числовой линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
Практическую значимость составляют:
• технология организации усвоения понятия действительного числа и система задач к ней;
• элективный курс «Действительные числа в задачах».
На защиту выносятся:
1. Содержательный компонент методической системы обучения числовой линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы.
2. Элективный курс «Действительные числа в задачах».
Апробация результатов исследования осуществлялась путём выступлений на: научно-методическом семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры (декабрь 2015, июнь 2016, декабрь 2016, май 2017); научной студенческой конференции «Дни науки» Тольяттинского государственного университета (2016, 2017 диплом за 1 место на первом этапе); VIII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», посвященной 240-летию со дня рождения К.Ф Гаусса (диплом за II место в конкурсе «Моя магистерская диссертация»).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии, программы элективного курса была осуществлена в период производственной, педагогической и преддипломной практик на базе кафедры алгебры и геометрии, НИЛ «Школа математического развития и образования -5+» Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МБОУ «Гимназия №9» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 8 публикациях, в том числе в 1 статье из журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (в соавторстве) [70, 79, 87, 88, 89, 90, 91, 92].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава, включающая четыре параграфа, посвящена методическим основам проектирования числовой содержательно-методической линии углубленного курса математики общеобразовательной школы. Проведён анализ школьных учебников с точки зрения представления в них темы «Действительные числа»: учебники основного общего образования (для общеобразовательной и углублённой программы) и среднего образования для углублённой программы. Некоторые вопросы в школьных учебниках рассмотрены подробно, например, изучение квадратных корней, иррациональных чисел. Кроме того, в диссертации приведены типы задач, представленные в учебниках. На основании анализа ранее проведенных исследований, учебно-методической литературы, опыта работы учителей математики сделан вывод о том, что тема «Действительные числа» должна изучаться по определённой схеме.
Вторая глава состоит из пяти параграфов, в которых описано проектирование числовой содержательно-методической линии в углубленном курсе математики общеобразовательной школы. В исторической справке о развитии понятия числа приводится три подхода к построению теории действительного числа (Вейерштрасса, Дедекинда, Кантора). Обоснована эффективность применения технологии организации усвоения понятия действительного числа, где каждому выделенному этапу усвоения понятия (за основу взята технология Г.И. Саранцева) поставлена в соответствие трёхуровневая система задач. Представлен разработанный элективный курс «Действительные числа в задачах». Приведено описание педагогического эксперимента и его результатов.
В заключении сформулированы выводы по теме исследования.
Список литературы состоит из 94 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Рассмотрены различные трактовки понятия «содержательно-методическая линия», современные подходы к рассмотрению вопросов, связанных с этим понятием. Сделан вывод, что в настоящий момент выделяются новые содержательно-методические линии школьного курса математики и различные подходы к их реализации.
2. Проведен анализ содержания темы «Действительные числа» в школьных учебниках алгебры и начал математического анализа старших классов, который показал, что проектирование содержательного компонента числовой линии для углубленного уровня на данном этапе развития математического образования требует уточнения.
3. Проанализированы исследования связанные с понятием действительного числа, их анализ показал, что проблема введения действительных чисел и операций над ними на данный момент недостаточна решена в теории и методике обучения математике.
4. Выделено содержание трех уровней (базовый, продвинутый и высокий) усвоения понятия действительного числа, на основании которого для каждого уровня составлена система задач и упражнений.
5. Разработана программа элективного курса «Действительные числа в задачах». Домашние задания, вопросы и гипотезы, представленные в нем, могут стать темами мини-исследований старшеклассников.
6. Проведен констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента, результаты которого позволяют утверждать, что гипотеза исследования нашла подтверждение. В дальнейшем требуется её уточнение и проведение обучающего этапа эксперимента.


1. Алгебра 7 / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2012.
2. Алгебра 8 класс. Для классов с углубленным изучением математики / Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.И. Симонов, А.И. Кудрявцев; Под ред. Н.Я. Виленкина. - М. Просвещение, 2010.
3. Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 255 с.
4. Алгебра. 8 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2012.
5. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
6. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.; Под ред. А.Н. Тихонова. - М.: Просвещение, 2010.
7. Антонова И.В., Демченкова Н.А., Аблеева А.А. О различных технологиях формирования понятий у учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе// Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. № 1(14). - С. 47-50. URL: http: //elibrary.ru/download/elibrary_25589748_22351052. pdf
8. Арнольд В.И. Цепные дроби.- М.: МЦНМО, 2001.-40 с.
9. Барабанова С.Ю. Творческий подход на уроках математики при дифференцированном обучении // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - Т. 4. - С.25-29.
10. Барабанова С.Ю. Творческий подход на уроках математики при дифференцированном обучении // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - Т5. - С.31-34.
11. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей . -- Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
12. Берник В.И. и др. Сборник олимпиадных задач по математике. - Мн.: Нар. Асвета, 1980.
13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 304 с.
14. Блох А.Я. О соотношении школьного курса алгебры и базисных математических дисциплин/ Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учеб. пос. для студ. мат. и физ.-мат. спец. пед. ин- тов / сост. Н.С. Антонов, В.А. Гусев. - М.: Просвещение, 1985.- С.48-54.
15. Блох А.Я., Гусев В.А., Дорофеев Г.В. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика / Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. - С.63-74.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ